Главная » Новости

Делегаты VII Съезда некоммерческих организаций России — представители 81 региона страны — инициировали новую программу действий

21 декабря 2016 Просмотров 212

13-16 декабря 2016 года в Москве в Конгресс-холле Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова прошел VII Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие 1 571 делегат из 81 субъекта РФ, а также зарубежные официальные делегации и гости из Белоруссии, Узбекистана, Украины, Казахстана, Туркменистана, Армении, Германии, Испании, Дании, Италии, Швеции и других стран.

Съезд некоммерческих организаций России – крупнейшее ежегодное независимое событие, в котором участвуют представители наиболее авторитетных некоммерческих организаций, органов государственной власти, социально ответственного бизнеса, российских и международных общественных институтов, общественности.

​Проходивший в течение четырех дней Съезд объединил 25 мероприятий различного формата, на которых выступило более 100 делегатов.

В рамках Съезда 13 декабря состоялось расширенное заседание президиума Общенационального союза некоммерческих организаций, ключевая цель которого – защита прав и представление интересов третьего сектора в вопросах взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнесом, СМИ, а также с международными профильными организациями, поддерживающими политику России.

​Программа Съезда также включила Всероссийскую конференцию «ГОСГРАНТ», посвященную совершенствованию механизмов государственной поддержки социально ориентированных НКО; торжественную церемонию вручения Общественной премии ГОСГРАНТ 2016 года грантооператорам, государственным и общественным деятелям, фондам, социально ориентированным СМИ, социально ответственному бизнесу и наиболее активным НКО, внесшим вклад в совершенствование системы поддержки некоммерческого сектора; Всероссийский форум «Инфо=ОБЩЕСТВО: инновации и технологии – некоммерческому сектору страны»; пленарный семинар для НКО по социальным услугам (442-ФЗ), государственным и муниципальным закупкам (44-ФЗ, 223-ФЗ); публичную защиту проектов НКО-членов Союза и организаций, принявших решение о вступлении в Союз, а также 14 потоковых семинаров, мастер-классов, практикумов, митапов на актуальные для представителей НКО темы.

​Впервые в рамках Съезда 15 декабря прошла Конференция некоммерческих организаций Москвы.

​Главным организатором мероприятий выступил Общенациональный союз некоммерческих организаций, соорганизатор – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО». Стратегический партнер Съезда – Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Мероприятия прошли при участии Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ, Российской академии наук, Организации Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ), Министерства экономического развития РФ, органов власти города Москвы и др. Партнер по безопасности – Лаборатория Касперского.

​В адрес Съезда поступили многочисленные приветствия, правительственные телеграммы и письма поддержки от известных государственных и общественных деятелей России, которые заявляли о необходимости консолидации некоммерческого сектора и поддержали создание в Российской Федерации Общенационального союза некоммерческих организаций.

​Делегатов Съезда приветствовали советник Президента РФ Сергей ГЛАЗЬЕВ, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Галина КАРЕЛОВА, по поручению председателя Государственной Думы ФС РФ Вячеслава ВОЛОДИНА приветственное послание направил председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей ГАВРИЛОВ, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид ЛЕВИН и др.

​В четырехдневных мероприятиях Съезда приняли участие: председатель Оргкомитета Съезда, президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ, член Совета Федерации ФС РФ Елена ПОПОВА, депутаты Государственной Думы ФС РФ Максим КУДРЯВЦЕВ и Ильдар БИКБАЕВ, директор департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артем ШАДРИН, члены Общественной палаты РФ Виктор ЗАБОЛОТСКИЙ и Георгий ФЕДОРОВ, руководитель Исполкома ОНФ в городе Москве Евгения ОСИПОВА, председатель Комитета общественных связей города Москвы Александра АЛЕКСАНДРОВА, министр по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) Сардана ГУРЬЕВА, начальник управления социального развития Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Наталья ЛЕМКЕ, главный научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Владимир ЯКИМЕЦ, главный научный сотрудник Института философии РАН Владимир ЛЕПСКИЙ, эксперт федеральных грантовых комиссий, ответственный секретарь Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», методист-консультант Международного конкурса «Православная инициатива» Санкт-Петербургской митрополии  Наталья ГРОХОЛЬСКАЯ, руководитель Аналитической ассоциации ОДКБ Игорь ПАНАРИН, заместитель директора департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Герман ВЕТРОВ, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай КАЛМЫКОВ, руководитель Центра поддержки общественных инициатив  Алексей КРАВЧЕНКО, председатель правления Ассоциации социального развития Владимир ЯБЛОНСКИЙ, члены Общественной палаты города Москвы Александр ШАРЛАЙ и Ирина ОРЛОВА, председатель Общественной палаты города Сарова Нижегородской области Дмитрий СТЕРХОВ, заместитель исполнительного директора Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Евгений РАХНОВСКИЙ, заместитель генерального директора Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» по взаимодействию с институтами гражданского общества Светлана ГЛАДКОВА, директор Магнитогорского городского благотворительного общественного фонда «Металлург» Валентин ВЛАДИМИРЦЕВ, председатель Общества защиты прав потребителей «Росконтроль» Александр БОРИСОВ, руководитель программы «Социальные инвестиции регионов» АНО «Информационная сеть НКО» Михаил ПЬЯНЫХ, основатель Журнала о деловом партнерстве и социально значимых инициативах «Столица Москва» Ольга НЕМТЫШКИНА, комьюнити директор GetResponse Россия Юлия РАКОВА, заслуженная артистка России Ксения ГЕОРГИАДИ, директор Русского дома в Копенгагене Валерий ЛИХАЧЕВ (Дания), президент Культурной ассоциации «Стравинский Русские Мотивы», солистка Оперного театра Ла Скала Лариса ЮДИНА (Италия) и др.

