Главная » Северная Шамбала

Северная Шамбала

Земля Олонхо – Северная Шамбала

Федорова Лена Валерьевна
Исполнительный директор ЯРОО «Ассоциация Олонхо»

Дорогой друг!

Эта статья посвящена сакральному значению территоии Якутии – Земли Олонхо. В чем ее сакральность?  В ее природе, ее особой силе, ее геофизическому расположению. И силу эту наши предки знали и почитали не понаслышке. Они ее и боялись и обожествляли.  Старались быть в гармонии с нею, приспособиться к ней. Им в голову не приходило ее покорять и обуздывать. Они прекрасно понимали свою зависимость от нее. Природа родного алааса, родной долины и природа Космоса для них была единым понятием. Они знали единство и взаимосвязь космических законов с земной природой. Они знали об едином просхождении Космоса, существовании ее центра – Бога. В олонхо сохранилось  его более древнее имя — Урунг Аар тойон, Урунг Айыы тойон. В быту  же называли Айыы Тангара.

Сегодня, когда экология планеты терпит различного характера изменения, мы с опаской думаем о будущем родных алаасов, рек и озер, долин и лесов. Северная природа очень хрупка и уязвима. Экологическое состояние реки Лены, всего ее бассейна определяет всю жизнедеятельность нашей республики.  Потому природоохрана территории реки Лены — самый актуальный вопрос для будущего Якутии.

Как известно, огромным недостатком отечественной природоохраны является ее оторванность от мирового, прежде всего западного, природоохранного движения. И это длится уже более 70 лет. Нам не известна (или почти не известна) его история, концепции, герои, идеология, философия. Даже в центральных библиотеках нельзя отыскать природоохранные книги и журналы, изданные на Западе.

Все это обедняет нас, ослабляет наши усилия по защите родной природы. Мы лишены огромного пласта мировой культуры, интереснейшей экофилософской мысли. Наша отечественная защита природы становится все менее духовной и все более прагматичной. Ведь независимая природоохрана часто угрожает карьере. А когда в природоохранной идеологии нет никаких четких этических ориентиров, под вывеской «охрана природы» некоторым удается заниматься всем подряд, угождая и «вашим и нашим». Кто может толком ответить: зачем и для чего мы охраняем природу? Над нашей природоохраной довлеет меркантилизм, марксизм, антропоцентризм и комплекс двойных стандартов. Из святого дела охрана природы превратилась в средство наживы. Отечественная идеология охраны природы заблудилась и никак не может выбраться из чащи сомнительных лозунгов и мифов эпохи развитого социализма типа «рационального использования природных ресурсов на благо советского народа». Нам неизвестны идеи мировой экофилософской мысли, а также отечественных пионеров охраны природы о моральных правах дикой природы, о внутренней ценности животных и растений, не зависящей от ее пользы для человека.

Религиозная ценность, религиозная мотивация являются одними из основных и вместе с тем наиболее малоизученными в идеологии природоохраны. Этот материал мы обосновываем на работе неизвестного на постсоветском пространстве современного американского природоохранника и культуролога, знатока религий и мифологий Эдвина Бернбаума, внесшего значимый вклад в исследование религиозных мотивов охраны дикой природы. Э. Бернбаум преподает в Горном институте США, университете Калифорнии, является членом совета директоров Американской Ассоциации Гималаев, член Комиссии по охраняемым территориям Международного Союза Охраны Природы.

Эта работа Э. Бернбаума называется «Путь в Шамбалу».

Она связана с темой Шамбалы. Мы же позиционируем территорию Якутии, Землю Олонхо как Северная Шамбала.

Почему?

Для объяснения сначала даем краткие выдержки из работы «Путь в Шамбалу»:

«…Миф о Шамбале имел тонкое влияние и на Западе. В конце средневековья из Европы отправилось множество католических миссионеров, чтобы обратить китайцев и тибетцев. Два из них, Жуан Кабраль и Эстебан Каселла, искали путь из Индии через Тибет в «Катай», т.е. Китай, и услышали о Шамбале, которую они называли «Xemba la».

…Первым из западных учёных, написавших о Шамбале, был венгерский исследователь Чома де Кёрёши. В 1819 г. он отправился из Венгрии с рюкзаком за плечами искать родину предков своего народа, считая, что она должна быть где-то в Центральной Азии. После долгого пешего путешествия через Ближний Восток в Индию он достиг Тибета и провёл остаток жизни, изучая тибетский язык и литературу. Хотя он так и не нашёл прародину венгров, он нашёл тексты о калачакре и Шамбале и пришёл к заключению, что это знаменитое царство находится к северу от Сырдарьи, протекающей в Средней Азии. Почти через столетие двое других учёных, Бертольд Лауфер и Альберт Грюнведель, опубликовали переводы на немецкий двух тибетских путеводителей в Шамбалу. Они и работы Чомы де Кёрёши пробудили на западе некоторый интерес к этому царству, главным образом, в узком кругу востоковедов.

…Внимание широкой аудитории Шамбала привлекла благодаря верованиям теософов. Во второй половине XIX в. русская женщина Е. П. Блаватская основала Теософическое Общество, всемирное мистическое движение, которое впервые широко познакомило Запад с восточными религиями, особенно с буддизмом. Она заявляла, что получает телепатические и письменные послания от духовных учителей, живущих где-то за Гималаями. Многие из её последователей верили, что высший из этих учителей, «Господь Мира», находится в Шамбале, невидимом оазисе в пустыне Гоби. Согласно их взглядам, Шамбала является духовным центром мира и первоначальным источником тайных доктрин теософии.

