Главная » Статьи. Часть 1

Статьи. Часть 1

Нурмагамбет  Аюпов,

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

(Алматы, Казахстан)

ТЕНГРИАНСТВО

1. Обретение независимости тюркских государств Центральной Азии позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем истории и культуры Тюркских народов. Духовное возрождение тюркских народов через осмысление своей истинной истории, через возрождение самобытной культуры. В этом процессе приходится преодолевать различные преграды, сложившиеся за многие годы зависимого развития, в том числе, многие стереотипы научного мышления, сложившиеся под воздействием европоцентризма, великоросской идеи, ираноцентризма.

2. Необходимо отдельно говорить о собственно тюркской религиозной традиции, корни которой уходят в древность. Тенгрианство понимется (в том числе, исламскими исследователями) как сложная религиозная система, включающая в себя в исторической взаимозависимости и взаимосвязи естественную религию, политеизм, моноте­изм.

Тенгри понимается не просто как Небо в его природном значе­нии, а как Небо — начало всего, Небо как Единый Бог.  Небо как бес­конечная сущность, абсолютное воплощение верха, абсолютная уда­ленность и недоступность, неизменность, величие и превосходство над всем земным порождало в религиозном сознании восприятие его как активной силы, источника блага и жизни. В таком понимании Тенгри был представлен в древних религиях и шумеров, и китайцев, и греков, и многих других народов. На разных этапах своего становле­ния тюркская религиозная духовная культура принимала различные формы. Сквозь все трансформации религиозных идей проходит идея Тенгри как идея обезличенного, трансцендентального и неопределяе­мого Единого Бога (но не бога в семитской религиозной традиции).

Тенгрианство выступает как открытое мировоззрение, которое является своего рода пра-мета-религией монотеистического характе­ра, направленной на веру не только в Бога, но и в Жизнь, Жизненную Силу, (являющихся опять же энтелехией Тенгри). Понятие Тенгри — это ни в коем случае не просто Небо, это не просто Небесный Бог и не просто Бог-творец. Тенгри, скорее всего, — это «Начало», это эзо­терическое «Оно», это недостижимая и непознаваемая Абсолютная Истина, Абсолютный Дух, он не поддается простому рациональному определению. А в соединении с человеком, через «принятие» его че­ловеком и в контексте человеческого, тенгрианство можно опреде­лять и как открытое мировоззрение человека, направленное и «во­вне», и «внутрь себя», и на отношения внешнего и внутреннего мира; это мировоззрение, основанное на Жизни.

3. Особое место занимает в тенгрианстве культ предков: чело­век, из Точки развернувшись в Бесконечное, пришел к самому себе — изначальной Точке, Круг замкнулся.

Этот Круг вбирает в себя и трансформацию культа предков в та­кое религиозное явление, как тотемизм. Через обожествление Приро­ды как части Трансцендентального Сущего Начала — явлений приро­ды, природных стихий, животных, деревьев — человек приходит к идее природного начала как своего Предка. От абстрактного вопло­щения этой идеи, когда первостихии или первоэлементы являются Началом Человека, до идеи тотемов в образах животных и деревьев, человек проявляет свою слиянность с Трансцендентальным Сущим Началом.

4.  Одно  из главных понятий-концептов тенгрианства — это «адамғершiлiк». Обычно этот концепт воспринимается как аксиологический, раскрывающий этику отношений между людьми. Человек должен относиться к другому,  как к Человеку, прежде всего.  Но «адамғершiлiк» и онтологично, когда выступает своего рода сущносгьо бытия. Людей объединяет их самость — «человеческое». Оно выступает одновременно и как сущность бытия.

Бессмертие как победа над временем заключается в продолжении жизни рода и народа. Родовое сознание исключает трагедию индивидуального при встрече с бесконечностью или смертью. Поэтому-то одна из центральных и универсальных идей тенгрианства – это культ предков.

