Главная » Статьи. Часть 2

Статьи. Часть 2

В.М. Никифоров,

ИГИиПМНС СО РАН

(Якутск, Россия)

Тенгрианская миссия Чингисхана

Прежде всего, что такое тенгри – якутский вариант ‘тангара’ ( в данном случае «небо, как божество»); к заявленной теме более приближен японский вариант ‘тэнно’ – букв. «небесный государь»; общая константа – приземленная: титул государя, власть которого распространяется на все, что есть под небесами. Из всех владык более всего сумел приблизиться к этой прерогативе – Чингисхан; при последовавшем обожествлении стал  считаться сыном Тенгри, или его посланником (не принципиально), или медиатором (посредником между людьми и Богом, в частности, «общение» с Тенгри на горе Бурхан); его земная функция, на наш взгляд, заключалась в конечном счете, как это ни парадоксально звучит -  в облагораживании человеческого материала; в миссии по упорядочению мира.

Считается, что уйгуры (их интерес материальный – контроль над Великим шелковым путем; а духовный был ли вообще, и ожидается ли он от купцов) дали ему эту миссию (гностическую — манихейскую) — создание государства наднационального и надконфессионального – опять же для своей стабильной (спокойной) торговли, значение её недооценивать невозможно – это обмен, не в последнюю очередь, культурный.

Начинал Темучин, во-первых, с уничтожения зачинщиков межплеменных свар, даже если это анда; во вторых, крамольников, преступающих каноны Ясы; и, наконец, в-третьих, бунтовщиков против воли Неба. Отметим две особенности этно-социального менталитета монголов. Первая — постоянная аппеляция к небесам, не только Чингисхана, но и его боевых сподвижников (не важно в каком поколении): «Силою Неба…». Так и сказали первые представители (цель их – вытребовать половцев, или создать повод к конфронтации) монголов на Руси (в числе погубленных посланников был сын Субедэя — Чамбек): «Богом (в данном случае синоним слова «Небо») пущени на холопы свои и на конюси» («Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов» — М. -Л., Изд-во АН СССР, 1950. – С.63). Слова второй делегации, посланной, казалось бы на верную и мучительную смерть: ««Если вы послушались половцев, убили наших послов и идете против нас – то вы идите. А мы вас не трогали и рассудит нас Бог».

Тенгрианская миссия, если это на войне, начинается с первичного – максимального бережения своих солдат, отсюда исходило правило: «Если со стен города прилетит хоть одна стрела, население уничтожается». [Арабский историк так описывал особенности взаимоотношений монгольских воинов: «Они имели мужество львиное, терпенье собачье, предусмотрительность журавля, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волчью, боевой жар петуха, попечительность курицы о своих близких, чуткость кошки и буйность вепря при нападении». Продолжает тот же автор: «Однако русские все равно считали их «гогами и магогами», которых сам Бог отдал им на избиение» (И.Голыженков. Битва на Калке. – М.,1994.- С. 39)].  Правило было отменено после взятия Кайфына, не без участия, в первую очередь, профи- миротворца и гуманиста Елюй Чу-цая.

Этот канон не распространялся на изменников. «Если подданные (даже не монголы) предали своего природного хана». После того, как Субэдэй «рассеял» кипчаков, «был поражен стрелой сын Юрия (половецкого хана Юрия Кончаковича – В.Н. ), который сбежал в леса. Его рабы явились [к монголам] с донесением и его [сына Юрия] схватили, остальные целиком покорились [монголам], после чего [монголы] заняли их [кыпчаков] пределы. …Рабы кыпчаков ходатайствовали о начальнике над ними, а Субэтэй отпустил их в качестве вольного народа. Когда [он] вернулся, об этом стало известно, и император сказал так: «Рабы, которые не соблюдают верности господину, разве готовы будут стать верными другим? И потому казнил их» (Юань ши). Субудай учел и эту сторону тенгрианских канонов, и, когда на Калке, русские дружинники, ради спасения своей жизни (шкуры), прошагали по лагерным щитам (не прав был Пушкин, когда писал: «Задавлен…задами тяжкими татар»), под которыми положили князей, сказал: «…Убившие своих беков, жить недостойны» (Бахши Иман. Джагфар Тарихы. Свод булгарских летописей (1680) — Оренбург, 1993. – Т.1), а до этого было констатировано и предложено: «Ваши беки предали вас – убейте их». Проверку на взаимное доверие и сбережение жертвы не прошли.

