Главная » Новости

Доклад Андрея Борисова на Международной евразийской конференции

13 декабря 2011 Просмотров 4 888

Дорогие друзья, коллеги!

IMG_7328Сердечно приветствую всех участников  Международной научно-творческой конференции «Единое пространство культуры Евразии»!

Искренне благодарю за горячий отклик на наш призыв по участию в этом мероприятии, выражение искренней заинтересованности в евразийской культурной интеграции  наших стран и народов.

Думаю, на нашей конференции будут много прекрасных выступлений по теме евразийства, много нового будет сказано об истоках этого философско-политического движения, о самой идее евразийства и России, как особому «срединному» этнографическому миру между Европой и Азией.

Я же свое выступление о евразийской интеграции в культурном плане хочу построить в русле значения последних событий  по подписанию главами России, Казахстана и Белоруссии Договора о евразийской экономической комиссии, Декларации о евразийской экономической интеграции.

Все мы ждали это событие с надеждой и воодушевлением, потому что по истечению почти 20-летнего периода разрыва между бывшими республиками СССР, реально  ощутили, насколько мы зависимы и неотделимы друг от друга. Не в имперском плане, а в экономическом, политическом и гуманитарном. В условиях глобальных проблем дальнейший разрыв опасен и недопустим. Потому мы опять сближаемся. Предположительно, уже к 2013 году будет создан Евразийский экономический союз.

Действительно, сегодня предпринят очередной и очень мощный шаг на пути формирования реального Евразийского экономического союза – объединения, которое, вне всякого сомнения, будет определять будущее наших стран. Он как локомотив призовет все остальные страны Содружества Независимых Государств (СНГ),  ранее входивших в состав СССР, к экономическому и политическому объединению. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что качество любого политического и экономического объединения  основывается на культурном, духовном, объединении людей, на универсальной национальной идеологии. И это понимают все.

Тему Евразийского Союза поднял в 1994 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Многие руководители и политики наших стран поняли и поддержали эту идею. Были созданы общественные движения, политические партии, вырабатывающие и пропагандирующие идеологию и политику Евразийского Союза. Ярким представителем этого явления стал Александр Дугин. Поддержали и работали за эти годы над этой темой многие представители интеллигенции наших стран и республик. В Якутии в 1998 году Андрей Кривошапкин издал свой труд «Евразийский Союз», где изложил свою версию развития России как евразийского государства, основанного степными кочевниками и о возможности объединения всех евразийских народов в единый союз при правильном использовании исторического опыта развития степных государств на территории Евразии.

На днях мы потеряли истинную якутскую евразийку – дорогую нашу Аскарову Зою Аскаровну. Якутская невестка, приехавшая в молодости за своим якутским мужем из Казахстана, всю свою жизнь она посвятила делу культурного сближения, сотрудничества, дружбы между народами, живущими в нашей республике. Внесла неоценимый вклад в развитие отношений между Казахстаном и Якутией. И так везде и повсюду, люди, их практическая деятельность связывают наши братские государства.  Ничего не пропадает даром, сегодня создается реальный Евразийский экономический Союз, создается его наднациональный орган.

Как отмечает в своих выступлениях глава комитета Госдумы России по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, в случае, если Евразийский союз не будет создан, разрыв между бывшими республиками СССР может быть уже окончательным. И будет сопровождаться переформатированием всего цивилизационно-культурного кода народов, населяющих страны СНГ, других стран, близких территориально и культурно. Этот период, как показывает практика, занимает порядка 40 лет.

