Главная » Headline

Концепция национального инновационного проекта «Земля Олонхо»

18 сентября 2011 Просмотров 2 434

Введение

Настоящая Концепция национального инновационного проекта создания комплекса «Земля Олонхо» (далее — Концепция) представляет систему взглядов на цель его создания, содержание проекта, этапы и механизмы реализации.

Реализация национального инновационного проекта «Земля Олонхо» является одной из приоритетных задач социально-экономической политики в области создания эффективной социально ориентированной инновационной системы в Республике Саха (Якутия).

Национальный инновационный проект «Земля Олонхо» — совокупность мероприятий, направленных на достижение создания условий для разработки, производства новых продуктов и услуг через обеспечение функционирования инновационного кластера «Земля Олонхо» (далее – Кластер).

Инновационный кластер «Земля Олонхо» — совокупность инфраструктуры территории инновационного комплекса и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта «Земля Олонхо».

Культурным основанием инновационного кластера является якутский героический эпос Олонхо, признанный ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия человечества. В Республике Саха (Якутия) в рамках государственной целевой программы по олонхо решаются задачи создания Международного Центра Олонхо, активизируются научные исследования по эпосам народов Республики Саха (Якутия), защита, хранение и обеспечение сохранности эпического наследия, сохранение и возрождение аутентичной устной эпической традиции в Республике Саха (Якутия), создание образовательной системы Олонхо как средства воспитания, развития детей и молодежи, создание Театра Олонхо как особого явления художественной культуры якутов.

Концепция разработана во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2010 года № 1904 «О национальном инновационном проекте Республики Саха (Якутия) “Земля Олонхо”» в рамках Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации до 2025 года (далее — Стратегия), Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее – Схема).

Признание 25 ноября 2005 года мировым сообществом в лице ЮНЕСКО якутского героического эпоса Олонхо устным нематериальным шедевром человечества, объявление Правительством Республики Саха (Якутия) 10-летия Олонхо, принятие и реализация республиканской программы по изучению, сохранению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007—2015 годы, территориальная близость Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ имени М.К. Аммосова), Федерального государственного образовательного учреждения «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» (ФГОУ ЯГСХА) и НИИ ЯНЦ СО РАН и АН РС (Я) к отведенному месту образования Кластера создают благоприятные условия для реализации национального инновационного проекта «Земля Олонхо».

Актуальность создания комплекса «Земля Олонхо» заключается с одной стороны в реальной угрозе исчезновения  устного нематериального шедевра человечества – Олонхо, для эффективного сохранения, изучения и популяризации которого в 2006 г. Республикой Саха (Якутия) и ЮНЕСКО было подписано Соглашение о совместных обязательствах по созданию Международного Центра Олонхо с Театром Олонхо.

С другой – в наличии у г. Якутска высокой конкуренции с другими городами и мегаполисами за высококвалифицированные и креативные кадры в части обеспечения качества городской жизни. Поэтому реализации новых технологий градостроительства, обеспечивающих условия для сконцентрированного (скоординированного) размещения базовых объектов инфраструктуры инновационной системы РС (Я), включая жилые комплексы на наиболее соответствующей территории, должно стать одним из эффективных инструментов по решению этой проблемы.  

Необходимость создания комплекса также вызвана острой нехваткой помещений для республиканских учреждений культуры и технопарка, «открытых» площадок для проведения гастролей, фестивальных, выставочных, форумных, экспериментальных, инновационных и других мероприятий регионального и межгосударственного уровня.  Для эффективного решения вопросов сохранения и передачи культурного достояния будущим поколениям предлагается совместить усилия творческого и технологического потенциала республики путем создания на культурно-исторической территории особой экономической зоны смешанного типа: туристско-рекреационной и технико-внедренческой, с учетом развития Северо-Восточного федерального университета. В целом обозначить ее как Кластер креативной индустрии «Земля Олонхо». В мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план не только современной (постиндустриальной) экономики. Некоторые из этих новых концепций учитывают перспективы зарождающегося седьмого технологического уклада, последующего за информационным (пятым) и нанотехнологическим (шестым).