Этапы условны – через оба них проходит красной нитью принцип – города уничтожались безоговорочно, если под ним убит:

— 1.Чингизид, или родственник Золотого рода (Нишапур) (Миннебай Ямат убил Кюлькана под Биляром), Джучи отомщен булгарам через 14 лет. Багатур, (сын Шейбани? – при Шайо. Бахадур

кит. Ба-ха-ту, убит 1242 г. или умер после 1252 г., Джучид, сын Шибана. По одним сведениям убит в битве у Шайо. По другим — возглавил удел отца после его смерти.

— 2. Если убиты послы . – Отрар – Кадыр Инальчик, а затем не выдал его Мухаммед 11 Гази (ибн Текеш).

Аблас Хин – резня в лагере киевлян в 1223 году – месть за то, что «К началу ХШ века Булгария была доведена русскими до совершенного изнеможения» (Бушков А.А. Неизвестная Азия. – М., 2007. – С.10).

Источники: статья Абель Ремюза – Abel-Remusat, Souboudai, general mongol\\ Nouveax mélanges asiatiques. – Paris, 1829. – Vol.2. — S.89-97.

Временные и этнические особенности распространения тенгрианства. Миф. словарь

Тангароа – у полинезийцев, микронезийцев, у маори (космологические мифы), у гавайцев (этиологические).

Автор одной из самых свежих работ о монголах А.А. Доманин дважды   в самом начале своей книги «Монгольская империя Чингизидов» (М., 2005) пишет, что «во времена Чингисхана тюрки и монголы вполне понимали друг друга (как сейчас, например, русские и украинцы)»; во второй раз: «великолепно понимали друг друга и это не могло не способствовать тому, что тюркский род становился монгольским, и наоборот».

Г.Лэмб: «Предводители тюркских племен знали, что долго не проживут, сражаясь под штандартом Тимура. Но он рисковал наравне с ними и имел столько же ран на теле, сколько они. Дни, проведенные вместе с ним, были наполнены энтузиазмом, и военачальники шли в бой с песнями…». Как говорят обычно ветераны войн в таком случае: это были лучшие годы моей жизни.

“В 1236—1237 гг. Угэдэй послал в Восточную Европу 150-тысячную армию вторжения. Номинально во главе её стоял хан Батый, сын Джучи, но реально командовал Субэдэй, который победив волжских булгар, переправился в декабре 1237 г. через замерзшую Волгу и двинулся на запад. По результатам своего же разведывательного рейда (1223 г.) и по накопившимся за 13 лет данным разведки, Субэдэй спланировал кампанию с тем же тщанием, какое отличало все кампании его наставника, Чингисхана. …В течение двух следующих лет Субэдэй упрочил контроль над Восточной и Южной Русью, одновременно собирая подробную информацию о Европе. По большей части, слухи о монгольских завоеваниях доходили до королевств Центральной и Восточной Европы чрезвычайно смутные, как правило с половецкими (к этому моменту вернемся ниже – В.Н.) беженцами. С другой стороны, Субэдэй подробнейшим образом был осведомлен о политических, экономических и социальных условиях в Европе”[8].

8. Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн. – СПб. -М., 1997. – Т.1. – С.715. Оба Дюпюи констатируют: “В Западной Европе царила паника”. У В.И.Матузовой опубликовано письмо ландграфа Тюрингенского герцогу Брабантскому: “Бесчисленные племена, ненавидимые всеми прочими людьми, по необузданной злобе землю с ревом попирая, от востока до самых границ нашего владения подвергли всю землю полному разорению. …Людей они не поедают, но прямо пожирают. …При виде этого племени все народы христианские обращаются в бегство. Даже команы, люди воинственные, не смогли в земле своей выстоять против них, но двадцать тысяч команов бежали к христианам и вступили в союз с ними; и готовы они сражаться против каждого народа, кроме вышеупомянутого. Что удивительного? У них страшное тело, яростные лица, гневные глаза”[9].

9. Матузова В.И. Английские средневековые источники, 1Х-ХШ вв.: Тексты; Перевод; Комментарий. – М., 1979. – С. 154-155.

Владимир, митрополит Бишкекский и среднеазиатский. Земля потомков патриарха Тюрка. – М., 2002. – С.92. Этнархи – «военные и духовные вожди своего народа».

С. 43. «Чингисхану удалось объединить, собрать в один кулак весь монгольский мир, а затем присоединить к нему тюркскую степную мощь – отсюда небывалый размах его завоеваний».

