Главная » Новости

«Скептикам надо дать надежду»

9 ноября 2010 Просмотров 1 162

Архитекторы говорят, что до сих пор не создана совершенная модель города, теории города, в котором счастливо жилось бы всем, не существует. Этой теме была посвящена Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае. Наша республика показала в российском павильоне свою экспозицию, главной темой которой была идея проекта “Земля Олонхо”. Презентация прошла успешно, а в День России наш проект был единственным региональным проектом, который наряду с мегапроектами российского масштаба (Сколково, Роснано, Росатом, Олимпиада в Сочи, Международная универсиада в Казани) был представлен Дмитрию Медведеву и заместителю председателя КНР Си Цзипиню. Теперь можно сказать, что и мы находимся в поиске идеальной модели города на вечной мерзлоте. Обо всем этом мы поговорили с министром культуры и духовного развития Андреем БОРИСОВЫМ, который является руководителем проекта.

— Андрей Саввич, после презентации проекта в Шанхае, с каким ощущением вы вернулись домой: с уверенностью или сомнением?

— У меня появилась уверенность в правильности нашей идеи. Но начну с того, что указом президента я назначен руководителем инновационного проекта “Земля Олонхо”, поэтому начал планомерно выполнять этот указ. На первом этапе мы провели конференцию с участием представителей разных сфер. Затем презентовали проект в Шанхае. Любое дело вначале должно обрести понимание общественности. Нам в этом смысле повезло, поскольку оргкомитет по участию республики в выставке под руководством Айсена Николаева поддержал идею экспозиции.

Я видел, как восприняли посетители нашу экспозицию. Рядом — московский павильон, где демонстрируются фотографии, слайды. Посетители заходят и почти сразу же выходят оттуда. А в нашем небольшом зале фотографируются, подолгу разглядывают экспонаты. Как сказал Сергей Неустроев из министерства внешних связей, у нашей экспозиции была мощная опора – это великий эпос.

Сюжеты олонхо в голографическом изображении демонстрировались на дереве Аал Лук Мас. Такая подача вызывала большой интерес: на стыке древнего эпоса и новых технологий появляется совершенно новый продукт.

Укрепилась ли эта уверенность поддержкой гостей, зарубежных участников?

— Мы провели “круглый стол” на тему “Олонхолэнд – урбанизационный проект в условиях вечной мерзлоты”, который сразу дал результаты. Было подписано соглашение с компанией “СRYSTAL CG”. Это крупнейшая китайская компания по 3D-визуализации, в которой работают 2 тысячи человек. Они обеспечивали визуализацию открытия и закрытия Пекинской Олимпиады, шанхайского ЭКСПО-2010. Директор  Пекинской оперы “Кун-цю” госпожа Янг Фэнг, увидев, что в сердцевине проекта “Земля Олонхо” находится эпос, признананный ЮНЕСКО, подписала с нами соглашение о сотрудничестве. Янг Фэнг отметила потрясающую собирательность Театра Олонхо. В нем есть элементы Театра Но, Кабуки и Пекинской оперы. Кроме этого, мы подписали соглашение с Управлением культуры эвенкийского округа Внутренней Монголии о культурном сотрудничестве.

Но самое интересное – это будущее сотрудничество с ЗАО РА “Эксперт”, который издает одноименный журнал. С руководителем ЗАО «РА Эксперт» Евгением Гришанковыместь договоренность об экспертном сопровождении и популяризации  проекта “Земли Олонхо”.

На «круглом столе» наши университетские коллеги осознали, что эта идея потрясающая и востребованная, как в мировом, так и в российском пространстве. Мы постоянно пытаемся поднять наш город. Там латаем асфальт, здесь строим особенный дом, но поднимаешь одну сторону лодки, начинает тонуть другая сторона. И так будет вечно, если будем заниматься локальными проблемами. Не лучше ли в открытом пространстве создать город-кластер с современной инфраструктурой.

