Главная » Статьи Часть 2

Статьи Часть 2

Мировое дерево «Аар Кудук Мас» в комплексе «Земля Олонхо»

Т.В. Илларионова,

доцент кафедры фольклора и культуры

СВФУ им. М.К. Аммосова

1. С давних времён почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового де­рева, как символа жизни, плодородия. Так и у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар Кудук Мас, как дерева, соеди­няющего три мира, дарящего жизнь, бла­га серединному миру и всему живому.

2. К широко распространённому мотиву якутских олонхо относится воспевание священного дерева Аал (вариант: Аар) Ку­дук (Дууп, Луук, Дуук) Мас – «Священное Изобильное Дерево» (дууп, луук – види­мо, от русск. дуб). Этот мотив был особен­но любим олонхосутами центральных улу­сов Якутии.

Священное дерево в олонхо достигает Верхнего мира, а его вершина служит высо­кочтимой коновязью, на широком дворе вер­ховного божества Урун² Айыы Тойона. Корни священного дерева произрастают до жилищ властелина Нижнего мира, Арсан Дуолая, и покрывают собой его дымоходную трубу. Та­ким образом, священное дерево связывает все три мифологических мира. Его описание настолько художественно закончено, что не надо лишних объяснений и отступлений, ка­жется три мира обрисованы одним мазком, в которых происходят события олонхо. В самой ранней записи олонхо «Эр Со5отох» в публи­кации О.Н. Бётлингка, название священного дерева передано словосочетанием Аар Мас и объяснено: «самое высокое и старое дерево в лесу». Видимо, в ранний период развития олонхо священное дерево представлялось в виде огромной лиственницы или берёзы. По традиционным верованиям якутов, каждый род почитал своё священное родовое дере­во. Это была обычно отдельно растущая на родовой территории огромная береза. С по­следующим развитием поэтики олонхо, образ священного дерева усложнялся и превратил­ся в более мифологизированный образ Аал Луук Мас, в «символ неувядающего плодоро­дия земли и вечного расцвета жизни на ней» [Васильев, 1973, с. 91]. Представление о свя­щенном дереве Аар Кудук Мас в эпосе тесно связано с якутской мифологией. Это дерево является олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа – Хо­зяйки земли. Эпический рассказ о священном дереве Средней земли даётся в сочетании с описанием мифологических миров – Верхне­го, где обитают добрые божества и злые верх­ние духи-абаасы, и Нижнего мира – места оби­тания нижних абаасы.

3. Целесообразно будет построить дерево Аар Кудук Мас в центре инновационного ком­плекса «Земля Олонхо». Так как осью, удержи­вающей состояние первичных вещей, является Мировое дерево – Аар Кудук Мас. Ведь через него же проходит центр горизонтальной моде­ли земли. Оно состоит как бы в центре четырёх главных и четырёх промежуточных направле­ний света. Вокруг мирового дерева соверша­ются особые ритуалы и проходят все события жизни обитателей Среднего мира.

Международный центр Олонхо

Ю.И.Холмогоров, архитектор ОАО РПИИ «Якутпроект»

В последние годы особое внимание в своём творчестве якутские архитекторы пы­таются обратить на поиски национального своеобразия. Одной из новых достоприме­чательностей города Якутска, отражающей эти поиски, должен стать крытый спортивно-зрелищный комплекс на 3000 мест, строи­тельство которого уже началось на берегу озера Сайсары.

Со строительством спорткомплекса начи­нается формирование крупнейшего в городе Якутске градостроительного узла, включаю­щего территории, прилегающие к озеру Сай­сары (национальный парк «Сайсары»).

Строительство моста в районе Сайсар­ского озера, которое даст выход ул. Ойун­ского на Автодорожную, свяжет университет­ский комплекс с ипподромом и территорией Радиоцентра, где в районе Радиоцентра, напротив ипподрома, планируется разме­щение Международного центра «Олонхо», который должен стать концентрацией всех достижений в области поисков национально­го в якутской архитектуре.

Концепция предлагаемого ОАО РПИИ «Якутпроект» проекта «Дома Олонхо»

«Дом Олонхо» – трёхъярусное купольное здание, архитектурным прототипом которо­го является якутская ураса. Конусная компо­зиция высотой 30 метров ориентирована на все стороны света, является доминантной и достопримечательностью «Земли Олонхо». Архитектура «Дома Олонхо» соответствует суровым природным условиям Севера, где царит вечная мерзлота, и формам традици­онных построек якутов, которым характерны наклонные стены зимнего балагана и единое пространство летнего жилища – урасы. Вход­ная группа расположена по оси восток – запад, куда ведёт бульвар вдоль запроектированных водных каскадов и фонтанов. Главный вход организован со стороны улицы Автодорож­ной, с противоположной стороны организован выход на восток в ритуальную зону «Встреча солнца». Пространство «Дома Олонхо» по якутской мифологии разделено на три уровня, олицетворяющих три части мира: «Нижний мир», «Средний мир» и «Верхний мир».

«Нижний мир» – это нижний зал Олонхо, находящийся на 1 этаже в центре здания, с низким потолком, опирающимся на 9 мас­сивных колонн. Это помещение без есте­ственного освещения. «Средний мир» – зал среднего мира, основное помещение ком­плекса. Центральная часть его – двухсветное купольное пространство диаметром 27,0 м и высотой 17,4 м, с фойе и со сценой. Зал по третьему этажу опоясан круговой галереей. Естественное освещение на разных уровнях и ритуальное дерево «Аал Луук Мас» в центре зала создают ощущение большого простран­ства. «Верхний мир» – это зал верхнего мира, представляющий галерею с видовыми пло­щадками, соединёнными двумя парадными лестницами с основным залом. Архитектура «Центра Олонхо» и его интерьеры решены в контексте новых современных архитектурно-эстетических критериев и образной вырази­тельности, передающих здание и содержа­ние героического эпоса Олонхо.