…Среди множества важных фигур, испытавших влияние теософии, был русский эмигрант Николай Рерих, художник и философ, который в частности разработал костюмы и декорации для знаменитой премьеры балета Стравинского «Весна священная», состоявшейся в 1913 г. Исследуя тибетскую мифологию, Рерих проявил большой интерес к Шамбале и возглавил научную экспедицию через Центральную Азию, чтобы искать следы скрытого царства. Шамбала стала для него предельным символом, соединявшим пророчества и цели поиска всех религиозных традиций.

...Следующим выступающим был Хенри Уоллес, официальный покровитель съезда и министр сельского хозяйства США. Встретив Рериха и загоревшись его идеями, Уоллес убедил Рузвельта подписать пакт. Письма, которые он писал Рериху как своему духовному наставнику, показывают, что Уоллес глубоко интересовался мистицизмом и знал о Шамбале.

…Пророчество о Шамбале, вдохновившее Рериха и Уоллеса, происходит из истории этого царства. Каждый из Владык Шамбалы, начиная с первого, должен править по сто лет. Всего их должно быть 32, и со сменой их царствований условия во внешнем мире будут становиться всё хуже и хуже. Люди потеряют из виду религию и истину, станут воинственными и будут стремиться к власти ради власти. Нечестность, хитрость и жадность будут преобладать, и по Земле распространится идеология грубого материализма. Сокрушив всех своих противников, варвары-материалисты начнут бороться между собой, пока не появится злой царь, который объединит их и подчинит своей власти весь мир.

…В то время как на Западе таинственным и скрытым святилищем считали Тибет, сами тибетцы искали его где-то в другом месте. Их священные тексты указывают на Шамбалу, мистическое царство, скрытое за снежными вершинами где-то к северу от Тибета. Миряне передали множество народных историй о Шамбале — некоторые из них о грядущих войне и золотом веке, а другие — об отправившихся туда мистиках и сокровищах, с которыми они возвращались. В результате у большинства лам нет уверенности в отношении места расположения этого царства, и они придерживаются разным мнений о том, где бы оно могло быть — от Северного Тибета до Северного Полюса. Шамбалу окружает огромное кольцо заснеженных гор, сверкающих льдом, которые не пускают всех, кто не достоин войти. Фактически, тексты обычно описывают Шамбалу как восьмилепестковый лотос, окружённый ожерельем снежных гор.

...Ламы добавляют, что Шамбала — единственная из чистых земель, которая существует на земле. Когда я небрежно заметил Далай-ламе, что должно быть, это просто нематериальный или воображаемый рай для ума, он сразу же ответил: «Определённо нет — Шамбала обладает материальным существованием в этом мире».

…Вместо того, чтобы отрекаться от мирской деятельности ради монашеского или отшельнического аскетизма, люди Шамбалы скорее воспользуются всем, даже развлечениями и роскошью семейной жизни, в качестве средства достижения просветления. Они стараются освободиться от иллюзии через те самые вещи, которые привязывают к ней других. Считается, что благодаря своему позитивному отношению к материальному миру жители Шамбалы развили передовую науку и технологию, которую они ставят на службу духовным целям.

Люди Шамбалы не бессмертны, но они живут долгий век около ста лет и умирают с уверенностью, что родятся вновь в условиях, по меньшей мере, таких же хороших, какими они наслаждались в этом царстве. Также не являются они и полностью просветлёнными — они сохраняют некоторые человеческие недостатки и иллюзии, но их гораздо меньше, чем у людей внешнего мира. Все они, однако, стремятся достичь просветления и воспитать своих детей в таком же духе. Их общество ближе всего к тому идеалу, который только может быть достигнут в этом мире.

Немногие ламы, говорившие об этом, сказали, что Шамбала существовала с самого начала мира, но о её ранней истории известно очень мало. Они полагали, что у неё были владыки и религия, которые сделали её лучшим местом, чем какое-либо иное, но добавляли, что эта религия не была буддизмом.

Последователи бон, древней добуддийской религии Тибета, заявляют, что в действительности Шамбала — это Олмолунг ринг, источник их учения, невидимое, окружённое снежными горами царство к северо-западу от Тибета.

…Восьмой царь, Манджушрикирти, столкнулся с проблемами. Многие мудрецы сочли учение калачакры слишком длинным и сложным для понимания, и покинули царство, чтобы следовать иному учению. Осознав свою ошибку, Манджушрикирти силой своей медитации вернул этих уклонистов в Шамбалу и дал им сжатую и упрощённую версию калачакры, которую они приняли. По меньшей мере, один западный учёный, Хельмут Хоффман, считает, что этот случай в мифической форме отражает важное столкновение, имевшее место в Центральной Азии между буддизмом и некой чуждой религией.

Западные учёные считают, что калачакра попала в Индию откуда-то из Центральной Азии около 960 г. и практиковалась в Бенгалии и Кашмире.

Двадцатью годами после, на стыке столетий, сибирский лама Доржиев стал влиятельным наставником далай-ламы и убедил его, что раз и Россия, и Шамбала лежат к северу от Тибета, это должна быть одна и та же страна.

…Поскольку, по всей видимости, вся поверхность земного шара исследована и картографирована современной наукой, естественно, возникает вопрос: как может существовать такое место как Шамбала? Как царство, где полно рек, гор, храмов и городов, может оставаться скрытым от обнаружения со спутников и самолётов?