​Делегаты Съезда единодушно поддержали курс, избранный Президентом Российской Федерации Владимиром ПУТИНЫМ на продолжение демократических преобразований в стране, и указали на необходимость консолидации российского гражданского общества, его системной и наиболее активной части – некоммерческого сектора, для решения важнейших задач социально-экономического развития.

​«В последнее время в нашей стране, да и во всем мире наблюдается восходящий рост гражданской активности, в авангарде которой безусловно выступает некоммерческий сектор. Российские НКО, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, вносят значительный вклад в развитие социальной, культурной, образовательной и политической сферы. Это предопределяет сегодняшнее повышенное внимание государства и общества к проблематике некоммерческого сектора», – отметил председатель Организационного комитета Съезда Александр АЙГИСТОВ, открывая высокое собрание.

​Председатель Организационного комитета Съезда напомнил делегатам о недавнем выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина, который в своем ежегодном послании отдельно обратился к Общественной палате и Агентству стратегических инициатив и попросил их «предметно заняться поддержкой волонтерских и благотворительных движений, некоммерческих организаций». При этом президент призвал и губернаторов, и муниципальные власти «не жадничать»: «Я прошу вас не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации», – подчеркнул Президент Российской Федерации.

​Александр АЙГИСТОВ предположил, что критерий продуктивной работы с НКО в регионах уже в ближайшее время может быть включен в рейтинг эффективности глав регионов, что серьезно может повлиять на качество взаимодействия властей с НКО.

​В выступлениях различных докладчиков было отмечалось, что в России зарегистрировано более 226 тысяч некоммерческих организаций.

Кроме этого в стране действуют более 10 тысяч незарегистрированных неформальных сообществ, это зоозащитные группы, неформальные творческие союзы, различные антикафе, родительские союзы, экологические сообщества, культурные медиа.

​Количество людей, занятых в «третьем секторе», составляет 1,1% экономически активного населения, доля НКО в ВВП достигает 1%, что говорит о серьезном (на порядок) отставании от аналогичных показателей развитых стран.

​«Некоммерческий сектор, общественные объединения традиционно рассматриваются как организационная основа гражданского общества. Однако в силу своей сложности и многогранности, некоммерческие организации в совокупности представляют собой систему, являющуюся на порядок сложнее той же сферы предпринимательства», – сказал Александр АЙГИСТОВ и озвучил еще несколько цифр, но уже о социально ориентированных НКО:

​По данным Росстата, на конец 2015 года в России было зарегистрировано чуть больше 140 тысяч социально ориентированных НКО, а численность работников социально ориентированных НКО – почти 1 миллион человек. Из них количество организаций, имеющих нежилое помещение в собственности – около 8 тысяч 700, безвозмездно пользующихся нежилым помещением, находящимся в государственной или муниципальной собственности почти 19 тысяч. Свыше 12 тысяч СО НКО занимают помещения, находящиеся в частной или государственной собственности на условиях аренды по коммерческим ставкам. Более 70 тысяч СО НКО вообще не имеют площадей (половина всех организаций).

​Делегаты Съезда констатировали, что отсутствие помещений создает значительные трудности СО НКО в осуществлении собственной деятельности и негативно влияет на качество оказываемых услуг. Это, пожалуй, основная нерешенная проблема, которая с каждым годом все более обостряется. В декабре 2012 г. во исполнение статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Правительством РФ было принято постановление №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым были утверждены правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе. Однако большинство регионов до сих пор не приняли собственных ответных актов и распоряжений.

И если в малых населенных пунктах ситуация лучше, неприемлемая ситуация сложилась в Москве и в других городах с населением боле миллиона человек.

​Делегаты Съезда также указывали на то, что значительная часть некоммерческих организаций осуществляют свою деятельность за счет средств, привлеченных из внебюджетных источников или за счет личных средств членов организации. С учетом государственных субсидий и грантов из бюджетов разных уровней, только за 2015 год на счета НКО поступило финансовых средств и иного имущества на сумму примерно 687 миллиардов рублей.

​Из них:

– поступления из федерального бюджета – около 46 миллиардов рублей;

– поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации – 34,5 миллиарда рублей;

– гранты от некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, предоставленные за счет субсидий из федерального бюджета, около 2 миллиардов рублей;

– поступления (включая пожертвования), гранты от российских некоммерческих организаций – немногим больше 34 миллиардов рублей;

– гранты от российских физических лиц – примерно 97 миллиардов рублей;

– поступления (включая пожертвования) от российских коммерческих организаций – 125,5 миллиардов рублей;

– поступления от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, поступления от иностранных граждан –примерно 18 миллиардов рублей;

– доход от целевого капитала составил 3,3 миллиарда рублей;

– доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, внереализационные доходы – примерно 250 миллиардов рублей.

​«Скажите теперь – при таких деньгах можно создать государственный или иной банк некоммерческих организаций России? Банк, который выдаст банковские гарантии на участие НКО в конкурсах, тендерах, прогарантирует финансовое обеспечение таких контрактов, обеспечит НКО другими кредитами, в конце концов выведет на финансовый рынок новые услуги для НКО… Предлагаю нашим властям здесь хорошо подумать, такой банк мог бы стать реальным подспорьем для НКО, решить многие нерешаемые сегодня вопросы», — заявил Александр АЙГИСТОВ.