Олоҥхо μс дойдутун «Олоҥхо комплексын» тутууга

дьуhуйэн киллэрии, кэрдэруу сорох боппуруостара

В.В. Илларионов,

заведующий кафедрой фольклора

и культорологии СВФУ им. М.К. Аммосова

Олоҥхо тус сыаллаах программата 2006 сылтан үлэлиир. Маныаха фольклорист-филологтар олоҥхону чинчийиигэ, бэчээт­тээн таһаарыыга, олоҥхону компьютернай технологияҕа киллэриигэ, информационнай ситими тэрийиигэ, архивацияҕа үлэлэһэллэр. Сунтаар олоҥхоһута М.З. Мартынов «Уол Дуо­лан бухатыыр» олоҥхото «Саха боотурдара» серия сэттис туомугар киирэн, күн сирин көрдө. Билигин Горнай улууһун олоҥхоһуттарын олоҥхолоро биллиилээх поэт П.П. Туласынов суруйуутунан, бу күннэргэ ахсыс туомунан тах­сарын күүтэбит. Быйылгыттан «Саха боотур­дара» серия бэчээттэниитэ фольклористар туруорсууларынан, «Олоҥхо» республикатааҕы Ассоциацията уонна «Олоҥхо» националь­най комитет өйөбүллэринэн, Республи­ка Правительствотын анал дьаhалынан «Кэлэр көлүөнэлэр фондалара» (Шитик) үбүлээһининэн тахсар буолла.

Олоҥхо тус сыаллаах (республиканская целевая программа) чэрчитинэн, 2006 сыл­тан Олоҥхо ыһыаҕын улуустарынан тэрийэн ыытыы μтμі μгэскэ кубулуйда. Олоҥхолооһун тμілбэлээн олохсуйбут, киэҥник биллэр улуустарыгар Сунтаарга, Тааттаҕа, Уус Алдаҥҥа олоҥхо ыһыахтара тэрээһиннээхтик ыытылын­нылар. Правительство тустаах дьаһалынан ыһыаҕы тэрийэн ыытыыга анал регла­мент бигэргэтилиннэ. Ол ирдэбиллэргэ сіп тμбэ´иннэрэн, ыһыах сиэрин-туомун, ыытыл­лар оонньууларын, мэ²э тутууларын хас ыһыах аайы үгэскэ кубулутан, олоҕурдан, ирдэниллэр быраабыла бы´ыытынан олохсуйуутугар ура­ты болҕомто туһаайылынна. Онон сиэр-туом түһүлгэтэ, моҕол ураһа, аар баҕах, олоҥхо балаҕана, ат сүүрдэр сир, күрэх түһүлгэлэрэ суол-суол наарданан, ыһыах аайы хайаан да биир тутуллаах буолаллара ирдэнэр. Быйыл олоҥхо ыһыаҕа Горнай улууһугар Бэрдьигэс-тээххэ ыытыллар. Онон Правительство бигэр­гэппит Регламенын чэрчитинэн, ыһыах тутуу­лара уонна тустаах оҥоһуктара, Бэрдьигэстэ­эх биир кэрэ түөлбэтигэр, айылҕа маанылаах миэстэтигэр, ыһыахтыыр сир оҥоһуллар.

Олоҥхо тус сыаллаах программатыгар, Дьокуускай куоракка, билиҥҥинэн Радиоцентр хонуутугар, Олоҥхо комплексын тутуу былааннаммыта сөптөөх. Хара маҥнайгыттан тус сыаллаах программаны оҥорорго, Радиоцентр хонуутун туһанар былаана баар этэ. А.А.Кугаев Табаҕа тумсун барытын хабан туристическай комплексы бырайыактыы сылдьар. Онно эмиэ, олоҥхо сирэ-дойдута, дьиэтэ-уота оҥоһуллара былааннанар.

Биһиги, фольклористар, «Олоҥхо» тус сыаллаах программатыгар эрдэттэн былаан­наммытын курдук, олоҥхо комплексын тол­куйдаан олоххо киллэриэхтээхпит. Маныаха, Республика Президенэ «Земля Олонхо» диэн инновационнай бырайыакка анаан таhаарбыт Ыйаа5а биһиэхэ ордук чугас уонна өйдөнөр. Онон бары кыттыһан, кини концепциятын оҥоруохтаахпыт уонна биллэн турар, олоҥхо философията үйэлэр тухары мунньуммут үтүө үөрүйэхтэригэр, Аан ийэ дойдуну анаарар дириҥ ис хоһоонугар, ойуулуур-дьүһүннүүр дэ­гэтигэр олоҕуруохтаахпыт.

Манна сыhыары тутан, хайа да олоҥхоҕо үс дойду: ¥өһээ, Орто, Аллараа дойду өйдөбүлэ баарын, чуолкайдык хоһулларын бэлиэтээн аһарабыт. Олоҥхо сүрүн геройда­ра, персонажтара бэйэ-бэйэлэрин кытта хай­дах алты´алларыттан сиэттэрэн, кинилэр сырыылара-айаннара, олох иһин охсуһуулара, дьоллоох-соргулаах оло5у түстээhиннэрэ, арҕаһыттан тэһииннээх айыы аймахтарын араҥаччылааһыннара, көхсүттэн тэһииннээх күн улуустарын көмүскээһиннэрэ, сырдык уон­на хараҥа кμμстэр утарсыылара уран-уус ты­лынан хоһуллар.

Үөһээ дойду саха өйдүүрүнэн уон­на олоҥхоҕо хоһулларынан, үрдүк мэҥэ халлааҥҥа, сорохтор этэллэринэн, киҥкиниир киэҥ халлааҥҥа баар. «Тоҕус хаттыгастаах добун халлаан» диэн этиигэ, былыргы саха­лар өйдүүллэринэн хас хаттыгас аайы, Орто дойду дьонун олоҕун көрөр-истэр, көмөлөһөр, араҥаччылыыр айыылар: Айыыһыт, Иэйэх­сит, Дьөһөгөй, Улуу Суорун, Хотой Айыы, Сүҥ Дьааһын, Одун Хаан, Чыҥыс Хаан, Таҥха Хаан, Үрүҥ Аар Тойон бааллар. Саамай үрдүк өндөл халлааҥҥа Үрүҥ Аар Тойон кэҥэтэн, сиэрин ситэрэн эттэххэ, μүт таас олбохтоох, өҥүрүк куйаас тыыннаах, үс киис бэргэһэлээх, үүс-аас бэйэлээх Үрүҥ Аар Тойон олорор уонна бары айыылары дьаһайар, соруйар. Кини ыйааҕа-уурааҕа хайаан да толоруллуохтаах. Этногра­фическай уонна фольклорнай литератураҕа сурулларынан, хас биирдии Айыы халлаан хас хаттыгаһын аайы олорор уонна тус бэйэ­тэ эрэ толорор, анал соруктаах буолар. Айыы итэҕэлин тарҕатааччы Л.А. Афанасьев-Тэрис «Айыы үөрэҕэ» диэн кинигэтигэр, кинилэр суол-таларын уонна дьайыыларын (функцияларын) туһунан бэрт олохтоохтук суруйбута.