5.  Еще одним из важных понятий-концептов метафизики тенгрианства является «кут». «Кут» как мировоззренческий концепт в одном из своих проявлений несет в себе и природное, «оплодотворяющее начало» как жизненную силу. Концептуально «кут» означает жизненную силу, имеющую и природное, и духовное (божественное) начало, т. е. в нем проявляется единство Тенгри как начала. Но «кут» — это не просто данность человеку, и не каждому оно дается. Человек обретае «кут» только в деятельности, служении своему народу; ее получают только хорошие и честные люди.

6. Когда говорят о тюркском мировоззрении, обычно отмечают его традиционность и символичность. На наш взгляд, и традиционность и символичность тюркского мировоззрения носит подчиненный характер. Главным и определяющим является высокая этическая направленность мировоззрения. Все подчинено одной цели — осуществлению нравственного жития человека и социума. Любая деятельность человека должна носить нравственно-этический характер, характер соблюдения выработанных норм и правил.

Отсюда одним из основных концептов-понятий этики тенгрианства является «адамғершiлiк» (человечность) как категорический императив нравственного наполнения жизни человека. Не только в своих отношениях с людьми человек должен руководствоваться «адамғершiлiк», но и в отношении с миром, природой и самим собой.

Универсальность   оснований   Тенгрианства  дает  возможность спокойно входить в общемировое культурное пространство. Открытость и универсальность его оснований в своей изначальной чистоте дают чувство общечеловеческого единства, чувство единых истоков культуры человечества, но они же в своей специфичности и особенности, полученной в культурной обработке  тюркскими  народами, дают возможность выбора тенгрианства как культурной и мировоззренческой идентификации. Не надо их искусственно вписывать в со­временные реалии или отбрасывать за ненадобностью; сама жизнь сохраняет универсалии тенгрианства, вписывает их в новые формы изменяющейся   культуры   и   трансформирующегося   мировоззрения тюркских народов.

Дастан Сарыгулов

(Бишкек, Кыргызстан)

Эпическое наследие – носитель реликтового мировосприятия и духовности, прообраз основы новой цивилизации.

Эпическое наследие народов мира традиционно рассматривается как богатейший источник изучения прошлого, неоценимые материалы по их истории, языку и этнографии.

В силу многих обстоятельств (политического, религиозного, национального, исторического характера) это бесценное достояние всего человечества по-прежнему остается слабо изученным, что приводит к потере

уникальной сокровищницы земной цивилизации.

Философам, лингвистам, психологам, этнографам в изучении эпического наследия человечества предстоит еще необъятный объем работы, сравнимую с той, которую проделали ученые в определении геологических эпох в истории планеты.

Становится все более актуальным и значимым научная классификация и определение мировоззренческих и духовных «эпох», пройденных человечеством за последние 500 – 700 тысяч лет своей истории.

К великому сожалению, пренебрежительно-унизительная оценка духовной истории человечества периода до нашей эры в эпитетах «языческая», «первобытная» и др. носит более теологический, чем научный характер.

В докладе будет дано тезисное изложение оценки эпического наследия (на примере самого объемного в мире кыргызского эпоса «Манас»), как носителя реликтового мировоззрения и духовности, их значения, и роли в качестве прообраза мировоззрения, могущего стать основой новой цивилизации.

I

Развал СССР и распад стран «социалистического содружества», крушение КПСС поставили под сомнение истинность ряда фундаментальных научных теорий и их базовых положений (казавшихся до этого незыблемыми и неоспоримыми).

Крушение башен близнецов в Нью-Йорке, оказавшиеся все менее успешными военные операции в Ираке и Афганистане, победа социалистических революций в Венесуэле и ряде стран Латинской Америки показали глубокие изъяны и той общественно-политической системы, которая казалось победившей в идеологическом, военном и экономическом противостоянии двух противоборствующих систем планеты в ХХ веке.