​Со своей стороны, подчеркивая выдающуюся роль Съезда некоммерческих организаций для развития институтов гражданского общества в стране, депутат Государственной Думы ФС РФ Максим КУДРЯВЦЕВ уверен, что третий сектор нуждается в новой институционализации. Нужны прочные горизонтальные и вертикальные связи внутри самих НКО. Чтобы выжить и укрепить свои позиции, некоммерческие организации должны активно создавать саморегулируемые институты по защите своих интересов на муниципальном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях. Необходимо объединяться не только по географическому признаку, но и по сферам деятельности, по типам благополучателей, по позиции и др. И то, что делегаты Съезда еще в прошлом году решили объединиться в свой независимый союз НКО, а в этом году сделали это официально, говорит о том, что некоммерческий сектор осознанно стал относиться к необходимости преодоления различных барьеров, задерживающих его развитие!

​Максим КУДРЯВЦЕВ также отметил, что механизмы законодательного регулирования, меры стимулирования и поддержки третьего сектора выглядят куда сложнее, чем в других сферах. Если в малом бизнесе все меры поддержки направлены исключительно на рост экономических показателей предприятий, то в случае с НКО мы в первую очередь требуем достижения социальных показателей.

​Отвечая Максиму КУДРЯВЦЕВУ, Александр АЙГИСТОВ сказал, что именно поэтому и недостаточно просто увеличить размеры государственной поддержки НКО, необходимо повысить эффективность конкурсных процедур по их распределению, унифицировать требования как к грантозаявителям, так и к грантооператорам. Сам механизм грантового финансирования НКО, безусловно, должен стать более понятным и прозрачным. И здесь особенно важна внятная система отчетности НКО о результатах реализации проекта, получившего финансовую поддержку из бюджетных средств.  Прозрачность итогов, отображенных в форме, понятной для пользователей, и в первую очередь социальных услуг, оказанных СО НКО в рамках реализации проекта конкретным социальным группам жителей.

​Целесообразно, по мнению делегатов Съезда, внедрение системы макрофинансирования, т.е. финансирования долгосрочных проектов с условием их ежегодной пролонгации. При этом крупные гранты с увеличенным объемом финансирования должны иметь промежуточную отчетность, поэтапную оценку эффективности реализации проекта как обязательное условие выплаты последующего транша. На ряду с макрофинансированием, необходимо внедрение системы микрогрантофинансирования для малых проектов с коротким сроком реализации и упрощенной процедурой подачи заявок и отчетов, причем назначение операторов такого финансирования должно быть из рядов самих НКО, имеющих хорошую репутацию.

​Председатель Контрольно-ревизионной комиссии Общенационального союза некоммерческих организаций Светлана ГЛАДКОВА считает, что сегодня актуальным становится объединение ресурсов и кадрового потенциала СО НКО в рамках совместной проектной деятельности самих НКО и субсидирование этих проектов.  Своевременность и необходимость поддержки подобных моделей позволит обеспечить более эффективное участие СО НКО в реализации Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.

​Руководитель программы «Социальные инвестиции регионов» АНО «Информационная сеть НКО» Михаил ПЬЯНЫХ уверен в необходимости грантов по поддержке инновационных, в т.ч. инфраструктурных проектов как отдельного самостоятельного направления. Поддержка данного направления проектной деятельности потребует разработки иных конкурсных процедур, с учетом возможных рисков.

​Исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций Анатолий ГАНИН считает, что одним из новых направлений проектной деятельности СО НКО должны стать совместные межрегиональные социальные проекты, реализуемые на условиях совместного (долевого) финансирования из региональных бюджетов.

​«Мы из года в год говорим на своих съездах, что не надо бояться грантов на поддержку текущей операционной и административной деятельности социально ориентированных НКО, на укрепление их материально-технической базы», — продолжил Анатолий ГАНИН.

​«Напомню, условия проведения государственных и муниципальных закупок строго регулируется 44-ФЗ. В то время, как условия предоставления грантов и субсидий федеральным законодательством не регулируется. В результате, каждый грантооператор, особенно это заметно на региональном и муниципальном уровнях, сам придумывает положения о конкурсах, правила, требования к грантозаявителям, к их опыту, к проектам. Очень часто эти требования не только не повышают эффективность грантовых конкурсов, но и отсекают «неугодных» грантооператорам участников. Такими, зачастую, оказываются региональные социально ориентированные НКО, для которых получение гранта является вопросом выживания. Непрозрачность конкурсных процедур и итогов реализации проектов только усугубляет положение дел», — сказал в заключение Анатолий ГАНИН.

​Главный научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Владимир ЯКИМЕЦ рассказал, что в связи с многочисленными обращениями СО НКО и в целях оказания им помощи и поддержки, Общенациональным союзом некоммерческих организаций принято решение о создании независимого общественного регулятора в сфере предоставления грантов и субсидий. «Считаю, что представители некоммерческого сектора тоже должны иметь возможность оценивать работу грантооператоров, проводить сертификации экспертов, обучать их, проверять конкурсы на предмет их прозрачности, антикоррупционности, делать консолидированные предложения по направлениям грантовой поддержки и методам оценки заявок», — сообщил ученый, которому доверено возглавить комиссию по регулированию в рамках деятельности Союза.

​Председатель Организационного комитета Съезда Александр АЙГИСТОВ добавил, что было бы также целесообразно создать единую информационную площадку о деятельности «третьего сектора». Предусмотреть появление в её рамках единой базы данных по грантовым и иным программам, реализуемым за счет средств государства.

​Глава Общенационального союза некоммерческих организаций подчеркнул, что важна не разовая финансовая поддержка, а системная административная, имущественная, организационно-техническая, информационная, образовательная поддержка третьего сектора.