Ключевыми институтами Кластера станет Международный Центр Олонхо, объекты культуры рекреационной зоны, инновационное поселение с участием СВФУ им. М.К. Аммосова, ФГОУ ЯГСХА и других научных и образовательных учреждений республики. Экономика Кластера основывается на креативной индустрии (развитии культурной, образовательной, научно-исследовательской, опытно-производственной (внедренческой) деятельности и туристических услуг и т.д.), разработке, патентовании, коммерциализации и копирайте инновационных идей и трансфере в экономику и социальную сферу лучших в РФ и мире технологий и материалов в соответствии с основной целью Концепции национального инновационного проекта.

При этом под термином «креативно-инновационная  индустрия» понимается производственная деятельность, сбыт товаров, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, совмещаемые с внедрением новых изобретений и рационализаций уже в сложившуюся систему, либо созданием такой системы заново, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Такие отрасли культурных индустрий как архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д. имеют разные возможности зарабатывать средства, разную экономическую политику и динамику развития. С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Сегодня в мире происходит формирование нового языка управления, когда креативные индустрии становятся составной частью культурной политики многих и формируют новые культурные технологии как эффективный инструмент нового поколения управленческих стратегий.

Поэтому создание территориально-производственных кластеров, развитие инновационного производства, модернизация экономики являются ключевыми задачами социально-экономического развития Стратегии Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации до 2025 года  (далее — Стратегия), Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. В свою очередь, развитие территориальных производственных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р подчеркивается необходимость перехода к экономике лидерства и инноваций.

Проблемы, решаемые проектом «Земля Олонхо», соответствуют задачам Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года («Инновационная Россия – 2020»), федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 гг.), федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», государственной программы Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012—2016 годы», «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы», подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012—2020 годы» Государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения».  

Программно-целевой метод в управлении проектом «Земля Олонхо» ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

Реализация проекта «Земля Олонхо» программно-целевым методом позволит:

повысить адресность, прозрачность программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов;

усилить координацию работы местных, республиканских, федеральных органов исполнительной власти при реализации соответствующих программ;

улучшить отчетность о произведенных расходах;

усовершенствовать процедуры оценки достижения целей, поставленных в рамках соответствующих программ проекта.

Для обеспечения рационального и эффективного управления инвестиционными расходами бюджета, ориентации их на достижение конечных результатов, комплексный инвестиционный план формируется на следующей основе:

обеспечения преемственности местных, республиканских, федеральных инвестиционных обязательств;

поддержки инвестиционных и инновационных проектов, реализация которых способна внести значимый вклад в достижение поставленных целей;

обеспечения финансирования в полном объеме строек и объектов, предусмотренных к вводу, в целях недопущения удорожания строительства;

персональной ответственности главных распорядителей средств местного, республиканского, федерального бюджетов за целевое и рациональное использование государственных инвестиций;

создания комплексной системы государственных контрактов, включающей анализ соответствия показателей и итогов выполнения государственных контрактов, первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета.

Цель проекта «Земля Олонхо» – создание высокотехнологичного кластера креативной индустрии с использованием уникальных возможностей Республики Саха (Якутия) — духовно-культурного, научно-технического потенциала и природно-климатических факторов для эффективного сохранения, популяризации и передачи будущим поколениям ценностей Олонхо.

Задачи реализации проекта:

создание современных условий для изучения, сохранения, распространения устного нематериального шедевра человечества – якутского героического эпоса Олонхо и эпического наследия народов Евразии;

сохранение и развитие национальных культур народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия);

модернизация культурной политики Республики Саха (Якутия);

создание ландшафтно-рекреационного парка культуры и отдыха жителей и гостей г. Якутска;

создание привлекательного историко-культурного объекта под брендом  «Земля Олонхо» как важнейшей части туристских ресурсов города г. Якутска;

создание условий для развития национального высокотехнологичного производства кинопродукции;

создание условий для организации и проведения республиканских, российских, международных форумов, конференций, съездов и выставок в г. Якутске;

размещение маркетингового (выставочно-презентационного) подразделения республиканского технопарка «ТехноЭкспо «Полюс Холода»   с IT (бизнес-инкубатор и технопарк) подразделением и наиболее востребованными сервисными компаниями с площадкой по патентированию, коммерциализации и реализации интеллектуальной собственности участников кластера;