Орто дойду – айыы аймаҕын аан алаһа дой­дута, сирэ буолар. Орто дойдуга отут үс биис ууһа уутуйан олороро этиллэр. Кинилэртэн урааҥхай саха диэн – арҕаһыттан тэһииннээх айыы аймаҕа, көхсүттэн тэһииннээх күн улууһун дьоно диэн ааттанан, үс саха үөскүүрүн, түөрт саха төрүүрүн, биэс саха бииһээн, элбээн-үксээн иһэрин туһугар туруулаһар. Урааҥхай саха тіріін-μіскээн, ууhаан-тэнийэн иһэрин туһугар, μөһээҥи μрдүк айыылартан ураты, кинилэр тылбаасчыттара, ¥өһээ дойду айыы­ларын уонна Орто дойду дьонун сибээстээччи­лэр, иччилэр олороллор. Ордук суолталаахта­рынан, дойду иччитэ – Аал Луук Маска дугуй­данааччы Аан Алахчын, уот иччитэ – Аан Уххан эбэтэр Хатан Тэмиэрийэ, тыа иччитэ – булдун-алдын араҥаччылааччы Баай Барыылаах Байанай, аартык, хайа, байҕал, дьиэ-уот, тэлгэһэ, сэргэ иччилэрэ бука бары биирдии бэйэлэрэ толорор аналлаахтар.

Аллараа дойдуну сороҕор Нэс Үтүгэн диэн ааттыыллар. Аллараа дойдуга Арсан Дуолай ба´ылыктаах абааһылар олороллор. Олоҥхолорго этиллэринэн кини, «адаҕатын кэппитинэн төрөөбүт» диэн этиллэр. Арсан Дуолай, Үрүҥ Аар Тойон утары өйдөбүлэ буо­лар. Кини абааһы аймахтарын араҥаччылыыр, ону та´ынан, абааһы бухатыырдара көмө көрдөөтөхтөрүнэ-көмөлөһөр, абааһы кыргыт­тарын, удаҕаттары, ыыталыыр.

Үс дойдуну ойуулааһын олоҥхо аайы барытыгар кэриэтэ баар. Биллэн турар, П.А.Ойуунускай саамай толору хас айыыны, иччини уустаан-ураннаан ситэрэн, анаан-минээн хоһуйбута. Маныаха «Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание» диэн ыста­тыйатыгар «Үс дойду» туһунан анаан суруйбу­та. Народнай художник Т.А.Степанов, чуолаан, П.А. Ойуунускай «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олоҥхотугар олоҕуран суруллубут отут хартыыналаах «Олоҥхо» сериятын, ааспыт үйэ 80-с сылларыгар киистэ көмөтүнэн дьүһүйэн турар.

«Земля Олонхо» диэн инновационнай бырайыагы оҥорооччулар, бу икки сүдү талааннаах дьон айымньыларын үөрэтэн, инники үлэлэригэр туһаналларыгар сүбэлиибит. Итиэннэ, «Саха боотурдара» серияҕа бэчээттэммит ийэ олоҥхоһуттар аан дойдуну анаарыылара кыралаан да буоллар уратылаахтарын үөрэтэр, туһанар наада.

«Олоҥхо дойдута» инновационнай бырайыакка саха омук үйэлэр тухары иитиэхтээн кэлбит өйдөбүллэрин, аан дойдуну анаарыы­тын туһанар, учуоттуур хайаан да наада. Ол курдук, ¥өһээ дойдуну уонна онно олохтоох айыыларга аналлаах тоҕус кэрдиистээх аан алаһа, эбэтэр билиҥҥи өйдөбүлүнэн, тоҕус мэндиэмэннээх дьиэ дьэндэйэн тахсыахтаах. Хас биирдии этээс – халлаан хаттыгастарын уонна олорор айыылар дьүһүлгэннэрин, кини­лэр көмөлөһөөч-чүлэрин, символларын уон­на бэлиэлэрин уустаан-ураннаан көрдөрөргі кы´аныахтаах. Хас биирдии айыы дьүһүлгэнин олоҥхо кинигэлэриттэн ылан үөрэтэр сөп.

Орто дойду – «Олоҥхо дойдутун» ком­плексын хонуутун хас биирдии квадратнай миэтэрэтин табыгастаахтык уонна дириҥ ис хоһоонноохтук туһанар курдук былааннаныл­лыахтаах. Манна, бастатан туран, тустаах хайысха болҕомто киинигэр туруохтаахтар.

Хайа да олоҥхо «аҕыс иилээх-саҕалаах, атааннаах-мөҥүөннээх аан дойду» диэн өйдөбүлтэн саҕаланарын тоһоҕолоон бэлиэ­тиибит. Ол аата, соҕуруу-хоту, илин-арҕаа, итиэннэ соҕуруулуу-арҕаа, арҕаалыы-хоту, хотугулуу-илин, илиҥҥилии-соҕуруу диэн хайысха өйдөбүллэрэ бэрт былыргыттан кэлбит­тэрэ.

Итини тэҥэ биһиги өбүгэлэрбит, Иэйэхсит­тээх илин халлаан, соллоҥноох соҕуруу халлаан, анысханнаах арҕаа халлаан, холоруктаах хоту халлаан диэн, бэрт дириҥ ис хоһоонноон, ураты суолтаны биэрэн эппиттэрэ өйдөнөр. Бу хайысхалар уонна өйдөбүллэр олоҥхо хонууту­гар ыытыллыахтаах тутуулары сөптөөхтүк бы­лаанныырга анаан ураты өйү-санааны угаллар.

Иэйэхситтээх илин халлаан анныгар, күнү көрсүү сиэрин-туомун түһүлгэтин оҥорор сөп. Манна алгысчыт А.С.Фёдоров уонна эт­нограф В.Ф.Яковлев күнү көрсүүгэ аналлаах түһүлгэлэрин майгыннатар табыгастаах курдук.

Орто дойдуга бары олоҥхолорго хоһулларын курдук, аар-дуур булгунньах орто­тугар үүнэн тахсыбыт Аал Луук Мас сүрүн миэстэни ылар. Бу – уйгу-быйаҥ бэлиэтэ, дьол-соргу түһүлгэтэ. Олоҥхо үс дойдутун ситимниир, сибээстиир диэн өйдөбүл баар. Онон, Аал Луук Мас олоҥхо комплексын биир сүрүн тутуута буолуохтаах. XIX үйэҕэ Таатта улууһун Дьүлэй нэһилиэгэр Н. Абрамов, бэйэ­тэ олорор түөлбэтигэр олоҥхо Аал Луук Маһын оһуордаан-мандардаан, аан дойду көтөрүн-сүүрэрин ойуулаан-чочуйан оҥорбута билигин Чөркөөх музейын биир кэрэ-бэлиэ тутуутун быһыытынан көрдөрүүгэ турар. Биһиги үөрэҕэ суох өбүгэлэрбит Аал Луук Маһы улаханнык өрө туталлара, сүгүрүйэллэрэ.