В дополнение к этому, успехи науки и технологии, которые должны бы сделать существование Шамбалы ещё менее вероятным, по мнению многих тибетцев, делают её открытие неминуемым. Кхецун Зангпо, известный учёный, сказал: «Ваши западные учёные летали повсюду и исследовали почти всю поверхность Земли, но и сейчас ищут новые, другие места, так что Шамбала скоро будет найдена». Согласно пророчеству, варвары, которые захватят мир, в конце концов, разовьют возможности и средства найти скрытое царство.

Приводя свои доводы в пользу существования Шамбалы, что же думают тибетцы о том, где она может в действительности быть? Здесь они начинают выражаться туманно, неуверенно, и высказывают множество разных мнений. Немногие думают, что она может быть где-то в Тибете, скорей всего, в таинственных горах Куньлуня; больше людей указывают в сторону Монголии и Синцзяна (северо-западная провинция Китая), но большинство верят, что Шамбала находится в Сибири или в какой-то другой части России. Некоторые тибетцы думают, что нужно отправиться ещё дальше на север и искать это царство в ледяных пустынях Арктики. Некоторые ламы даже строят догадки, что Шамбала существует вне Земли, на какой-то другой планете.

Тексты, которыми пользуются ламы в качестве основного источника, ставят ту задачу, которая и ответственна за большую часть этой разницы во мнениях. Они описывают местоположение царства в понятиях мистической географии, которые трудно, если не невозможно, соотнести с тем миром, который мы знаем. Эта география начинается с описания мифической горы Меру в тысячи миль высотой, подножие которой находится в аду, а вершина — в раю...

…Большинство лам, отваживающихся строить догадки о местоположении Шамбалы, обращаются за руководством к тем комментариям, которые разделяют континент Джамбудвипа на шесть зон. Если двигаться в целом с юга на север, то тексты перечисляют их как Индию, Тибет, Ли, Китай, Великий Китай и Страну Снегов. В зависимости от конкретного комментария, Шамбала располагается в западной части либо Большого Китая, либо Страны Снегов. Великий Китай в этих описаниях, похоже, включает в себя Маньчжурию, Монголию и часть бывшего СССР. С приходом к власти в России коммунистического режима немногие тибетцы стали верить в это, но многие из них думают, что царство Шамбалы вполне может скрываться где-то среди просторов Сибири. Некоторые тибетцы под Страной Снегов понимают северную Сибирь и Арктику…

…Существует большая вероятность того, что Шамбала скрылась скорее во времени, чем в пространстве, и является древним царством, давно ставшим легендой

…Многие западные учёные соглашаются с Далай-ламой в том, что учения калачакры должны были происходить из какого-то места, и думают, что в Индию эти учения пришли в X в. из какой-то страны в Центральной Азии. Хельмут Хоффман писал: «Страна Шамбалы несомненно находится вне Индии, и по всей вероятности первоначально это была реальная область, но со временем её стали считать чисто мифическим царством». Сэр Чарлз Элиот в своём «Историческом очерке индуизма и буддизма» писал, что «эта страна видна только сквозь туман мифа: она могла быть в Индии, а могла быть и где-то в Центральной Азии, где буддизм смешался с тюркскими идеями»

…По этим критериям из наиболее вероятных мест выделяется уйгурское царство Кхочо, находившееся в Турфанской впадине у подножия Тянь-Шаня. Согласно тибетским путеводителям в Шамбалу, Турфан лежит к северу от Ситы, которую большинство западных учёных отождествляют с Таримом. Основанное уйгурами, тюркским народом, около 850 г., царство Кхочо процветало 400 лет и было примечательным оазисом культуры и учёности…

Во время появления калачакры в Индии царство Кхочо, вероятно, обладало самой передовой цивилизацией и самым высоким стандартом жизни из всех стран Центральной Азии.

…Исторически Шамбала могла соответствовать Таримской котловине в целом, или одному из её основных оазисов, таких как Яркенд, Кашгар или Хотан. Некоторые учёные выделили Хотан, самый большой и плодородный оазис на южном краю котловины. Орошаемый тающими снегами Куньлуня, он поддерживал процветающий центр буддийской учёности, народ, любивший музыку и культуру, и школу живописи, произведшую впечатление на китайцев и повлиявшую на тибетское искусство. Согласно древнему хотанскому преданию, один индийский принц III в., ослеплённый своими соперниками, бежал со своей родины, пересёк горы и основал местную династию Хотана. Археологические находки показывают, что индийцы действительно около этого времени колонизировали этот оазис. Согласно тибетской легенде об основании Шамбалы, представитель рода Будды, Шакья Шамбха, был вынужден бежать от врагов на север от Индии. Преодолев много гор, он пришёл в страну, которую покорил, и которая впоследствии по его имени стала известна как Шамбала. В силу этого сходства тибетская легенда могла происходить от хотанской, намекая на возможную связь между скрытым царством и Хотаном…

…Хельмут Хоффман заявляет, что проследил маршрут, описываемый в путеводителях в Шамбалу, в эту область Памира, где, как он думает, некогда существовало это царство. Согласно указаниям древней тибетской религии бон, бонская версия Шамбалы, Олмолунг ринг, лежит, в общем, в той же области, где-то в горах между Самаркандом и Алма-Атой…

