Главная » Featured

Увидеть себя в зеркале мира или зачем нам нужен «Олонхоленд»

3 августа 2010 Просмотров 4 832

Говоря о Якутске, мы любим подчеркивать, что в нашей столице находятся самый северный цирк в мире, балет и опера у нас тоже самые северные. А то, что самое северное скотоводство  освоили предки якутов, это общеизвестно. Если добавить к этому, что Якутск вместе с Норильском делят статус самых изолированных городов континента, то возрастает уникальность и северного искусства, и северного хозяйствования. Подумать только – в радиусе около 1000 километров от Якутска других крупных городов нет. Но жители Якутска, игнорируя этот факт, живут так, словно бы они находились в центре мира. Это чувство помогает им устраивать свою жизнь без всякого чувства провинциализма и периферийности. Не удивляйтесь, если встретите якутянина, который скажет вам, что самые вкусные мясные блюда готовят в Якутии, а самые модные девушки ходят по улицам Якутска…

Кто-то усмехнется, сказав, что это и есть глубочайший провинциализм, и по-своему будет прав. Он ведь тоже имеет право считать, что живет в своем центре мира. Никого нельзя лишать этого права, священного права любого человека.

В древнем якутском эпосе Олонхо есть строки …

По воле владык

Трехярусных белых небес –

Поставлена была охранять

Восьмигранный, прозрачный

Кристальный столб –

Твердыню опорную трех миров.

Я поставлена там была

Заклинаньми охранять

Незыблемость опоры миров.

Герой этого мира ни на минуту не забывает, что его повседневная жизнь “встроена” во Вселенский миропорядок. Его мифологическое сознание – еще не раздробленное и не измельчавшее в постоянных усилиях облегчить и упростить свою жизнь, удивительным образом  “обживает” космические просторы своим присутствием. Путешествуя по трем мирам Вселенной, герой Олонхо, словно путешествует по всем лабиринтам своего духа. Он сталкивается здесь с низким и высоким, красивым и уродливым, с добром и злом, и выходит победителем. В этом заключена мудрость  наших предков, которые понимали сложность человеческой природы и не отказывали ему в праве быть сильным и слабым, злодеем и благодетелем для того, чтобы пройти весь путь самопознания и сделать свой выбор. А уж богатство языка народа, сила его воображения и прихоть фантазии отливали эту извечную истину в прекрасные метафорические формы, где что ни сюжет, то роман-фэнтэзи, что ни герой, то сверхчеловек.

Человеку XXI века, который свел свою жизнь до какой-нибудь полезной функции экономиста, учителя, нотариуса, трудно постигнуть масштаб личности Олонхо. Он не только устроитель своей частной жизни, но устроитель миропорядка. С этим чувством он жил, и кто знает, может, оставил он потомкам в наследство хоть чуточку этого чувства и гордого духа. Когда сегодняшний житель Срединного мира с наивной искренностью говорит, что самые красивые песни звучат в его краях и самые масштабные социально-экономические процессы происходят тоже на его земле, то не слышится ли в этом отголосок духа предков? И если мы еще сохранили цельность своего сознания, способного объять всю полноту бытия, а не уподобились винтику бездушного механизма, то без ложной скромности можем сказать, что и мы  участвуем в устройстве Срединного мира.

С мая по октябрь этого года в Шанхае пройдет Всемирная выставка “ЭКСПО-2010”, где разные города мира представят друг другу свои достижения и перспективы на будущее. Эта презентация пройдет под девизом “Лучше город – лучше жизнь”. Можно только догадываться, чем будут удивлять друг друга Париж и Шанхай, Лондон и Копенгаген, Цюрих и Токио…Что ж, они  заслужили себе право называться центрами мира благодаря средоточию финансовых средств, развитой экономике, инновационным идеям в решении энергетических, экологических, транспортных проблем, культурному слою и прочему, прочему, что накапливалось веками. Среди этих городов в российском павильоне будет участвовать Якутск. Наш город вряд ли поразит технологическими прорывами в сфере строительства или транспортной инфраструктуры. Даже если мы и приблизимся по одному из этих параметров к городам Запада, то вряд ли это вызовет интерес продвинутого и привыкшего к комфорту западного человека. Самое большее, что он оценит — нашу способность копировать лучшие достижения первого мира. Отправится ли он в дальний путь, чтобы увидеть еще один “европейский” городок, затерявшийся на безлюдных просторах Сибири? Такое позиционирование столицы национальной республики не гарантирует ни бренда, ни имиджа, ни привлечение туристов и дивидендов. Даже если отбросить эту сторону, а озаботиться лишь нашим собственным комфортом, то устраивает ли это нас? Быть подражателем, имитировать чужие образцы – удобно с практической стороны, но рано или поздно такой подражатель останется в проигрыше.  Более того, подражание вредно и для самооценки, и для самоидентификации.

Поиск индивидуальности свойственен личности, народу и городам. Есть ли у Якутска индивидуальность? Несмотря на неоднократные победы якутских архитекторов в российских, международных конкурсах, наша столица пока еще находится в поиске своей идентичности. Понятно, что зодчие не властны над меняющимся обликом столицы, который подобно живому организму, реагирует на все здоровые и нездоровые процессы внутри себя. Глядя на повсеместные торговые центры, круглосуточные магазины, бесконечные растяжки, кричащие о скидках и поступлениях, на дорогие авто, скачущие по разбитым дорогам, понимаешь, что не все благополучно с этим организмом. Этот организм очень хочет жить, он активен, но в силу каких-то причин связывает свою жизнедеятельность только с потреблением. Он забывает о том, что культурный и цивилизованный субъект должен не только красиво одеваться, иметь дорогую мобилу и автомобиль, но и облагораживать свой внутренний мир. Это относится и к человеку, и к городу, в котором он обитает. В конечном счете, это взаимосвязано и взаимозависимо. Если обе стороны достигают гармонии, то возникает культурная среда, которая отвечает лозунгу “Лучше город – лучше жизнь”.

