Главная » Новости

«Это огромное желание — преодолеть Берингов пролив»

10 августа 2016 Просмотров 335

«Есть герберты уэллсы среди политиков и бизнесменов, которые фиксируют это в меморандумах, и на все это накладывается эмоциональный компонент», — говорит президент Торгово-промышленной палаты РС(Я), депутат Госсобрания Ил Тумэн РС(Я) Владимир ЧЛЕНОВ об идее строительства трансконтинентальной железнодорожной магистрали между Евразией и Америкой и франко-российском проекте «Трансполярный экспресс». Для экс-министра транспорта, связи и коммуникации республики идея строительства магистрали знакома давно и не понаслышке.

Поэтому знакомство с детскими рисунками на тему «Железный конь Земли Олонхо» и «Железный олень Чукотки» и с самим проектом настолько впечатлило Владимира Членова, что он предложил презентовать часть рисунков на Аляске. 25-26 июля в Анкоридже состоялось совещание Комитета региональных координаторов Северного Форума, где были представлены 29 лучших конкурсных работ. Мы попросили Владимира Михайловича поделиться впечатлениями о поездке.  

IMG-20160810-WA0011

— Владимир Михайлович, инициатива представить рисунки в США исходила от вас? Как это связано с вашей поездкой?

— Еще в 2007 году в Москве прошла Международная конференция «Трансконтинентальная магистраль Евразия и Америка». В том же году в Якутске состоялась такая же конференция. Я тогда работал министром транспорта, связи и информатизации республики и участвовал в мероприятии. Речь шла о проекте трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая связала бы Евразию и Америку. В свое время была создана российско-американская группа «Гор-Черномырдин» по имени двух лидеров — премьеров правительств США и России. Они обсуждали этот проект, как реализуемый, осуществимый. Откровенно говоря, это мечта многих поколений — соединить Россию с Америкой, потому что Берингов пролив надо преодолевать. Будет ли это мост или туннель, но главное соединить континенты дорогой. Для этого нужно мирное сосуществование и взаимопонимание между двумя странами. Деньги, технологии строительства – все это есть. Технические трудности, связанные с мерзлотой, они решаемые. Поскольку есть опыт строительства на Тибете в КНР, да и наша дорога за Нижним Бестяхом строилась на мерзлом грунте.

IMG-20160810-WA0016

Если вернуться к конференции 2007 года, то был достаточно высокий уровень. Были представлены Совет по изучению производительных сил при Минэкономики России, Российская Академия наук и мы, как соучастники процесса. Обидно, когда набранные темпы и бесценный опыт транспортного строительства не используются. Главное, что первый этап — дорогу для Якутии, мы построили. Это было одно из условий – построить 800 км до Беркакита, а дальше вопрос консорциума, в котором должны были участвовать американцы, японцы, китайцы, канадцы. Ведь справа и слева магистрали недровые богатства, которые надо будет осваивать. Но все застопорилось, потому что нет мира, стабильности и согласия.

IMG-20160810-WA0010

Если взрослые дяди обсуждают технические и финансовые возможности, то у детей и у людей творческих эмоциональное восприятие этого проекта. Их вдохновляет сама мечта соединить Россию и Америку. Они же видят, какой там уровень жизни, и все это выливается в такие проекты, как «Трансполярный экспресс».

— Когда вы узнали о проекте?

— Меня просто поразили детские рисунки, когда я был в очередной командировке в Черском. Ко мне тогда пришли мамы с девочками-победителями первого этапа конкурса  (Таня Шилова, Айина Кемлиль), и поделились своей радостью. Это в Черском, в Нижнеколымском улусе, где могут только в воображении представить железную дорогу. Понятно, что они пользуются компьютером, интернетом. Но сам факт рисования этой мечты о трансполярном экспрессе, который мчится по тундре, впечатляет Есть герберты уэллсы среди бизнесменов и политиков, которые все это дело фиксируют в различных меморандумах. На все это накладывается эмоциональный компонент. Значит все это очень серьезно, и это меня покоряет.

IMG-20160810-WA0015

Когда я готовился к командировке в Америку, то думал, а что нас еще объединяет кроме декларативного моста дружбы, о котором говорили раньше. Есть мост воздушный — это единственное, что соединяет нас сегодня с Америкой. Авиакомпания «Якутия» с 2012 года выполняет авиаперелеты Якутск-Петропавловск-Камчатский-Анкоридж. Я выступал на эту тему в Сан-Франциско.