Технико-экономическое обоснование проекта должно отражать эффективность инвестирования в данный проект. Между тем, проект «Земля Олонхо» относится по характеру к общественно значимым крупномасштабным инвестиционным проектам, реализация которых существенно влияет на социальную и экономическую ситуацию в регионе. Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом включает общественную (социально-экономическую) и коммерческую эффективность. Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления таких проектов для общества в целом. При отсутствии соответствующих нормативов и методических материалов для оценки эффективности в смежных отраслях экономики в таких проектах допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Мероприятия по реализации проекта предусматривают проведение квалифицированной независимой экспертизы проекта, результаты которой отражают эффективность инвестирования в данный проект и учитываются при составлении ТЭО. При этом в первую очередь, учитывается оценка общественной эффективности, а затем коммерческой.

Финансирование мероприятий создания Кластера обеспечивается за счет бюджетных и внебюджетных источников. В отдельных проектах и объектах Кластера может учитываться совместное финансирование государственно-частного партнерства на основе организационно-правовых форм, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса.

 1. Этапы реализации проекта

 Подготовительный этап – 2012г.

Подготовка и заключение Соглашения между Министерством культуры и духовного развития РС (Я) и Госкомитетом РС (Я) по инновационной политике и науке о сотрудничестве по реализации начального (подготовительного) этапа Национального инновационного проекта «Земля Олонхо».

    1-й этап  (2013—2014 гг.):

1. Определение источников финансирования, привлечение инвесторов, включение проекта в состав профильных ФЦП – работа с федеральным правительством, институтами развития, инвесторами;

2. Создание специальной проектной компании для проекта «Земля Олонхо» на предпроектную стадию, в задачи которой будут входить вопросы организации и проведения экспертиз проекта, архитектурных конкурсов и конкурсов на разработку ПИР объектов кластера, разработки комплексного инвестиционного плана проекта и др.;

3. Проведение архитектурного конкурса на проект планировки комплекса «Земля Олонхо» и объектов 1-й очереди комплекса – Международного центра Олонхо (МЦО);

  4. Проведение работ по благоустройству оз. Сайсары (участок 67 кв.);

5. Разработка проектно-сметной документации МЦО;

6. Пообъектное определение источников финансирования предпроектных работ, строительства объектов 2-й очереди;

7. Привлечение инвесторов, включение объектов 2-й очереди строительства комплекса в списки профильных ФЦП – работа с федеральным правительством, институтами развития, инвесторами;

     2-й этап (2015—2016 гг.):

  1. Начало строительства объектов 1-й очереди – комплекса МЦО;
  2. Проведение архитектурных конкурсов объектов 2-й очереди;
  3.  Разработка проектно-сметных документаций объектов 2-й очереди;

3-й этап (2017—2019 гг.):

  1. Работы по планировке территории 68 кв., в т. ч. расселение старого жилого сектора.

  2. Начало финансирования строительства объектов капитального строительства объектов 2-й очереди;

  3. Строительство объектов инженерной инфраструктуры 68 кв.  

  4. Строительство и ввод объектов комплекса;

    2. Мероприятия для реализации проекта

— создание специальной проектной компании для проекта «Земля Олонхо» на предпроектную стадию, в задачи которой будут входить вопросы организации и проведения экспертизы проекта, архитектурных конкурсов и конкурсов на разработку ПСД объектов кластера, разработки комплексного инвестиционного плана проекта и др.;

 - проведение геологического, геодезического и экологического исследований местности;

— изучение существующих систем коммуникаций, состояния почвы и уровня грунтовых вод на территории, составление технических отчетов;

— учреждение Фонда развития кластера «Земля Олонхо» (некоммерческая организация), органов управления Фонда (совет фонда, попечительский совет, консультационный научный совет);

— определение объемов и источников финансирования, объектов строительства I-й и последующих очередей, сроков и т.д.;

— привлечение заинтересованных российских и иностранных компаний в число участников и инвесторов проекта;

— налаживание научного сотрудничества с ведущими республиканскими, федеральными, зарубежными научными и научно-образовательными центрами;

— создание администрации площадки для торговли нематериальными активами проекта;

— строительство и сдача объектов согласно графику инвестплана;

 3. Инновационно-технологическая часть проект

В комплексе «Земля Олонхо» предусматриваются площадки для размещения кластера инновационно-технологического направления, курируемых ОАО «Технопарк» РС (Я), где продолжится реализация части мероприятий Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 953. 