Все самые прекрасные города и архитектурные сооружения создавались творцами, вдохновленными либо религиозным чувством, либо идеями высокого искусства. В таких городах выражается и индивидуальность народа, его культурная идентичность. Глядя на нынешний Якутск, к сожалению, приходится признать, что ни одна историческая эпоха, начиная с 1638 года, с момента основания города, не обладала тем культурным зарядом, который оставил бы исторические и архитектурные памятники, способные стать предметом нашей гордости и объектом туристического паломничества. Ничего такого нет. Разве, что с началом демократических перемен и относительной экономической свободы жители столицы смогли добавить к списку самого северного театра, самый северный цирк и самые северные ледовые и спортивные дворцы. Хотя эти объекты удовлетворяют лишь наши собственные амбиции, но никак не интерес гостей. Потому как, такого добра и у них достаточно.      Реконструированный несколько лет назад комплекс “Старый город” в некоторой степени покрывает зияющую пустоту туристического потенциала столицы, но деревянные постройки XVIII-XIX и начала XX веков — это достопримечательность многих сибирских городов, основанных казаками-первопроходцами.

Останки мамонтовых туш, вечная мерзлота, алмазы…Разве они придают индивидуальность Якутску? Они никак не характеризуют жителей города и республики, не отражают их мировоззрения и культуру. Поэтому неудивительно, что в умах некоторой части интеллигенции зрела идея создания сакральной парковой зоны в черте Якутска. Когда в 2005 году якутский героический эпос Олонхо был признан ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия человечества, эта идея начала обретать реальные очертания.

Земля Олонхо… Этот устойчивый слоган, которым мы характеризуем республику, сразу перешел в плоскость реального, настоящего и, самое важное, современного. Ведь до сего времени выражение Земля Олонхо вызывало ассоциации с седой древностью, с исчезающей памятью о тех временах, когда на огромных просторах Саха Сирэ Олонхо звучало почти в каждой юрте, а олонхосуты, перемещаясь от алааса к алаасу, были властителями дум народа. Благодаря таланту сказителя, артистичности, феноменальной памяти, поэтическому дару и чувству избранничества, олонхосут выражал и поддерживал дух народа. Тем самым, он и сам был устроителем миропорядка в этом Срединном мире.

Сегодня древний миф обретает вторую жизнь, вдохновляя писателей, художников, режиссеров, народных мастеров, ученых… Образы эпоса начали использовать предприниматели, которым бренд Олонхо дает возможность продвинуть продукт, адекватный товарной марке. Этот процесс наглядно свидетельствует о том, что в обществе назрел тот культурный заряд, способный придать уникальность нашей столице. Кто знает, может, мы сотворим новый миф о самих себе, когда создадим парк “Земля Олонхо” в самой старой части Якутска, возле озера Сайсары – местности, овеянной легендами и преданиями якутов.             Работа над проектом рекреационно-туристического и развлекательного парка “Земля Олонхо” объединит творчески мыслящих людей, которые устали работать над рекламными слоганами для импортного ширпотреба, создавать интерьеры однотипных бутиков, придумывать сценарий очередного шоу или гламурной тусовки… Когда наблюдаешь за бурной жизнью этого сегмента общества, становится обидно за творчески и оригинально мыслящих людей, которые вынуждены обслуживать эту сферу, придавая смысл подчас бессмысленным вещам. Может, наконец-то кто-то из дизайнеров, фотохудожников, режиссеров вздохнет с облегчением и радостью тому, что появилась возможность поиска своей индивидуальности, а не копирования и тиражирования того, что накрыло и обезличило нас в глобальном пространстве.

Первые шаги по реализации проекта “Земля Олонхо” предприняты. Творческая группа, куда входят культурологи, дизайнеры, специалисты министерства культуры, архитекторы, экономисты,  разрабатывают различные варианты видения парка. Первоначальный  дизайн-проект парка стал недавно победителем Всероссийского конкурса архитекторов. Теперь проекту парка предстоит презентовать Якутск на “ЭКСПО-2010” в Шанхае. В этой амбициозной идее посетители выставки должны увидеть наше стремление вписаться в глобальный контекст, сохраняя культурное наследие. Это особенно важно сейчас, когда огромное пространство республики осваивается трансконтинентальными корпорациями, а богатства недр земли являются чуть ли не единственным мифом в сознании российского и зарубежного человека. Алмаз России. Кладовая страны… Сокровищница… Для жителя европейской части России алмаз является едва ли не главным атрибутом республики, если не считать морозы, оленей и белых медведей. Мифы насчет оленей и белых медведей до сих пор очень живучи, которые нет-нет, да и услышишь вдали от Родины. Приходится говорить о том, что в Якутске оленей можно увидеть на арене цирка, а люди давно пересели в автомобили и так же, как обитатели мегаполисов, страдают от гиподинамии…

Поэтому мы хотим развеять эти мифы, создав парк “Земля Олонхо”. У наших предков не было компьютеров, баз данных, архивов, музеев, но они умудрились сохранить и донести до нас эти колоссальные по объему и содержанию тексты, передавая из уст в уста.      Они словно соревновались со Временем и не проиграли ему. Сегодня наступили другие времена – времена компьютера, кино, масс-медиа, цифровых технологий, и мы понимаем, что Олонхо не должно проиграть и этому Времени.