У народов на постсоветском пространстве все еще остаются страхи по поводу «ренессанса имперского подавления своей идентичности». Председатель комитета Госдумы по культуре Владимир Мединский по этому поводу говорит, что «воссоздание большой страны — это громадная макрозадача, и такой Союз — лучший способ борьбы с национальными конфликтами». Заместитель секретаря президиума Генсовета «Единой России» Юрий Шувалов подчеркивает, что нам надо думать о модели интеграции, которая опиралась бы не только на экономический фундамент, но и социальный, духовный факторы. Необходимо, в первую очередь, формировать единое социальное пространство.  При этом очень важно ориентироваться на общественный диалог между странами евразийского пространства. В структуре комиссии Евразийского экономического союза появятся посты, отвечающие за отдельные направления этой Евразийской экономической комиссии, в т.ч. и культурной. Наша конференция может обратиться в своей резолюции к ней с соответствующими призывами и предложениями.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин в своих выступлениях говорит, что Евразийский союз призван стать своего рода центром дальнейших интеграционных процессов.  Он заявляет: «Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов».  Сегодня исторические контрасты сочетаются с охватившим нашу планету стремительным процессом интернационализации. В сравнении с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросли как общепланетарное единство человечества, связанное единой судьбой, так и его беспрецедентное многообразие. Почти шесть миллиардов людей, живущих ныне на нашей планете, будучи современниками в отношении друг к другу, связанные экономическими отношениями и почти мгновенно воспринимающие все события в мире благодаря новейшим информационным средствам, вместе с тем живут в различных исторических эпохах: от неолита до экономических и интеллектуальных центров, находящихся на вершине современной цивилизации. И, тем не менее, несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры, правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете.

По направлению развития общего культурного пространства стран СНГ плодотворную деятельность ведет Международный Фонд Гуманитарного Сотрудничества. Утверждены и реализуются концепции сотрудничества в сфере культуры государств – участников СНГ. Проводятся конференции, театральные и музыкальные фестивали, кинофорумы, другие мероприятия, направленные на установление новых творческих связей. Широко известны в Содружестве различные международные музыкальные фестивали,  фестиваль кино стран СНГ, фестиваль народного творчества стран СНГ и Балтии, молодежные Дельфийские игры государств – участников СНГ, форумы переводчиков, писателей и издателей стран СНГ и Балтии. Большой потенциал имеет разрабатываемая Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества», а также проекты в области межкультурного диалога. Наша конференция есть вклад в это общее дело.

Более 20-лет назад я выдвинул лозунг «Хомус – Ысыах – Олонхо – Итэ5эл», постулирующий основные вехи развития культуры в Якутии. Сегодня все эти культурные феномены состоялись, мы имеем плодотворно работающий Международный Центр Хомуса-варгана, традиционный якутский обрядовый праздник Ысыах  обрел государственный статус, якутский героический эпос Олонхо стал нематериальным устным шедевром человечества, в республике принят закон, государственная целевая программа по изучению, сохранению и развитию Олонхо. Объявлено 10-летие Олонхо, принято решение о реализации национального инновационного проекта «Земля Олонхо», в рамках которого в Якутске появится Международный Центр Олонхо, где наравне с якутским будут представлены эпосы  народов Евразии. Таким образом, предприняты меры для сохранения и развития таких культурных феноменов как Хомус, Ысыах, Олонхо, на которых жиждется духовность и идентичность народа  саха. Но я считаю, что это, все-таки, копны – по-якутски бугул, добротные, но копны. Мы их собрали и поставили большой стог – кэбиhии. Сегодня, чтобы стог не сгнил,  дождь, снег его обтекали,  нам надо сделать түcтээhин — поставить на нем «макушку». По-якутски  түc, эта верхушка стога. Это и есть Итэ5эл, Вера.

