Главная » Статьи Часть 3

Статьи Часть 3

Олонхо в кино

Г.А. Красильникова, научный сотрудник

научно-методической лаборатории АГИИК

Известно, любое произведение искусства — это отражение человека его создавшего, человека с его мыслями, чувствами, ощущениями мира, человека, принадлежащего определенной эпохе, сформировавшего свой опыт в определенных условиях, человека с прошлым и будущим, несущего на себе отпечаток культуры, породившей его – человека своего народа.

Не секрет, человек, рожденный на экваторе, сильно отличается от рожденного на полюсе не только внешне. Это отличие, сформированное самой природой в процессе приспособления человека к жизненным условиям, к окружающей среде, касается более глубоких уровней – мировоззрения, поведения, мышления и т.д., – составляет особенности той или иной этнической группы. И именно это отличие, веками оттачивавшееся, закреплявшееся сотнями поколений, обогащавшееся новым опытом, делает культуру каждого народа уникальной, самобытной.

Таким образом, географическая среда обитания того или иного этноса так или иначе, неизбежно влияет на его сознание, историю, мировосприятие, склад ума, психофизику и т.д. Некоторые ученые считают такое природное влияние определяющим в жизни каждого этноса, который в своем развитии точно повторяет жизненные фазы отдельного человека: младенчество, юность, зрелость, старость. Так же, как на человека в процессе его развития влияют внешние факторы: питание, воспитание, атмосфера в доме и т.д. — так и на каждый этнос в отдельный период его жизни влияет та земля, которая дала ему жизнь, с ее животным и растительным миром, ландшафтом, климатом и т.д. Географические условия влияли на направленность человеческой деятельности (скотоводство и земледелие, промыслы и ремесла связаны с особенностями среды), культуру, религиозные верования. Таким образом, в процессе развития человека, в процессе вторжения его в окружающую среду, овладения навыками выживания в этой природной среде формировался отличный от всех других лик народа.

С древних времен, когда начинался процесс формирования современной карты мира, природные факторы той или иной географической местности имели огромное значение для возникновения древних цивилизаций. Человек формировался, осваивая природные условия, вторгаясь в них, сливаясь с ними. Эта неразрывная связь человека и сотворившей его природы прослеживается во всех артефактах человеческой деятельности.

Якуты, столетиями жившие на севере, нашли способ жизни в гармонии с этой суровой природой. Только им одним известен секрет выживания здесь.

Наши предки не стремились бороться с природой, подчинить ее, напротив, воспринимая себя ее детьми, подражая природе, учились у нее, у всего того, что окружало их. Таким образом, тот опыт выживания, приобретенный в каждодневном учении, стал стимулом, толчком, запустившим развитие именно этого этноса и  именно в этой среде. Весь этот многовековой опыт, накопленный якутами в процессе рождения, становления, развития, нашел отражение в народном эпосе – олонхо.

В олонхо заключен тот изначальный этический и эстетический идеал народа саха, отражающий его мировоззрение, понимание своего места во вселенной, его мудрость и стремление к гармонии. Якутское олонхо рисует ясную и простую модель мира, в которой вселенная делится, на три части,населенная людьми, духами и богами, все подчинено строгому порядку, все находится в состоянии гармонии и равновесия. На страже этого нерушимого порядка стоят светлые божества, а с ними и наделенные волшебной силой богатыри из рода людей.

Олонхо как вид народного творчества заключает в себе истоки многих видов искусств. С развитием в Якутии профессионального искусства олонхо входит в различные его виды. Фольклор, эпос послужили основой для формирования якутской художественной культуры. Наши первые писатели, основатели якутской литературы, черпали свое вдохновение именно из народных сказаний и олонхо. Позже их произведения стали основой для первых якутских фильмов. Новые формы обрело олонхо и в театре: первые театральные постановки формирующегося национального театра были на сюжеты, взятые из олонхо (любительские спектакли «Удалой молодец Бэриет», «Богатырь Кулантай на рыжем жеребце»); первая национальная опера создана на основе либретто, написанного по мотивам различных олонхо. Якутские живописцы и графики, воспитанные на олонхо, воплотили его образы в своих работах. Именно олонхо стало основой для формирования национального театра народа Саха.

Обретя новую жизнь в различных видах искусства, олонхо занимает свои позиции и в кино.

Хотя сегодня рано говорить о национальном якутском кинематографе как о полностью эстетически сформировавшемся явлении, но первые шаги уже были сделаны, и кино в Якутии имеет свою историю. Уже сейчас мы можем подвести некоторые итоги: изначально появившись в Якутии как не самого высокого уровня развлечение, после Октябрьской революции кино становится средством пропаганды и ликбеза; развитие союзных республик, рост влияния СМИ оказывают воздействие на кинематограф, фильмы середины прошлого века большей частью представляют собой публицисти-ческие очерки, знакомящие российского зрителя с культурой, бытом и природой Севера; с появлением первых профессионалов появляются  самобытные кадры, но все-таки якутское кино идет по пути активного освоения русской школы.

С 90-х годов ХХ века, кинокомпания «Саха фильм» объединяет под своим началом деятелей кино Якутии. С этого времени начинают выходить первые короткометражные и полнометражные художественные картины якутских режиссеров, в которых зримо или подспудно ощущается влияние якутского эпоса.

С первых шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремятся нащупать тот нерв, который бы стал основой для формирования национального якутского кино, и каждый из них привносит в это общее дело свою лепту.

Еще в 80-е годы прошлого столетия были попытки перевести русское и зарубежное кино на родной якутский язык, но они не продержались долго.

С появлением в Якутии первых профессионалов – режиссеров, операторов, кино не только «заговорило» по-якутски, но и впервые взглянуло на якутский народ как бы изнутри, глазами самих якутов. Затрагивая в своих работах темы, волнующие современного человека, ища ответы на актуальные вопросы, задаваемые сегодняшним днем, режиссеры якутского кино создают произведения, в которых на разных уровнях присутствует олонхо. Будь то разделение на три мира, вполне реальных, в то же время, одинаково мистических, как в фильме «Старик» Никиты Аржакова, или бесконечные превращения одного в другое, игра масштабами, как в «О±о куйуурдуу турара» Прокопия Ноговицына.

Строгое черно-белое изображение «…» настраивает на философское размышление, уводит от бытового восприятия, графически точные фигуры, линии, углы, позволяют сосредоточиться на главном, отбросить все второстепенное, отставить ненужное, в то же время скудость цветовой палитры  во второй картине заставляет работать воображение, видеть скрытое в знакомых предметах.

Короткометражный фильм «Старик» («О±онньор». Сахафильм, 2003 г.) – дипломная работа Н.Аржакова.

Простая история из жизни обычной деревни перерастает в притчу о жизни и смерти. События в фильме протекают параллельно: неторопливо приводит в порядок свой дом Старик, а в местном клубе вся деревня переживает за судьбу Луиса Корвалана в далеком Чили. Противопоставляя две истории – светом, звуком, монтажными стыками, символическими деталями, – режиссер создает два совершенно разных мира, сосуществующих в одном пространстве.

Дом Старика – воплощение Среднего мира в том виде, в котором виделся он нашим предкам,  наполненный в каждой своей мелочи скрытым значением, мудрый, подчиненный многовековому порядку.

В этот мир резким контрастом, нарушая задумчивую тишину, врывается с криками распаленного оратора нелепое собрание в сельском клубе. Безобидное общество митингующих к концу фильма приобретает черты потустороннего зла: ракурсная съемка и композиция кадров превращает людей в тени, выхваченные из темноты  пятна лиц, выплывающие из темноты и поглощаемые ею, зажженные факелы в руках создают ощущение чего-то изломанного, неправильного – символическое изображение Нижнего мира. К финалу режиссер открывает зрителю еще один мир: высоко в темном небе над кричащей толпой плывет маленький огонек — первый Советский спутник.