— Но горожане обязательно скажут, что это делается в ущерб 17-му кварталу, Сайсарам, Залогу. Да мало ли других проблемных территорий…

— Я это знаю. Говорят, мол, зачем строить  пирамиды, когда мы живем в лачугах. Если взглянуть на мировой опыт, то в строительстве городов практикуется создание городов-кластеров. Такие кластеры становятся моделью современного города, от которого идет развитие всего пространства. На такой  экспериментальной площадке можно разрабатывать, апробировать и внедрять новые технологии в строительстве, энергосбережении. Тогда легче будет поднимать и 17-й квартал, и Сайсары.

И потом, мы же не говорим, что «Земля Олонхо» будет строиться из бюджета республики. Тут надо правильно позиционировать проект. Если придать ему статус Особой экономической зоны инновационно-творческого типа, то инвестиции пойдут. Нами уже заинтересовалась строительная компания из Венгрии, работающая во многих городах России. В руководстве этой крупной компании есть культурологи, которым очень важно сотрудничество с тюркскими республиками. В Олонхо до сих пор сохранились древнехуннские воззрения, поэтому наш проект вызывает у потомков хунну интерес.

Кроме того, “Единая Россия” реализовывает программу, согласной которой в малых городах страны будет построено 250 кинотеатров. Программу курирует заместитель председателя правительства Александр Жуков. В Якутске побывали кураторы проекта, которые, познакомившись с нашей идеей, приняли решение включить в программу и Якутск. Так что 200 млн. рублей уже предусмотрены на строительство на 4-5-ти зального кинотеатра.

Строительство главного объекта комплекса “Международного центра Олонхо”, куда войдет театр, нашло поддержку в правительстве России?

— Министерство культуры РФ отправило нам запрос по Программе “Культура России на 2012—2016 г.г.” По этой программе составляется реестр объектов, которые будут строиться по всей России. Мы в свою очередь отправили им свое предложение о необходимости строительства Международного центра Олонхо с театром.

— Сейчас идет работа над окончательной концепцией комплекса, которая меняется, развивается. Первоначально предполагалось создать парковую зону культурологического характера. Сейчас взят курс на  ОЭЗ иновационно-творческого характера. Это вызвано какими-то внешними обстоятельствами, требованием времени?

— Проекты такого характера должны быть живыми. В начале была идея – сохранить Олонхо через музей, архив, театр, через сакральное поле с обрядовыми сооружениями. Потом пришла мысль, что надо выходить в мировое информационное пространство, и появилась идея мультиплекса, интерактивных зон и аттракционов. Это даст возможность эпосу воплощаться в новых технологиях. Далее… Если мы будем строить здание Международного Центра Олонхо посредством устаревших технологий, то нам это впоследствии может дороже обойтись. Надо осваивать новые строительные материалы и технологии. Закономерно, что одна идея влечет за собой другую и это открывает новые горизонты освоения современности.

Первый презентационный этап прошел…

— На втором этапе необходимо принять на уровне правительства концепцию. На следующем этапе начнется строительство мультиплекса, и к 2012 году уже начнется освоение пространства. Поэтому я предлагаю к играм “Детям Азии” и Форуму “Россия – спортивная держава” создать на территории антенного поля интерактивную зону. Во время проведения форумов международного масштаба не обойтись без культурной программы и выставочной составляющей. Поэтому рядом с олимпийской деревней должны появиться гостиница, кинотеатр, поле из быстровозводимых тентовых сооружений. На третьем этапе будет объявлен международный конкурс на архитектурный проект Международного Центра Олонхо. Поль Эндрю — брендовый французский архитектор, принимал участие в нашем “круглом столе” и признался, что ему еще не приходилось творить на стыке древности и современности. Он — автор современнейших зданий по всему миру. Но ему интересно понять глубинную философию нашего проекта. Например, мы объявляем международный конкурс, и выигрывает архитектор мирового класса…

— Представляю, какие гонорары запросит такой архитектор.

— Гонорары огромные. Но эти гонорары становятся мизерными относительно того, что этот объект может стать своеобразной Меккой. В Сиднее построили Театр Оперы, в Пекине – “Гнездо глухаря”. Вокруг этих брендовых сооружений огромное количество туристов, которые ради этого и приезжают. В Якутске, при всем уважении к нашим архитекторам, нет здания, которое можно было бы назвать жемчужиной. На следующем этапе нам надо добиться статуса ОЭЗ инновационно-творческого характера, и это самое важное.