…Путеводители в Шамбалу указывают на место к северу от рассмотренных нами областей, но поскольку эту территорию захватили кочевники, об её истории мы знаем сравнительно мало — и тексты вполне могли преувеличить расстояния. Уйгурские развалины, найденные к северу от Тянь-Шаня вокруг Джунгарской котловины, наводят на мысль о существовании какого-то неизвестного царства, которое могло создать калачакру и быть исторической Шамбалой. С другой стороны, глубокое влияние индуизма на калачакру убедило некоторых учёных, что это учение произошло именно оттуда, где впервые и обнаружилось — в Индии, возможно, в Кашмире. Всё это говорит о том, что Шамбала может оказаться комбинацией многих разных стран и культур. Кто бы ни ввёл в Индии калачакру, он вполне мог соединить вместе описание высокоразвитого уйгурского царства Кхочо, размеры и форму Таримской котловины, разнообразные религии Центральной Азии и индусские влияния Кашмира...

…Согласно многочисленным документальным свидетельствам, летом 1908 г. по небу пролетел яркий объект, резко отклонился к западу от прежней траектории и взорвался над малонаселённой областью Сибири к северу от Алтая. Основываясь на высоком уровне радиации, зоны поражения которой были расположены тремя кольцами, генетических изменениях в местных растениях и расположению деревьев, поваленных взрывом, некоторые современные исследователи пришли к заключению, что этот объект мог быть атомным космическим кораблём, незадолго до взрыва совершившим маневр над севером Центральной Азии — тем самым регионом, в котором, по мнению многих тибетцев, может находиться Шамбала. (В России он широко известен как Тунгусский метеорит. — прим. пер.)…

voin

Рис. Рудрачакрин, будущий царь Шамбалы, в последней битве с варварами.

Он едет на голубом коне и вонзает копьё в их предводителя.

(Ну, чем этот  Рудрачакрин  не якутский эпический с голубым конем («ко5оччор аттаах»)  богатырь? — прим. Л.Федоровой)

…По всему миру, от Тибета до Америки, встречаются напоминающие о Шамбале мифы — от туманных легенд о скрытых долинах до общеизвестных пророчеств о конце света. Некоторые из них прямо упоминают Шамбалу или говорят о подобных местах, скрытых в том же регионе; другие же не связаны с Шамбалой непосредственно, но несут то же послание — о царе-спасителе, мистическом путешествии или земном рае…

…В ходе исследования этих отношений выявятся самые распространённые и универсальные темы, которые покажут, на чём нам нужно будет сосредоточить своё внимание, когда мы обратимся к раскрытию более глубокого смысла самого этого скрытого царства.

Олмолунг ринг, бонский эквивалент Шамбалы. Царство окружено квадратом снежных гор. В центре возвышается девятиярусная гора, символизирующая девять путей религии бон. Подпись внизу даёт разные названия Олмолунг ринга, включая и Шамбалу.

Мы уже рассматривали один из мифов, имеющих прямое отношение к Шамбале — бонский миф о скрытой стране Олмолунг ринг. Согласно надписи на схематическом изображении этой страны, у неё есть несколько названий, и в Индии она известна как Шамбала. Подобно буддийскому царству, Олмолунг ринг хранит высшие из мистических учений и населён людьми, продвинувшимися на пути просветления. Он тоже лежит к северу от Тибета за великой стеной снежных гор, однако, имеет форму не круга, а квадрата. Внутри, как и в Шамбале, страну разделяют реки и другие естественные препятствия, и центральная область окружена множеством меньших царств с красивыми городами и парками. Вокруг внутреннего святилища размещаются восемь прямоугольных княжеств, расположенных подобно восьми лепестковым областям вокруг центральной части Шамбалы. В самом центре вместо дворца мы находим гору с троном царя Олмолунг ринга на вершине. Девять уровней священной горы, усеянных пещерами для медитирующих отшельников, представляют девять бонских путей к просветлению…

…Согласно пророчеству, примерно через 12000 лет, когда религия во всём внешнем мире вымрет, великий царь и учитель бон снова придёт из Олмолунг ринга. Однако, в отличие от будущего царя Шамбалы, он не поведёт последний бой с силами зла, и не установит золотого века. Он просто принесёт человечеству новую форму древних духовных учений, в которые он вдохнёт новую жизнь....

…Другой важный тибетский миф, упоминающий Шамбалу, направляет внимание к пророчеству о спасителе, который освободит мир от сил зла. Эпос о Гэсаре рассказывает историю героя, который возвращает принадлежащее ему по праву царство, выиграв в конном состязании, и отправляется уничтожить демонов в Тибете и победить варваров в таких удалённых странах, как Монголия и Персия. За столетия народные сказители и ламы добавили к первоначальному эпосу новые эпизоды и превратили его в средство распространения буддийских доктрин…

…Конь Гэсара, который скачет, чтобы вернуть царство и победить врагов, даёт ещё одно важное связующее звено между двумя мифами. Яснее всего оно заметно в видении одного ламы XIX в., в котором этот конь доставляет его в Шамбалу. Согласно некоторым версиям эпоса, конь Гэсара обладает сверхъестественной способностью летать и в действительности является воплощением известного бодхисаттвы.