И вот перед нами уже все три мира: Верхний, с ворвавшимся и нарушившим вечный звездный покой спутником; Средний, живущий своим неторопливым порядком, Нижний, населенный метущимися тенями, неправильный, убогий. Подобно тому, как олонхосут использует разные голоса в противопоставлении жителей разных миров, режиссер прибегает к разному характеру монтажа: спокойная размеренность, статичные кадры, крупные планы рук, лица – мир Старика, в который резко, почти агрессивно врывается история митингующих, с панорамами по трудно различимым лицам, средними планами, шумом, разговорами. Затем снова – тишина, деликатные переходы через наложение – все так же спокойно заканчивает свои земные дела Старик.

К финалу фильма под звуки тойука «Завтра, завтра утром» в исполнении известного олонхосута Сергея Зверева эти миры переплетаются, наконец, сливаются вместе в одном кадре, составляя одно целое, доказывая еще раз возможность сосуществования этих параллельных измерений,всеохватности бытия. Аржаков, связывая три мира словом олонхо – тойуком, использует в фильме приемы, характерные для олонхо: сопоставление масштабов, переброски от гигантского до мизерного, разные пласты существования, скрытые в простых вещах смыслы, постепенно расширяющееся пространство.

Все это присутствует в работах другого режиссера Прокопия Ноговицына. Фильм-путешествие, фильм-превращение по произведению Платона Ойунского «О±о куйуурдуу турара» — первая работа непрофессионального режиссера П.Ноговицына. Картина пронизана философской поэтичностью, характерной для произведений якутского классика, настоящего олонхосута.

Панорамы, перетекающие из одного кадра в другой, бесконечное движение, наложение и вытеснение одного кадра другим создают ощущение бесконечного движения в пространстве, которое то уменьшается, то разрастается, принимая разные формы, превращая одно в другое.

Вновь бытовая история – поход мальчика за рыбой – расширяясь, перерастает в космогоническую картину мироздания.

Так же как и в первой работе, здесь используется характерный для олонхо зачин, настраивающий органы восприятия на определенный лад: кадры, в которых маленький мальчик, превращающийся то в доисторического исполина, ступающего по карте Арктики, то в первочеловека, бредущего по новорожденной земле, становятся своеобразным запевом, повествующим о сотворении мира. Затем следует описание внешнего облика героя: его лик подобен солнцу, тусклым, холодным светом освещающему этот еще не заселенный мир, его снасти для рыбной ловли подобны огромной коновязи, сэргэ, которое он ставит посреди пустой планеты. Неописуемо труден каждый шаг мальчика, непроходимые препятствия преодолевает он на пути к своей цели.

Наконец, перед ним чистый белый лист – озеро, покрытое толстым слоем снега, нетронутая гладь, готовая принять любой рисунок, нанесенный первым человеком.

Мальчик, по традиции сначала обратившись к духам, начинает свое путешествие по мирам через медленно углубляющуюся лунку, которая становится то равносторонним тэнгрианским крестом, то древним солярным знаком, то вдруг разрастается до размеров космического пространства, в котором между звездами, галактиками и планетами парит маленький человек.

Долбление лунки путь в Нижний мир, еще более трудный, грозящий настоящими опасностями. Здесь простое, казалось бы, дело, знакомое каждому рыбаку, напоминает ритуальный танец – через круговую панораму, бесконечное движение мальчика по ходу солнца, ритмичные удары железного лома о лед, тяжелое дыхание уставшего ребенка, зритель вместе с героем погружается все глубже в мир духов. И вот уже весь мир сузился вокруг мальчика, превратившись в одну огромную прорубь. Края лунки возвышаются уходящими вверх ледяными утесами к белому равнодушному небу, которое, как ледяная вода, плещется где-то наверху. И он уже не знает, куда ведет его эта лунка – вверх или вниз. Путь одинаково долог: перед ним отвесные скалы, у которых нет вершин, они теряются где-то в бесконечной дали. Наконец – вода.

Сама ловля рыбы превращается в очередное испытание, обряд, в котором кружение, бурление воды, кусочки льда, всплывающая рыба – это космические вихри, в которых рождаются новые миры, пробуждается новая жизнь, отнимаются последние силы.

Духи даруют улов, но что возьмут взамен? Мальчик уже открыл дверь в их мир. И они пришли за своей жертвой.

Режиссер использует быстрый, ритмичный монтаж для противопоставления двух миров: вспышками появляются приближающиеся духи-всадники, а в лунке продолжается кружение сачка. Наконец, миры сходятся в одном кадре, образуя двойную спираль, уходящую в центр лунку: мальчик, крутящий сачок по ходу солнца, и всадники – духи предков, движущиеся против солнца.

Мальчик падает. Тонкая черная струйка, вытекающая из его носа, становится каплей жертвенной крови.

И духи принимают жертву – старик протягивает руку умирающему. Крупный план соединенных рук мальчика и старика на фоне якутского чепрака, композиционно повторяющий фрагмент работы Микеланджело, придает мистической встрече новый смысл – это, действительно, сотворение первого человека, в то же время, наоборот, уход души в небытие.

Духи уходят в свой мир, так же, как и появились, тающим в воздухе миражом, но теперь позади старика сидит мальчик. Крупный план его лица, входящего в кадр лишь наполовину, напоминает, что герой все еще посередине – между жизнью и смертью, между верхом и низом, между богами и демонами, в Серединном мире людей.

Медленно все возвращается на свои места или, наоборот, навсегда изменяется этот мир: теперь черная бездна лунки занимает место солнца, истоптанный снег становится небосводом. А может, мы уже в Нижнем мире?

Вновь режиссер возвращается к месту рыбалки. Опустевшее белое поле с молчаливо возвышающимися снастями – памятниками когда-то побывав-шему здесь человеку, напоминавшему нам о жертве, о необходимости жертвоприношения ради сохранения жизни. Мы давно утратили это древнее знание, которое помогло нашим предкам выжить. Сделав мир плоским и однозначным, мы забыли о его трехмерной гармонии, что все наполнено особым смыслом, подчинено строгому порядку мироздания: человек должен пожертвовать многим, испросить разрешения природы, чтобы изменить существующий уклад, чтобы вторгнуться во владения иных сил, иначе они могут покарать дерзнувшего.

Мальчик набирает в туес наловленную рыбу. В последний раз с благодарностью окидывает мальчик озеро, подарившее ему богатый улов. Солнце, низкое, яркое, уже опустилось за лес.

Сколько же времени он здесь пробыл? Сколько таких путешествий совершается каждый день?. Сколько не увиденных подвигов?.

Таким образом, кинематограф в Якутии прошел долгий путь становления и сегодня выходит на мировой уровень с разными фильмами. Первые шаги кино в Якутии формировались под влиянием русского кинематографа, были в целом направлены на русского зрителя. Сегодня фильмы наших режиссеров несут на себе отпечаток самобытной якутской культуры, о чем свидетельствуют отзывы критиков на фильмы, показанные во время демонстрации якутского кино в московском Доме художников в 2002 году.