Значит мы на пороге последнего этапа лозунга. На пороге возрождения древнейшего тенгрианско-ведического мировоззрения, небесной универсальной религии народов Евразии. Весь цивилизационный опыт человечества показывает, что с древности политические союзы объединялись, создавали государства на одной объединяющей духовной идее  – религии.  Европейские государства созданы под флагами крестоносцев – христиан. Страны Ближнего Востока  – на пророчествах Магомета. Дальневосточные на учении Будды.  Индийская цивилизация на основе индуистских постулатов. Соединенные Штаты Америки созданы масонством, которое вобрало в себя многое из иудаизма. Но каждое из этих государств находится на одном континенте. Только Советский Союз был создан на территориях двух континентов – Европы и Азии. Где исторически на европейской части господствовала христианство, на  южной – магометанство, восточной – буддизм. Их объединение состоялось на основе идеи коммунизма, которая являлась атеистичной, не религиозной идеологией. И потому она априори не могла оправдать себя как государственная объединяющая идеология. Система благополучно развалилась, просуществовав каких-то 70-лет.

Что же сейчас? Какая идея может собрать нас в Евразийский союз? Я считаю, что только та, которую не надо придумывать, создавать по-новому. Та, которую выработали еще тысячелетия назад наши общие предки – тенгрианско-ведическая.  И из истоков которых выросли все мировые религии современности. Но нам ее надо вновь познать, возродить. Это будет неимоверно трудно.  Готовы ли мы к этому?  Не знаю. Но, по сути, за все эти годы этому были посвящены все наши масштабные проекты.

Это международный кинопроект «Тайна Чингис Хаана», где принимали участие артисты из Монголии, Японии, братских республик России – Тывы, Якутии, Бурятии, Хакасии, Республики Алтай и т.д. Идея фильма в обновленном  возрождении духовного объединения братских народов, предки которых создали древние степные государства и дали импульс развитию института государственности всей Евразии.  Сегодня видно, фильм воодушевил и подвинул к укреплению объединения, сближению культур наших народов.

Это инициированный якутскими исследователями проект общественной организации «Лена-Евразия» по проведению комплексных научных экспедиций.  В нем приняли участие ученые из Москвы, Якутии, Кыргызстана, Бурятии, Алтая, Тывы, Башкортостана, которые   прошли древними путями Евразии по Северной Индии, Непалу, Тибету, Синьцзян Уйгурии и т.д., собрали материалы издали книги.

Это кочевой театральный фестиваль «Желанный берег», где национальные театры представляют свои постановки, появляются новые имена, творческие идеи. Фестиваль также подвигает к укреплению культурного пространства наших народов и стран.

Это  кочевая международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность».  Где принимают участие ученые из всех братских республик и стран. Конференции проекта прошли в Якутске, Улан-Баторе, Кызыле. Следующая планируется в Алматы. Сегодня как результат этого опыта учрежден и зарегистрирован Международный Фонд Исследования Тенгри. Фонд создан крупными учеными и известными творческими деятелями из Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Башкортостана, Татарстана, Тывы, Хакасии, Республики Алтай и Республики Саха (Якутия).

Если исследование ведической культуры входит в официальную науку, всячески поддерживается со стороны государства, то  о тенгрианской мы не можем так утверждать.  Хотя из истории мы знаем, что тенгрианство, тенгризм было государственной религией, оно объединило древние кочевые и оседлые народы в государства, дало первые опыты демократии. И этот исторический опыт сегодня востребован.

Потому  перед учеными стоит фундаментальная задача – обосновать новое направление гуманитарной науки – тенгриведение. Еще в 70-х годах Олжас Сулейменов говорил, что нет на тему тенгрианства фундаментальных  работ. Позже появились известные труды писателей, историков, философов. Прежде всего, это фундаментальные научные книги ученого с мировым именем – академика Шагдарыына Бира из Монголии,  известного казахского философа Нурмагамбета Аюпова, известного тувинского историка, философа Николая Абаева. В 90-х годах, книги знаменитого в тюркском мире и не только, писателя, историка  Мурада Аджи дали мощный импульс в исследовании этого направления. Сегодня само время показывает, что созрела необходимость в научном обосновании исследования тенгрианства, его общих истоков с ведизмом.