…Миф, наиболее тесно связанный с Шамбалой, однако, происходит не из Тибета, а из Индии. Он предсказывает пришествие Калки, избавителя мира. Согласно индусским представлениям, мир проходит через повторяющиеся циклы упадка добродетели: каждый цикл начинается с золотого века совершенства и кончается тёмным веком разлада — таким, в каком мы живём сейчас. Время от времени, когда становится совсем плохо, Вишну, высший бог в индуизме, принимает божественные воплощения, в которых он борется с растущими силами зла и на время приостанавливает упадок нравственности и религии. В общем индусы верят, что в цикле должно быть десять таких воплощений, включая Раму и Кришну, божественных героев двух великих эпосов Индии, Рамаяны и Махабхараты. Девять уже исполнили свою миссию на земле, и только один ещё должен прийти — Калки аватара

… После победы над силами зла «Он восстановит на Земле праведность; и умы живущих в конце эпохи борьбы пробудятся и станут прозрачны, как хрусталь. Люди, изменившиеся таким образом благодаря этой особой эпохе, станут семенами человеческих существ, и дадут рождение расе, которая будет следовать законам золотого века чистоты. Сказано, что золотой век вернётся, когда Солнце, Луна, Юпитер и лунный астеризм Тишья будут в одном доме.

…В древности миф о блаженной стране на севере не был исключительной принадлежностью Индии. У скифов, кочевавших по степям Азии в первом тысячелетии до н. э., тоже были легенды о месте, подобном Шамбале и Уттаракуру, вероятно, такие же, как у индийцев. Они верили, что к северу от их земель, за странами, населёнными сначала известными им народами, а далее — племенами фантастических существ, возвышались Рипейские горы, уединённая область снега и тьмы, которую не может пересечь ни один смертный. По ту её сторону, ближе к Северному Полюсу, лежит страна, одарённая тёплым климатом, где Солнце всходило и садилось раз в году....

…Ламы говорят и о других путеводителях в Шамбалу, но их трудно найти, и может быть, их уже не существует. В предисловии к своей версии путешествия, Третий Панчен-лама упоминает путеводитель, написанный неким Мелунг ламой. Согласно его краткому изложению, сделанному этим панчен-ламой, он описывает маршрут, ведущий из западного Тибета на север, через верхний Хор и Сог — возможно, области монголов и уйгуров в районе Таримской котловины. Это путешествие в Шамбалу должно было занять два или три года пути…

…»Если путешествовать далеко на север, где живёт царица Кхом Кхом, там есть, как говорят, красивые леса и воды. Ещё севернее располагается царство Ли, самое большое из шести стран этой области. Нужно шесть дней продвигаться по большой дороге, ведущей вдоль Железных Гор. Там есть река Сита, текущая с запада на восток, по которой живёт народ хор. Обычно у них не бывает домов, и живут они просто в войлочных юртах. У юрт важных людей бывает две и даже три крыши. Для передвижения они пользуются верблюдами, 110 верблюдов составляют караван".

Народ хор, живущий по её берегам, вероятно, является кочевым народом тюркского происхождения, тогда как согпо, путешествующие по дороге в Шамбалу — это монголы, либо согдийцы из западного Туркестана.

…Однако к тому времени Рудрачакрин, двадцать пятый «держатель каст», взойдёт на трон и будет править Шамбалой уже несколько лет. Согласно одному тибетскому комментарию, знаменуя начало его правления, с неба упадёт железное колесо — оттого и его имя — «Гневный с колесом».

...Однако некоторые ламы считают, что варвары на самом деле вторгнутся в Шамбалу, будь то с помощью научных или иных средств. Кхемпо Лоду Зангпо считает, что они перелетят через снежные горы на самолётах и устроят над царством воздушный бой. Некоторые участвующие в этом столкновении самолёты упадут в реку, протекающую возле дворца в центре Шамбалы, и её воды станут красными от крови. Разгневанный при виде этого Рудрачакрин решит уничтожить вторгнувшихся, осквернивших его царство.

…Другой лама, Дардо ринпоче, от своего учителя в Тибете слышал следующее пророчество. После того, как варвары объединятся, злой дух, которому они поклоняются, скажет им, что они ещё не самая великая сила на Земле, и что существует царство Шамбалы. Открыв, где она скрывается, они приступят к прорубанию дороги через заснеженные горы, окружающие царство. К тому времени много снега растает, что сделает их задачу намного проще. Когда варвары достигнут Шамбалы, их вторжение не будет беспокоить царя, пока они не попытаются поразить его в сердце копьём, когда он будет прогуливаться по террасе своего дворца. Невредимый, но разгневанный, он обойдёт три раза вокруг оскорбившего его оружия, а затем начнёт последнюю битву.

…Согласно Самдонгу ринпоче, варвары используют для перелёта через внешнее кольцо гор, окружающих Шамбалу, летательные аппараты из железа. Захватив внешнюю часть царства с восемью лепестковыми областями, они обратят своё внимание к центру и в течение многих лет будут пытаться преодолеть более высокое, внутреннее кольцо снежных гор, скрывающих центральную область. После многих неудачных попыток они всё-таки преодолеют эту преграду и достигнут столицы, Калапы. Будучи сострадательным и не желая никому зла, Рудрачакрин приветствует варваров и пригласит их царя править вместе с ним. Несколько лет они будут сидеть на одинаковых тронах, но затем варварский царь попытается убить Рудрачакрина и сделаться единоличным властителем Шамбалы. Тогда неизбежное столкновение, наконец, произойдёт. Самдонг ринпоче считает, что весь этот процесс — от начала вторжения до последней битвы — займёт около пятидесяти лет.