Олоҥхо комплексын биир сμрμн тутуутунан Моҕол ураһа буолар. Олоҥхоҕо тоҕус курдуу­лаах Моҕол ураһа диэн этиллэр. Тоҕус сыып­пара сахаларга ытык ахсаан буолар: тоҕус томторҕолоох чороон, тоҕус хаттыгастаах халлаан, тоҕус курдуулаах ураһа. Манан сиэт-тэрэн өйдөөтөххө, тоҕус курдуулаах моҕол ураһа, халлаан хаттыгастарын санатар уонна айыылары кытта ыкса сибээстээх буолуон сөп. Онон моҕол ураһаны оҥорууга бу түгэн учуот­танара хайаан да наада.

Орто дойдуга айыы дьоно олорор аан алаһа дьиэлэрэ балаҕан, олоҥхо комплексын биир сүрүн тутуута буолуон сөп. Олоҥхолорго үксүгэр да, бухатыыр олорор дьиэтин и´ин ойуулаа´ы²²а «уҥа олорор киһи улар саҕа буолан көстөр», «кэтэҕэриин олорор киһи, кэҕэ саҕа буолан көстөр» диэн мэлдьи туттуллар олук хоһоонуттан сэрэйдэххэ, билиҥҥи биһиги балаҕаннарбытыгар холооно суох киэҥ-куоҥ, үрдүк, салгыннаах буолуон сөп. Олоҥхоҕо омуннааһын, үлүннэрэн этии поэтическай ньы­ма быһыытынан баар буолбутун иһин, олоҥхо балаҕана ураты улахан уораҕай буолара сэ­рэйиллэр. Дьэ бу балаҕаммыт хайаан да илин диэки ааннаах буолуохтаах, хаҥас диэки суостуганнаах ураа оһохтоох, күннүк сиртэн күлүмүрдээн көстөр сүлүүдэ түннүктээх буо­луохтаах, түннүгүн ахсаана саха итэҕэлигэр, сиэригэр-туомугар сөп түбэһиэхтээх. Саха балаҕанын философиятын, семиотикатын куль­турологическай да, архитектурнай да өттүнэн толору сырдаппыт мас ууһа Э.А.Алексеев μлэтэ, олоҥхо комплексын тутааччыларга бэ­лэм методическай пособие буолар.

Онтон итэҕэл, ыһыах, тиэргэн сэргэлэрин араастарын, оһуорун-мандарын, эгэлгэ эриэккэстэрин СР культуратын үтүөлээх үлэһитэ В.Ф.Яковлевтан ордук билэр, урааҥхай саха баарын тухары, ки´ини була охсор уустук. Онон чугастыы, кинилиин сүбэлэһэн оҥорор ордук. Кини ханна, ханнык хайысханан сэргэни туруо­рары сүбэлиэн-амалыан сөп. Бу муударай ки´и μтμі сүбэтэ-амата, киэ² билиитэ-көрүүтэ, ура­ты сатабыла олоҥхо комплексын тутааччылар­га туһаны эрэ аҕалыаҕа.

Аллараа дойдуну сир анныгар былаан­наан тутар табыгастаах буолуо. Олоҥхоҕо этиллэринэн, Аллараа дойду абааһылара Орто дойду дьонун сүгүн олорпокколор, ¥өһээ дойдуттан айыы бухатыырын анаан түһэрэн, утарыта киирсии, дуолан охсуһуу буолара көстөр. Аллараа дойду Муус Кудулу бай±алын, муус оҥоһуктарынан дьарҕаалаан, уотунан-күөһүнэн оонньотон, кэрэхсэбили тардыахха сөп. Билиҥҥи дизайн сайдыбыт кэмигэр хайдах баҕарар фантазиялаан оҥоруохха сөп.

Түмүктээн эттэххэ, олоҥхо±о кэпсэнэр үс дойдуну, олоҥхо комплексыгар ту´анарга, аныгы инновационнай ньымалары, албастары киэҥник ту´анан, көрөөччүлэри мэлдьи угуйа-ыҥыра турар курдук оҥоруохха сөп. Онуоха олоҥхо бэйэтин ис хоһоонун, түгэхтээх, таайтарыылаах идеятын, семиотикатын, символ­ларын, знактарын туһанан билиҥҥи μμнэр кілμінэ ыччат, ыалдьыттыы кэлбит омук дьоно чахчы сөҕө-махтайа кіріллірμн, ону та´ынан, олоҥхо алыптаах эйгэтигэр кии­рэн тахсыбыт курдук сананалларын дьүһүйэн көрдөрүөхтээхпит. Маныаха фольклористар, этнографтар, төрүт культура түсчүттэрэ, ар­хитектордар, дизайнердар, тутааччылар, куль­тура, искусство деятеллэрэ бары кыттыһан, сүбэнэн-соргунан үлэлииллэрэ наада. Үгүс үйэлэри уҥуордаан кэлбит олоҥхобут биһигини барыбытын түмүөхтээх, онно бары биир санаа­нан салайтаран кэнчээри ыччакка өлбөөдүйбэт үтүө үгэһи хаалларар туһугар үлэ тэриллэрэ наада.

Дизайн-концепция зоны созерцательного отдыха «АЛААС»

и Города мастеров «Кудай Бахсы» комплекса «Земля Олонхо»

М.В. Соломонова,

преподаватель СДШИ «Айтал»

Концепция разработана по специальному поручению Президента Республики Саха (Яку­тия), с целью формирования особой культур­ной среды и создания условий для актуализа­ции в современном мире системы ценностей традиционной культуры, как средство соци­альной политики государства, ориентирован­ной на приобщение широких слоёв общества, к духовным и культурным ценностям.

Данная концепция основывается на объеди­нении 3 самостоятельных дипломных проектов:

— Дизайн-концепции входной группы культурно-зрелищного парка «Земля Олонхо»;

— Дизайн-концепции зоны созерцатель­ного отдыха «Алаас» и Города мастеров культурно-зрелищного парка «Земля Олонхо»;

— Дизайн-концепции зоны активного отды­ха культурно-зрелищного парка «Земля Олонхо».

Объединение этих проектов обусловлено стремлением заложить основы процесса ин­дустриализации культуры республики для того, чтобы по своему технологическому уровню культура могла соответствовать широко разво­рачивающимся в последние годы промышлен­ным мегапроектам и выступить компенсатор­ным механизмом, призванным в определён­ной мере смягчить закономерно возникающие потери. По выражению академика Д.С. Лиха­чёва, «сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окру­жающей природы. Если природа необходи­ма человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовно-нравственной жизни».