Естественно, что в попытках найти свой облик якутское кино обратилось к олонхо. Народный эпос, впитанный с молоком матери, осознанно,  или не осознанно присутствует в картинах – через язык, образы, пространство, настроение, характер изображения и его сочетание со звуком, — но главное, в той своеобразной точке зрения, которая рисует мир таким, каким видится он глазами якутов: одухотворенный, наполненный смыслом во всех мелочах, каждая из которых имеет свое значение и связана со всем сущим, простой и гармоничный, многомерный и всеохватный. Этот мир тонкой нитью связывает нас через сотни поколений, напоминая о нашем месте в жизни, призывая не забывать о главном.

Первые профессиональные якутские режиссеры, перенося в свои работы олонхо, определили основу для формирования новой эстетики, нового способа художественного мышления – национального кино. Возможно, в скором будущем, мировое киноискусство откроет для себя уникальное явление – якутское кино, пока представленное работами отдельных режиссеров, со своей системой мыслей о мире, своей философией, истоки которой заложены в олонхо.

Как известно, в 2005 году олонхо, создание уникальной культуры признано шедевром устного и  нематериального наследия человечества. Идентифицировав олонхо как средоточие той «мироустроительной энергии», что является духовным ядром народа, сегодня мы пришли к осознанию необходимости формирования собственного театра – театра Олонхо. На стадии выработки канонов будущего театра, особенно важно определить, что является той составляющей, позволяющей олонхо обретать новые формы в разных видах искусства.

Эстетика театра олонхо, развиваясь, способна обогатить своей поэтикой кинематограф, привнести в кино тот необходимый импульс, который станет благотворным толчком для якутских кинорежиссеров, дополнительным материалом для творчества. И уже сегодня можно представить, по какому пути пойдет якутское кино, являя в своих творениях мир олонхо. Возможно, кино возьмет из олонхо не только тексты, образы, мотивы, сюжеты, что само по себе очень важно, но и драматургию, особое композиционное строение.

Сегодня мир стоит на пороге новой эры технического развития. Киноискусство все больше отдаляется от своей фотографической природы и переходит в новые формы цифрового видео и компьютерных технологий, что сулит не только новые возможности, но и новые опасности для развития киноискусства. В этой ситуации особенно важно увидеть будущий лик якутского кинематографа и определить его место в семье национальных кинематографий.

Этнопедагогика школы

в инновационном поселении комплекса «Земля Олонхо»

Е. П. Чехордуна.,

ФГНУ «Институт национальных школ РС(Я)»

Правильно говорят, когда утверждают, что современный мир – это мир глобальных трансформаций, новых социальных пере­мен, глобального кризиса современной лич­ности. Наступает глобальный кризис духов­ности.

В этих условиях как быть современному обществу? Нам кажется, что спасение – во все­общем единении, стержнем которого являет­ся осмысление общечеловеческих ценностей. Ценности укоренены в объективном укладе конкретного социума, отражаются в практи­ческом опыте жизнедеятельности реального этноса и осуществляются через традиции как механизмы непосредственной трансляции культурной информации во времени. А также известно, что в некоторых случаях традиции способствуют сближению этносов, и тогда вы­рабатывается общая ценностная основа.

В настоящее время в нашей стране таким объединяющим стержнем может стать якут­ский героический эпос Олонхо, признанный ЮНЕСКО шедевром человечества.

Якутский героический эпос олонхо как ре­сурс сохранения духовно-нравственной само­бытности народа саха способствует выработке новой системы взглядов, которая оказывает влияние на становление современного обще­ства в условиях глобализации и межкультур­ной интеграции. Поэтому в настоящее время назрела необходимость:

— разработки фундаментальных исследова­ний внутренней составляющей олонхо, его духовно-гуманистического, ценностно-ориентационного содержания;

— использования педагогического потен­циала олонхо в укладе жизни, учебно-воспитательном процессе образователь­ных учреждений;

— формирования поликультурного ментали­тета в диалоге культур через мировой ше­девр Олонхо.

Исходя из этого, следует отметить, что не­обходимо создавать модель школы по педаго­гике олонхо на основе целого ряда подходов: этнопедагогического, культурологического, аксиологического,  интегративного, системного.

Этнопедагогический подход. Обучение и воспитание учащегося основывается на на­родной педагогике, устанавливается партнер­ство с социальными институтами, такими как семья, государственные учреждения и обще­ственные организации этнопедагогических и этнокультурных направлений.

Культурологический подход. Образование рассматривается как процесс помощи ученику в становлении его субъективности, этнокуль­турной и региональной идентичности, само­определении. Предполагается возвращение образования в контекст культуры, который становится смыслом образования.

Аксиологический подход. Личность учаще­гося развивается как носитель этнических цен­ностей. Предполагается учёт данного подхода при составлении дополнительных материа­лов для учебных программ, дидактических и методических пособий.

Интегративный подход наиболее прием­лем в начальной школе, где закладывается фундамент всего последующего обучения. Это основы целостного представления о мире, че­ловеке, его творческой деятельности. Системный подход. Это оценка образова­тельной модели как системы взаимосвязан­ных компонентов, взаимовлияние которых способствует реализации функций этнической и гражданской идентичности.

В настоящее время на основе данных под­ходов разработана модель «Этношкола педа­гогики Олонхо». Этношкола педагогики Олонхо (далее Этношкола) – это общеобразовательное учреждение со следующей инфраструкту­рой: детский сад, школа, технический центр, кино, видеозалы, учреждения дополнитель­ного образования, школьный музей, научно-методический этноцентр «Педагогика олон­хо», малые предприятия традиционных реме­сел.

Цель: Создание образовательной инфра­структуры по педагогике Олонхо в инноваци­онном поселении комплекса «Земля Олонхо».

Задачи:

1. Внедрение концепции педагогики Олонхо.

2. Создание условий для усвоения учащими­ся навыков эпического исполнительства, трансляции опыта по традиционным ре­меслам в результате «живого» общения с носителями этнокультуры (сказителем, на­родными мастерами, наставниками тра­диционных промыслов и ремесел).

3. Деятельность по собственным образова­тельным программам.

4. Защита индивидуальных детских проек­тов в студиях, классе, перед социальными партнерами.

5. Промежуточная экспертиза действующих проектов.

6. Объективная промежуточная экспертиза вновь появляющихся инициатив.

7. Организация городской, школьной конфе­ренции по актуальным проблемам педа­гогики олонхо.

8. Проведение научно-исследовательских работ учащихся, мониторинга.

9. Реализация совместных межкультурных творческих проектов детей и взрослых.

Образовательная деятельность Этношко­лы осуществляется по следующим направле­ниям:

— урочная Д;

— внеурочная Д;

— внешкольная Д;

— семейное воспитание;

— социальные институты, партнёры.

Урочная деятельность:

1. Курс «Героический эпос олонхо» на уроках родной литературы со 2-го по 11 классы.

2. Урок «Язык олонхо» («ОлоІхо дэгэтэ»). 2-4 классы.

3. Урок «Философия олонхо» («ОлоІхо сэґэнэ»). 5-11 классы.

4. Факультатив или элективный курсы по педагогике олонхо («ОлоІхо μірэ±э»). 1-9 классы.

Внеурочная деятельность.

Этноцентр «Педагогика олонхо» объеди­няет детский театр «ОлоІхо», студии, кружки, секции, научно-исследовательские объедине­ния, детские общества по педагогике олонхо. Все они имеют программу, планы, репертуар.

1. Детский театр «Олонхо» имеет направ­ления: традиционное исполнение олонхо (дети –исполнители олонхо), театрализо­ванное представление, кукольное пред­ставление.

2. Студии:

Студия «Олонхо – шедевр человечества»;

Студия «Традиционные промыслы»;

Студия «Художественные промыслы»;

Студия «Национальные блюда»;

Студия «Настольные игры».