С.96. «Монголы вообще никогда не совершали насилия в краях, подчинявшихся им без сопротивления».

С. 99. «Татары дольше других степняков сопротивлялись Чингисхану и примкнули к нему в числе последних, поэтому из них формировали «штрафные батальоны», которые шли впереди войск и направлялись в самые опасные места». Параллели с як. легендами и морданами.

С. 100. «Приближенным Бату сумел стать папский агент, рыцарь-крестоносец Альфред фон Штумпенхаузен – фигура, зловещая для Руси (Б. Башилов).

С. 105. Уйгур Коркуз (Георгий).

«Папский Рим затеял глобальную политическую интригу, надеясь использовать мощь степных варваров в своих целях – руками монголов уничтожить православную Русь».

С. 107. «Мономах приводил половцев на Русь 19 раз, а князья из дома Олега Черниговского (Ольговичи) – 15 раз».

С. 108. «Киев не оправился от войск Рюрика Смоленского и князей Ольговичей в 1203 г.».

С. 111. «Возможно, посланные Джебэ и Субэтаем послы-несториане позволили себе какой-то выпад против православной веры и потому были убиты».

С. 110. «Засадой волжских булгар-мусульман отряд был разбит, добрались до Каракорума только его остатки».

С. 113. «В битве при Оломоуне обессилевшая монгольская армия была разбита чехами и откатилась назад».

Тангха

«Тангха Хаан Тойон, Айыы Тангхаhыт – бог рока и судьбы, предугадывающий и предопределяющий участь человека. При рождении человека он, якобы, уже записывает его судьбу в своих небесных письменах (книгах)». Якуты в древности пытались узнать свою судьбу в процессе «слушания Тангха» (‘Тангха иhиллиир’)*.

*Кулаковский А.Е. Научные труды, с.21; Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору, с.131; Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в Х1Х-нач.ХХ вв. — Новосибирск, 1975. — С.192; Гоголев А.И. Мифологический мир якутов. – Якутск, 1994. – С.15.

По Антонову, якутское тангха от тюркского таны знать, узнать (Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. — Якутск, 1971. — С.118).

Бага- (тур)тенгрикэн/Бах тангара

«Без сомнения идентичны и, видимо, первоначально это сочетание означало ‘бог+бог’ (иранское и тюркское). Такое сочетание возможно, ср. як. Кудай тангара, где кудай=тюрк. кудай ‘бог’ <  тадж. -перс. Худа ‘бог’ и тангара = общетюрк. Тэнгри, тигир, танры ‘бог’.

Алла тангара, Алла

«В материалах А.А.Попова упоминается некое божество Алла тангара, Алла: «Давно, очень давно якуты молились деревянным богам. Так было известно божество «Алла» («Алла Тангара»). Изображение его в виде человека вырезалось из дерева и привешивалось к концу длинного шеста, втыкавшегося на ровном месте. В левую подмышку идола втыкалась деревянная трость, упиравшаяся в землю, украшенная цветными лоскутками ткани и конскими волосами. Стариков привозили и ставили под изображением божества, затем убивали выстрелом из лука» (Попов А.А. Материалы по  религии якутов бывшего Вилюйского округа// Сб. трудов МАЭ. -  М. -Л., 1949. – Т.Х1. — С.280).

Ф.Ф.Васильев считает, что данный реликт сохранился благодаря сортолам (сартам). – «Военное дело якутов». — Якутск, 1995. – С. 164-165.

Л.С.Васильева, А.И.Кобзев. Предисловие// Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. – М.: Наука, 1988. – С.4.

«Социокультурный генотип, лежавший в основе механизма воспроизводства цивилизации, гарантировавший ее адаптирующую и преобразовательную мощь, ее блистательно проявлявшие себя в нужный момент регенеративные функции, стал формироваться еще в эпоху Чжоу, в начале 1 тысячелетия до н.э. Возникшая тогда концепция небесного предопределения, или мандата (тянь мин), выражая принцип этической детерминации в управлении людьми (право на владение Поднебесной Небо отбирало у порочного правителя и вручало его обладателю высшей благодати, или добродетели, — дэ), не только подорвала господствовавшую до того веру в безусловность религиозно-сакральной санкционированности существующей власти, но и придала этическому компоненту главенствующее значение в синкретическом комплексе этико-религиозных представлений о мире. Это имело для Китая далеко идущие последствия. В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизированные мудрые правители легендарной древности, чьи величие и мудрость были тесно связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди занял культ реальных клановых и семейных предков».