​Для решения этих задач в субъектах РФ формируются инфраструктуры. В своем большинстве – это ресурсные центры, имеющие разный организационно-правовой статус: государственные (бюджетные) учреждения, как, например, в Москве – это Дом общественных организаций и его филиалы в 11 административных округах или, как правило, автономные некоммерческие организации. К сожалению, они сегодня в большинстве своем не стали многофункциональными ресурсными центрами по поддержке СО НКО в новых экономических условиях.

​Какие причины: органами власти не поставлены перед ресурсными центрами конкретные задачи, такие центры неукомплектованы квалифицированными кадрами, отсутствует необходимая материально-техническая база, система финансирования не направлена на достижение конечных результатов.

​Ресурсные центры, по мнению Александра АЙГИСТОВА, должны стать для НКО не просто ресурсными центрами, а еще и бизнес – инкубаторами, центрами инноваций социальной сферы, иметь проектные офисы, залы для проведения социальных мероприятий, иметь возможность поддерживать не только юридически оформленных НКО, но и объединения граждан без образования юридического лица, быть площадкой для реализации инновационных проектов. И если мы часть денег господдержки перенаправим именно на это, то пользы, возможно, будет гораздо больше, а затрат в конечном счете меньше!

​«Уверен, руководство региона может заинтересовывать бизнес-структуры открывать двери для НКО, оно должно создать такие необходимые и достаточные условия для местных предпринимателей, при которых они сами четко понимают все свои дивиденды при предоставлении НКО собственных помещений, организации питания на мероприятиях, другой профильной помощи. Кроме того, органам власти необходимо принять правовые акты, в соответствии с которыми НКО могли бы вести свою деятельность и оказывать профильные социальные услуги на площадях государственных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, здравоохранения», — подчеркнул Александр АЙГИСТОВ.

​Член Совета Федерации ФС РФ Елена ПОПОВА сообщила, что готово заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 31 ФЗ о некоммерческих организациях», принятому Государственной Думой ФС РФ 9 декабря 2016 года. Федеральный закон устанавливает, что оказание информационной поддержки социально ориентированным НКО возможно путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещение информационных материалов СО НКО в интернете.

​Федеральный закон также предусматривает, что поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально-ориентированных НКО может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев по запросам социально ориентированных НКО.

​Делегаты Съезда также констатировали, что большая проблема, конечно, еще и в том, что, к сожалению, руководители некоммерческих структур еще не в полной мере овладели опытом управленца.  Это отражается как на жизнеспособности некоммерческой организации, так и на ее проектах. Некоммерческим организациям нужно в профессиональном смысле учиться, но и государство тоже должно выстроить новую систему обучения, чтобы в будущем профессионалы от третьего сектора могли бы посоревноваться с успешными топ-менеджерами крупных компаний.

​В связи с этим, отметили делегаты Съезда, нужна программа подготовки менеджеров некоммерческого сектора. Общенациональным союзом некоммерческих организаций в настоящее время ведутся консультации с несколькими московскими ВУЗами по разработке и запуске с нового года соответствующей образовательной программы в т.ч. для регионов.

​О работе с институтами гражданского общества Москвы рассказали на Съезде председатель Комитета общественных связей Москвы Александра АЛЕКСАНДРОВА и заместитель начальника Управления организации социального обслуживания Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Андрей ПЕНТЮХОВ.

​Московские делегаты Съезда дали в целом положительную оценку деятельности государственных органов в сфере поддержки некоммерческих организаций, однако констатировали, что Правительством Москвы до настоящего времени не определены стратегические направления развития взаимодействия  органов власти и органов местного самоуправления  с СОНКО в новых экономических условиях, отсутствует программа государственной поддержки СО НКО, не разработан комплекс мер (план мероприятий), по обеспечению поэтапного доступа СО НКО к оказанию государственных социальных услуг как на уровне города, так и на уровне структурных подразделений Правительства Москвы социальной сферы, не определен координирующий орган по преодолению государственного монополизма в отраслях социальной сферы.

​Не устранены серьезные барьеры, делающие практически невозможным доступ СО НКО к бюджетным средствам. Не стимулируется их выход на рынок социальных услуг. Не проводится мониторинг СО НКО по выявлению проблем, с которыми сталкиваются организации, не принимаются правовые акты, позволяющие содействовать их решению.

​Отсутствует практика выявления социальных услуг, оказываемых преимущественно СО НКО и являющихся наиболее востребованными у населения для последующего включения их в перечень социальных услуг, их стандартизации и тарификации. Не проводится анализ эффективности мер поддержки НКО, оказываемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в городе Москве, эффективности и качества социальных услуг, оказываемых СО НКО в рамках программ, получивших поддержку в форме субсидий из бюджета города. В результате не представляется возможным понять эффективность расходования бюджетных средств и оценить экономический эффект от оказанных СО НКО социальных услуг, тарифицировать их в сравнении с тарифами на аналогичные социальные услуги, предоставляемыми гражданам бюджетными учреждениями, в частности, учреждениями социальной защиты или иными негосударственными учреждениями.

​В Москве до сих пор отсутствуют нормативно-правовые механизмы имущественной поддержки СО НКО, а также налоговые льготы, что не позволяет обеспечить равные стартовые условия некоммерческим организациям в сравнении с государственными бюджетными учреждениями при вхождении в рынок услуг в социальной сфере. Кроме того, не проводится доклад о состоянии гражданского общества в городе Москве Общественной палатой города Москвы.