Все углубляющиеся глобальные проблемы экологии, наркомании, СПИДа, коррупции, преступности, экстремизма, терроризма, дегуманизации и неравенства людей, ставшие по своим масштабам всепланетарными, убедительно и неоспоримо свидетельствуют о том, что:

  • Они не могут быть решены ни одним, даже самым сильным и богатым государством (или же группой таких государств) мира. Они могут быть решены только объединенными усилиями всех стран и народов планеты;
  • Они не могут быть решены ни силой денег, ни силой оружия;
  • Их нельзя решить силовыми и административными методами, законами и угрозой наказания за их неисполнение, т. к. решение этих проблем находится за пределами ресурсов государственной машины (поскольку ни страхом наказания, ни деньгами нельзя человека сделать добрее, совестливее, милосерднее, сострадательнее, честнее, порядочнее, отказаться от беспредельного эгоизма, вещизма, алчного и ненасытного потребления, роскоши, хамства, бездушия, черствости, низменных страстей и пороков);
  • Эти проблемы не от Всевышнего, их породило само человечество, поскольку они есть закономерное следствие ошибок и иллюзий прошлых и нынешних поколений людей, не эффективного (а иногда и порочного) управления странами и государствами;
  • В основе этих проблем лежит оставшиеся нам в наследство от прошлых веков человеческий, национальный, региональный, государственный, религиозный, партийный, континентальный, корпоративный, имущественно-финансовый эгоизм и амбициозность;
  • Сегодня страны и народы мира разделены политическими, идеологическими, религиозными, межнациональными, внутриконфессиональными, экономическими и иными разногласиями, конфликтами и противоречиями;
  • мир меняется намного быстрее, чем удается сформировать ту или иную научную теорию или концепцию, пытающуюся его объяснить и дать пути решения глобальных проблем современности.

Все это убедительно подтверждает то, что:

  • наступила все еще не осознанная и не осмысленная человечеством новая эра в истории его развития;
  • земная цивилизация вступила в тяжелейший переходный период от старого, господствовавшего более 3-х – 4-х тысячелетий (начиная с эпохи средней бронзы) мировоззрения и миропонимания (которое приняло окончательную форму в виде антропоцентризма, антропоморфизма, ставших основой известных мировых религий и антропомеханизма на основе примитивно-наивного материализма, ставших в XVIII – XX веках фундаментом развития естественных наук) к новому мировоззрению и миропониманию, в рамках которых единственно станет возможным решение вышеотмеченных глобальных проблем человечества;
  • глобализация объединила мир в одно мегаобщество, никогда ранее не существовавшее, которое имеет свои причинно-следственные связи, свои законы существования и развития;
  • попытки и усилия сильнейших держав мира решать проблемы и конфликты мегаобщества с позиций убеждений, взглядов, понятий, методов и подходов, оправдавших себя в рамках своих государств становятся все больше безрезультатными, вступая в противоречие с иной природой и сутью мегаобщества, еще более усугубляя обстановку на планете;
  • глобальное общество, имея присущие только ему законы и логику существования и развития, требует фундаментально нового мышления и новых понятий (в том числе и научных), новой философии и нового миропонимания, переосмысления и пересмотра базовых взглядов на мир, Природу, материю и дух, суть и природу самого Человека, его место и предначертание в мире, смысл и цель жизни и многое другое;
  • не только человечество, но и лидеры стран, политики и ученые, религиозные и общественные деятели сегодня оказались в большинстве не готовыми понять и осмыслить начавшийся переход земной цивилизации к своему очередному, качественно новому этапу.

Глобальные проблемы являются настойчивым предупреждением о том, что человечество все сильнее погружается в системный кризис, кризис мировоззрения, кризис устаревших понятий, не адекватных реалиям ХХ века, кризис не умения по новому осмыслить и понять мир, Природу, общество, государство и самого себя.

Предстоит на научном уровне тысячекратно углубить и расширить два фундаментальных понятия: Материя и Жизнь, а вслед за ними: Энергия и Дух.