См. Владимирцова и Кюнера (хакасский вариант летописей)

Эллэйада: Гайир-хан – тюркский вариант арабского слова Кадир-хан («Могущественный хан»). – Хайаранг/Хайыранг

Егорова Л. И.,

ЯГУ им. М.К. Аммосова

(Якутск, Россия)

Гендерные нормы тенгрианства

(на материале устойчивой эпической формулы)

Актуальность обусловлена тем, что морально-этический аспект культа Неба-Тэнгри является слабоизученной темой. Морально-этические нормы можно разделить на следующие аспекты:

1.      человека к живой природе;

2.      общества к человеку;

3.      человека к обществу;

4.      человека к другому человеку;

5.      индивидов разного пола (гендерные нормы).

Наиболее изученной является первый аспект в связи с ритуалами добычи (охота, рыболовство, собирательство). Второй, третий, четвертый аспекты можно рассмотреть на материале общественных и личных ритуалов (ритуалы добычи, календарные обряды, поло-возрастные ритуалы), а также фольклорных текстов. Данные аспекты являются малоизученными. Пятый аспект является совершенно не изученной темой.

Обращение к эпическому жанру оправдано тем, что тексты олонхо о женшинах-удаганках, восприняты знатоком олонхо Н.В. Емельяновым как более ранние варианты, чем тексты о героических богатырях. Судя по сохранившимся текстам, а также по некоторым «кочующим» мотивам можно предположить о существовании классического типа олонхо. Очевидно, данный тип представлял собой сакральный текст тенгрианства, по ценности равнозначный ведам, Авесте, Торе, Библии и Корану. Олонхо как жанр устного народного творчества постоянно развивался сообразно исторической судьбе предков саха. Изменению содержания и формы, а также появлению новых типов и вариантов, кроме того, способствовала исходящая из десакрализации литературная обработка исполнителей.

Рассуждая на тему классического типа, необходимо подчеркнуть, что «кочующие» мотивы представляют собой довольно стройные отрывки, с некоторой сложностью, но все же поддающиеся интерпретации, и что немаловажно, содержащие в своем лексическом оформлении закодированный опыт познания об устройстве живой природы, Вселенной, о месте и роли человека в ней. Их можно определить как «устойчивые формулы».

Таким образом, из текстов олонхо можно вычленить морально-этические структуры традиционного общества, следовавшего естественным законам живой природы, которые определим как «тенгрианские». Обращение к нормам тенгрианства необходимо для учета и актуализации генетической памяти, коллективного бессознательного, которые в основе своей архетипичны и синкретичны, поскольку культ Неба существовал почти во всех этнических традициях под разными именами – Нут, Балу, Астар, Перун, Тангароа и др.  Исходя из этих позиций, нормы культа Неба

являются основополагающими для решения многих проблем современного мира.

В решении проблем современного мира невозможно обойти тему гендерной нормы в контексте традиционного общества, которая позволяет выявить и актуализировать традиционный опыт, выработанный многовековым общечеловеческим опытом, связанным с культом Неба. В  тенгрианском обществе мужчина терял честь и достоинство, поступая не справедливо по отношению к беззащитным женщинам и детям внутри одного сообщества. В настоящее время подобные явления становятся нормой жизни, исходя из криминальных сводок и репортажей из локальных войн.

О существовании в современном мире серьезной проблемы гендерного характера говорит и количество бракоразводных процессов, увеличение массы матерей-одиночек, кроме того, рост числа мужчин, страдающих импотенцией и «ленивыми сперматозоидами», увеличение количества би- и гомосексуалов, а также маниакальных людей различной специфики. Эти социальные и психо-физиологические проблемы современности, являются побочным продуктом так называемой «цивилизованности», при которой стираются все гендерные границы кроме воспроизводительной функции. При этом половая самоидентификация индивида становится слабовыраженной, что препятствует достижению моральной зрелости. Поэтому без возрождения традиционных взглядов на гендерные проблемы невозможно преодолеть дисгармонию в современном мире, обусловленную цивилизованностью –  моральным инфантилизмом в следствие унисексового воспитания и эмансипацией женщин.

Одним из значительных и содержательных материалов для гендерных исследований тенгрианства являются устойчивые формулы в текстах олонхо. Остановимся на одной из них:

Кёхсюттэн кёнтёстёёх,

Кёмюскэс санаалаах

Кюн улууhун киhитэ.