​По мнению московских НКО, необходимо предоставить  Московскому Дому общественных  организаций новое здание в центральной части столицы, а также пересмотреть приоритеты его деятельности и деятельности окружных филиалов с учетом сегодняшних социально-экономических условий,  укомплектовать учреждение профессиональными кадрами, имеющими опыт работы в некоммерческом  секторе, обеспечить необходимыми современными техническими средствами.

​Депутат Государственной Думы ФС РФ Ильдар БИКБАЕВ считает, что надо разработать ключевые показатели эффективности использования бюджетных средств социально ориентированными НКО при осуществлении деятельности в социальной сфере. Депутат подчеркнул, что необходимо в дальнейшем создать такие условия поддержки НКО по развитию социально ориентированного предпринимательства, при котором на начальном этапе государство должно поддержать формирование целевого капитала и инфраструктуры НКО по аналогии поддержки малого и среднего предпринимательства.

​«В социально ориентированном предпринимательстве прибыль становится не средством обогащения учредителей НКО, а способом формирования целевого капитала для пользы общественно значимых работ. Для реализации этого направления алгоритм действия предполагается следующий: на базе НКО социально ориентированное предприятие обеспечивается инфраструктурой, снабжается ресурсами, выводится на проектную мощность. В результате – получается ресурсоснабжающее предприятие для реализации социальных проектов.

​Все это позволит улучшить инвестиционный климат, создаст новые рабочие места. Создание такой собственной доходной базы не противоречит федеральному законодательству», — констатировал в заключение Ильдар БИКБАЕВ.

​Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ напомнил Ильдару БИКБАЕВУ и делегатам Съезда с каким воодушевлением и благодарностью воспринял некоммерческий сектор страны поручение Президента России Владимира Путина Правительству РФ, связанное с разработкой программы по организации доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к 10% бюджетных средств, предназначенных для оказания социальных услуг населению. В 2016 году это 236 миллиардов рублей.

​«Кстати сказать, в 2015 году еще без участия в этой программе некоммерческими организациями России были оказаны социальные услуги 26 миллионам 300 тысячам человек!», — сообщил Александр АЙГИСТОВ.

​Однако, по единодушному мнению делегатов Съезда, механизмы включения СО НКО в реестр поставщиков социальных услуг в регионах РФ оказались слишком забюрократизированы и непонятны большинству негосударственных поставщиков социальных услуг.

​Первое, с чем столкнулись некоммерческие организации – это коммуникационные сложности при взаимодействии с органами власти, законодательные барьеры, монополизм коммерческих предприятий, аффилированных с местными властями, а также отказ в доступе к персональным данным получателей соцуслуг.

​Второе – выяснилось, что у сотрудников НКО, предоставляющих такие услуги, низкая квалификация, во всяком случае у них нет достаточных подтверждающих документов государственного образца. Услуги СО НКО при этом в подавляющем большинстве случаев оказались не соответствующими критериям государственного задания, а являются скорее уникальными сервисами, пока никак не сертифицированными государственными инстанциями. Возможно речь идет и о завышенных требованиях для социально ориентированных НКО при попадании в реестр поставщиков социальных услуг.

 Третье – у НКО, предоставляющих социальные услуги, как правило, отсутствует заявляемая материально-техническая база, нет необходимой инфраструктуры. Отсюда – и определенное недоверие населения к организациям третьего сектора.

​Четвертое – государственные тарифы на оказание социальных услуг, предоставляемых НКО, в отдельных регионах необоснованно низкие, что никак не позволяет окупать арендованные некоммерческими организациями площади, коммунальные услуги, оборудование и материалы, не говоря уже про заработанную плату. Нуждается совершенствовании слишком долгий по времени механизм денежных компенсаций стоимости оказываемых услуг.

​Пятое – в конкуренцию с НКО вступили государственные бюджетные учреждения, получившие от региональных властей команду срочно «перекраситься» в НКО, например в автономную некоммерческую организацию, чтобы отрапортовать о выполнении плана в соответствии с поручением Президента России. Идея же главы государства была совсем другая – в тяжелое кризисное время поддержать именно некоммерческий сектор, так что в морально-нравственном смысле действия региональных властей по «перекрашиванию» ГБУ в социально ориентированную НКО можно только осудить.

​Еще одна причина, осложняющая НКО доступ к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджетов, это неприспособленная для некоммерческих организаций процедура государственных закупок. В частности, одним из главных барьеров является требование к участникам конкурса внести на исполнение контракта обеспечительный взнос, который при значительном понижении цены контракта может достигать до 100% объявленной стоимости заказа. Если же организация выигрывает аукцион, но не может предоставить такой взнос, то она сразу попадает в реестр недобросовестных исполнителей без права два года участвовать в конкурсах.

​Кроме того, если выигравшая НКО просит банковскую гарантию на обеспечение контракта – банк запрашивает паспортные данные учредителей организации, которые должны лично прогарантировать своим движимым и недвижимым имуществом возврат обеспечительных средств в случае невыполнения контракта. Однако, по седьмому Федеральному закону учредители НКО не могут нести ответственности по делам организации. В итоге – замкнутый круг!

​Делегаты Съезда констатировали, что выход «вроде бы» есть. Правительственным постановлением, которое было принято в 2016 году, предусматривается ситуация, при которой заказчик может не требовать обеспечительного взноса с социально ориентированных НКО, однако госзаказчики практически не пользуются на торгах правом не устанавливать обеспечительный взнос для социально ориентированных НКО. К тому же, как я уже сказал, это положение не носит обязательного характера и действует лишь до конца этого года. Думаю, что здесь ответ один – продлевать и категорически рекомендовать!