В частности, исходя из размеров отведенных территорий, планируется создание площадок для экспериментальных разработок агробиотехнологий на основе исследований ЯГСХА,  якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства  Республики Саха (Якутия) и института биологических проблем криолитозоны ЯНЦ СО РАН, разработок энергоресурсосберегающих технологий, экспериментальных разработок IT технологий.  Также в технополигоне комплекса планируются разработки по созданию высокоскоростной транспортной техники и технологий, учитывающих особенности климатических условий Севера. В области развития информационно-телекоммуникационного комплекса – разработки по направлению организации высокоскоростных магистральных и внутриреспубликанских каналов связи для многоцелевого использования с широким доступом к информационным системам, модернизация и внедрение мобильных систем связи.

В качестве испытательных объектов полигона могут быть применены сами грунты и объекты на территории комплекса, где также будет испытано строительство быстро возводимых экономичных конструкций зданий и сооружений с учетом мерзлотной обстановки и растепления грунтов, применение в проектах и строительстве зданий и  сооружений объектов инженерной инфраструктуры теплоизоляционных материалов на основе местного сырья, изделий на основе полимеров, металлопластика, разработка новых методов и технологий строительства зданий и сооружений в условиях распространения многолетнемерзлых грунтов, в жилищно-коммунальном хозяйстве – технологий энерго- , ресурсосбережения в котельных, системах теплоснабжения и водоснабжения.

В технологической части комплекса «Земля Олонхо», помимо этого, предусматривается создание опытно-производственной площадки со следующими функциями: опытно-конструкторские разработки — изготовление опытных образцов техники, оборудования, материалов для Крайнего Севера, сертификационные испытания, в т.ч. техники российских и зарубежных производителей, мелкосерийное производство техники, оборудования, материалов для Крайнего Севера.

 4. Управление проектом

 Управление Кластером и кооперация участников Кластера базируются на обеспечении единых подходов и требований к деятельности и к качеству продукции, предоставлении преференций и информационном обеспечении участников Кластера.  Отбор участников Кластера производится на основе значимости идей и творческой деятельности, объема инвестиций в проекты Кластера и перспектив развития. Для соблюдения интересов участников и обеспечения гарантий участникам орган управления Кластером обеспечивает единый подход при формировании договорных отношений и реализации совместных проектов в сфере разработки, производства и реализации инновационных проектов, продукции и технологий.

Оценка эффективности реализации Концепции и изменения в структуре управления Кластером производятся на основании системы целевых показателей как заявленных в Концепции, так и сформированных впоследствии с учетом промежуточных результатов развития Кластера.

Одной из форм управления Кластером является создание Координационного Совета, в состав которого входят представители  участников Кластера, профильных органов государственной власти, в том числе федеральных, при выполнении мероприятий федеральных целевых программ, представители научных и образовательных учреждений, а также отдельные специалисты, имеющие непосредственное отношение к функционированию Кластера. К обязательным функциям Координационного Совета относятся функции по определению целевых показателей развития Кластера, оценка промежуточных результатов в соответствии с целевыми показателями, принятие решений о соответствии организаций требованиям к участнику Кластера. Также Координационный совет принимает решения по мерам поддержки участников Кластера, по реализации инвестиционных и исследовательских проектов. Помимо указанного Координационного совета постоянно действует исполнительный орган, выполняющий непосредственные функции по администрированию мероприятий в рамках деятельности Кластера.

 

5. Оценка требуемых ресурсов на строительство объектов

 комплекса «Земля Олонхо»

 

Ориентировочный расчет затрат непосредственно на строительство объектов всего комплекса – 15,0 млрд рублей, из них на проведение строительных и монтажных работ — 14,0 млрд рублей.

Стоимость I-й очереди строительства комплекса – Международного Центра Олонхо (с театром Олонхо) составляет 2,2 млрд рублей.