Ар5аhыттан тэhииннээх,

Аhыныгас санаалаах

Айыы айма5а.
С поводьями за спиной,

С желанием защищать (оберегать)

Человек племени солнца.

С уздечкой с загривка,

С сочувствующей (понимающей) душой

Родственница луны.

Маскулинность здесь определятся как ‘кюн улууhун киhитэ. человек племени солнца’, т.е. он является полноправным членом социума независимо от социального статуса его родителей. А фемининность определяется как ‘айыы айма5а. родственница луны’, т.е. она оценивается с точки зрения ее генетического происхождения. Безусловно, генетическое происхождение женщины в традиционном обществе значило очень многое, поскольку она воспитывала и давала потомство. Она создавала родовой генофонд.

Чтобы глубже расшифровать данную формулу необходимо выявить функцию поводьев. Поводья представляют собой широкую длинную веревку, сплетенную из конского волоса. Ее одевают как узду для объезда дикого коня, а также ею завязывают к месту кормежки другим концом. Это говорит о том, что индивид становится человеком, сохраняя инстинкты, но приручая и контролируя свою эмоциональную импульсивность. Таким образом, словосочетание ‘эр киhи. муж человек’ обозначает индивида контролирующего свои эмоциональные импульсы, но сохранившего природные мужские инстинкты. В противном случае его обозначают как ‘эр бэрдэ’, т.е. эмоционально необузданный индивид с преобладанием инстинктивных импульсов или ‘дьахтар курдук. женоподобный’.

На языковом материале понятие ‘мужчина’ передается связанным словом ‘эр киhи’, где семантической доминантой, характеризующей своего рода качественный статус индивида является единица ‘киhи. человек’, но понятие ‘женщина’ определяется без какого-либо лексического дополнения одним словом ’дьахтар’. Очевидно, здесь закодировано то, что маскулинность для индивида является выбором – чему обязывает бинарность мужского гена (ХУ), а фемининность присуща женщине с рождения – повторяющаяся хромосома (ХХ). Здесь необходимо подчеркнуть то, что, именно, сохранение инстинктивных импульсов определяет качество маскулинности. В противном случае возникают проблемы импотенции, «ленивых сперматозоидов», а также би- и гомосексуализма, различные отклонения в психике.

Одним из решений подобных проблем может стать разработка комплекса психологической коррекции, которая помогала бы детям мужского пола корректировать свое сознание в соответствии с достигнутым возрастом, а также до четырех лет оформить половую самоидентификацию на уровне осознания. Все это достигалось в традиционном обществе при помощи традиционного воспитания, поло-возрастных ритуалов (обряд наречения именем в соответствии с возрастом – ребенок, подросток, юноша, молодой человек, мужчина), обрядом инициации (вхождение в сообщество мужчин охотников, воинов, шаманов, кузнецов и др.)

Военное дело искони является мужским, поскольку тесно связано со сферой инстинкта самосохранения. Таким образом, маскулинность может характеризоваться преобладанием природных инстинктов над осознанием. Мужчина инстинктивно отклоняется или блокируется от летящей на него стрелы. А у женщины активно осознание, поэтому она теряет спасительное время на раздумье в какую сторону отклониться или как блокироваться от стрелы. О преобладании у женщины осознания в традиции якутов говорит поговорка “дьахтар оронуттан оhо5ор тиийиэр диэри тюёртуон санааны саныыр. женщина пока дойдет от кровати до печи обдумает сорок дум”.

Таким образом, функции, за которые отвечает мужчина, схожи с функциями поводьев. Это, во-первых, вхождение в окультуренное пространство взрослых членов социума, вовлеченность в бытие упорядоченного космоса только после обуздания своих эмоциональных импульсов, прохождения определенных инициаций (функция веревки-кёнтёс – обуздание дикого коня). Во-вторых, функция защитника, которая отражается в формуле как – ‘кёмюскэс санаалаах. с желанием защищать (оберегать)’. Значит, маскулинность, кроме сохранения инстинктивных импульсов, оценивается и по физическим возможностям, качествам индивида – его способности защищать. В данной формуле важно и то, что роль защитника не уточняется, т.е. она может определяться как защита не только от внешнего врага, но и от всего негативного, разрушающего в жизни. В традиционном обществе в основном это – голод, холод и болезни. По иному мужчина становится морально ответственным за здоровье и материальное благополучие семьи. Вспомним функцию веревки-кёнтёс – локализацию к месту кормежки. Отсюда исходит следующая его социальная роль – добытчика.