В 2015 году завершается “Программа 10-летия Олонхо”. Программа работает, хотя, год от года все меньше выделяется средств. Но в плане сохранения, изучения эпоса действует масса подпрограмм, которые, я образно называю “воздухом”. Олонхо — это нематериальное наследие, которое надо материализовать. Для этого не памятник надо ставить, а вытолкнуть бренд Олонхо в мировое пространство.

Я всегда говорю, что надо ставить нереальные задачи. Для того, чтобы реализовывать реальные аспекты этой нереальной задачи.

— У нас очень малозаселенная территория. Будет ли рентабелен проект? Тем более, зимой на окраину города вряд ли, кто отправится. Да и туристов у нас мало.

— Это не окраина города. На этой территории находится университет всего Дальнего Востока. Я живу на ДСК и вижу, что город уже двинулся в сторону озера Сайсары, Покровского тракта. Говорят, что большой массы туристов у нас не будет. Правильно. Но, я на это отвечаю тем, что в Афинах жило чуть больше ста тысяч человек, когда они создавали великую мировую культуру. Какие они храмы построили… Какое искусство, музыку, философию создали. Если говорить, что в Якутске всего 250 тысяч человек, в республике меньше миллиона, а якутов 450 тысяч, и это должно лишать нас амбиций и стремлений, то это будет ошибкой. Давно уже не количеством населения определяется уровень развития, а географией, богатством интеллекта, творческой составляющей. Я посмотрел в Шанхае павильоны многих стран и понял, что государства делают ставку на инновации, интеллект, творчество.

И потом… не только на туристов надо ориентироваться. Якутия — это место, где мы родились, живем, большинство будет похоронено. Но молодежь сейчас хочет уехать за границу. Потому что нет возможности для реализации интеллектуальных, творческих способностей. Создавать благоприятные условия жизни на огромных пространствах вечной мерзлоты – это вопрос государственной безопасности страны. Если мы создадим такой комплекс, то там будут создаваться рабочие места. В городе мастеров найдут себе работу кузнецы, мастера по изготовлению чоронов, хомусов... Любой творческий человек может создавать и продвигать свой продукт.

— Это будет похоже на креативные кварталы, которые сегодня есть в некоторых крупных городах мира. Там создаются условия для развития культурных индустрий, и может появиться мировой бренд…

— Когда наши ребята делали для экспозиции ролик, они работали на допотопных  компьютерах, старых программах. Мы повезли этот ролик дорабатывать в китайскую компанию “CRYSTAL CG”, и нам сказали: какие у вас ребята талантливые. Дай этим людям возможность работать в новейших технологиях, они выйдут на очень высокий уровень.

Сейчас нам надо собрать энергию Олонхо. Сжать ее для того, чтобы постепенно разомкнуть эту пружину и тогда эта энергия начнет давать плоды.

Мне приходится слышать, что “Борисов все о мировом пространстве говорит…” Но я же локально работаю. Создаю Театр Олонхо, занимаюсь каждодневными вопросами жилья, зарплаты, материально-технической базы. Мы строим Дома Олонхо по всей республике через разные программы. Это текущая работа, которая не нуждается в пиаре. Но когда мы беремся за большое дело, надо сделать его достоянием умов. “Земля Олонхо” – это Ноев ковчег нашей культуры, духовности и спасения нашего будущего.

— Андрей Саввич, что бы вы сказали тем, кто скептически настроен к реализации проекта?

— Скептик – это сомневающийся человек. Он сомневается в том, что найдутся ли деньги, смогут ли авторы проекта преодолеть препятствия…Сомнение – самое заразительное свойство человеческой психологии. Бывает массовое сомнение, которое передается, как зараза, и тогда любая мечта может затонуть. Но человек становится скептиком, не потому что не хочет жить в идеальном городе, стране. Его личный опыт, неудачи делают его скептиком. Поэтому против скептицизма надо выдвинуть любовь, веру и надежду. Самое главное – дать надежду и скептикам, и тем, кто занимается проектом. Люди, которые продвигают новое, подвержены неудачам. Но я – оптимист, потому что правильная идея всегда реализуется. Она не зависит от чьего-то скептицизма, она востребована прогрессом и развитием.

Беседовала Елена Яковлева.