Поскольку варвары достигнут предела возможного в материальном оружии и силе, Рудрачакрин должен будет победить их духовными средствами. Согласно комментарию к калачакре, «Недвижим, как гора, он войдёт в медитацию о Лучшем из Коней».

…Что касается летающих каменных коней, то ламы склонны интерпретировать их как самолёты. Согласно Чопгье Тричену ринпоче, тут имеется в виду нефтяное топливо, потому что нефть выступает из камней. Другие считают, что тут говорится о металле самолётов. Во всяком случае, духовная сила, происходящая от медитации на Лучшем из Коней, позволит Рудрачакрину материализовать любые виды оружия и транспортных средств, которые варвары построят с помощью науки и технологии.

…После победы Рудрачакрин распространит своё правление на весь мир и установит золотой век. Всякая борьба закончится, и вся Земля станет мирным продолжением Шамбалы. Людям больше не придётся зарабатывать на хлеб: на деревьях появятся фрукты, а зерно будет расти без всякого возделывания. Все будут жить по сто лет, и им не будут угрожать ни войны, ни болезни. Вне зависимости от того, приведут ли они людей к освобождению в этой жизни, все сделают большой духовный прогресс и приобретут чудесные силы, такие как способность, проходить за день чрезвычайно большие расстояния. Люди станут также очень сведущи в науке и технологии, но будут использовать их только в мирных целях».

Теперь самое интрегующее — наступает момент сравнения выделенных фрагментов с заменой слова ШАМБАЛА на ЗЕМЛЯ ОЛОНХО  и соответсвующей редакцией некоторых слов, согласно якутскому произношению и традиции.