А женщина, словно уздечка «находится на шее» мужа, поскольку за узду управляют только сидя верхом на коне. Как было выше выяснено – фемининность характеризуется преобладанием осознания над инстинктами. На это указывает и позднее достижение женщиной сексуальной зрелости связанной со сферой инстинкта воспроизводства. Поэтому женщина должна направлять мужчину, т.е. окультуривать, определять направление жизни семьи, быть надежным тылом, советником. Поэтому, в определенной мере женщина ответственна за социальный статус семьи. Это значит, что карьера мужа в большей степени зависит от интеллектуального уровня, подготовленности его жены и ее готовности помогать в его профессиональном росте.

При этом необходимо помнить о том, что чем сильнее натягивается узда, чем она короче – тем хуже качество движения (жизни), взаимопонимание всадника и коня (жены и мужа).  Некоторая свобода, предоставляемая наездником, должны обуславливать чуткость, искренность взаимоотношений, доверие, поскольку только чуткий всадник получает доверие своего коня и лучше управляет им.

Кроме  того, прежде чем быть хорошей женой и хозяйкой, она должна быть ‘аhыныгас санаалаах. с сострадающей душой’. Здесь, также, нет уточнения по отношению кого эта сострадательность. Очевидно, она должна быть сострадательной во всем и всегда. К примеру, если она не накормит голодного гостя, или жестоко обращается со скотом, то она не подтверждает достоинство своих близких, снижая престиж мужа и членов семьи, поскольку другие члены сообщества расскажут о непристойном поведении ‘Сарыал ойо5о. жены Сарыала’ или ‘Арчын ийэтэ. матери Арчын’. Эта ответственность определяет моральную взаимозависимость членов семьи внутри одного сообщества, что является гарантией для позитивной мотивации всех действий. Поэтому без сострадания никакая хорошая хозяйка, любящая женщина не станет счастливой женой и матерью.

Таким образом, рассмотренная в данной работе формула содержит  понимание гендерных норм по признакам маскулинность/фемининность в тенгианстве. В заключение необходимо отметить, что попытки замены традиционных устоев, выработанных многовековым опытом развития человечества, цивилизованными понятиями и отношениями, не выдерживают испытания временем, самой жизнью. Именно, традиционное понимание сути индивидов разного пола, является упорядочивающим, гармонизирующим началом, способным преодолеть многие гендерные проблемы современного мира. И в этом свете, основополагающим моментом может стать выработка государственной гендерной идеологии с точки зрения гендерных норм тенгрианства.

Алимов Т.К. ,

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

(Астана, Казахстан)

Тенгрианство — как своеобразный  тип культуры:

тенденции и противоречия развития в современном понимании

Культура тюрков имеют свою историю становления и развития. Ученые опираясь на накопленный исторический материал по истории тюрков доказали уникальность их культуры. Как показали исследования культура тюркоязычных народов  развивалось весьма противоречива .Культура тюрков с древнейших времен находиться в центре внимания ученых и мыслителей   Востока и Запада . Чтобы не быть голословным  можно привести пример когда  древнегреческие ученые, историки, как Геродот, Плутарх и др. писали об образе жизни древних скифов.В частности, философ  Анахарсис Скифский  считается прородителям родственных  тюркских народов  который  одновременно  был ярким представителем  в числе  греческих мудрецов (Диоген Лаэртски)

Основатель немецкой классической философии И.Кант в свое время интересовался вопросами жизнедеятельности тюркских народнов в частности проблемами расы. Он

подробно описывает этнопсихологию калмыков, ногайцев, гуннов, скифов, каракалпаков, ойратов и монголов но больше всего его интересовали калмыки( 1 )

Датский  рунолог  Вильгельм  Томсон в 1893г. обнаружил что у тюрксих народнов была писменность а, в исторических текстах  Орхонских надписей имеется слова «Тенгри»

и  далее он-как ученый  с мировым именнем  интересовался  проблемой  тенгрианской культурой.( 2)

В казахстанской Тюркологической науке историю исследовали такие ученые как  Кайдар А. Оразов М, Сулейменов О, &#1178;оныратбаев А. Р. Бердибаев и др. С древнейших времен нынешние  алтайцы исповедовали  шаманизм.В повседневной жизни  по многим жизненно важным вопросам .Они как  правило обращаются  к духовном лицу шамана который содержал чувственно-эмоциональные элементы.( 3)