Идея создания рекреационного и развле­кательного парка «Земля Олонхо» обуслов­лена объективно назревшим в республике этапом центростремительных сил в развитии культуры, когда в различных ее сферах нако­плен достаточный опыт, и для дальнейшего прорыва на новый информационный и техно­логический уровень необходима системная содержательно-идеологическая и структурно-организационная интеграция.

Создание рекреационного и развлекатель­ного парка «Земля Олонхо» позволит решить несколько задач:

1. Формирование неповторимого образа ре­спублики в общероссийском и мировом масштабе посредством развития этногра­фического направления в деятельности Парка, выраженного через воссоздание пространства рекреационно-парково-этнографической зоны «Алаас», Города мастеров, парка аттракционов «Олонхо­лэнд», Театра Олонхо, Деловой зоны;

2. Организация инфраструктуры активного отдыха и досуга населения;

3. Приобщение молодого поколения к про­шлому, к традициям, обеспечивающее непрерывность и сохранение традиции и имеющее познавательно-воспитательное значение;

4. Формирование рекреационно-туристического комплекса как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития республики;

5. Презентация культурных, научных и дру­гих достижений республики;

6. Выход республики в международное куль­турное пространство.Цель дипломного проекта:

— Разработать концепцию генерального пла­на рекреационного и развлекательного парка «Земля Олонхо»;

— Определить по функциональным зонам территорию Парка;

— Разработать генеральную планировку зоны созерцательного отдыха «Алаас» и Города мастеров;

— Определить по функциональным зонам территорию «Алааса» и Города мастеров;

— Разработать архитектурный стиль данного комплекса;

— Разработка экстерьера и интерьера ритуально-обрядового Дома;

— Разработка деталей интерьера;

— Графическая подача Концепции;

— Макет генерального плана Парка, масштаб 1:500;

— Макет генерального плана территории «Алаас» и Города мастеров, масштаб 1:200;

— Макет интерьера ритуально-обрядового Дома, масштаб 1:200.

Задача дипломного проекта:

В определённые сроки максимально до­стичь поставленную цель.

1.1. Генеральный план рекреационного и раз­влекательного парка «Земля Олонхо».

Рекреационный и развлекательный парк «Земля Олонхо» размещается на территории национального ландшафтного парка «Сайса­ры» (территории антенного поля около иппо­дрома). Местность, навеянная древними ле­гендми и преданиями, природное окружение, незастроенный ландшафт пойменной долины реки Лена являются естественной и органич­ной средой для создания аттрактивного парка, основанного на образах и ценностях традици­онной культуры.

Расположение Парка на улице Автодорож­ной и Дежнёва, имеющего удобные связи с центром города, обусловлено существующей и планируемой транспортной инфраструкту­рой города. Немаловажным фактором явля­ется и размещение Парка на близком расстоя­нии от учебных и жилых корпусов крупней­ших высших учебных заведений республики – Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, Якутской государствен­ной сельскохозяйственной академии и жилого комплекса возле Гимеина. С северной части Парка находится озеро Сайсары, а с восточной располагается озеро Тёплое.

1.2. Функциональные зоны рекреационного и развлекательного парка «Земля Олон­хо»

Общая площадь территории Парка состав­ляет примерно 7 гектаров. Территория Парка разбита на 6 функциональных зон:

1. Входная зона: Главный вход, Автостоянка, Парковая площадь.

2. Театр Олонхо.

3. Деловая зона: Конгресс – центр «Саха­Экспо», Гостиница, Интернет-центр, Сеть общественного питания, Парк маркет.

4. Киномедиакомплекс: Кинопавильон, Те­лерадиовещательный комплекс, Медиа­тека, Мультиплекс.

5. Парк аттракционов «Олонхолэнд» закры­того и открытого типа, Аквапарк.

6. Зона созерцательного отдыха «Алаас» и Города мастеров.

Территория рекреационного и развлека­тельного парка «Земля Олонхо» обслуживает­ся пассажирской транспортной системой, обе­спечивающей доставку туристов к основным объектам. Трасса начинается со входной зоны и опоясывает всю территорию по периметру.

Центральное ядро комплекса составля­ет рекреационно-парково-этнографическая зона «Алаас», вокруг которой выстраиваются остальные объекты комплекса.

2. Основная архитектурная идея зоны со­зерцательного отдыха «Алаас» и Города мастеров «Кудай Бахсы».

Основная концептуальная идея зоны со­зерцательного отдыха «Алаас» и Города масте­ров «Кудай Бахсы» заключается в соединении идеи якутского «Алааса» с высокотехнологич­ным стилем современного дизайна города. В создании комплекса ставится задача соеди­нить самые передовые технические и техно­логические достижения в Городе мастеров с национальным содержанием и колоритом. Иначе говоря, традиционные ценности бу­дут выражены современными техническими средствами. Архитектурная идея зоны созер­цательного отдыха «Алаас» и Города Мастеров – воплощение своего видения этнографиче­ского архитектурного стиля.

Аналогом создаваемого «Алааса» прежде всего является природный алаас, его форма и содержание.

В планируемом Городе мастеров «Кудай Бахсы» каждый посетитель (турист и т.д.) мо­жет сам создать из готовой продукции уни­кальную вещь или увидеть, узнать, как рожда­ется в руках мастера изделие, для получения забытых навыков старых мастеров.

Если посмотреть с другой точки зрения, то так называемый Город мастеров уже суще­ствует в «Старом городе» Якутска. Но данный проект не отвечает моей идее и задаче дизай­нера. Как мне кажется, основная функция дей­ствующего Города мастеров ограничивается лишь продажей сувениров, ювелирных изде­лий, ручных работ народных мастериц. Недо­статком ныне существующего Города мастеров являются:

— отсутствие возможности демонстрации са­мого процесса работы мастера;

— участие посетителей в ходе изготовления работы;

— недостаточность квадратных метров.

Моя идея заключается в том, что в Городе мастеров даётся уникальный шанс каждому по­сетителю (туристу и т.д.) изготовить из предла­гаемого сырья, по выбору, уникальную по своей природе вещь на память, в присутствии самого мастера. Такой великолепный шанс даст и тури­стам, и жителям республики возможность уви­деть и узнать, как рождается в руках мастера, по своей красоте удивительное изделие, возвращая нам некогда забытые навыки старых мастеров.