​Конечно, тормозит участие НКО в получении господдержки и необходимость привлечения к торгам тендерного специалиста, который бы обладал компетенцией для работы с электронной подписью и торговыми площадками, умел анализировать конкурсную документацию и готовить заявку на участие.

​«Всем нам и дальше предстоит контролировать процесс включения СО НКО регионов Российской Федерации в оказание социальных услуг за счет перераспределенных бюджетных средств, при этом крайне необходимо следить за поступательным развитием инфраструктуры поддержки НКО, оказанием им методической, юридической, проектной помощи», — заявил на Съезде президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ.

​«Также надо проверить факты, связанные с необходимостью срочного изменения формы собственности отдельных ГБУ, предоставляющих социальные услуги населению, на автономные некоммерческие организации. Необходимо рекомендовать органам исполнительной власти обеспечить доступность информации о реестрах НКО на сайтах органов государственной власти для получателей услуг, подчеркнув их право самостоятельно выбрать себе поставщика любой услуги из всего перечня.

​Особенно, конечно, надо разбираться с установлением необоснованно низких тарифов оплаты за услуги НКО по сравнению с государственными организациями. Уверен, что любая дискриминация, связанная с формой собственности организаций, в настоящем случае – аморальна», подытожил Александр АЙГИСТОВ.

​Делегаты Съезда также обсудили еще один документ, который непосредственно связан с вопросом расширения участия СО НКО в оказании государственных услуг.

​В свое время законодательное определение категории социально ориентированных НКО способствовало выделению тех организаций, которые согласно уставам выполняют общественно полезную деятельность. Однако включение некоммерческих организаций в число социально ориентированных носило заявительный характер: на и сейчас это имеют право все НКО, в уставных документах которых прописано хотя бы одно из направлений деятельности, указанных в законе о некоммерческих организациях. В итоге понятие социально ориентированной некоммерческой организации оказалось очень размытым: в эту категорию попали как те НКО, которые оказывают реальную помощь населению, так и организации, которые не осуществляют никакой социальной работы.

​27 октября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление   №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания», вступающее в силу с 1 января 2017 года.  Постановлением утверждён перечень общественно полезных услуг, оказываемых организациями, которые войдут в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг. Это позволит социально ориентированным некоммерческим организациям участвовать в оказании услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая их надлежащее качество. Благодаря включению в этот реестр НКО сможет претендовать на дополнительные льготы и преференции от государства: освобождение от уплаты налога на имущество, земельного налога, транспортного налога а также уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму принятых пожертвований и др.

​Очень важно, что субъекты Российской Федерации при этом будут наделены правом установления налоговой ставки в размере 0% для НКО – исполнителей общественно полезных услуг, перешедших на упрощенную систему налогообложения при условии направления высвобожденных средств на ведение уставной деятельности.

​Главное отличие от действующей сегодня системы СО НКО состоит в том, что присвоение такого статуса должно стать не заявительным, а разрешительным, исходя из определенного критерия отбора тех НКО, которые на практике реализуют общественно значимую деятельность. Решение о присвоении нового статуса будет приниматься специальной межведомственной комиссией в регионах России в течение 10 дней на основе анализа деятельности организации за последние 2 года.

​Делегаты Съезда пришли к выводу, что решение проблем НКО, озвученных в различных выступлениях, в решающей степени зависит от эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями. Формы и механизмы взаимодействия представлены в федеральных и региональных правовых актах: законах, государственных программах, планах мероприятий.

​К сожалению, констатировали делегаты Съезда, во многих регионах стратегии развития взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями вообще отсутствуют. В отдельных регионах органами исполнительной власти утверждены программы государственной поддержки некоммерческих организаций, но эти программы имеют ограниченный срок действия и не определяют стратегию развития некоммерческого сектора.

​Делегаты Съезда определили, что НКО должны более активно привлекать такие институты гражданского общества, как Общественные палаты, общественные советы, региональные отделения Общероссийского Народного Фронта к осуществлению общественного контроля за разработкой и реализацией данных правовых актов. Общенациональный союз некоммерческих организаций со своей стороны также готов подключиться к этой работе.

​На заключительном мероприятии Съезда делегаты отметили, что несмотря на существующие сложности и преграды, деятельность российских НКО в целом ведет к укреплению стабильности в стране, к росту авторитета Российского государства во всем мире.

И надо, уверены делегаты Съезда, внимательно слушая Президента Российской Федерации В.В. Путина, «не жадничать», а приложить все усилия к тому, чтобы, как и он, поддержать социально ориентированные некоммерческие организации, всех людей в них работающих, помочь всем НКО-шникам, накрепко спаянным с судьбами нашей страны, отдающим всю свою душу и свое сердце на благо лучшей жизни других людей!

 Решено, что Итоговая резолюция Съезда будет в течение полутора месяцев обсуждена в онлайн-режиме с делегатами Съезда, утверждена и опубликована на официальном портале www.gosgrant.ru, а также на портале Общенационального союза некоммерческих организаций rosnko.ru.

​Принято решение о разделении форматов и двухдневном проведении Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2017», обучающих семинаров по грантам, социальным услугам, бухгалтерии и т.п. в мае-июне 2017 года. Следующий, VIII Съезд некоммерческих организаций России предварительно запланирован на декабрь 2017 года и также будет проходить два дня. Особое внимание при организации следующего Съезда планируется уделить вопросам неформального общения делегатов Съезда, созданию межрегиональных связей.

​Участники Съезда – представители НКО Москвы выступили с предложением в ближайшее время провести конференцию по учреждению Московского регионального отделения Общенационального союза некоммерческих организаций.