Это, прежде всего, видно на многих культурных проектах, проводимых в последние 10-15 лет, где мы принимаем самое активное организационное участие.  Будь то Ердынские игры на Байкале,  фестивали театральных  спектаклей «Желанный берег»,  научные конференции, форумы и т.д.  А также на многих вновь возрождаемых традиционных национальных обрядовых праздниках.  Это алтайский Эл Ойын,  хакасский Тун Пайрам,  тувинский Оваа Дагыыры, монгольский Наадам, бурятский Сурхарбаан, татарский Сабантуй, якутский Ысыах, древнеславянские ведические праздники, фестивали фольклора и эпосов – русских былин, финского Калевалы, кыргызского Манаса, якутского Олонхо, алтайского, хакасского  Кая, тувинского Хоомей, монгольского Моринхуур, туркменского, таджикского, азербайджанского Кер-оглы и т.д.

Это проект детских международных спортивных игр «Дети Азии».  В следующем году под эгидой Президента России проводятся V-е игры в Якутске, ставшим за эти годы евразийским центром детского спорта, где участвуют  команды из республик и городов России, Казахстана, Монголии, Японии, Китая, Кореи и т.д. В рамках культурной программы игр проводится международный проект «Шедевры ЮНЕСКО» с участием носителей нематериальных шедевров человечества из Турции, Монголии, Китая, Кыргызстана, Армении, России, Японии, Кореи и т.д.

Все эти культурные феномены в своих мировоззренческих истоках идентичны. Эту идентичность мы и должны культивировать, именно она и может стать культурным, духовным объединяющим критерием в евразийском пространстве.

В целом, за эти годы состоялось множество проектов, форумов, конференций по теме духовной культуры в странах СНГ – России, Казахстане,  Кыргызстане, Азербайджане, Украине, Белоруссии и т.д. Тема поднимается из самых глубинок, сам народ их вынашивает. Например, в Якутии эту тему поднимает само население, больше всего в улусах. Поэтому мы в этом году провели форум общественности под названием «Духовный потенциал Республики Саха (Якутия) в инновационном развитии». Инициативы форума подхвачены всей общественностью  и имеют продолжение в улусах. Президент и Правительство республики горячо поддержали чаяния общественности и сегодня принимаются фундаментальные решения в области их государственной поддержки.

Мы все за последние 20 лет стали свидетелями беспрецедентного  подъема национального самосознания народов в постсоветском пространстве, и в условиях глобальных проблем это понятно. Повсеместно — в России, Казахстане, Кыргызстане, Украине, Белоруссии, Армении, Азербайджане, Туркмении и т.д. наблюдается всплеск всего национального, традиционного в науке, культуре, искусстве, образовании, архитектуре и т.д.  Выросли целые города, кварталы с ярко выраженным национальным колоритом, этнопарки, этнокомплексы. В национальных сибирских республиках России — Хакасии, Тыве, Алтае, Бурятии, Якутии простые люди строят традиционные аилы, юрты, балаганы в своих сельских подворьях и дачных участках. У нас в Якутии после внесения в 2005 году якутского эпоса Олонхо в список нематериального устного наследия человечества ЮНЕСКО, начался бум строительства Домов Олонхо, балаганов Олонхо, домов Арчы, Айыы, где сказываются олонхо, проводятся обряды, культурные мероприятия.  Население в складчину и при помощи республиканской программы «Добрые дела» строит само эти общественные объекты.