В студии «Олонхо – шедевр человечества» реа­лизуются такие модули, как «Эпосы народов мира и России», «Якутский героический эпос олонхо», «Эпические богатыри мира», «Эпическое насле­дие народов Якутии», «Идеал человека в олонхо», «Прекрасное в олонхо», «Нравы племени айыы», «Обряд рождения человека в олонхо», «Старинный женский наряд», «Красота поступка в олонхо» и т.д.

На занятиях студии «Художественные промыс­лы» реализуются модули по национальному шитью «Волшебное шитьё», «Якутские узоры», «Чарую­щий бисер» и др. Студия «Традиционные промыслы» име­ет практико-ориентированные курсы: «Осно­вы коневодства», «Основы животноводства», «Охота», «Рыболовство», «Летний труд», «Ле­карственные растения», «Деревянное зодче­ство», «Сувениры», «Туосчаан» («Береста»), «Сиэл» («Конский волос») и другие.

Студия «Национальные блюда» имеет мо­дули «Истоки здоровья», «Культура кумысопи­тия», «Строганина», «Мясные блюда», «Сала­мат», «Здоровая пища» и т.д.

Все эти курсы, модули способствуют воз­рождению традиционной культуры, сохране­нию уклада жизни северной цивилизации.

3. Секции:

— Секция «Национальные прыжки»;

— Секция «Хапса±ай»;

— Секция «Мас-рестлинг»;

— Секция «Подвижные игры».

По направлению национальных игр 4 секции, которые формируют духовно-нравственную, физическую закалку личности ребёнка.

Студии, секции имеют программы модуль­ных курсов, календарные планы по индивиду­альным траекториям учащихся.

4. Школьный музей.

Школьный музей организует свою дея­тельность по нескольким направлениям: историко-этнографическое, экологическое, поисково-исследовательское. Разрабатывают­ся проекты по модулям. Например, «История наслега (села, города)», «Родословная», «Бо­гатство нашего края», «Славные люди села (города)», «Наши этнографические находки», «Говорят экспонаты» и др.

5. Научно-исследовательское общество учащихся «Олонхо».

6. Интерактивный клуб «Диалог куль­тур».

Основная форма деятельности Этношко­лы – это созидательный труд. Виды трудовой деятельности учащихся: шитьё, рукоделье, вы­шивание, бисероплетение; рисование, аппли­кация; резьба по дереву, изготовление сувени­ров, макета; строительство малой постройки (для юношей); уход за животными.

Учащимся предлагается проектирова­ние собственной деятельности по педагогике Олонхо: осмысление поля деятельности, со­ставление индивидуального плана действия, где предусматривается: обеспечение инстру­ментами работы, знакомство с рынком труда, самореализация продукции. Учащиеся про­являют самостоятельность в реализации соб­ственных проектов.

Внедряются этнокультурные технологии организации учебно-воспитательного процес­са такие, как «Сатабыл», педагогики олонхо «Сэдип», технологии развивающего обучения «Коллективные способы обучения».

Этношкола серьёзное внимание уделяет совместной деятельности школы, дошкольных учреждений, семьи, учреждений дополни­тельного образования и общественности. Про­водится системная и систематическая работа по повышению педагогических, этнокультур­ных знаний родителей, руководителей учреж­дений и общественных организаций (соци­альных партнёров). Создаются условия для их активного, квалифицированного, ответствен­ного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях по полученным знаниям и умениям.

Участники проекта: учащиеся 1-4, 5-9, 10-11 классов, учителя, воспитатели, педа­гоги дополнительного образования, родите­ли, народные мастера, мастера-наставники, культурологи, психологи, руководители и другие.

Таким образом, в результате интегра­ции духовно-нравственного, трудового и эстетического воспитания, формируются нравственно-этические ценности, интеллек­туальная, эстетическая потребности, трудо­вые навыки, толерантность ребёнка, то есть развиваются высшие потребности личности ребёнка в городских условиях.

Модель образовательного учреждения,

как часть национального инновационного проекта «Земля Олонхо»

Н.И.Гаврильева

Преподаватель истории и обществознания

Республиканского Лицея

В условиях геокультурных, социальных, экономических, политических вызовов 21 века, в свете задач модернизации России особенно актуальным становится развитие новой культурно-образовательной парадигмы, возмож-ности, реализации которой создаёт проект «Земля Олонхо». Мы предлагаем вашему вниманию модель инновационного образовательного учреждения, за основу которого берётся ГНОУЛИ «Республиканский лицей».

В 21 веке востребована интеллектуальная экономика. Достойное место в глобальной экономике займут те страны, которые смогут наилучшим обра-зом распорядиться (найти, раскрыть, развить и использовать) интеллектуаль-ными ресурсами, творческим потенциалом своего народа. Речь идёт не столь-ко о достижении лидерских позиций, сколько о преодолении перспективы скатывания в «мировой андеграунд» с хищнической добывающей экономи-кой, гибнущей природой, вымирающим населением. РЛ, имеющий многолет-ний опыт работы с одарёнными детьми как РФМШ, РК и продолжающий традиции физмат-движения, начатого Народным учителем СССР М.А. Алек-сеевым, целью которого было обеспечение республики научно-техническими кадрами, готовит и будет готовить кадры для новой экономики.

В условиях социальной дифференциации, даже поляризации, недоступ-ности качественного образования для социально незащищённых слоёв насе-ления принципиально важна ориентированность РЛ на небогатые сегменты общества, в основном сельских детей из всех улусов республики. Для прео-доления порочного круга «малообеспеченности, малообразованности» важна школа, выполняющая функцию эффективного социального лифта. В том чис-ле для благополучия общества в целом, т.к. отсутствие перспективы оказы-вает самое разрушающее воздействие на общество, погружая его в апатию, отчаяние, алкоголизацию и т.д.

— Новая образовательная среда должна быть связана с развитием граж-данского общества, возможностей использования горизонтальных связей, имеющихся у РЛ через деятельность общества «Дьо±ур», зимние и летние школы, фестивали, «Ленский край», региональные, российские, международ-ные олимпиады, научно-практические конференции, в т.ч. «Шаг в будущее», «Алексеевские чтения» для учителей республики, сообщества выпускников и др.

— Задачей инновационной школы является подготовка не просто носите-лей знания (хотя это тоже важно), а социально-активной молодёжи, неравно-душной к происходящим в обществе процессам, способной к самоорганиза-ции, совместной деятельности во имя общих целей, как «Тµмэн-Тобул», мо-лодёжная организация, созданная выпускниками РК, РЛ. В последние годы работает политологическая школа, учащиеся успешно участвуют во Все-российском конкурсе «Моя законотворческая инициатива». Организуются по инициативе учащихся экспедиции, экскурсии по республике и за её предела-ми. Новые перспективы в этом направлении открывают возможности социа-лизации учащихся в малом социуме (инфо-поселении).

— Сохранение национальной идентичности учащихся, сопричастности к национальной культуре, истории является одним из приоритетов РЛ. В этом направлении накоплен некоторый опыт, развитие школы в рамках проекта «Земля Олонхо» усилило бы именно это направление.

Реализация данного проекта даст  огромный импульс раскрытию и раз-витию творческого потенциала учащихся РЛ, а также всех причастных к про-екту в науке, общественной деятельности, литературе, искусстве.

Республиканский лицей – научно-образовательный центр,

в рамках проекта «Земля Олонхо»

Р.Н. Анисимов

Преподаватель якутского языка и литературы

Республиканского Лицея

Республиканский лицей, вобравший в себе лучшие традиции физико-ма-тематических школ, созданных учёным-математиком И.Ш.Алиевым и народ-ным учителем М.А.Алексеевым, является одним из ведущих образователь-ных учреждений республики, активно претворяющих в жизнь национальный приоритетный проект «Образование».