Информация об Общенациональном союзе некоммерческих организаций

​Союз призван содействовать зарекомендовавших себя НКО в получении финансовой, имущественной, образовательной, информационной, административной, организационно-технической, юридической и иной поддержки.

​Среди основных задач Союза – разработка и продвижение стандартов и правил деятельности НКО; участие в разработке государственной политики и различных правовых актов в сфере НКО, мониторинг соответствующего правового поля; создание и функционирование общественного регулятора в сфере грантов и субсидий для НКО; юридическая, организационная, информационная и экспертно-аналитическая помощь некоммерческому сектору страны.

​Заинтересованные некоммерческие организации могут вступить в Союз, заполнив специальную форму на сайте www.rosnko.ru.

Информация о вручении Общественной премии ГОСГРАНТ 2016 года

​В рамках VII Съезда некоммерческих организаций России состоялась торжественная Церемония вручения Общественной премии за вклад в развитие и поддержку некоммерческого сектора Российской Федерации (Общественной премии «ГОСГРАНТ 2015»).

​Главная цель Премии – общественное признание заслуг лучших организаций-грантооператоров, неправительственных фондов, социально ответственного бизнеса, СМИ, а также субъектов РФ и отдельных государственных и общественных деятелей, работающих в сфере поддержки социально значимых проектов.

​Символ Премии – Атлант, держащий на своих плечах непосильную ношу – небесный свод. Эта фигура олицетворяет волю, силу и ответственность. Именно благодаря этим качествам лауреаты Премии добиваются значимых результатов при осуществлении социально значимых проектов в масштабах федерации, отдельных регионов, городов и различных сообществ.

​Выдвижение кандидатов на соискание Премии 2016 года проходило в течение ноября. В результате в перечень номинантов вошли более 40 организаций, субъекты РФ и персоналии.  Определение лауреатов состоялось непосредственно во время VII Съезда НКО – делегаты проголосовали за своих выдвиженцев, заполнив в день открытия Съезда специальный бюллетень. В этом году экспертами Премии выступили представители руководства некоммерческих организаций – делегаты Съезда.

​По результатам подсчета голосов и решением Оргкомитета VII Съезда некоммерческих организаций России статус лауреата Общественной премии ГОСГРАНТ присвоен в следующих номинациях:

В номинации «За инновации в проведении конкурсов по предоставлению грантовой поддержки социально значимых проектов» в категории «Субъектам РФ» – Министерству по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия)

​В персональной номинации «За выдающийся вклад в совершенствование системы государственной поддержки некоммерческих организаций на уровне субъектов РФ» – Лемке Наталье Петровне, начальнику управления социального развития Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга

​В номинации «За высокую эффективность государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» в категории «Субъектам РФ» – субъекту РФ Ленинградской области

​В номинации «За высокие результаты проведения конкурсов по предоставлению грантовой поддержки социально значимых проектов» в категории «Неправительственным благотворительным организациям и фондам» – Благотворительному фонду «Золотые Сердца», Ярославская область

​В персональной номинации «За осуществление преобразований и реформ, обеспечивающих повышение эффективности мер поддержки некоммерческих организаций» – Поповой Елене Владимировне, члену Совета Федерации ФС РФ

​В персональной номинации «Фондам и организациям за высокие результаты в области поддержки социальных проектов» – Яблонскому Владимиру Борисовичу, председателю правления Ассоциации социального развития

​В номинации «За высокие результаты проведения конкурсов по предоставлению грантовой поддержки социально значимых проектов» в категории «Грантооператорам» – Фонду поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество»

​В персональной номинации «За активную позицию в совершенствовании системы государственной поддержки некоммерческих организаций» в категории «Экспертам» –  Грохольской Наталье Викторовне, ответственному секретарю Экспертного совета Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», г. Санкт-Петербург

​В номинации «За высокие результаты в подготовке кадров для некоммерческого сектора» в категории «Образовательным организациям» – Институту социального проектирования РЭУ им. Г.В. Плеханова

​В номинации «За высокие результаты проведения конкурсов по предоставлению грантовой поддержки социально значимых проектов» в категории «Неправительственным благотворительным организациям и фондам» – Благотворительному фонду «Мать и Дитя», Республика Башкортостан

 В специальной номинации в категории «Неправительственным благотворительным фондам и организациям» – Рябовой Наталье Евгеньевне, генеральному директору Детского Благотворительного фонда «Арт фестиваль Роза ветров»

​В персональной номинации «За активную позицию в совершенствовании системы государственной поддержки некоммерческих организаций» в категории «Экспертам» – Лепскому Владимиру Евгеньевичу, главному научному сотруднику Института философии РАН

​В персональной номинации «За поддержку проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на укрепление российской государственности» в категории «Зарубежным некоммерческим организациям и фондам» – Юдиной Ларисе Николаевне, президенту Культурной ассоциации «Стравинский Русские Мотивы», Италия

​В персональной номинации «За активную позицию в совершенствовании системы государственной поддержки некоммерческих организаций» в категории «Некоммерческим организациям» – Козак Ольге Михайловне, президенту Волгоградской городской общественной организации «Клуб «Деловое Поволжье», Волгоградская область

Информация о семинарах, практикумах, мастер-классах в рамках Съезда

 Мастер-класс «Ошибки при написании грантовых проектов. Как посчитать собственный вклад НКО в бюджете проекта?»

