Главная » Олонхо и духовность

Олонхо и духовность


Почему вносится эта тема на сайт проекта «Земля Олонхо»?

Т.А. Степанов. Верхний мир из серии "Якутский героический эпос олонхо"

Т.А. Степанов. Верхний мир из серии "Якутский героический эпос олонхо"

Как известно, в олонхо часто описываются ысыахи в честь встречи, проводин, победы героя, или просьба сородичей героя воздержаться от бедственных злых умыслов, вместо них предлагается устроить благородное дело – кумысный праздник ысыах.

Например,  в олонхо Р.П. Алексеева “Алаатыыр Ала Туйгун” почтенные старики и старухи, обращаясь с просьбой к вождю племени срединного мира Чугдаарыкы Тойону, держась за руки, окружая вождя, начинают молитвенный танец осуохай, заклинают его отказаться от помыслов сразиться с Кюэнтэ Богатырем. Лучше, они ему говорят, собрав богатырей солнечного улуса Кюн Ёркён, устроить благое дело – ысыах с веселыми состязаниями, благопожеланиями и т.д.  Тогда, они считают, потомство будет иметь будущее, жизнь будет благодатной:

“…Буойун бухатыырдарыттан

Мустаран а5алангын,

Кёрдёёх кюрэхтэhиигэ кёрюhюннэр,

Тюлбэ тюhюлгэтэ тарт,

Ан чэчирдэ ас,

Ытык ыhыахта ыс.

Оччо5о кэнчээри о5о5о

Кэскиллээх буолоу5а,

Ороhу о5о5о

Тускуллаах буолуо5а,

Олорор олоххо

Уйгулаах буолуо…”

Из обширного материала олонхо видно, что главным действующим лицом на ысыахе была алгысчыт, стареющая женщина, исполнительница молитвенного тойука.

Алгыс – хваление, заклинание, моление, в олонхо посвящается Творцу всего и вся — Юрюнг Аар (Айыы) тойону.

Персонажи олонхо обращаются с благодарственным молением к божествам и духам. В   начале заклинания подчеркивалось, что все живое на земле сотворено по воле главы божеств Юрюнг Аар (Айыы) тойона.  Отмечалось его могущество и высказывалась мысль, что ысыах организовали как дар его милости.  В олонхо часто говорится об ысыахе, проводившемся в течение девяти дней. Устойчивые формулы, употреблявшиеся в олонхо, использовались как в гимнах ысыаха, так и в охотничьих, свадебных заклинаниях.

Цель ысыаха в олонхо – достижение божественного Центра, что означает приобщение к священному, прохождение инициации.

Сегодня, как и в те древние мифические, эпические времена, во время обрядов ысыаха, якуты проходят инициацию, представляя космические реальности и осознавая реальности своего собственного сегодняшнего бытия.

Это явление оправдывает мнение о первичности обряда по отношению к мифу, но одновременно не отрицает и обратную зависимость, взаимодействие мифа и обряда.

Хотя мифология играет и важную роль в истории религии, поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. Еще Робертсону Смиту принадлежит глубокая мысль о том, что в древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным.

На примере истории якутов как раз видно, что основа их древней веры в единого творца — Урюнг Айыы (Аар) тойона – это обряды, ритуалы кумысных праздников ысыах,  которые они проводят с мифических времен до наших дней.

Территория комплекса «Земля Олонхо» -  окрестность озера Сайсары долины Туймаада, традиционно с незапамятных времен является местом проведения обрядового праздника ысыах.  В старину это место называлось  Күн Күөрээйи хонуута – долина восходящего солнца. Название ясно указывает на сакральность, духовность и функциональное предназначение этого места.

Поэтому в комплексе будет отведено специальное место для проведений традиционного обряда  встречи первых лучей солнца.  Обрядов ысыаха олонхо.

Поэтому этот раздел сайта проекта «Земля Олонхо» и посвящен теме сакральности, духовности.

Духовность олонхо заключается в его объединяющем начале, выражаемом в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированном в религиозном учении веры в Аар (Айыы) и практике, а также в художественных образах эпоса.

В то же время, духовность олонхо — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение.

Духовная культура  олонхо — это система знаний и мировоззренческих идей якутов.

Вся история человеческого общества есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных людей. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Олонхо — это гимн, всенародно пропетый в олонхо Творцу всего и вся.

Для лучшего понимания духовной культуры олонхо, в этом разделе будут размещаться сравнительные материалы учения олонхо с  духовными учениями человечества.

Нельзя не указать на то обстоятельство, что и с богами в древних религиях, и с единым Богом Ветхого Завета люди находятся приблизительно в одних и тех же отношениях: во-первых, им поклоняются, а во-вторых, просят о помощи и защите, но в то же время боятся. Наконец, им жалуются на трудности жизни, находя в них источник утешения, молятся и обещают следовать в жизни тем или иным принципам или правилам. Таким образом, в отношениях между человеком и Божественной силой главную роль всегда играют молитва и благочестие.

Несомненное сходство между верованиями и верами самых разных народов и библейским представлением о Боге, которое затем перешло в Коран, дает основание говорить о религии как об общечеловеческом феномене, который, в разных культурах остается неизменным.

Истинное представление о Боге присутствует не только в библейском откровении, но и в других духовных откровениях, в частности, в Олонхо.

Л. Федорова