Сегодня в Республиканском лицее  проводится системная работа по вы-явлению и развитию творческих качеств и интеллектуальных способностей одарённых детей и подростков, приобщению учащихся к активной научно-исследовательской деятельности, привлечению научных работников к работе с одарёнными детьми, обобщению и распространению передового педагоги-ческого опыта.

Целями образовательной среды лицея являются выявление и развитие способных одарённых детей республики, привлечение к творческой  созида-тельной деятельности, привитие навыков научной работы, подготовка интел-лектуальных сил по наиболее актуальным направлениям науки, техники и производства современной Якутии.

Ежегодно лицей выпускает более ста выпускников. Поступаемость в ВУЗы составляет 100%, около 75% выпускников поступают в ВУЗы Центра, Сибири и Дальнего Востока.

Учащиеся лицея достойно представляют Республику Саха (Якутия) на олимпиадах различного уровня и являются победителями и призёрами все-российских и международных олимпиад школьников по физико-математи-ческим и естественным предметам.

Республиканский лицей является организатором республиканского об-щества по поиску и развитию одарённых детей «Дьо±ур», научно-методичес-кого центра Сети президентских школ Республик Саха (Якутия). Общество «Дьо±ур» ставит задачу широкого охвата школьников республики.

Цель воспитательной работы Республиканского лицея – воспитание социально адаптированного человека путём повышения духовного, нравственного и культурного уровня учащихся. Для решения задач воспитательной Работы, кроме традиционных  во всех школах форм работы, осуществляется строгий отбор образовательных технологий, регулярно проводится психологический и педагогический мониторинг развития одарённых детей, их физического здоровья.

Для дальнейшей реализации образовательных задач лицея в соответствии с требованиями современных условий обучения и воспитания необходимо внедрение новых информационных и педагогических технологий, кардинальное улучшение материально-технической базы лицея. С 1997 года лицей занимает в Главном Учебном корпусе ЯГУ всего 23 аудитории, с общей площадью 550 кв.м. Из-за отсутствия учебных помещений имеется только один компьютерный класс на 48 кв.м., нет отдельных кабинетов физики, биологии и химии, нет возможности развивать систему библиотечного обслуживания на уровне современных технологий, учебные классы не соответствуют современным требованиям. Для проведения физкультуры приходится арендовать спортивные залы г. Якутска.

Создание научно-образовательного центра на базе Республиканского лицея в рамках проекта «Земля Олонхо»,предполагает по следующим направлениям:

  • естественнонаучное направление;
  • физико-математическое направление;
  • гуманитарное направление;
  • техническое направление;
  • культурологическое направление.

Ведущим направлением научно-образовательного центра является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся всей республики в процессе углублённого изучения различных отраслей науки и техники, различных видов искусства.

Задачами научно-образовательного центра являются:

  • пропаганда среди школьников достижений отечественной и мировой науки;
  • формирование у школьников интереса к глубокому изучению основ наук, к научно-исследовательской деятельности;
  • выработка у школьников творческого отношения к  труду. Воспитание активной гражданской позиции;
  • содействие в профориентации учащихся;
  • обучение школьников методам и приёмам научных исследований, умению обращаться с необходимыми для экспериментов приборами, оборудованием, работе с научной литературой.
  • подготовка ребят к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении;
  • формирование социально-активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Структура и организация работы  научно-образовательного центра:

  • Физико-математическая школа «Дьо±ур»;
  • Центр научно-интеллектуального развития (Библиотека, Интернет-центр);
  • Технопарк (мастерские, наноцентр, лаборатории);
  • Обсерватория;
  • Лаборатория математического  моделирования;
  • Лаборатория физического моделирования;
  • Лаборатория физического моделирования;
  • Центр духовного развития;
  • Академия телерадиокиностудии;
  • Центр региональной экономики и управления;
  • Центр биосферы и человека;
  • Центр новых технологий;

Проблемы и перспективы устойчивого развития Республики Саха (Якутия)

на примере инновационных экопоселений. Внедрение новых технологий

Г.А.Кириллин,

директор ООО «Энерготерм»

Устойчивое развитие – это система экс­плуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются, а имеют возможность естественного воспроизводства. Такой термин можно применить и к человеческому обще­ству. В этой системе главное – это гомеостати­ческий механизм. Механизм, приводящий к равновесному состоянию, система воспроиз­водства предыдущего состояния. В обществе этим механизмом является культура. Одно из определений культуры – это механизм, пере­дающий информацию от одного поколения к другому. Основа культуры народа саха – это тенгрианство.

Тенгрианство предполагает приоритет за­конов природы и заветов предков. Благодаря соблюдению этих законов, наш народ стал самым богатым народом мира, т.к. овладела и освоила самую большую площадь земли, на единицу своего представителя. Результаты последней переписи населения в республике подтверждают, что у нас высокий показатель людей с высшим образованием.

На этой территории произрастает уникаль­ная растительность, сумевшая приспособиться к экстремальным климатическим условиям Севера. Она обладает такой насыщенностью полезных веществ, что большинство видов перелётных птиц признали самым лучшим местом для выращивания своего потомства и прилетают каждый год со всех концов мира.

На этой земле находятся богатейшие ме­сторождения, включающие все элементы та­блицы Менделеева, гарантирующие по своим запасам обеспечение населения всей плане­ты. Нефть, газ, гелий, алмазы, золото и, нако­нец, огромные бассейны рек и озер с пресной водой, которая станет вторым, после углево­дородов по дефицитности ресурсом. В том случае, если прирост населения планеты со­хранится на нынешнем уровне, то наши земли совсем скоро станут вожделенными, для всего человечества.

В наше время наблюдается ускорение научно-технического развития (генетика, био­инженерия, коммуникационные технологии, компьютеризация), но также ускоряются и общественные процессы. За последнее сто­летие мы пережили множество общественно-экономических формаций (общинный феода­лизм, военный коммунизм, развитый социа­лизм, дикий капитализм, государственный капитализм).

По сложившимся трендам назревают экологический, демографический, экономи­ческий кризисы. Многие сегодняшние про­блемы появляются из-за того, что общество не успевает подготовиться к изменившимся условиям.

Как мне видится, решением этой про­блемы является образование, универсальное и с высоким уровнем, позволяющее удачно интегрироваться в глобальный постиндустри­альный мир. Но необходимым условием яв­ляется продовольственная безопасность, на основе развитого сельского хозяйства. Каждый этнос, с точки зрения homo sapience, является исторически сложившим­ся способом приспособления и освоения определенного природно-климатического ландшафта. Поэтому каждый этнос ценен для человеческого рода, как шанс выжить при гло­бальных изменениях климатических условий.

Основой этноса являются религия, куль­тура и язык. Язык и культура любого этноса сохраняется в традиционном способе вос­производства народа. Для народа саха, на протяжении веков, традиционным способом воспроизводства является сельское хозяйство (скотоводство) с развитой торговлей и универ­сальными видами транспорта.

В наш век глобализации любая страна интегрируется в мировое хозяйство, специа­лизируясь на определенных отраслях чело­веческой деятельности. Примерами выбора пути такой интеграции могут служить такие страны, как Китай и Индия. Они выбрали противоположные пути развития. Китай идет путём экстенсивным, а Индия интенсивным. Экстенсивный путь развития предполагает непрерывный, как они полагают, экономиче­ский рост, путем мультипликации товаров на основе существующих технологий производ­ства материальных благ. Но эта теория натал­кивается на природные ограничения. Китаю дает возможность идти этим путем большая численность населения и территории. Но уже сейчас выявились экологические и энергети­ческие пределы такого роста. Кто бывал в Ки­тае, видел загазованность городов. Огромные территории Китая на сегодня уже непригодны для сельского хозяйства. Правительство Китая пытается сверху внедрить программы восста­новления истощённых земель, утилизации от­ходов, экономии энергоресурсов.

