Home » Featured

Из истории EXPO

3 августа 2010

crystal_castle_londonВсемирные выставки ЭКСПО занимают особое положение среди всех международных выставок. Они являются самыми авторитетными площадками, на которых множество стран получают возможность демонстрировать новейшие научно-технические, технологические, экономические решения самых актуальных проблем человечества. ЭКСПО носят универсальный характер: изначально в рамках этих выставок страны-участницы демонстрировали промышленную и государственную мощь, однако со временем тематика выставок расширилась, и к основным экспонатам — промышленным новинкам и значимым изобретениям — добавились этнографические экспозиции, выставки произведений искусств, в дни работы выставок стали поводиться конгрессы по животрепещущим проблемам экономики, экологии, науки и культуры. Так, презентация достижений в сфере искусства стало неотъемлемым элементом всемирных выставок с 1862 года: тогда параллельно со всемирной ЭКСПО в Лондоне прошла и выставка изобразительного искусства. Уже в 1873 году в Вене выставлялись и русские художники: Перов с картинами «Охотники на привале» и «Рыболов», Репин и «Бурлаки», Ге и «Петр и Алексей», Саврасов и «Грачи прилетели».

Датой «рождения» ЭКСПО считается 1 мая 1851 г., когда в Гайд-парке города Лондона открылась «Великая выставка изделий промышленности всех наций», которая стала своеобразным итогом Промышленной революции. Символом и главной достопримечательностью мероприятия стал выставочный зал — Хрустальный дворец, построенный из железа и стекла специально для выставки. С тех самых пор демонстрация возможностей страны начиналась уже с самих павильонов, а также отдельных выставочных строений, которые со временем превращались как минимум в городские достопримечательности. Это, в первую очередь, знаменитая Эйфелева башня, построенная для выставки 1889 г. и ставшая впоследствии символом Парижа, а также Ротонда — павильон с самым большим в мире куполом, выстроенный к выставке в Вене в 1873 г., Королевский выставочный павильон международной выставки в Мельбурне (1880), включенный в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО и так далее.

Следуя общему стремлению наглядно демонстрировать высокий уровень развития государства, не отставала от ведущих мировых держав и наша страна. Русские павильоны всегда отличались оригинальностью и были заметны среди множества других. Так, в Париже 1900 г. русский павильон строился по проекту известного архитектора Ропета (Петрова); павильон России в Глазго 1901 г. принес автору проекта, Ф.А. Шехтелю, звание академика архитектуры и почетного члена Британского королевского института архитектуры; советские павильоны на выставках в Париже 1937 г., и Брюсселе 1958 г. получили высшие награды своих выставок; в историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР в Осаке 1970 г., имеющий форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции.

Богата история и Всемирных конгрессов, проходивших в рамках выставок. История эта начинается с выставки в Париже 1878 года. Тогда, например, состоялся первый литературный конгресс, на базе решений которого было выработано первое международное соглашение об авторских правах в литературе. Сопредседателем этого конгресса вместе с Виктором Гюго был избран Иван Тургенев. На этой же выставке решался вопрос авторских прав и в промышленности, рассматривался вопрос улучшения условий жизни слепых. Российские представители — ученые, изобретатели — участвовали во многих конгрессах как этой, так и следующих выставок. Так, например, в 1900 году на всемирной выставке в Париже в обиход вошло слово «телевиденье», прозвучавшее в докладе русского инженера К. Перского.

После войны организаторы выставок начинают уделять внимание не только достижениям в сфере технологий — участники переходят к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством — например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.

Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств — претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.