— Очень интересно. Насколько востребованный маршрут?

— Суперзагруженная линия. Американцы летают в Россию через Петропавловск- Камчатский. Я видел своими глазами большое количество туристов, которые на Камчатке оставляют свои деньги. Мы тоже летали этим маршрутом. Надо отметить, что самолеты авиакомпании «Якутия» — это украшение аэропорта Анкориджа. У нас самый красивый самолет — с северным сиянием, белой медведицей и бриллиантами. Главное, что мы республику таким образом представляем.

Воздушный мост есть и желательно, чтобы был наземный. Это огромное желание — преодолеть Берингов пролив, и три года назад мы его вплавь преодолевали. 16 стран мира приняли участие в заплыве через Берингов пролив, и Якутия была одним из организаторов этого проекта. Наши пловцы и ученые участвовали в этом деле.

IMG-20160810-WA0006

В этот раз в Анкоридже состоялось совещание Комитета региональных координаторов Северного Форума, на котором Аляска вступила в Северный Форум. Она была в составе, но по политическим мотивам выходила. На церемонии вступления Аляски в Северный Форум Губернатор штата Билл Уокер выступил с приветственной речью, что придало значимость мероприятию. Были представители Аляски, Канады и России. С нашей стороны приехали участники Северного Форума из Красноярского и Приморского краев, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого, Чукотского автономных округов и нашей республики. Обсуждалось много социальных и бизнес-проектов, связанных с Северным морским путем, экологией Арктики, практиками в сфере ЖКХ и авиации. Я встречался с авиационными властями штата Аляска, обсуждал транспортные проблемы.

— Кто еще представлял нашу республику?

— Алексей Колодезников – первый заместитель Председателя Правительства республики, Владимир Васильев – министр по федеративным отношениям и внешним связям республики, Михаил Погодаев – исполнительный директор Северного Форума, Ольга Тимофеева-Терешкина – представитель Северного Форума, Владимир Михалев – гендиректор АО «Теплоэнергосервиз», Александр Гоголев – главный инженер АО «Сахатранснефтегаз», Владимир Сыромятников – руководитель ООО «Энергосберегающие технологии». Каждый из них выступил по своей теме.

IMG-20160810-WA0002

Я в секции «Приполярные местные наблюдения за окружающей средой» на тему «Красная книга» глазами детей. Рассказал о проекте «Трансполярный экспресс», о конкурсе детских рисунков. Это происходило в общественном центре «Captain Cook». В конгресс-зале состоялась выставка рисунков нашего проекта и рисунков детей из Ямало-Ненецкого автономного округа на экологическую тему. Этот день 26 июля организаторы назвали Днем Арктики и устроили торжественный обед в честь губернатора Аляски Уолтера Хикеля, который умер в 2010 году. Ему принадлежит инициатива создания Северного Форума. Сегодня возглавляют организацию россияне. Председателем Комитета региональных координаторов является зампредседателя Правительства Красноярского края Юрий Захаринский.

IMG-20160810-WA0005

— Как реагировала публика на выставку и в целом на проект?

— Им, конечно, все это интересно. Они в ожиданиях этого проекта. Тем более, что в 1990-х проект обсуждался на серьезном уровне и они были вовлечены в обсуждения. Я торжественно передал работы наших детей Нильсу Андреассену — директору Института Севера (Аляска, США). Скоро начнется учебный год, и они отправятся по всем школам Аляски.

IMG-20160810-WA0008

IMG-20160810-WA0003

— Политическая ситуация повлияла на взаимоотношения между вами и принимающей стороной?

— О политике не говорили. Санкции введены не против страны, а против конкретных лиц. Но страдаем мы все. Американцы ни одного вопроса не задали о политике между Россией и США. На человеческом уровне все хорошо. Я присутствовал на празднике русской культуры в Форт Россе на побережье Северной Калифорнии и просто наслаждался этой атмосферой. Это целый комплекс, который сегодня является историческим парком Калифорнии. Там не только крепость и строения русских поселенцев XIX века, но появились якутские сэргэ. Наши земляки, живущие в Калифорнии, собираются в Форт Россе, устраивают традиционные праздники. На западном побережье Америки даже лозунгов нет предвыборных. Очень спокойная и доброжелательная атмосфера.

Елена ЯКОВЛЕВА.

Фото из личного архива Владимира Членова.