А Индия выбрала путь устойчивого раз­вития на основе развития главного богатства страны – человеческого капитала. Приорите­том для них является улучшение качества жиз­ни гражданина. Эта страна на сегодня является передовой в области программирования. Она в год продает интеллектуального товара боль­ше, чем Россия продает нефти. Они создали автомобиль «Нано» стоимостью 3 тысячи дол­ларов США с применением экологических тех­нологий. Почти все крупные компании имеют call-центры именно в Индии, т.к. там англого­ворящие работники и созданы качественные коммуникационные каналы.

В Европе примером такого развития явля­ются такие страны, как Германия, Финляндия, Швеция, Дания. Они являются странами с по­стиндустриальной экономикой, с экологич­ной энергетикой, с развитым сельским хозяй­ством, обеспечивающим продовольственную безопасность. В Германии около 15% элек­троэнергии вырабатывают ветровые генера­торы. Существующие передающие сети уже не справляются с мощностью этих генерато­ров. Они уже придумывают интеллектуальные сети, которые могут перевести весь транспорт на электроэнергию, т.к. электромобили могут заряжать свои аккумуляторы от ветряков и даже переносить электроэнергию другим по­требителям.

Именно в этих странах начали появлять­ся экопоселения с энергоэффективными эко­домами, которые не потребляют энергию, а, наоборот, могут даже продавать ее излишки.

На сегодня человечество уже создало такие технологии, которые могут позволить человеку поселиться на лоне природы с нор­мальным качеством жизни, обеспечивая себя и продовольствием, и энергией, и связью с внешним миром.

Что представляет собой инновационное экопоселение? Это сочетание строительных технологий из экологически чистых материа­лов, возобновляемой энергетики, современ­ных сельскохозяйственных технологий агро­номии и животноводства, телекоммуникаци­онных технологий и транспорта.

Инновационное поселение – это коопе­ратив семейных хозяйств с агрокомплексом и автономным энергообеспечением, жела­тельно расположенный у реки для установки мини-гидротурбин, с прилегающими пастби­щами и сенокосными угодьями, позволяющие содержать КРС, птиц, необходимых для выра­ботки биогаза, достаточного для отопления и электроснабжения, со спутниковым каналом связи, с малой авиацией и возможно даже с дирижаблем для грузоперевозок.

Почему кооператив? Потому что в позапро­шлом году единственная женщина-экономист получила Нобелевскую премию именно за то, что доказала, как ассоциативное управление собственностью является более эффективным, чем частное или государственное. Потому что у всех евразийских народов в генетической памяти заложено общинное сознание, взаи­мовыручка соседей, помощь родственников, клановая мобилизация в экстремальных усло­виях.

Что такое экодом?

Кратко экодом – это индивидуальный или блокированный дом с участком земли, яв­ляющийся радикально ресурсосберегающим и малоотходным, здоровым и благоустроен­ным, не агрессивным по отношению к природ­ной среде. Это достигается, главным образом, применением автономных или небольших коллективных инженерных систем жизнеобе­спечения и рациональной строительной кон­струкцией дома. Здесь важно, что этими ка­чествами он обладает не только как отдельно взятый, но и системно – со всеми коммуналь­ными и обслуживающими его производствен­ными системами.

Одной из актуальных и в то же время не трудноразрешимых проблем даже для бога­тых стран является увеличение доли бюджет­ных средств, направляемых на охрану приро­ды. По оценкам специалистов, чтобы ском­пенсировать в первом приближении ущерб от техногенной деятельности, государствам не­обходимо затрачивать на природозащитные программы не менее 20% от ВНП. В настоящее время эта величина составляет в благополуч­ных странах, в лучшем случае несколько про­центов, в неблагополучных, в т.ч. в России – менее процента. Инвестиции же в жилищное строительство могут достигать 10%. Но затраты на строительство экожилья одновременно яв­ляются инвестициями и на природоохранные цели. Более того, это будут не просто экологи­ческие инвестиции, но и высокоэффективные инвестиции. Они пойдут не на ликвидацию не­гативных последствий хозяйственной деятель­ности, а на ликвидацию самих неблагопри­ятных воздействий. Действительно, если мы устанавливаем фильтр на какую-либо загряз­няющую трубу, то только переводим загряз­нения из одной более опасной формы (аэро­золи) в другую, менее опасную (конденсиро­ванное вещество). Если же строится экожилье, то тем самым источники загрязнения (шахты, ТЭЦ, котельные, свалки и т.д.) в определенной части не строятся, не функционируют и не вы­деляют отходов и загрязнений. Аналогично обстоят дела, к примеру, и в отношении ТБО: количество их снижается, потребность в свал­ках, мусоровозах, перевалочных площадках и т.д. также снижается. Вместо них возникает прибыльная индустрия переработки вторич­ного сырья.

Каждый владелец экодома избавляет общество от целого ряда затрат, которое оно несет в отношении обычного жилья. Муници­палитету не приходится заботиться о канали­зации и очистке стоков, вывозе мусора (как минимум, его органической части), тепло­снабжении, ремонте экодома и т.д. Частично снимаются заботы об озеленении территории. Снижаются не только затраты муниципалите­тов, но и общий экологический ущерб от сбро­са неочищенных или недоочищенных сточных вод, от отторжения земли под свалки и инже­нерные сооружения, от загрязнения энергети­ческими предприятиями и т.д.

Таким образом, строя экожилье, все обще­ство одновременно достигает многих желае­мых целей, получает весомую выгоду в раз­личных сферах. Правительства большинства стран это понимают, тем и объясняется нали­чие многочисленных программ финансовой поддержки всех лиц, причастных к возведе­нию энергоэффективных домов. Российскому правительству только ещё предстоит это по­нять. Естественно, владелец экодома вправе надеяться на различные меры поддержки и стимулирования со стороны государства в виде различных налоговых льгот, субсидий, беспроцентных кредитов, информационного обслуживания, поддержки в СМИ. Так и про­исходит в большинстве стран.

Существует большой разброс цен на энер­гоэффективные дома. Он объясняется разни­цей в стоимости строительных материалов, ра­бочей силы, выбранной конструкцией. Основ­ной фактор, который определяет стоимость энергоэффективного дома – использованная строительная система. При строительстве из кирпича, бетона или деревомассива при­ходится дополнительно утеплять стены, что делает их толще, тяжелей и дороже. Самый эффективный вариант – деревянный каркас и натуральный утеплитель – одновременно и самый дешевый. Как показал белорусский опыт, возможно строительство домов низкого энергопотребления (деревокаркас + солома) с самой дешевой внутренней отделкой по цене 140 $/м2.

Экологические аспекты производства энергии

Производство и использование энер­гии всегда сопровождается экологическим ущербом, чего, по-видимому, не удастся избежать и в будущем. Среди всех отрас­лей производства, энергетическое лидирует по степени вредного воздействия на окру­жающую среду. При рассмотрении эколо­гических проблем любого города, любого промышленного района, всегда приходится сталкиваться с одним из главных – с буке­том экологических проблем, порожденных производством энергии. Экологический ущерб от энергетики, как правило, носит комплексный характер. Загрязняется воз­дух, вода, почва, отчуждаются под шахты электростанции, отвалы и терриконы, боль­шие территории. С энергетикой связаны та­кие глобальные экологические проблемы, как проблема кислотных дождей, потепле­ние климата, озоновых дыр. Очевидно, что кардинальный путь решения экологических проблем энергетики состоит в сокращении производства и потребления энергии. Расчет показывает, что по крайней мере в жилищ­ном секторе можно обходиться многократ­но, с меньшим количеством энергии и без ухудшения условий жизни.