В современном научном понимании Человека (медиками, социологами, физиологами, политиками и др.) нет места его Духовной составляющей, как не материальной, а значит и несуществующей категории (в учебниках по медицине дано строение клетки, но не сказано, что в ней есть то, что делает ее живой, секрет чего пока еще не раскрыт).

Душа считается категорией религиозно-нравственной, философско-этической, но в силу ее не видимости, не измеримости и не осязаемости – не материальной и не существующей.

Глобальные проблемы, стремительно нарастающие с каждым годом, убедительно свидетельствуют о том, что бездуховность, безнравственность, аморальность и порочность почти сводят на нет научно-технические достижения и новые технологии, усилия социологов, экономистов и политиков.

Вступив в необъявленную войну против Природы, человечество изначально обречено на поражение.

Ни оружие, ни деньги, и никакие технологии бессильны в этой войне.

Есть только два условия, которые могут избавить человечество от поражения.

Первое. Изменится самому, пересмотрев свои взгляды и отношение почти на все базовые понятия в этом мире (что такое цивилизация? Что такое культура? Что такое цивилизованность? Что такое прогресс? Что такое Материя? Что такое жизнь и в чем его смысл? и т. д.).

Второе. Объединиться всем народам и странам планеты для совместного решения глобальных проблем.

Но на какой основе, на каких идеях, общих принципах, взглядах и условиях возможно такое объединение? И возможно ли оно в принципе?

Даже мировые религии в силу их консервативности, догматичности и фундаментальным концепциям, основанным на мировоззрении антропоцентризма и антропоморфизма, уже не отвечающим реалиям современного глобального мира, не в состоянии генерировать новые идеи и принципы всеобщего объединения человечества, будучи не в силах даже справиться с внутренними конфессиональными течениями и конфликтами.

Старые взгляды и понимание мира в течение более чем полутора-двух тысячелетий вошли в кровь и плоть людей, стали образом жизни, укоренились в подсознании, воспринимаются как  данное  свыше,  поскольку уже многие столетия назад приняли форму религиозных догматов и заповедей (немалую часть которых сами же не выполняют).

Если за «ценностями» Запада (их отношению к Природе, приоритетам, экономическим теориям, политическим доктринам и т. п.) последует весь остальной мир, то также, как и народов Европы, их ожидает добровольное вымирание.

При этом высокие стандарты потребления и расточительства в течение ста с лишним лет приведут к необратимому разрушению среды обитания человека.

Всему этому есть только одна альтернатива: объединение всех стран и народов на основе нового мировоззрения и новых взглядов на мир, Природу, человека, его роль и место в этом мире.

Какими могут быть принципы и философия нового мировоззрения и миропонимания, адекватно отражающие суть мегаобщества и дающие ключи к решению ее глобальных проблем? Какими видятся ее основы, суть и базовые концепции?

В поисках ответов на эти вопросы неизбежно приходим к эпическому наследию, которое таит в себе реликтовые мировоззрение и духовность, могущие стать прообразом нового мировоззрения.

Раскроем это тезисно на примере самого объемного в мире Кыргызского эпоса Манас», наиболее известные три варианта которого составляют почти миллион строк.

Анарбек Усупбаев,

президент общественного объединения “Манас Ордо”

(Бишкек, Кыргызстан)

Уважаемые участники конференции!

Разрешите  выразить чувство глубокой благодарности организаторам этого международного  мероприятия, братскому  якутскому народу и его руководству.

Кыргызы, как и якуты, являются самыми древними представителями алтайских  народов и где-то примерно две тысячу лет тому назад  владения великих кыргызских ханов примыкали вплотную к землям Якутии. И можно не сомневаться в том, что  за 6 -12 тысяч лет до этого  наши общие предки перешли через Берингов пролив, чтобы  освоить  американский континент.