Ведущая: главный эксперт федеральных грантовых комиссий, ответственный секретарь Экспертного совета конкурса «Моя страна – Моя Россия» Наталья Викторовна Грохольская

Мастер-класс «Инновации в управлении бизнес-процессами при оказании социальных услуг некоммерческими организациями»

Ведущий: заместитель директора Института управления и социально — экономического проектирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, директор научно — инновационного парка РЭУ им. Г.В Плеханова Руфат Сабирович Гусейнов

Семинар «Особенности в организации массовых мероприятий НКО»

Ведущая: председатель совета Общероссийского общественного движения «Россия молодая» Алиса Владимировна Шабаева

Мастер-класс «PR-брендинг в НКО»

Ведущая: президент Агентства личного брендинга PRSTRATEG Виктория Сергеевна Александри

Семинар «Партнерские проекты СО НКО: как объединить преимущества и ресурсы?»

Ведущий: председатель совета директоров Национального общества качества Геннадий Владимирович Мельников

 Митап «Основы взаимодействия со спонсорами и благотворителями»

Ведущая: директор краудфандинговых проектов РАРИО Марина Юрьевна Белоусова

 Практикум «Игрофикация при взаимодействии с целевыми аудиториями»

Ведущий: генеральный директор Школы будущих президентов Алексей Сергеевич Ильин

Творческая встреча «Современный этап развития российского общества: значение и роль некоммерческого сектора»

Ведущий: советский, российский журналист, публицист, телеведущий, политический консультант, участник и многократный победитель интеллектуальных телеигр Анатолий Александрович Вассерман

 Семинар «Как создать бизнес-модель внутри социально значимого проекта? Новости социального предпринимательства»

Ведущая: тренер-эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Анна Константиновна Брусницына

 Круглый стол «Современные информационные технологии как инструмент просвещения. Будущие технологии для работы с различными категориями населения»

Ведущий: председатель правления Ассоциации социального развития Владимир Борисович Яблонский

Интерактив «Влюбиться в НКО за 5 минут: как правильно выстроить взаимоотношения с чиновниками, СМИ и прочими фантастическими персонами?»

Ведущая: политический и бизнес-консультант, член комитета по политтехнологиям РАСО, политтехнолог Елена Борисовна Август

Семинар «Оценка в социальном проектировании»

Ведущий: вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари Лотариевич Хананашвили

Практикум «Эго экономика 40+: регенерация ресурсов НКО и инвестиции в человеческий капитал»

Ведущий: председатель совета директоров Сети международных экспертов «Союзконсалт» Олег Николаевич Паладьев

Семинар «Новое в налогообложении некоммерческих организаций. Отдельные льготы, о которых мы не знаем...»

Ведущие: эксперты Компании «Экспресс-регистратор» Роман Владимирович Брызгалов и Ольга Александровна Виноградова

Информация о партнерах Съезда

Организационный комитет Съезда выражает искреннюю благодарность за помощь и поддержку в подготовке и проведении мероприятий:

Совету при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Комитету Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций

Комитету Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи

Комитету Государственной Думы ФС РФ по образованию

Комитету Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству

Комитету Совета Федерации ФС РФ по социальной политике

Общероссийскому народному фронту (ОНФ)

Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества

Департаменту информационных технологий и связи Правительства РФ

Российской академии наук

Правительству Республики Саха (Якутия)

Правительству Ульяновской области

Правительству Республики Татарстан

Администрации Приморского края

Администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Совету депутатов района Новокосино города Москвы

Ключевым партнерам:

Стратегическому партнеру Съезда – Фонду региональных социальных программ «Наше будущее» и лично Наталии ЗВЕРЕВОЙ

Ректору РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктору ГРИШИНУ

Лаборатории Касперского и лично Евгению КАСПЕРСКОМУ

Директору Благотворительного фонда «Мать и Дитя» Тимуру КУНАККУЗИНУ

Президенту Санкт-Петербургского регионального общественного фонда «Золотая десятка» Наталии ДУБРОВСКОЙ

Президенту Фонда «За здоровый образ жизни» Сергею ГРИГОРАШ

Группе компаний Russian Guard Ultimate Security и лично Юрию ФИЛАТОВУ

Директору Интернет-магазина цельной веганской кулинарии СЕЛЬСКИЙДОМ.РФ Ивану ГАЛАЕВУ

Группе компаний «Информ Девелопмент» и лично Вячеславу АНДРЮЩЕНКО

Компании «Экспресс-регистратор» и лично Татьяне МАНЬШИНОЙ

Благотворительному фонду «Золушка» и лично Анне ДАНИЛОВОЙ

Фонду «Столица милосердия» и лично Владиславу ФЕДОТОВУ

Руководителю некоммерческой организации «Роза ветров» Натальи РЯБОВОЙ

Союзу молодежных инициатив «Мир-детям» и лично Софье САВЕЛОВОЙ

А также

Некоммерческой организации «Роза ветров»

Благотворительному фонду «Золотые сердца»

Компании «Русский кислородный продукт»

Сельскийдом.РФ

Благотворительному фонду «Мял»

Центр здоровья «Дорога Жизни»

Компании «Руспай»

Региональной общественной организации «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

Межрегиональной общественной организации «Центр духовного развития»

Особая признательность информационным партнёрам Съезда – РЕН ТВ, НТВ, РИА «Новости», Независимой газете, Известиям, Агентству городских новостей «Москва», Агентству социальной информации, Парламентской газете, РИА «ФедералПресс», ИА «Башинформ», Якутскому-Саха информационному агентству (ЯСИА), Порталу Правительства Оренбургской области, Региональному ИА «Оренбуржье», ИАС «Русская народная линия», РИА «Регионы России», Журналу «Москва Столица» телеканалам: Просвещение, Общественное телевидение России, телекомпания «Петербург» 5 канал, Телерадиокомпания «Ямал-Регион», Окружная телерадиокомпания «Югра».

Источник rosnko.ru/