Европейские миссионеры,путешественники например, Плано Карпини, в своих  записях  нам сообщают  что когда  во дворце Мунке хана неожиаданно возник спор между различными  представителями религии: тогда было заомолвлено слово,что бог один

( Тенгри) и поэтому они исповедуют и принимают  только  своего бога (4)

Как свидетелствует исторические факты, что во время раскопок городище Куйрык Тобе не далеко от Чимкента была найденна керамическая плита  с тюркской руникой, а также в 50-ти км. от города Тараза. В этих древних надписях описывается  довольно противоречивые  взаимоотношения  той эпохи между тюрками и китайцами. В этих текстах наличествуют надписи свидетельствуюшие, как древние тюрки обитавшие на территории  Казахстана  того времени как праздновали новый год, какие  культовые обряды традиции и образ жизни существовали. И так у тюрков и тенгриянство  была  составной частью  их  духовной  культуры. Это архетипы  т.е.психические структуры «коллективного бессознательного» того времени.(5)

В V111в. в восточном Туркестане было образовано Уйгурское  государство, где существовала  и  развивалось  культура, письменная традиция  на тюркском  и согдийском языках.(6)

Тенгриянство-определенный вид  религиозного верования  и вместе с тем оно есть продукт духовной культуры, и также  творческой  позновательной деятельности тюрков. Тенгрианство- как древнеиший  вид мировоззренческой культуры так же и кочевых  казахов.

Проблемы тенгрианство и его истоки коренятся в древнеи  культуре шумеров. Ее основы и истоки находятся именно в исторических памятниках. Об этом писал О. Сулейменов в своем знаменитом  труде «Аз и Я» «Человек создан совместными усилиями верховного бога Тенгри и Нижнего бога Мира Эрлик».

Многие  ученые  в Казахстане и за его приделами в своих  работах определенное внимание  уделяют проблеме  шаманизма. Во взглядах древних тюрков есть элементы шаманизма, как особого взгляда на мир. И они так же часто встречаються  в образе жизни тюркских народов связаной с различными  обрядами  и действиями.

Некоторые  современные философы  порой  пытаются  утверждать и как-то  обосноват, что шаманизм  в прошлом все-таки не поднялся до уровня мировозрения. Возможно что в этом  есть какая-то  доля истины. Но такие категоричные высказывания   о шаманизме наверно не правомерны.Шаманизм на самом деле есть духовное явление, поэтому в его содержании имплицитно  внутренне  присуще миросозерцание,миропонимание и так же мироосмысление. Здесь  конечно мы не говорим что  предстовителям древне тюркского этноса присуще научное мировозрение. Можно сказать-это требования  современного философского мировозрения.

Здесь уместно было бы  конкретизировать и подойти к мировозрению дифференцированно. Во-взглядах  древних тюрков как и других народнов  доминировало  мифологическое, образное форма мышления. В мировоззрение  главное это отношения человека к миру.(7)   Как нам известно  существуют  исторически  различные формы мировоззрения. Все  они  зависят  от объективных  и субъективных  положения. Вместо с тем  также конкретные формы мировоззрения  зависят от  экономических и социальных условии. Конечно  учеными,  занимающимися  исследованиями мировоззрении  древних тюрков не выявленного на сегодняшний  день  критерии  их определения. В вопросах мировоззрения  многие аспекты  связаны  ценностными отношениями. Сегодня известно одно что в письменных источниках

Содержится   факты,  которые говорят о высокой нравственной культуре  тюрков. В содержание их мировоззрение всегда присутствует  стремление найти  истинные жизненные моменты  и конечно в центре внимания  их были что есть  человеческая  добродетель. На некоторые  концептуальные проблемы  тенгрианство  в своих работах  оброщал внимание  член -корреспондент  АН. Каз ССР  профессор  А.Х.Касымжанов

«Номадизм»   означает перемещение человеческих групп в пространстве так Делез утверждает, что кочевая культура создана особым типом отношения к пространству.( 8)  Номадизм связан с практикой разведения травоядных животных в районных, где засушливое  в разной степени является правилом . (9 )

Намодизм присущ  обществом, в которых распространение людей между  группами регулируется принципами однолинейной родственной связи с браком из боковых родственных линии. Мир тюрков один и нельзя его разделить на части. Так как мировоззрение в целом и его структурном элементе  имеют тесные связи .

