Главная » Новости

Гости из Хакасии, Калмыкии и Алтая благодарны нашей культуре

20 декабря 2010 Просмотров 1 901

Столько интересного, важного, модного, авангардного происходит в театральной жизни страны, что невольно подумаешь — этот вид искусства не умрет под натиском телевидения, кино, интернета. Его мобильным конкурентам вряд ли под силу решить духовные потребности и проблемы, которые под силу театру.

Хотя бы потому, что театр можно устроить на улице, были бы режиссер и актеры, а можно поместить в одно здание сразу два театра. В один вечер показывать спектакли на русском языке, в другой – на языке хакасском. Варианты в зависимости от географии. Театр для любого народа — это главная площадка, где он может приобщиться к своей истории, языку, сокровенным мыслям и мечтам. Не во всех республиках есть национальное телевидение и кинематограф, а если говорить об интернете, то в этой паутине формируются совсем иные сообщества, нежели народ.  

В эти дни Саха театр отметил свое 85-летие. Мы поняли, что это событие оказалось важным не только для нас, но и для театралов из других республик. Опять же в силу того, что телевидение, кино и интернет оказались неконкурентоспособны в удовлетворении духовных потребностей малочисленных народов страны. Мы практически не видим друг друга по телевизору, не знаем какие фильмы снимают в Элисте или Кызыле и есть ли они…Зато знаем, что во всех республиках есть свой театр, а театралы могут иногда встречаться на фестивалях и через драматическое искусство узнавать друг друга.       

К этому лирическому вступлению меня подтолкнула встреча с театральными деятелями из Калмыкии, Хакасии, Горного Алтая и Москвы. 18 декабря в Саха театре состоялась пресс-конференция, где наши гости сказали так много слов благодарности и комплиментов в адрес нашей республики, народа, театра, культуры и его лидера, что нам — присутствующим якутянам стало даже неловко за всех получать благодарности. Кроме журналистов в пресс-конференции участвовали первый заместитель министра культуры и духовного развития Туяра ПЕСТРЯКОВА, директор Саха театра Анатолий НИКОЛАЕВ. Директор театра представил гостей и сказал несколько слов о новом трехтомнике “Антология Саха театра”. Туяра Пестрякова отметила необходимость межрегиональных связей между театрами. Наша республика стала инициатором межрегионального театрального фестиваля “Желанный берег”, который собирает на своей площадке театры коренных народов Сибири. В наступающем году фестиваль пройдет в Республике Алтай. Туяра Игоревна поделилась новостью о прошедшей недавно встрече театральных деятелей России с Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ. Итогом общения стал документ, в котором обозначена необходимость развития гастрольной деятельности, межрегиональных и международных связей.

То, как важны и нужны эти связи, мы поняли, слушая наших гостей.

Борис МАНДЖИЕВ – художественный руководитель Калмыцкого республиканского ТЮЗ “Джангар”, заслуженный деятель искусств РФ и РК:

“Вчера я получил “Антологию Саха театра”, по диагонали познакомился с  трехтомным трудом. Надо отметить, что это титанический труд и здорово, что он есть. Подобной антологии нет ни в одной республике. А кто, если не саха, сделает этот труд…

Девятнадцать лет назад мне посчастливилось приехать в Якутск и окунуться в театральную жизнь республики. А то, что я увидел вчера, меня потрясло. Потрясли разительные перемены! Даже в лицах якутов это видно… Я впервые вошел в это прекрасное здание. Мы ведь работали в здании театра оперы и балета. Кто думал, что у народа саха появится такой театр, который станет известен всему миру”.

Эмма ИРИШЕВА – художественный руководитель Национального драматического театра им.П.В.Кучияка, выпускница АГИИК, ученица Андрея Борисова:

“Якутск для меня родной город. Я здесь училась. И когда вновь увидела туман и холод, то поняла особую красоту этого места… Вчера мы посмотрели “Антологию Саха театра”. И для меня стало понятно — если есть история у народа, значит, есть будущее. Самое удивительное, что я открыла в антологии – это то, что спектакли у вас начали ставиться с 1906 года!

Мы учимся у вашего театра. Поиски, пути развития подсказывает Саха театр. В 2010 году на Алтае произошло важное событие. 140-летие художника, общественного деятеля Чороса Гуркина. Андрей Саввич Борисов поставил на сцене нашего театра спектакль “Восхождение на Хан Алтай”, посвященный национальному лидеру. Вместе с ним работали Михаил Егоров, Сардана Федотова, Татьяна Егорова. От нашего народа поклон за этот труд. Из всех аймахов (районов) люди заказывали автобусы и ехали в Горно-Алтайск, чтобы посмотреть спектакль. Очень многие увидели спектакль, который поднял дух алтайцев”.