Для снабжения энергией экодомов естественно использование энергии возоб­новляемых источников (ВИЭ).

Это солнечная энергетика, ветровая ге­нерация и биогаз.

Энергоэкономность и энергоэффективность

Первоначально на этом пути возникли программы экономии энергии, позднее ста­ли говорить об энергоэффективности. Второй термин значительно шире, он подразумевает не только ликвидацию лишних трат энергии, но и повышение коэффициента полезного ис­пользования энергии, во всех энергетических процессах.

Экономия энергии, где бы то ни было, всег­да благоприятно отражается на состоянии при­родной среды, поскольку позволяет сократить ее производство (или наращивать меньшими темпами), избежать загрязнения и отходов по всей, как правило, весьма длинной цепочке ее производства, распределения и использо­вания. По подсчетам специалистов, энергосбе­режение в 4-5 раз экономически выгоднее, чем выработка эквивалентного количества энергии.

Энергоэффективные дома

Энергоэффективные дома можно считать самыми близкими родственниками экологи­ческих, и с них почти можно начинать совре­менную историю экодомостроения. Несмо­тря на то, что энергоэффективность далеко не исчерпывает всех сторон экологического дома, она является одним из главных свойств экологического дома, и степень его энергоэф­фективности является одной из главных его ха­рактеристик. Успешные проекты энергоэффек­тивных домов являются хорошей основой для конструирования экологических домов.

Солнечная батарея — один из генераторов альтернативных видов энергии, превращаю­щих солнечное электромагнитное излучение в электричество. Является объектом исследо­вания гелиоэнергетики (от гелиос греч. Helios – солнце). Производство солнечных батарей развивается быстрыми темпами в самых раз­ных направлениях.

Виды солнечных батарей

Фотоэлектрические преобразователи – по­лупроводниковые устройства, прямо преобра­зующие солнечную энергию в электричество (солнечные элементы). Несколько объединён­ных СЭ называются солнечной батареей.

Гелиоэлектростанции (ГЕЭС) – солнечные установки, использующие высококонцентри­рованное солнечное излучение в качестве энергии для приведения в действие тепловых и др. машин (паровой, газотурбинной, термоэ­лектрической и др.).

Солнечные коллекторы (СК) – солнечные нагревательные низкотемпературные уста­новки.

Органические батареи. Устройство, пре­образующее солнечные лучи в электричество с помощью генетически модифицированных клеток, напечатанных на тонком пластике с проводником.

С помощью наиболее распространённых солнечных батарей можно преобразовать эту энергию в электричество с КПД 9-24%. При этом цена батареи составит около 1–3 долл. за Ватт номинальной мощности. При промыш­ленной генерации электричества с помощью фотоэлементов цена за кВт•ч составит 0,25 долл. Ожидается, что к 2010 году себестои­мость снизится до 0,15 долл.

Ветрогенератор (ветроэлектрическая уста­новка или сокращенно ВЭУ) – устройство для преобразования кинетической энергии ветра в электрическую.

Ветрогенераторы можно разделить на две категории: промышленные и домашние (для частного использования). Промышленные устанавливаются государством или крупными энергетическими корпорациями. Как правило, их объединяют в сети, в результате получает­ся ветряная электростанция. Её основное от­личие от традиционных (тепловых, атомных) – полное отсутствие как сырья, так и отходов. Единственное важное требование для ВЭС – высокий среднегодовой уровень ветра. Мощ­ность современных ветрогенераторов дости­гает 6 МВт.

Биогаз – смесь газов. 50–87% метана, 13–50% CO2, незначительные примеси H2 и H2S. После очистки биогаза от СО2 получается био­метан. Биометан – полный аналог природного газа, отличие только в происхождении.

Перечень органических отходов, пригод­ных для производства биогаза: навоз, помет, зерновая и меласная послеспиртовая барда, пивная дробина, свекольный жом, фекаль­ные осадки, отходы рыбного и забойного цеха (кровь, жир, кишки, каныга), трава, бытовые отходы, отходы молокозаводов – соленая и сладкая молочная сыворотка, отходы произ­водства биодизеля – технический глицерин от производства биодизеля из рапса, отходы от производства соков – жом фруктовый, ягод­ный, овощной, виноградная выжимка, водо­росли, отходы производства крахмала и пато­ки – мезга и сироп, отходы переработки карто­феля, производства чипсов – очистки, шкурки, гнилые клубни, кофейная пульпа.

Выход биогаза зависит от содержания су­хого вещества и вида используемого сырья. Из тонны навоза крупного рогатого скота получа­ется 50–65 м³ биогаза, с содержанием метана 60%, 150–500 м³ биогаза, из различных видов растений с содержанием метана до 70%. Мак­симальное количество биогаза – это 1300 м³, с содержанием метана до 87% – можно полу­чить из жира.

Различают теоретический (физически воз­можный) и технически реализуемый выход газа. В 1950-70-х годах технически возможный выход газа составлял всего 20-30% от теоре­тического. Сегодня применение энзимов, бу­стеров для искусственной деградации сырья (например, ультразвуковых или жидкостных кавитаторов) и других приспособлений по­зволяет увеличивать выход биогаза, на самой обычной установке с 60% до 95%.

Производство биогаза позволяет предот­вратить выбросы метана в атмосферу. Метан оказывает влияние на парниковый эффект в 21 раз более сильное, чем СО2, и находится в атмосфере 12 лет. Захват метана – лучший краткосрочный способ предотвращения гло­бального потепления.

Переработанный навоз, барда и другие отходы применяются в качестве удобрения в сельском хозяйстве. Это позволяет снизить применение химических удобрений, сокраща­ется нагрузка на грунтовые воды.

Существуют промышленные и кустарные установки. Промышленные установки отлича­ются от кустарных наличием механизации, си­стем подогрева, гомогенизации, автоматики. Наиболее распространённый промышленный метод – анаэробное сбраживание в метантен­ках.

Хорошая биогазовая установка должна иметь необходимые части:

— Емкость гомогенизации;

— Загрузчик твердого (жидкого) сырья;

— Реактор;

— Мешалки;

— Газгольдер;

— Система смешивания воды и отопления;

— Газовая система;

— Насосная станция;

— Сепаратор;

— Приборы контроля;

— КИПиА с визуализацией;

— Система безопасности.

Отходы периодически подаются с помо­щью насосной станции или загрузчика в реак­тор. Реактор представляет собой подогревае­мый и утепленный железобетонный резерву­ар, оборудованный миксерами. В реакторе живут полезные бактерии, которые питаются отходами. Продуктом жизнедеятельности бактерий является биогаз. Для поддержания жизни бактерий требуется подача корма – отходов, подогрев до 35°С с периодическим перемешиванием. Образующийся биогаз ска­пливается в хранилище (газгольдере), затем проходит систему очистки и подается к потре­бителям (котел или электрогенератор). Реак­тор работает без доступа воздуха, герметичен и неопасен.

Среди промышленно развитых стран ве­дущее место в производстве и использовании биогаза по относительным показателям при­надлежит Дании – биогаз занимает до 18% в её общем энергобалансе. По абсолютным по­казателям по количеству средних и крупных установок ведущее место занимает Германия – 8000 тыс. шт. В Западной Европе не менее половины всех птицеферм отапливаются био­газом.