2.1. Генеральный план

Территория «Алааса» и Города мастеров размещается на северо-восточной стороне рекреационного и развлекательного пар­ка «Земля Олонхо». Площадь её составляет 25600 кв. метров. Ландшафт с искусствен­ным водоёмом планируется разместить в центре территории. С правой стороны на­ходится главная аллея парка, а с левой – Тё­плое озеро. Помимо этого, с левой стороны территория будет обслуживаться техдоро­гой, что создаёт удобства для технической поддержки.

2.2. Функциональные зоны созерца­тельного отдыха «Алаас» и Города мастеров

Особая функциональная и простран­ственная структура «Алааса» предполагает определённый набор элементов – обрядно-ритуальный дом, мастерские, водоём и ма­лые архитектурные формы.

Деревья, посаженные вокруг «Алааса», как бы замыкают пространство в некоторый микрокосмос, со своим содержательным об­разным рядом. В создании «Алааса», учиты­вая дендрологические параметры, необхо­димо учесть разнообразие растительности, обогащая её различными декоративными посадками и т.д. Посетители должны рас­твориться в этом выдуманном мире идил­лического сада, или Парка – своеобразной модели Серединного мира, и обрести успо­коение, душевное равновесие.

В главном архитектурном объекте обрядно-ритуального дома будут непосред­ственно проходить традиционные обряды и ритуалы.

В мастерских будут изготавливать из­делия декоративно-прикладного искусства, обучать мастеров и вести мастер-класс сре­ди изъявивших желание заинтересованных лиц. Современному человеку, туристу не­достаточно просто так приобрести ориги­нальный сувенир, ему также важно быть участником при рождении маленького чуда-талисмана. 2.3. Спецификация Города мастеров

1. «Серебряный Дом» (обрядно-ритуальный дом, (899 кв.м.):

— Входная зона;

— Гардеробная;

— Галерея Таинств;

— Санузел;

— Административная зона;

— Хозяйственная комната;

— Комната перед выходом;

— Зал Благопожеланий.

2. «Дом Небесного Звука» (музыкально-инструментальный зал (334 кв. м.), с уровнями для писателей и поэтов (110 кв.м.):

— Входная зона;

— Гардеробная;

— Санузел;

— Административная зона;

— Хозяйственная комната;

— Комната перед выходом;

— Комната инструментов;

— Зал Радости;

— Зал Тишины;

— Зал Высоты;

3. «Дом Танцующего Света» (танцевальная мастерская (610 кв. м.):

1-ый уровень:

— Входная зона;

— Гардеробная;

— Санузел;

— Душевая;

— Административная зона;

— Хозяйственная комната;

— Раздевалки;

— Зал Движений;

2-ой уровень: «На Высоте Лоскутной Ти­шины» (мастерская для рукодельниц (334 кв. м.):

— Санузел;

— Хозяйственная комната;

— Зал Показа;

— Зал Шитья;

— Зал Кройки;

— Комната материала;

4. «Дом Чистой Линии» (мастерская по при­кладному искусству и по дереву (194,5 кв. м.) и кости (172,5 кв.м.):

— Входная зона;

— Гардеробная;

— Санузел;

— Административная зона;

— Зал Мастера по кости;

— Комната Мастера;

— Зал Мастера по дереву;

— Комната Мастера;

— Галерея Света;

5. «Кузница» (мастерская по кузнечному делу (594 кв. м.):

— Входная зона;

— Гардеробная;

— Санузел;

— Зал Кузнеца;

— Комната Кузнеца;

2.4. Функциональная структура обрядно- ритуального дома «Серебряный Дом»

Особая функциональная структура обрядно-ритуального дома носит характер проведения традиционных ритуалов и обря­дов, которая будет проходить в специально спроектированном интерьере – «Зал Благопо­желаний». Это есть обряды очищения, благо­словения, встречи Солнца, свадебные и т.д.

«Галерея Таинств» носит функцию вы­ставочного характера. Здесь могут выстав­лять работы разных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Для удобства посетителей дом имеет 2 главных входа и выхода. Первый вход со сто­роны Главной Аллеи, а второй – со стороны «Алааса». Два входа связываются длинной Га­лереей, опоясывающей Главный Зал.

Главный «Зал Благопожеланий» имеет форму круга, который к верху сужается и име­ет скос на ___ градусов. Форма круга симво­лизирует Солнце. По периметру зала стоят 9 колонн, как ступени Девяти Небес, за которы­ми располагается Ложе Старцев. В центре Зала находится передвижной Подиум, функцио­нальная структура которого – проведение ри­туальных обрядов, например, благословение Духа Огня. Центральным композиционным решением интерьера является Витражный фо­нарь, находящийся на потолочном уровне под наклоном. Он имеет конструкцию в виде Ста­ринного Календаря.

Освещение в летнее время естественное, проникает сверху через Витражное окно и с верхних боковых сторон по периметру Зала. Также интерьер имеет искусственное освеще­ние, которое располагается на стене, колон­нах и на полу.

Освещение Галереи – искусственное, на­правленное и рассеянное, со стен и с навесно­го потолка.

Цветовое решение «Зала Благопожела­ний» строится из природных материалов и се­ребристого, тут присутствует мягкий контраст светлого и тёмного.

Экстерьер следует придерживать в сла­женной смеси стилей – «традиционного» и «постмодернистского». На фасадах использу­ются облицовочные материалы натурального дерева и металла. Цветовое решение – сере­бряный цвет. Декоративными элементами здания являются стальной обруч, опоясываю­щий объект, и вертикальные детали централь­ного свода разной длины и зафиксированные по периметру.

3. Заключение

Территория «Алаас» в Парке пред­ставляет собой своеобразный «оазис», для эмоционально-психологической релаксации че­ловека и организации семейного отдыха, их гар­монизации с окружающим миром, основанным на фольклоре и мифах. Любой человек носталь­гически тянется к истокам, как к первоначальной реальности, источнику жизненных сил. В этом смысле парково-этнографическая зона «Алаас» реализует концепцию искусственной ландшафт­ной архитектуры в городской среде, учитывая урбанистические аспекты современности, где каждый индивид стремится к самовыражению.

В Городе мастеров можно в рамках специ­альных программ отдохнуть, получить навыки и изготовить какую-нибудь вещь по традици­онной технологии и купить то, что сделано мастером. В обрядовом доме можно пройти особый ритуал «благословения», «очищения» и получить добрый заряд человеческой энер­гии и положительные эмоции. Этнографиче­ская часть комплекса, несущая в себе аутен­тичность, т.е. подлинность, представлена не как свидетельство уходящей культуры, не как наследие, а как явление современной живой жизни. Это – не мечта о прошлом, не показа­тельная реконструкция ушедшего времени, а свидетельство того, что непрерывность во вре­мени обеспечивает живая «нить» культуры.