Стоимость II-й и III-й очередей строительства комплекса, основные технико-экономические показатели, источники финансирования определяются по закреплению функционально-территориальных зон за основными участниками проекта и утверждению результатов архитектурного конкурса  на разработку генерального плана комплекса согласно настоящей Концепции.

Предварительно доля бюджетных и привлекаемых средств под строительство может распределиться в среднем в пропорциях 50% на 50%. При этом, учитывая социальный характер объекта I-й очереди – Международного Центра Олонхо (с театром Олонхо), на его строительство  доля бюджетных и привлекаемых средств может распределиться 70% на 30%. На строительство объектов II-й и  III-й очередей — 40% на 60%.

 Источники финансирования строительства Международного Центра Олонхо (с театром Олонхо):

государственный бюджет Республики Саха (Якутия) – инвестбюджет, государственная программа «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012—2016 годы»;

федеральный бюджет — федеральные адресные инвестиционные программы, федеральные целевые программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года», «Культура России (2012 — 2018 годы)»;

6. Основные выводы и ожидаемые результаты

 Основным достижением проекта станет создание в городе Якутске, столице Республики Саха (Якутия), инновационно-творческого (креативного) кластера «Земля Олонхо» — особой экономической зоны смешанного типа.

В результате реализации проекта «Земля Олонхо» будут:

созданы и укреплены условия для сохранения, развития и исследования шедевра нематериальной культуры человечества — Олонхо, традиций народов Севера;

осуществится снижение бюджетной нагрузки за счет оптимизации расходов на содержание здания путем локализации нескольких учреждений культуры в одном здании;

повысится качество оказываемых услуг локализацией однотипных учреждений культуры в общий кластер; 

осуществится приток частных инвестиций в социальную сферу за счет привлекательности многофункциональности объектов (в т. ч. выставочная, арендная деятельность); 

повысится уровень занятости населения;

повысится доступность и качество услуг населению в сфере культуры;   снизится социальная напряженность в обществе; 

создастся традиционный культурно-цивилизационный маркер культурного пространства города и региона;

сформируются и удовлетворятся духовные потребности населения, окажется содействие для гармоничного развития личности;

создастся  условие для кластерного развития креативной индустрии;

повысится туристская привлекательность города Якутска, республики и региона;

разработаются и внедрятся в практику инновационные технологические решения для эффективной урбанизации территорий Крайнего Севера, в т.ч. удаленных от энергетических и транспортных сетей;

создадутся условия для проведений научных исследований, инновационных компаний, организации высокотехнологичных производств, внедрения результатов деятельности Кластера в экономику северных территорий;

создастся административно-деловой центр по патентированию, коммерциализации и продаже материальных и нематериальных активов, созданных в кластере «Земля Олонхо»;

создастся привлекательная креативная среда для привлечения и закрепления населения в регионе;

 

Система целевых индикаторов эффективности объекта I-й очереди строительства кластера «Международный Центр Олонхо»

 

Наименование индикатора

Ед. изм.

Источн. информ.

Значения показателей

Плановый период

2011

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11 

12

 1

Количество исполнителей  Олонхо

ед.

год. отчет

136

145

150

155

160

165

170

175

2

Количество постановок Театра Олонхо/количество показов

ед.

год. отчет

2/6

7/18

10/20

10/20

10/22

10/22

10/22

10/22

3

Количество постановок Театра Танца

ед.

год. отчет

4

6

7

8

9

10

10

10

5

Количество мероприятий в конгресс-холле

ед.

год. отчет

60

65

70

70

70

70

70

6

Количество посетителей  этнографическо-обрядовой площадки «Алаас»

ед.

год. отчет

6500

8500

10500

12000

13000

14000

15000

7

Количество проведенных  в этнографическо-обрядовой площадке «Алаас» мероприятий, обрядов

ед.

год. отчет

400

600

700

800

1000

1100

1200

17

Количество оцифрованных наименований

ед.

год. отчет

23 (2700 GB)

30

30

30

30

30

30

30

18

Количество посетителей сайтов olonkholand.ru, Olonkho.info

ед.

год. отчет

3000

10000

15000

15000

20000

20000

30000

30000

 

____________________