Уже мало кто сомневается в том, что  так называемые тюркские народы и языки, относятся к древнейшим языкам и народам на планете, а общее мировоззрение наших предков, именуемое тенгрианством, является по сути  предшественником всех современных мировых религий  — иудаизма, ислама, христианства, буддизма -  и  идеологий.

Истина заключается в том, что наши предки, проживающие в центре Евразии не только являются обладателями самого древнего и возможно даже единого для всех землян когда-то языка, но и  создали вечную и современную  идеологи., как искусство  выживания в этом мире, а также совершили большую часть самых выдающихся открытий в истории человечества, которые заложили фундамент современной цивилизации. Говоря так я имею в виду, прежде всего, такие открытия, как изобретение  колеса, постройку первого дома, приручение  домашних животных,  производство молочных изделий, изобретение ткацкого станка, первых хмельных напитков, письменности,  и так далее и тому подобное.

На самое великое изобретение наших предков это безусловно –тенгрианство, как искусство  гармоничного существования в этом мире.

Я убежден, что все наши  нынешние  экономические, политические и духовные неурядицы и беды происходят из-за того, что  наши народы  в той или иной степени поражены  тяжелой болезнью  национального самоотрицания или нигилизма, происходящего из-за  того, что как кыргызы, так и якуты и большинство других алтайских народностей и наций  в своей  массе имеет искаженное представление о своей культуре и  глубоких исторических корнях и  традициях.

Это связано с тем, что  все мы  на протяжении последних 150 лет  подверглись   вначале  колониальной политике   царской России, а  после нее  не менее  жесткой политике Советского государства, направленной  на  размывание и стирание  национальных различий и традиций в рамках    тоталитарного государства, исповедующего на протяжении 70 лет своего существования ценности коммунизма.

Истина заключается в том, что идеалы коммунизма — равенство, братство, справедливость, толерантность  -  потому и были приняты нашим народом, что они восходят  к древнему  мировоззрению  алтайских народов и кыргызов Тенгрианству.

Правда, существенным недостатков  всех коммунистических режимов прошлого столетия было то, что  эти идеалы были искажены, оказались подверженными коррупции, размыты  авторитарными и диктаторскими тенденциями, вследствие чего  и потерпели крах.

Тем не менее, сами по себе эти идеалы не  потеряли своей универсальной привлекательности и рано или поздно будут вновь востребованы во всемирном масштабе.

Так вот я хочу сказать, что  кыргызы и  братские  алтайские народы, возвращаясь к  своим истокам,  могут и должны внести свой вклад в становление  более справедливого, развитого, честного и стабильного мирового порядка.

Кыргызский национальный музыкальный инструмент — комуз был упомянут еще Геродотом более две с половиной тысячи лет тому назад,  в его упоминании о скифах, как о кочевом  народе, который играл на инструменте кобызе  и пил хмельной напиток, сваренный из проса т.е кыргызский напитк бозо. .

Почти все исконно  кыргызские и алтайские  элементы культуры  восходят корнями в самое отдаленное прошлое.  Еще в начале прошлого века в нашем народе были   популярны  боевые турниры эр сайыш, запрещенные впоследствии, как   очень опасные и травматичные. Но именно этот вид боевого искусства  породил знаменитые рыцарские турниры в Европе средних веков. Такие же древние истоки и у других конных игр кыргызов -  всевозможных видов скачек, аламан байге,  кыз-куумай, тыйын энмей и так далее.  А  знаменитые “кыргызские шахматы” — логическая игра тогуз коргоол — по сути, является прародительницей всех видов  настольных логических  и математических игр, известных в мире.

Вот почему мы должны  стремиться к тому, чтобы наши дети с малого возраста  имели возможность  не только приобщиться к ним, но и овладеть азами отдельных видов рукоделия.  Человек, который с детства видел, а еще лучше  сам принимал участие в изготовлении  седла, камчи, в монтаже юрты, производстве красочного  шырдака,  не только  будет ценить эти элементы кыргызской культуры, но и получит необходимые навыки  для творческой деятельности в любой другой более современной отрасли. Я утверждаю это как производственник.