Шамбала Земля Олонхо
1 Шамбалу сами тибетцы искали где-то в другом месте Землю Олонхо сами якуты искали где-то в другом месте
2 Шамбала  как восьмилепестковый лотос, окружённый ожерельем снежных гор Земля Олонхо  — восьмиободная-восьмикрайняя мать-земля, окружённая ожерельем снежных гор
3 люди Шамбалы скорее воспользуются всем, даже развлечениями и роскошью семейной жизни, в качестве средства достижения просветления люди Земли Олонхо скорее воспользуются всем, даже развлечениями и роскошью семейной жизни, в качестве средства достижения просветления
4 в Шамбале они сохраняют некоторые человеческие недостатки и иллюзии, но их гораздо меньше, чем у людей внешнего мира. Все они, однако, стремятся достичь просветления и воспитать своих детей в таком же духе на Земле Олонхо  они сохраняют некоторые человеческие недостатки и иллюзии, но их гораздо меньше, чем у людей внешнего мира. Все они, однако, стремятся достичь просветления и воспитать своих детей в таком же духе
5 в Шамбале  религия не была буддизмом на Земле Олонхо  религия не была буддизмом
6 Шамбала — это Олмолунг Земля Олонхо  — это Омолун
7 в Шамбале важное столкновение, имевшее место в Центральной Азии между буддизмом и некой чуждой религией  откуда-то из Центральной Азии на Земле Олонхо, в Центральной Азии, было важное столкновение, имевшее место между некой религией  Центральной Азии и буддизмом
8 и Россия, и Шамбала лежат к северу от Тибета, это должна быть одна и та же страна и Россия, и Земля Олонхо  лежат к северу от Тибета, это должна быть одна и та же страна
9 как Шамбала — царство, где полно рек, гор, храмов и городов, может оставаться скрытым от обнаружения со спутников и самолётов? как Земля Олонхо  — царство, где полно рек, гор, храмов и городов, может оставаться скрытым от обнаружения со спутников и самолётов?
10 варвары разовьют возможности и средства найти скрытое царство  Шамбалы Варвары (имеется ввиду «западная цивилизация»–прим.Фед.) разовьют возможности и средства найти скрытое царство  Земли Олонхо
11 большинство верят, что Шамбала находится в Сибири большинство верят, что Земля Олонхо  находится в Сибири
12 в Шамбале гора Меру в тысячи миль высотой, подножие которой находится в аду, а вершина — в раю на Земле Олонхо мировое дерево-гора – Аал Луук мас в тысячи миль высотой, подножие которой находится в аду, а вершина — в раю
13 Шамбала -  Страна Снегов Земля  Олонхо  -  Страна Снегов
14 Шамбала где-то среди просторов Сибири. Некоторые тибетцы под Страной Снегов понимают северную Сибирь Земля Олонхо  где-то среди просторов Сибири. Некоторые тибетцы под Страной Снегов понимают северную Сибирь
15 Шамбала является древним царством, давно ставшим легендой Земля  Олонхо  является древним царством, давно ставшим легендой
16 в Шамбале буддизм смешался с тюркскими идеями на Земле Олонхо  буддизм смешался с тюркскими идеями
17 в Шамбале уйгурское царство Кхочо на Земле Олонхо  имееься местность Хочо
18 в Шамбале выделили Хотан, самый большой и плодородный оазис на Земле Олонхо  хотон – самая большая и  плодородная часть стойбища, поселения
19 Шамбала орошаема тающими снегами Кунь-луня Земля Олонхо -  орошаемая тающими снегами Кун Улуhа
20 один индийский принц III в., ослеплённый своими соперниками, бежал со своей родины, пересёк горы и основал в Шамбале  местную династию Хотана один индийский принц III в., ослеплённый своими соперниками, бежал со своей родины, пересёк горы и основал на Земле Олонхо  местную династию.
21 представитель рода Будды, Шакья Шамбха, был вынужден бежать от врагов на север от Индии в Шамбалу представитель рода Будды, Шакья Шамбха, был вынужден бежать от врагов на север от Индии на Землю Олонхо
22 над малонаселённой областью Сибири к северу от Алтая, над севером Центральной Азии — тем самым регионом, в котором, по мнению многих тибетцев, может находиться Шамбала. (В России он широко известен как Тунгусский метеорит. — прим. пер.) над малонаселённой областью Сибири к северу от Алтая, над севером Центральной Азии — тем самым регионом, в котором, по мнению многих, может находиться Земля Олонхо  (Речь идет о месте падения Тунгусского метеорита в России на границе Якутии с Красноярским краем, в районе устий рек Нижняя Тунгуска и Вилюй – прим. Фед.)
23 Олмолунг ринг, бонский эквивалент Шамбалы Омолун, якутский эквивалент Земли Олонхо
24 в Шамбале в центре возвышается девятиярусная гора, символизирующая девять путей религии бон. на Земле Олонхо  в центре возвышается девятиветвестое дерево-гора, символизирующее девятиярусное небо
25 в Шамбале – Олмолунг-ринг хранит высшие из мистических учений и населён людьми, продвинувшимися на пути просветления Земля Олонхо  – Омолун хранит высшие из мистических учений и населён людьми, продвинувшимися на пути просветления
26 в Шамбале восемь прямоугольных княжеств, расположенных подобно восьми лепестковым областям вокруг центральной части Шамбалы. В самом центре вместо дворца мы находим гору с троном царя Олмолунг ринга на вершине. Девять уровней священной горы, усеянных пещерами для медитирующих отшельников, представляют девять бонских путей к просветлению на Земле Олонхо  восемь улусов, расположенных подобно восьми ободам  вокруг центральной части. В самом центре вместо дворца мы находим гору с мировое деревом  с троном царя Аар (Айыы) на вершине. Девять ветвей священного дерева-горы, представляют девять ярусов неба,   где восседают божества-айыы
27 Шамбала принесёт человечеству новую форму древних духовных учений, в которые он вдохнёт новую жизнь Земля Олонхо  принесёт человечеству новую форму древних духовных учений, в которые она вдохнёт новую жизнь
28 в Шамбале Эпос о Гэсаре рассказывает историю героя на Земле Олонхо  эпос о Нюргуне  рассказывает историю героя
29 в Шамбале конь Гэсара обладает сверхъестественной способностью летать на Земле Олонхо  конь Нюргуна  обладает сверхъестественной способностью летать
30 Раму и Кришну, божественных героев двух великих эпосов Индии, Рамаяны и Махабхараты. Девять уже исполнили свою миссию на земле, и только один ещё должен прийти — Калки аватара в Шамбалу Раму и Кришну, божественных героев двух великих эпосов Индии, Рамаяны и Махабхараты. Девять уже исполнили свою миссию на земле, и только один ещё должен прийти — Калки аватара  на Землю Олонхо
в Шамбале ближе к Северному Полюсу, лежит страна, одарённая тёплым климатом, где Солнце всходило и садилось раз в году — на Земле Олонхо, ближе к Северному Полюсу, лежит страна, одарённая тёплым климатом, где Солнце всходило и садилось раз в году
31 в Шамбале верхний Хор и Сог — возможно, области монголов и уйгуров в районе Таримской котловины на Земле Олонхо  верхние Хоро и Саха — возможно, области древних монголов и древних уйгуров
32 в Шамбале есть река Сита, текущая с запада на восток, по которой живёт народ хор на Земле Олонхо  есть река Ситтэ, текущая с запада на восток, по которой живёт народ хоро
33 в Шамбале народ хор, живущий по её берегам, вероятно, является кочевым народом тюркского происхождения на Земле Олонхо  народ хоро, живущий по её берегам, вероятно, является кочевым народом тюркского происхождения
34 в Шамбале варвары приступят к прорубанию дороги через заснеженные горы, окружающие царство. К тому времени много снега растает, что сделает их задачу намного проще на Земле Олонхо  варвары приступят к прорубанию дороги через заснеженные горы, окружающие царство. К тому времени много снега растает, что сделает их задачу намного проще
35 в Шамбале варвары используют для перелёта через внешнее кольцо гор, окружающих Шамбалу, летательные аппараты из железа на Земле Олонхо  варвары используют для перелёта через внешнее кольцо гор,  летательные аппараты из железа
36 в Шамбале нефтяное топливо, потому что нефть выступает из камней на Земле Олонхо  нефтяное топливо, потому что нефть выступает из камней
37 в Шамбале духовная сила, происходящая от медитации на Лучшем из Коней, позволит Рудрачакрину материализовать любые виды оружия и транспортных средств, которые варвары построят с помощью науки и технологии на Земле Олонхо  духовная сила, происходящая от медитации на лучшем из коней — Джесегей, позволит материализовать любые виды оружия и транспортных средств, которые варвары построят с помощью науки и технологии
38 в Шамбале люди станут также очень сведущи в науке и технологии, но будут использовать их только в мирных целях на Земле Олонхо  люди станут также очень сведущи в науке и технологии, но будут использовать их только в мирных целях

Примечания:

п. 1. Олонхо – якутский героический эпос,  древнее происхождение которого Центрально-Азиатское. Описывает южную страну-долину, окруженную снежными горами.