Светлана ЧАПТЫКОВА – председатель СТД Хакасии, актриса Хакасского национального драматического театра им. А.М.Топанова, заслуженная артистка РФ и РХ:

“В 2005 году Саха театр был в Абакане. С вашим театром связано развитие нашего национального театра и отношение власти к этому виду искусства. Разговаривая с нашей властью, мы всегда приводим в пример вашу власть, которая поддерживает и развивает искусство. У нас четыре театра в республике. Нашему национальному театру в 2011 году исполнится 80 лет. Но он до сих пор не имеет здания, и мы играем на одной сцене вместе с русским драмтеатром. Мы тоже мечтаем увидеть Андрея Саввича Борисова в своем театре в качестве режиссера. Вам повезло с президентом и правительством. Когда президент любит спорт, он развивает спорт, когда — искусство, то развивает искусство. Ваши суровые условия жизни ставят перед вами правильные цели, вы не разбрасываетесь. Спасибо за ваше подвижничество, за смелость. Я первый раз в Якутии, это потрясающая земля”.

Лариса МАКСИМОВА – профессор кафедры сценической речи Театрального училища им.М.С.Щепкина, заслуженный деятель искусств РС(Я), Москва:

“Мы полны впечатлений. Я настолько взволнована. Вчера мы увидели ваше золото, алмазы в Гохране республики. Три тысячи алмазов – это все ерунда. Россыпи алмазов в этой антологии. 85 лет – это целая человеческая жизнь и это труд. Даже если ты не любишь читать, смотри картинки в этом трехтомнике… В них тоже отражена история.

Светлая память Вере Пашенной, легенде русского театра. Потому что приехать в такую даль, в мороз и привезти живые, необработанные алмазы в Москву — это дорогого стоит. Те первые артисты дали ростки. Сегодня школа Малого театра дала уже пять выпусков вашей республике. В этом году Малому театру исполняется 200 лет...”

Михаил ВОРОБЬЕВ – научный сотрудник Центрального театрального музея им.А.Бахрушина, Москва:

“История нашей дружбы с вашим театром не такая долгая. Но я надеюсь, что она будет развиваться. Если бы вы долгие годы не собирали, не хранили, то не было бы этой антологии. У Малого театра есть однотомное издание истории, у МХАТа — двухтомник. И все. Аналогов “Антологии Саха театра” нет. Два года назад, когда в Москву приезжал Ефим Степанов, я увидел такую любовь к театру. Он сказал, что его давняя мечта – это создание музея всех театров республики. Но это требует нового уровня, потому что у вас театральная республика. Я был поражен хранилищем алмазов. Был поражен не камнями, а самим музеем — крутящимися витринами, подачей экспонатов”.

Было интересно услышать мнение гостей о развитии эпического театра, о том, как традиционное сказительское искусство соединяется с русской, европейской театральной школой. У Бориса Манджиева мы поинтересовались концепцией Театра юного зрителя “Джангар”.

Борис МАНДЖИЕВ:

“Театр родился пятнадцать лет назад. Родился случайно. Я бродил по стране. Ставил спектакли во многих городах. И в это время театр кукол в Элисте выдавливали из здания, чтобы передать его банку. Но в итоге всего этого появился драматический театр, куда меня назначили художественным руководителем. У меня была мечта создать театр. Поскольку богатая культура, история буддистского народа требуют своего воплощения на театральной сцене. Полмесяца барахтался. Потом была концепция, которая развалилась, потому что реальная жизнь и реальные люди вносят свое. Сегодня это — авторский театр одного режиссера. Пока еще меня не закидали помидорами (смеется). Я хочу поделиться своим миром и историей своего народа. Я человек очень осторожный, поэтому концепция вызревает очень осторожно. Кроме того, я активно готовлю эту площадку для будущего режиссера. Хотя драматическому театру Калмыкии семьдесят с лишним лет, но театральное искусство был потеряно, потому что не было такого лидера как Андрей Саввич Борисов. Театр был построен на советской идеологии. Он был разрушен этой идеологией… “

Светлана ЧАПТЫКОВА:

“Хакасский народ имеет триста героических сказаний. Из них издано десять. Как-то я поехала во время отпуска в деревню, в результате этой поездки меня попросили редактировать эпос. Два года я занималась этим. Многие слова мне были неизвестны, потому что мы теряем свой язык. Разговариваем совершенно на другом языке. А язык хайджи – сказаний, это богатейший язык”. Светлана Семеновна продемонстрировала нам звучание хайджи, исполнив фрагмент сказания.

Андрей БОРИСОВ, подошедший на пресс-конференцию в заключительный момент, поделился своим впечатлением по поводу приезда гостей:

“Хочется сказать слова благодарности нашим гостям. Сейчас непросто выезжать в командировки, на гастроли, а вы отозвались и по зову сердца приехали. Ваш приезд нас очень окрылил. Моим зрителям я уже надоел (смеется). А вы дали такое вдохновение в дни юбилея театра. Я вижу, как уважают Саха театр в Хакасии, Тыве, Калмыкии, на Алтае, в Москве. Через девять веков я хочу увидеть, представить, что будет с нашим театром…”

Вечером гостей ждал праздничный вечер в Саха театре, где им предстояло увидеть фрагменты лучших спектаклей. Назавтра – встречи с властью, мастер-классы, общение с коллегами. Надеемся, что взаимное общение, обмен опытом пойдут на пользу нам – зрителям.  

Елена ЯКОВЛЕВА.