Мыслители Средней Азий,  Ближнего Востока и Казахстана писали на арабском, уйгурском, Чагатайском языках, хотя они все писали так или иначе  затрагивали проблемы тюркологии. Кочевник в действительности руководствуется во многих жизненных вопросах иными принципами, чем современный  европеец. ( 10 )

Историю культуры казахов и проблемы тенгрианство исследованы довольно всесторонне востоковедом Ч. Ч. Валихановым. Он в Петербургский период жизни став действительным членом географического  общества России в 60-ые годы XIX века быстро сближался со многими видными востоковедами  и литературоведами как А.Н. Бекетов, М.А. &#1178;азыбек -Бек, В.В.Григорьев, В:В:Вильяминов — Зернов, А:Н Майков, Галсен, Гонбаев,  Семенов Тань-Шански, Е.И. Леманский и др.

> В целом человеческая  культура как феномен имеет свои особенности. Проблемы преемственности  культуры глубоко исследованы в трудах А.Ф. Лосева,  М.Т. Степонянца, О.Сулейменова,  Ч. Айтматова,  В.К.Челояна,  Л.Н. Гумилева и Ч. Валиханова. Смысл, значение и истинно научное содержание как категории культуры «Тенгрианство» до конца непонятно, неосмысленно и исследователи до сих пор порой придерживаются  противоположенные точка зрения. «Тенгрианство» как всякое научная категория несомненно имеют противоречивую природу.

Мы считаем, что Тенгрианство, имеющее многовековую историю как любое духовное явление оно выступает своеобразным  философским  учением. Древние  тюрки  как свидетельствуют  исторические памятники  как и все  другие народности были  всегда  в поиске «вечной истины». Нет сомнения в том что  во взглядах  тюрков содержится  элементы общечеловеческой  ценности. Тенгрианство не только мифология, религия, магия, теология, но вместе с тем в ее содержание входят элементы философского мировоззрения всех древних тюркоязычных народностей. В Тенгрианстве ставиться вопрос:  Что такое мир?  Как оно создано? В чем сущность мира? В чем состоит сущность и как существует явление природы? Что есть человек? Каков человек по своей природе?  В чем состоит нравственная сущность человека?

Традиционное Марксовское классово формационный подход для кочевников мы считаем  не дает  желаемый результат. Так как отношения  между группами, отрядами, разными союзами  и племенами  были как то иначе.

В заключение  можно сказать  что как  вообще формировалась  у древних тюрков

Тенгриянство как  определенный вид  мировоззрения. Также  как показывает  исследования данной проблемы многие его  моменты  до сих пор имеют неясности,  неопределенности, и противоречивости так как еще предстоит  ученным  сделать научный синтетический  и теоретический анализы,  чтобы установить основные направления.

Структурные элементы  внутренние взаимоотношения  этносов и тем самым  найти  основания  сделать вывод о том что у древних тюрков тенгрианство было мировоззрением.

Использованная  литература

1. И.Кант  О различных  человеческих расах. Соч.Т 2. Изд. -во соц.эк.лит. М.Мысль, 1964, с.449.

2. О.Сулейменов  Эссе.  Публистика.  Стихи.  Поэмы.  Аз.И Я. Алма-Ата   «Жалын»,  1989, с 567.

3. Т.Муханова  Светлая вера  родины тюрков. К 100 -летию  реставрации  Тенгриянской веры  на Алтае.// Рух-Мирас.казахский  культорологический  альманах  2004   2 (2) с.73-74.

4. Д.Кенжитай .Тенгриянство .(Каз) // Казахстан  Национальная энциклопедия  Глав.Ред.Каз.энцикл. Алматы  2006г. Т.8. с 307.

5. А.Кайржанов Млечный путь Евразии .Астана. 2004  с 41 , 47.

6.С.Г.Кляшторный, А.А.Колесников. Восточный Туркестан  глазами русских путешественников. Алма-Ата, 1988 г. с. 35.

7. К.Сарткожа-улы, Д.Аубакир  и др. Влияние  древних тюркской  тенгрияской религии на современные  мировые религии // Рух- Мирас   2005,    4 (7) с 41.

8. В.Тимошенов Культурология Казахстан  Евразия  Восток  Запад  Алматы,  2001 с 103.

9. Г.Соловьева  Кочевая культура  в номадичсеком прастранстве  "симулякров  // Мир человека  2004    4  (22)  с 7.

10. З.А.Ауэзова Эпоха раннего  мусульманства в отражении тюркских источниках (на примере  Диван Лугат ат Турк Махмуда ал-Кашкари // Рух-Мирас Каз.культур.альманах. 2006, г.  1 (8 )с 92.