В Индии, Вьетнаме, Непале и других стра­нах строят малые (односемейные) биогазовые установки. Получаемый в них газ используется для приготовления пищи.

Больше всего малых биогазовых устано­вок находится в Китае – более 10 млн (на ко­нец 1990-х). Они производят около 7 млрд м³ биогаза в год, что обеспечивает топливом примерно 60 млн крестьян. В конце 2006 года в Китае действовало уже около 18 млн био­газовых установок. Их применение позволяет заменить 10,9 млн тонн условного топлива.

В Индии с 1981 года до 2006 года было установлено 3,8 млн малых биогазовых уста­новок.

В Непале существует программа поддерж­ки развития биогазовой энергетики, благода­ря которой в сельской местности к концу 2006 года было создано более 100 тысяч малых биогазовых установок.

Volvo и Scania производят автобусы с дви­гателями, работающими на биогазе. Такие ав­тобусы активно используются в городах Швей­царии: Берн, Базель, Женева, Люцерн и Лозан­на. По прогнозам швейцарской Ассоциации газовой индустрии к 2010 году 10% автотран­спорта Швейцарии будет работать на биогазе.

Муниципалитет Осло в начале 2009 года перевёл на биогаз 80 городских автобусов. Стоимость биогаза составляет €0,4 – €0,5 за литр в бензиновом эквиваленте. При успеш­ном завершении испытаний на биогаз будут переведены 400 автобусов.

Россия ежегодно накапливает до 300 млн т в сухом эквиваленте органических отходов: 250 млн т в сельскохозяйственном производстве, 50 млн т в виде бытового мусора. Эти отходы могут быть сырьём для производства биогаза. Потен­циальный объём ежегодно получаемого биогаза может составить 90 млрд м³.

В США выращивается около 8,5 миллиона ко­ров. Биогаза, получаемого из их навоза, будет до­статочно для обеспечения топливом 1 миллиона автомобилей.

Потенциал биогазовой индустрии Германии оценивается в 100 миллиардов кВт•ч энергии к 2030 году, что будет составлять около 10% от по­требляемой страной энергии.

Исходя из вышесказанного, можно утверж­дать, что уже сегодня существуют технологии, позволяющие построить агрокомплекс с автоном­ным энергообеспечением.

Он состоит из энергоэффективных строений для жилья, для содержания крупного рогатого скота, птицы, тепличного хозяйства. Основой яв­ляется животноводство, которое даёт белковую продукцию – мясо, яйца, а также органические от­ходы для выработки биогаза, который идет на вы­работку тепла и электроэнергии, через газопорш­невой или микротурбинный генератор. Генератор газа также дает высокоэффективный биогумус, очищенный от семян сорняков и возбудителей болезней растений. Такой биогумус сейчас про­даётся в садоводческих магазинах за 50 руб. за килограмм. Биогумус идет на теплицы, которые обеспечивают продуктами, богатыми углевода­ми. Например, Израиль, у которого нет больших площадей плодородных земель, благодаря про­дукции кибуцев (тех же самых аграрных экопо­селений) держит 15% рынка цитрусовых всего Евросоюза. При этом энергоемкость у них такая же, как и у нас, потому что энергию они тратят на выработку холода, необходимого для хранения урожая. А мы тратим столько же энергии на те­плоснабжение. Эти виды деятельности не только обеспечивают семей всеми необходимыми про­дуктами, но и появляются излишки, которые мож­но выгодно реализовать через торговые коопера­тивы поселения. Сейчас в мире существует про­блема экологической чистоты продуктов, из-за применения пестицидов неорганических удобре­ний, выращивания генно-модифицированных растений. Стоимость экологически чистых про­дуктов в несколько раз выше, чем продуктов, вы­ращенных по этим технологиям. Проблему грузо­перевозок можно решить через малую авиацию и дирижабли.

Я в свое время делал дипломную работу по математической модели завоза грузов в нашу ре­спублику, с учетом всех видов транспорта, себе­стоимости перевозок, сезонных ограничений. Так вот, если ввести новый вид транспорта, как дири­жабль, то стоимость завоза падает в 3 раза. Дири­жабль на сегодня безопасен, так как наполняется гелием, негорючим газом. Не имеет сезонных ограничений. Низкая себестоимость и отсутствие транспортной инфраструктуры, как дороги, аэро­порты, ангары. Нефтяники Тюмени уже давно используют дирижабли для снабжения своих не­фтяных вышек в труднодоступных районах.

Труд в своем хозяйстве является более эффек­тивным по сравнению с наёмным трудом. В таком комплексе люди живут и работают совместно со своей семьей, приучают детей к эффективному труду и прививают экологическое сознание. Но­вое поколение при наличии каналов телекомму­никации может заниматься программированием, интеллектуальным трудом, не отрываясь от свое­го семейного гнезда.

Такие поселения позволяют людям жить и работать в гармонии с природой, без проблем ур­банизации и глобализации, не теряя националь­ную идентичность, сохраняя свой язык и культуру. Люди, живущие в таких поселениях, свободны экономически, энергетически не подвержены по­литическим манипуляциям и являются ячейками настоящего гражданского общества с устойчивым развитием.

Будущее Тикси – морской порт и наукоград в Заполярье

К.Г. Туралысов

Декан архитектурно-строительного факультета

ЯГИТИ

Арктическая зона занимает огромную территорию, 1,5 млн.кв., половину площади Якутии. Здесь сфокусированы колоссальные природные ресурсы, Арктика и океан являются регионом особых стратегических интересов.

По мнению академика – ученого А.Челингарова с развитием Северного морского пути порт Тикси может превратиться в форпост на севера – востоке страны. Морская магистраль обеспечит экономически выгодные маршруты из Европы, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, послужат импульсом для появления инфраструктуры и социально – экономического развития населения арктической зоны северо — востока России.

Для возрождения посёлка Тикси предлагается создать Международный научный центр инноваций и высоких технологий на базе проекта «Музейный комплекс Арктики и Океана». Музейный комплекс включает в себе научные лаборатории, оборудование и производственные цеха. Это будет первый центр по изучению проблем Арктики и океана, выживания человека в экстремальных условиях, где негативно влияют геофизические, магнитные и гравитационные аномалии на организм человека и внедрению высоких технологий в фундаментальных и прикладных науках.

С учетом сочетания рельефа с побережьем морской бухты, расположением грузового порта музейный комплекс размещен при въезде в поселок на главной улице – трассы от авиапорта, на расстоянии км. Проектная идея комплекса состоит из 2–х полусфер, в которых расположены экспозиция Арктики и океана. По середине основного объема внутри размещается подземный искусственный океанариум диаметром 20 м., особое внимание уделяется сети подземных помещений различного назначения (кафе, музей ледовых фигур, лаборатории, галереи и переходы и с горизонтальными и вертикальными коммуникациями).

Рядом с комплексом будет размещена жилая группа как будущий «наукоград» в Заполярье. Сообщения между объектами будет с использованием наземных и подземных переходов, с учётом пургового периода и полярной ночи, в зимний период. Рядом с комплексом будет создан в бухте «природный океанариум», для проведения научных исследований и экспериментов  круглогодичного исследования.

Цель реализации идеи – создание такого центра и наукограда, чтобы учёные эффективно работали и внедряли высокие технологии не вдали от Арктики, а вблизи среды исследования. Реализация новых идей в короткие сроки, экспериментальные исследования и получение эффективных экономических результатов позволит исследование Арктики и океана, поднять на новый уровень и повысить престиж российской науки перед международным сообществом.