Литература

1. Генеральные планы и конкурсные проекты планировки и застройки городских цен­тров. (Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и ар­хитектуре). – Москва, 1980.

2. Рекреационные системы. Под редакцией Н.С.Мироненко, М.Бочварова. – Изд. Мо­сковского университета, 1986.

3. Проектирование курортов и зон отдыха (в помощь проектировщику-градостроителю). Редактор Т.Ю.Копачевский. – Киев, 1975.

4. Хропов Ю.Б. Планировочная организация зон отдыха в городах и групповых системах расселения. – Стройиздат, 1978.

5. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре. – Москва, 1998.

6. Мелодинский Л.Л. Школа архитектора-дизайнера формообразования. – Москва, 1995.67 7. Азизян И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры. – Москва, 2000.

8. Грубе Г... Кучмар Ф. Путеводитель по архитектурным формам. – Москва, 2001.

9. Keynes Milton Freizeit und Erholungs-Zentrum in Bletchley. “Bauen-Wohnen”, 1978, 5, s.192-193.

10. Czinki Laslo, Kizchlechner Andress, Mattes Ulrike. Erholungsgebiet Mergebberg der Gemeinde Bonen, Weatfalen. – “Bauwelt”, 1972, 25-26, s.118-122.

Список использованных сайтов:

1. www.pax.ru/rus/products/index.htm

2. www.newhorizons.ru/lappset.fantasia

3. www.carrusel.ru

4. www.bio-nika.narod.ru

5. www.archcenter.ru

6. www.csfight.net/cz.recen.php

7. www.mirrabot.com/work/work_6616.html

8. www.phantasialand.de

9. www.raapa-mvdv.ru

10. www.eurosad.ru

Проект «Театра Олонхо»

Г.А. Попов,

студент гр. АД-05-2

архитектурно-строительного факультета ЯГИТИ

Сегодня Олонхо не только национальное достояние якутского народа, но и один из уни­кальных и оригинальных шедевров мировой эпики. Эта эпическая традиция в целом и от­дельные сказания, записанные (частично или полностью) от сотен разных носителей устной традиционной культуры. Олонхо – это герои­ческий, богатейший эпос. …Олонхо – явление, стоящее рядом с фольклорными памятниками других народов. Некоторые ставят его рядом с «Калевалой» и даже с «Илиадой»… И этот наш величайший памятник устного народно­го творчества олонхо пока не получил своего широкого распространения в литературной печатной форме, а в устной форме он бытует среди самого народа испокон веков и до на­ших дней, являясь самым очаровывающим творением народа.

Олонхо – это сплав, являющий собой все лучшее, что было в народной поэзии древне­го племени, воплотившей его мечты и чаяния; его мировоззренческие устои, поверья и обря­ды; и в нем сохранилось все то вечное, что от­вечало духовным запросам наших предков, и притягивает их потомков. В 2005 году ЮНЕСКО признало эпос Олонхо Шедевром всемирно­го нематериального наследия человечества. На основании этого решения в Республике Саха (Якутия) принята большая культурно-образовательная программа по сохранению этого уникального явления культуры. А наша задача проектировать Театр для возрождения духовного наследия народа. Идею и образ этого проекта раскрыл сам Олонхо, его содержание, структура, сюжет, внутренний мир. В г.Якутске есть Зеленый луг, где весной, когда уровень реки Лены под­нимается на 1-1,5 м, там остается широкий бассейн, а летом, когда река опускается, там растет густая трава. Это край города, но в то же время центр. А театр будет стоять там на насыпанном фундаменте, это пересечение ул.Чернышевского и ул.Кулаковского. За доро­гой, перед театром, будет примыкать Теплое озеро, т.е. театр будет завершением и доми­нантой по оси озера и будет заметен издалека.

Внешний образ театра – это песня вну­треннего мира и жизни олонхо. Основная тема эпоса – это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в среднем мире. Это борьба добра и зла, борь­ба положительного и отрицательного. Поэто­му внешний вид, образ театра получился кон­трастным. На фасадах видно, что углы рушатся и постепенно переходят на округлые формы. У зрителей олонхо это противоборство и вы­зывает интерес. В проекте есть вращающийся элемент вокруг периметра здания (солнечные батареи), что и будет менять вид, форму зда­ния (вращаются они для того, чтобы все бата­реи зарядились солнечным светом).

Действие в олонхо происходит в трёх ми­рах – Верхнем (якут. ¥і´ээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас – Мировое древо, корни которого уходят в нижний мир, крона растет в среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества верхнего мира. А в проекте театр так же будет разделён на три основных уровня. В нижнем – будут находиться склад­ские, производственные, административные и репетиционные помещения. В среднем – фойе с музеем, с рестораном на 150 мест и лифт в середине, который будет имитировать Аал Луук Мас. А в верхнем – будут висеть зри­тельные залы и выставочные залы.

Интерьер играет самую важную роль в проекте. А за ним будет висеть сферический потолок с радиусом около 21 м, который соз­даст единое пространство (внутри этой сферы находится большой зрительный зал на 900 мест).

По высоте стен фойе будут висеть балконы-коридоры (места для отдыха), и на них будут зимние сады, что и даст ощущение вечного лета, как и в мире Олонхо.

Малый зал на 300 мест предназначен для драмы или для банкетного зала. На самом верхнем этаже – выставочные залы.

Большой зрительный зал предназна­чен для драмы, музыкальной комедии, музыкально-драматических сцен, для оперы и балета. Сцена для этих моментов будет спе­циально трансформироваться в нужные пози­ции:

1. В момент драмы и музыкальной драмы будет кольцевая сцена в середине зала, кото­рая поднимется и опустится на 2 уровня. А по периметру стен зала будут установлены экра­ны высотой 6 м, с видеосопровождением, что создаст реальную окружающую среду сценки. Еще, по желанию режиссера, можно будет от­крыть (поднять по вертикальной плоскости) заднюю стенку арьерсцены, тогда откроется фон «зелёного луга».

2. В момент музыкальной комедии, орке­стра, оперы и балета, кольцевая сцена оста­нется ямой для оркестра, а основная сцена поднимется из пола сидячих мест, когда те тоже поднимутся и будут брать определенный наклон для улучшения акустики.

