Главная » Новости

Не эпические размышления после декады Олонхо

30 ноября 2010 Просмотров 1 258

Еще каких-то шесть-семь лет назад трудно было представить, что Олонхо станет частью нашей культурной жизни, воплощаясь на сцене и в кино, в детских праздниках и в республиканских ысыахах. Культурный ландшафт республики изменился, и мы даже можем назвать точную дату, с которой начался этот процесс – 25 ноября 2005 года. В тот день в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже произошло известное всем событие, после которого начал расти интерес к якутскому эпосу. И здесь впору привести слова Андрея Борисова о том, что не спрос рождает предложение, а предложение – спрос. Сегодня мы наглядно видим, как вырос этот спрос-интерес-потребность к культурному продукту, основанному на Олонхо.

 

В течение всей декады Олонхо, которая проходила с 20 по 30 ноября, можно было убедиться в том, что эпическое наследие гармонично в разных жанрах современного искусства. Будь то музыкальные композиции для детей и подростков, когда в ритме рэпа звучат голоса Юрюнг Уолана и Туйарымы Куо. Подобным номером удивили юных зрителей артисты ТЮЗа в стенах НХМ. Будь то сюжеты Олонхо в интерпретации модерн-балета, как это было в спектакле Национального театра танца “Девушка с коромыслом” в постановке Сергея Потапова. Он же явился автором первого художественного фильма по мотивам Олонхо “Тыал баарыын тухары”(“Покуда дует ветер”), который в местном прокате не уступил средним голливудским картинам. Конечно, научившись со вкусом смешивать ингредиенты и компоненты древнего эпоса с современными жанрами и технологиями, нельзя забывать исконное исполнение. Как не стоит и противопоставлять эти явления, которые прекрасно взаимодополняют друг друга. Аутентичность можно было услышать и увидеть в исполнении народных театров Верхневилюйского, Вилюйского и Намского народных театров.

Жаль, что когда мы говорим о культурном ландшафте республики и особенно ее столицы, мы по привычке имеем в виду культурные события, скромно умалчивая о городской среде, которая существовала до сих пор без участия людей культуры. Один современный русский поэт сказал, что русский язык стал для многих россиян единственной родиной. Имея в виду, что для многих талантливых людей нива словесности стала чуть ли не единственной сферой приложения своих способностей. Возможно, он имел в виду некую литературную эмиграцию, как способа уйти от реальности. А может, и вовсе хотел сказать, что смена времен и формаций на нашей родине по большей части отражается в лексике, нежели в реальной экономике. Мы все мечтаем, когда же мы будем жить в век инноваций, нано-технологий и прочих терминов, полезный смысл которых нам открывает западный мир. И усердно усваиваем лексику из телевизора и интернета, печалясь по поводу разбитых дорог и протекающей канализации…

Олонхо – это тоже языковой мир. Очарованные силой языка, который открывает перед нами некую землю обетованную, мы тоже готовы найти там свою родину. Конечно, метафорически – обсуждая и исследуя олонхо, создавая театры, фильмы, романы...Будет грустно, если это станет единственным прибежищем и утешением в нашей неустроенной жизни. Если приезжающие к нам гости будут восхищены празднованием Ысыаха и спектаклем-олонхо, и шокированы столицей Земли Олонхо.

Не хотелось бы говорить, что проект инновационно-творческого комплекса “Земля Олонхо”, — это гарантия успешного будущего Якутска. Сегодня мы даже не можем сказать, на сколько процентов идея воплотится в жизнь, но необходимость этого проекта очевидна. Хотя его идея вызывает у части народа скептицизм, если не сказать, неприятие. Но если допустить, что проект получил бы глобально-универсальное название вроде “Nord Land”, то скорее всего, поубавилось бы скептиков, противников идеи. Тут наглядно просматривается страх, что за счет бюджетных средств будет создана некая этнографическая резервация. Само слово Олонхо ассоциируется у скептиков с архаикой, первобытностью, попыткой воспроизвести мифологическое сознание. Но даже если б вдруг и взбрела в чью-то голову такая идея, то она не имела бы успеха. Мы уже давно переступили ту черту, за которой осталось пантеистическое восприятие Вселенной, оно лишь стало признаком национальной психологии и ментальности. Возможно, этим и объясняется такой подъем интереса к Олонхо. Ментальность народа откликается на некие пароли, которые несет в себе древний эпос. Этот отклик может породить созидательную энергию у представителей самых разных сфер деятельности, в первую очередь, у творческой и научной интеллигенции. Как говорил Томас Манн, “миф – вневременная схема, благочестивая формула, и жизнь наполняет ее, бессознательно воспроизводя свои черты…”

И еще. Город, в котором мы живем, это не только административно-территориальная единица, муниципальное образование, но и культурное пространство. Если долго никуда не выезжаешь, то забываешь об этом, тем более, что в наших условиях вопросы выживания, то бишь ЖКХ, задвигают в сторону праздные разговоры о культурном пространстве. Хотя, своя культура должна быть и в жилищно-коммунальной сфере. Есть ведь она в развитых странах, где все пространство с коммуникациями, асфальтовыми покрытиями, водостоками, урнами, театрами, подъездами можно назвать культурным. У нас культура только в музеях и театрах. За их пределами мы живем в режиме выживания. От зимы до зимы. В такой режим очень трудно вписаться созидательной, творческой энергии, направленной на решение долгосрочных задач по улучшению городской среды. Возможно, проект “Земля Олонхо” и станет той территорией, где будет создано культурное пространство, которое отвечало бы нашим представлениям о северной цивилизации.

Концепция проекта в скором времени должна выйти на рассмотрение в правительство республики. Ее появлению предшествовали обсуждения разных специалистов на научных конференциях и форумах, которые были выложены на страницах нашего сайта. Появление информационного ресурса дало возможность людям, участвующим в проекте и поддерживающим его, выразить свои мысли и идеи. Этой теме была посвящена медиапрезентация сайта, которая состоялась 25 ноября в День Олонхо в Саха театре. Многочисленная аудитория с интересом совершила экскурсию по страницам ресурса, которую провела руководитель сайта, заместитель директора Театра Олонхо, исполнительный директор ЯРОО Ассоциация Олонхо Лена Федорова. Возможно, после этого кто-то из скептиков наберет адрес сайта и поймет, что реализация проекта “Земля Олонхо” способна улучшить и качество его жизни.

Елена Яковлева.