На прошедшем форуме духовности общественности Якутии народ поддержал идею академика Академии духовности Якутии, народного мастера Бориса Неустроева-Мандар Уус о строительстве всем миром традиционной Могол Ураса – Главной Юрты. Президент и правительство Якутии поддержали эту идею. По предложению нашего Мастера – Мандар-уус, это будет Юрта-Храм, покрытая традиционно берестой и инновационно прозрачным материалом. В старину богачи строили их высотой до 8 метров. Бересту для ее покрытия обрабатывали особой технологией, замачивали и выдерживали долгое время в рыбьем клее,  сшивали вручную конским волосом. И население наших улусов с воодушевлением готово выполнить эту колоссальную работу, всем миром собирать бересту, шить и клеить. Это практически идея соборного народного строительства. Она говорит о  нужде якутского народа в своем Храме. Всеобщем Доме. Это социальный наказ. Это наш символ устремления в будущее на основе традиции. Символ города Олонхо — города нашего Мастера. Символ Земли Олонхо – нашей Северной Шамбалы.  Берестяная Юрта-Храм под прозрачным куполом — пример сохранения вечного, незыблемого при помощи новых технологий и инновационных материалов.

Мы можем построить его в рамках национального инновационного проекта республики «Земля Олонхо».  Проект «Земля Олонхо» реализуется в городе Якутске по Указу Президента Якутии на берегу священного для якутов озера Сайсары. Где наши древние предки, впервые прибыв в долину Туймаада, окропили и осветили ее, провели кумысный праздник Ысыах.  В недалеком будущем на берегу озера Сайсары под горой Чочур Муран, в самом сакральном для якутов месте, появится город Олонхо. Его ответвления появятся во всех улусах. Все они станут  маркерами культурно-цивилизационной идентичности нашей территории и нашего социума. Я думаю, что подобных этномаркеров будет возведено во всем Евразийском пространстве. Само время их требует. Идею инновационного проекта «Земля Олонхо» — гуманитарного Сколково на Дальнем Востоке, после презентации на ЭКСПО-2010 в Шанхае, подхватили многие. Так, перед Президентом России Дмитрием Медведевым ставится вопрос реализации гуманитарного инновационного  проекта «Культурный альянс» в Перми, на Украине инициируется подобный проект на Днепровских островах. И так будет везде. Потому что идея проекта близка и понятна всем — сохранение традиции, культуры, духовных ценностей, богатейшей истории своих народов современными средствами и созидание будущего на основе гармонии традиционного и инновационного.

Народы Евразии имеют древнейшую, еще с эпохи бронзы, историю культурно-цивилизационной интеграции. В результате исторических событий на просторах Евразии шло смешение разных народов, родов и племен, происходило взаимопроникновение различных культур. Но в основе своей  духовные, мировоззренческие истоки этих культур едины и вышли из одних и тех же недр Центральной Азии. Вокруг общей идеологии на широких просторах Евразии возникали древние политические, экономические союзы и государства. Как и другие архаичные традиции, якутская культура сохранила  древнейшие пласты их общей духовной культуры, универсального мировоззрения, и эпос Олонхо является уникальным источником их изучения и познания.

Мы, ученые, деятели культуры и искусства, творческая интеллигенция на историческом опыте и знании истории культуры Евразии должны совместно работать над выработкой идеологических интеграционных принципов объединения, универсальных критериев культурно-цивилизационной идентичности, универсальной идеологии будущего Евразийского экономического союза.

Это направление интеграции может быть одновременно сложнее и проще, чем экономическое, связанное с выработкой единых экономических принципов, таможенных правил и т.д. Сложнее, потому что необходимо фундаментальное научное обоснование для выработки единых объединяющих культурных, мировоззренческих критериев и маркеров. Это громадный труд многих и многих ученых, научных институтов, всего общества. Затем еще предстоит их правильное использование. С другой стороны проще, потому  что в условиях глобальных вызовов,  социумы наших стран на уровне глубинного бессознательного культурного сами вырабатывают превентивные меры по сохранению своей национальной, культурной идентичности и общие символы, критерии самопроявляются. Только универсальная идеология, выработанная и принятая самой общественностью, как стран СНГ, так и Евразийского экономического союза, сможет обеспечить надежный политический и экономический союз.

Желаю участникам конференции  результативной и творческой работы, принятия фундаментального и конкретного обращения, плодотворного и радостного общения!