Точно также  необходимо, чтобы наши дети сызмала  постигали  всю необъятную глубину и совершенство  эпоса “Манас”, разбирались в искусстве “айтыша”, в “санжыра”, умели исполнять на комузе древние кыргызские куу.  Почему это так важно?  Дело в том, что  в эпосе “Манас” заключены все  ценности  не только   богатейшего кыргызского языка и поэзии, но и величие и красота древнего  кыргызского и алтайского  мировоззрения — Тенгрианства. А само имя героя Манаса  упоминается  во многих древних источникакх, начиная от древнеримского историка  Тацита и кончая древними святыми книгами индуизма. Не говоря уже  о географических названиях, связанных с этим великим алтайским именем, рассыпанных  по всему миру.

Если мы хотим воспитывать наших детей толерантными, добрыми,  сильными и духовно богатыми, то мы должны питать их с малолетства благотворным молоком “Манаса”.  Точно также искусство “санжыра” это не просто  возможность  заглянуть в свое  прошлое до седьмого колена,  что само по себе  весьма увлекательно, полезно и поучительно, развивает память и интеллект, но и   делает нас  генетически грамотными и просвещенными.

Как это ни звучит парадоксально, но мы должны идти  не вперед — к современным  ценностям  Запада (Демократии) или Востока (Ислама), а назад  — в свое далекое прошлое, когда   господствовало  мировоззрение Тенгрианства, которое, как об этом свидетельствует весь последующий наш печальный  исторический опыт, является оптимальным и возможно единственно верным  с точки зрения  выживания всего человечества и нашей планеты. Что дали нам все остальные мировоззрения, религии и политические системы?   Тот жестокий  и гибнущий мир, который существует ныне.

Совсем не так думали и жили древние предшественники, поклоняющиеся Тенгиру, и, кстати, до сих пор наш народ  сохраняет  отдельные свои национальные качества, которые столь  разительно отличают нас от других.  Это гостеприимство, толерантность, дружелюбие, склонность жертвовать собой ради других, неприятие насилия в любой его форме и в то же самое время  бесконечная любовь к родной земле, патриотизм, экосознание.

Вот почему  каждый кыргыз, якут, алтайец должен вернуться к своим национальным  истокам,  знать свои традиции и прошлое, а не просто иметь соответствующую отметку в паспорте в графе  “национальность”. ( И, кстати, по этому же пути пошли и  такие развитые ныне государства, как Япония и Южная Корея, провозгласив в первую очередь национальный дух, а затем уже передовые технологии). Надо по настоящему любить свою культуру, тем более что она в своей основе является не просто древнейшей на этой планете, но и несет на себе яркую   печать Тенгрианства.

И как показал весь ход мировой истории, альтернативы этому мировоззрению нет. Когда-то весь мир был одним народом и одной страной, все люди жили в гармонии с самим собой и окружающей природой. Кыргызы, якуты,  и хакасы т.е алтайские народы  помнят хорошо это время.  И теперь мы должны вернуться к этим своим истокам и возможно только на этом пути возможно построение  стабильного и процветающего мира  для всех.

Все остальные идеологии и мировоззрения  не оправдали себя и подвели планету к глобальной катастрофе.  Так стоит ли изобретать снова колесо, когда наши великие предки уже сделали это, создав раз и навсегда  самое стройное и совершенное учение в мире – мировоззрение Тенгрианства? Мировоззрение, которое не допускает алчности, неравенства, эксплуатации человека человеком, эксплуатации природных ресурсов, отвергает всякое насилие.  У нас просто нет другого пути, как следовать зову своих великих предков, которые уже подарили  однажды свет знания всему миру.  Теперь мы просто обязаны сделать это, чтобы спасти все человечество от надвигающейся неминуемой катастрофы.