п. 6. Олмолунг-ринг  [ринг – тиб. форма оконч.] – название удлиненной формы солнечной долины бонцев, тибетцами произносится мягко — омолюн. Страна олонхо – солнечный улус-долина.

Омолун, омолон – названия рек и местностей Якутии, имя одного из родоначальников саха-якутов Омоллон. В паре омолун-чомолун означает высокий перевал с непроходимым ущельем. Счастливая благостная жизнь саха-якутами описывается как «жизнь в омоллоне — счастливый праздник» [омоллон оло5о – дьэргэстэй ыhыа5а]

п.7. В сюжетах олонхо описывается отречение верхними горными родственниками предков саха-якутов за прегрешения, возможно на почве концептуального конфликта религиозных мировоззрений – традиционного небесного, схожего с бон, с новым — буддизмом.

п. 13. Тибет переводится как страна снегов, по-якутски тибии, тибиэ – снежные заносы.

п. 17. Древний пласт этногенеза якутов – индо-иранский. Якутский язык относится к древнеуйгурской и древнеогузской группе языков. Название древнеуйгурского царства Кхочо и распространенные названия местностей, населенных пунктов Якутии Хочо (долина) могут иметь общие истоки.

п.18. На якутском яз. хотон – огороженный изгородью комплекс объектов животноводческого хозяйства, состоящий из построек – хлева, навесов, сараев и т.д., очаг плодородия.  В этом слове просматривается рудимент самого комплекса поселения людей со всеми функциональными объектами, т.к. половина хлева – жилое помещение самих хозяев.

п.19. Кунь-лунь – горная система, окаймляющая Тибет с севера, состоит из гребней вечных ледников. Страна олонхо Солнечный улус — Кун улуhа,  с севера окаймленный валами ледяного моря Муус Кудулу (не путать с ледовитым океаном – прим. Фед.)

п.20. Сюжет ослепления предводителя рода соперниками  имеется в огузском эпосе Кор-оглы и индийском эпосе Махабхарата, и в обоих случаях вариации имени ослепленного царя близки к имени ХороКхор, Кор, Хор или Кхуру, Хуру и т.д.

п. 21. За 4 тыс. лет до н.э. динлинский царь из долины Кунь-луня бежал со своими подданными на северную сторону пустыни Гоби и обосновался вблизи местности Балаганнах, в долине р. Ангара, на терр. совр. Читинской области. Известно, что его жена была иранского происхождения, так что данный сюжет может быть отголоском  этого события.

п. 22. В 1908 году, ранним утром 27 июня, в дни солнцестояния, во время летних ысыахов, когда на рассвете проводились медитативные обряды получения благопожеланий — алгыс, на западной границе Якутии с Красноярским краем, в районе рек Нижняя Тунгуска и Вилюй упал (взорвался) космический объект, вошедший в историю как «Тунгусский метеорит». Эта область является эпицентром самой крупной локальной геомагнитной аномалии северного полушария. И эта локальная геомагнитная «воронка» северного полушария – «Аал Луук мас», «притянула» в свою орбиту крупный космический плазмоид.  Все плато между реками Леной и Енисеем является зоной этой аномалии, потому и является по народным представлениям «местом силы» или в данном понимании «Шамбалой».

п. 26. Аар, Айыы – имя верховного бога в Олонхо, восседающего на вершине 9-ти ярусной мировойгоры.

п. 28. В детстве имя тибетского и могольского эпического героя Гэсэра – Нюргай.

п. 31 и 33. Хоро – имя одного из первопредков саха-якутов, название рода его потомков и местностей Якутии.

п.32. Ситтэ – название реки на западе Якутии, впадающей в Лену.

п.34. Во времена глобального потепления в Якутию приходит железная дорога.

п.35. В Якутии строится международный аэропорт.

п.36. Из Якутии тянется нефтепровод в страны АТР.

п.38. В Якутии реализуется национальный инновационный проект «Земля Олонхо», где будут разрабатываться и применяться новые технологии, применяемые для жизнеобеспечения людей в экстремальных условиях Крайнего Севера.

От автора. Слово «шамбала», ввиду отсутсвия шипящих звуков, в якутском языке звучало бы hампала или хампала, кхампала. В тибетском языке слово пишется по слогам шам-ба-ла, где  задняя приставка ла – окончание, подчеркивающее почтительность, и добавляемое к именам, названиям, особенно вершин горных перевалов. Ко мне, напрмер, тибетцы обращались исключительно «Лена-ла».   Если исключить эту приставку, то будет шам-ба или шам-па, при этом [па] — мужское окончание.

На якутском hампа хампа, кхампа. Т.е. слово, означающее цвет зелени — зеленый, например, зеленого перевала, травы, листьев березы, хвои, поляны и т.д. В Якутии много населенных пунктов с названием Хампа, и в Тибете имеется район Кхам-па, жители которого называют себя «кхампинцы».

Олонхо воспевает страну с вечным летом, где всегда солнечно и зелено. В комплексе «Земля Олонхо» будут подкупольные комплексы – дома, улицы, площади, где круглый год под куполом будет +20.  И даже зимой, когда стнаружи будет –50 градусов, в комплексе «Земля Олонхо» будет зелено и солнечно, празднично и счастливо.

Вот теперь, дорогой читатель, надеюсь, Вам стало понятно, почему мы позиционируем Землю Олонхо не больше, не меньше, как Северную Шамбалу.

Добро пожаловать в прекрасную духовную страну

Земля Олонхо – Северную Шамбалу!