Научно-образовательная система «Олонхо»:

системная информационно-техническая инфраструктура

для сохранения, изучения и распространения эпического наследия

(архивация, хранение, обработка и распространение информации)

С.Е.Васильев,

заведующий радиофизическим отделением ФТИ

СВФУ им. М.К. Аммосова;

А.Н. Жирков

заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я),

вице-президент ЯРОО «Ассоциация Олонхо»;

В.В.Илларионов,

заведующий кафедрой фольклора и культурологии

СВФУ им. М.К. Аммосова

1. Для сохранения, изучения и распростране­ния эпического наследия необходимо фор­мирование системной информационно-технической инфраструктуры. В современ­ных условиях формирование информаци­онных ресурсов и обеспечение доступа к ним всех легитимных субъектов инфор­мационного взаимодействия является важнейшей задачей, сформулированной ЮНЕСКО (1989).

2. Назначение Информационной системы (ИС) «Олонхо» – сбор, обработка, струк­турирование, хранение, актуализация, распространение, отображение и исполь­зование информации в интересах ее поль­зователей. Система должна обеспечивать возможность формализации, структуриро­вания и обмена данными, используемыми в научном, образовательном и архивном процессах, унификации типовых, инфор­мационно значимых процедур и орга­низации взаимодействия разнесённых в пространстве держателей и создателей информационных ресурсов.

3. Информационные ресурсы только при объединении в единую систему могут при­обрести новые качества (принцип эмер­джентности – несводимость свойств систе­мы к сумме свойств ее компонентов).

4. ИС «Олонхо» позволит создать единое информационное и коммуникационное пространство для многих учебных, науч­ных и культурных учреждений, на основе определенных договоренностей, учиты­вающих технологические, протокольные требования и, что критически важно, авторские и имущественные права заин­тересованных сторон. Система должна аккумулировать информацию в распре­деленных хранилищах, а необходимые параметры – в базах данных. Доступ к ресурсам в цифровом формате осу­ществляется через Интернет и Интернет-портал.

Информационная система разрабатывается совместно с представителями ряда вузов и академических научных учреждений регионов Сибири на основе опыта соз­дания и эксплуатации Информационной системы «Олонхо».

5. На рис.1 представлена в общем виде архи­тектура Информационной системы. Ин­формационная система имеет несколько основных сегментов.

Рис. 1. Архитектура Информационной системы «Олонхо»

Подсистема сбора и обработки инфор­мации. Блоки «Олонхо: «Архив», «Олонхо: «Фоно», «Олонхо: «Фото», «Олонхо: «Видео», «Олонхо: «ЭлБиб», «Олонхо: «Документы» предназначены для преобразования в циф­ровой формат исходных информационных ресурсов (рукописи, магнитофонные записи, фотографии, движущиеся изображения и др.).

Блок «Олонхо: «Архив» предназначен для оцифровки рукописей, графических изо­бражений, нотных листов. В блоках «Олонхо: «Фоно», «Олонхо: «Фото», «Олонхо: «Видео» производится преобразование в цифровой формат исходных информационных ресур­сов. Блок «Олонхо: «ЭлБиб» необходим для сканирования, распознавания, сбора тексто­вых документов с целью создания на их осно­ве электронной библиотеки. Блок «Олонхо: «Документы» необходим для обеспечения электронного документооборота организации (договоров, стандартов, официальной пере­писки, технических описаний, отчетов и т.д.). Таким образом, на выходе блоков мы имеем цифровые объекты – файлы соответствующего формата (текст в электронном формате обяза­тельно должен быть представлен в кодировке Unicode для корректного отображения текстов на разных языках).

Каждый файл целиком, а при необходи­мости, и его отдельные части (фрагменты), должны иметь метаданные – специальным образом подготовленную информацию о файле и его содержании, формальные атри­буты и научное описание цифрового объекта. Метаданные предназначены для того, чтобы сделать существование и описание цифровых материалов видимыми потенциальному поль­зователю. Кроме того, необходимы метадан­ные, обеспечивающие управление сохране­нием цифровых материалов и отражающие их достоверность, технические характеристики, способ доступа, ответственность участников, хронологию создания, контекст, хронологию и цели сохранения. Метаданные необходимо представить в расширенном формате Dublin Core.

Подсистема хранения и организации ин­формации состоит из двух основных блоков – «Олонхо: «Хранилище» – распределенного хра­нилища цифровых объектов и «Олонхо: «База данных» – базы данных, к которой обращается пользователь Информационной системы при поиске необходимых объектов.

Подсистема информационного и техниче­ского сервиса («Олонхо: «Программный сер­вис» и «Олонхо: «Технический сервис») необхо­дим для технического сопровождения проекта и программно-информационного сервисного обслуживания корпоративных участников про­екта.

Основные блоки Подсистемы представле­ния информации предназначены для представ­ления информации конечному пользователю – клиенту Информационной системы. В этом сегменте необходимо, прежде всего выделить блок, который связывает Информационную си­стему «Олонхо» с внешним миром: блок «Олон­хо: Интернет-Портал» позволяет пользователям Информационной системы получить доступ к ее ресурсам, используя для этой цели стандарт­ные средства навигации. На самом деле этот блок является не только Интернет-порталом, но и корпоративным Интернет (внутренним) пор­талом для организаций – участников проекта. Сетевой доступ к ресурсам разграничивается на основе статуса пользователя: аутентификация и авторизация (выделение объема прав) пользо­вателей производится в соответствии с полити­кой доступа к данному конкретному ресурсу.

Блок «Олонхо: Гипермедиа» необходим для создания мультимедийных информацион­ных ресурсов, для их корректного представле­ния на портале и в виде CD и DVD-изданий.

Блоки «Олонхо: Наука» и «Олонхо: Об­разование» имеют свою целевую аудито­рию, поэтому отбор материала из Храни­лища и подготовка на его основе тематиче­ских пакетов данных (специализированных информационных ресурсов) ориентирова­ны соответственно на академические ис­следования и учебные вузовские и школь­ные программы.

6. Промежуточные результаты (докумен­ты, файлы субпроектов «Звуковой ар­хив», «Электронная библиотека», «Ру­кописи», «Фотоархив», «Научное изда­ние», «Учебно-методическое издание» и др.) получены с учетом того, что соз­дание и информационное наполнение ИС осуществляется итерациями по спи­ральной модели жизненного цикла ИС. В этой модели создаются работоспособ­ные прототипы основных элементов ИС, которые затем углубляются и последо­вательно конкретизируются.

7. Портал Информационной системы «Олонхо» www.olonkho.info разработан на основе движка Mediawiki, обеспечи­вает доступ к информационным ресур­сам по эпическому наследию.

Работа выполнена в рамках Республи­канской целевой программы по сохране­нию, изучению и распространению якутско­го героического эпоса Олонхо на 2007–2015 годы и проекта 2.3.2/7134 «Распределенная информационная система «Эпическое на­следие и современность» АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы 2009—2010 гг».