Главная » Приложение №1

Приложение №1

к Концепции национального инновационного проекта создания комплекса «Земля Олонхо» Республики Саха (Якутия), утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от __ ноября 2011 года № _____

Философия архитектурной концепции

комплекса «Земля Олонхо»

Предпосылки и обоснование

Северо-Восточная Сибирь, в т.ч. Якутия, переживают процесс урбанизации малозаселенных, обширных и стратегических территорий. При этом все больше внимания уделяется влиянию архитектуры городов на формирование национальной, культурной самоидентификации населения региона. Особенно если эти города административные, исторические, культурные, промышленные центры национальных образований. В этом вопросе весьма актуальным является духовный аспект урбанизации, те изменения, которые урбанизация вносит и в духовную культуру социума.

Сегодня материальная жизнь города в целом исследуется многими конкретными науками. То же самое можно сказать и о духовной жизни города в ее отдельных аспектах. Философами, культурологами исследуются отображения целостного феномена города в духовном мире человека. Социологами исследуется связь урбанизации с нарастающей полиэтничностью крупных городов: урбанизация обычно сопровождается разрушением традиций, делая социальную среду более открытой и терпимой к разнообразным ценностям и формам поведения. Но в истории городов есть исключения и из этого правила. Они обусловлены мощью этнических закономерностей, которые до поры до времени ведут скрытую жизнь под наслоениями политических, экономических, религиозных процессов, но неизбежно оказывают свое воздействие в моменты социокультурных сдвигов.

Город, как и любой социальный организм, прежде чем возникнуть в реальном социальном пространстве, проходит легитимизацию в сфере культуры. Культура, выступая активным формообразующим фактором в социуме, репрезентирует эту идею, являясь стимулом для действия акторов. Таким образом, можно сказать, что идея, понятие, образ, а в целом — концепт города, трансформируясь в результате исторического развития национальной культуры и менталитета людей, оказывается активной формообразующей силой, «окультуривающей» социальное и географическое пространство.

Индустриальный город теряет свою религиозную представленность в духовной культуре и выступает в качестве пространственно-архитектурного образа, воплощающего в себе идеалы техногенной цивилизации: удовлетворения все возрастающих потребностей человека, покорения природы, рационального устройства общественного бытия.

Тем не менее в эпохи глобальных изменений, подъема религий, в периоды ожидания нового витка цивилизации в архитектуре городов возникают рецидивы первичного представления о мировом яйце – сферические купола или даже целые здания и сооружения. В периоды социокультурных сдвигов общекультурная установка на освоение наследия отнюдь не ограничивается официально декларируемыми адресами для подражания. Она может проникнуть в значительно более глубокие пласты бессознательного культуры и возродить архаические мотивы, появление которых кажется на первый взгляд необъяснимым.

Хотя научно-технический прогресс, несомненно, будет и впредь оказывать влияние на развитие архитектуры, сегодня можно утверждать, что эпоха технической революции в архитектуре уже позади, и что новые решительные изменения в архитектурной практике и теории, по-видимому, коснутся области социальных и культурных проблем зодчества.

Дальнейшее движение архитектуры предполагает возвращение мира архитектуры и архитектурных идей традиционных сооружений в культуру со всем ее богатством человеческих отношений и уникальностью места человека в мире космоса и природы.

Идея, понятие, образ традиционного сооружения, комплекса сооружений, трансформируясь в результате исторического развития национальной культуры и менталитета людей, становясь активной формообразующей силой, «окультуривающей» социальное и географическое пространство, становится кодом культурной идентификации социума.

С распадом советской идеологии, с 90-х годов в Якутии, Хакасии, Туве, Горном Алтае и других национальных субъектах России начался процесс культурного «резонанса» всего традиционного, в т.ч. и архитектуры традиционных сооружений.

В Якутии процесс начался с самых глубинок – традиционных улусов, поселений, наслегов и т.д. Декларативно при мощной поддержке государства повсюду и повсеместно восстанавливаются, возводятся православные храмы, часовни, объекты епархий и т.д. При поддержке различных мировых религиозных центров возводятся сакральные объекты и других религиозных учений и течений. Возрождение же традиционных обрядовых сооружений коренного, титульного населения, в основном, идет снизу, по инициативе и силами самих граждан, ветеранов и пенсионеров. Этот момент не может не влиять на межнациональные отношения коренного, титульного населения с пришлым.

Рождаемое и этим явлением, чувство социального неравенства, моральной неудовлетворенности, безысходности, до какого-то времени могут быть скрытными, но в определенные моменты могут вылиться и в открытые формы. Сегодня депрессивное состояние населения выражается в виде таких социальных недугов как алкоголизм, суицид, преступность и т.д.

В связи с этим, необходимо своевременно учитывать желание, исходящее из недр социума, инициативу населения – разработать программу по созданию сети традиционных обрядовых сооружений на должном государственном уровне.

С 2005 года, после признания ЮНЕСКО якутский героический эпос Олонхо нематериальным устным шедевром человечества, строительство Домов Олонхо, Балаганов Олонхо и т.д., стало массовым социальным явлением. Граждане строят их как частные в своих подворьях и дачах, так и в складчину общественные. Республиканская целевая программа «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо на 2009—2011 гг. и ее основные направления до 2015г.» предусматривает поддержку проектов, связанных с созданием этнографических комплексов, Домов Олонхо и т.д. Но программа затрагивает их содержательную часть, капитальное строительство не включает.

Подпрограмма «Создание Международного Центра Олонхо» также затрагивает содержательную сторону проекта. Между тем, именно этот объект должен стать институтом, систематизирующим и организующим общий процесс, наблюдаемый в социуме. А также задавать общие каноны архитектурной концепции Домов Олонхо, Балаганов Олонхо, обрядово-этнографических комплексов для проведения ысыахов и т.д.

Архаическая модель мироздания в якутской традиции

При строительстве традиционных сооружений необходимо обладать минимумом знаний по философии их архитектуры, каноны, архетипы якутской и мировой традиций.

Архаическая модель вселенной в якутской традиции представлена в единстве всех атрибутов сакрального комплекса.

Фото 1

Фото 1

Мировое древо, мировой столп, первичный жертвенный столб представлены в виде ритуального коновязя, на вершине которого традиционно оформляется в виде «чаши небесных вод» — кумысного кубка чорон (фото 1). Трехчастность, девятиричнось мироздания иногда передается вырезанием по стволу коновязя трех, девяти уступов, бугорков. Коновязь четко разбивается на три части — линией раздела верхнего мира — кубка чорон от среднего мира – верхней части ствола коновязя, и среднего мира от нижнего — верхней части коновязя от нижней плавным сужением по диаметру ствола или вырезанием линии бороздки для привязи небесного коня (фото 2-3).

В свою очередь, в форме ритуального кумысного кубка чорон границы между тремя мирами тоже четко зафиксированы: верхняя открытая часть – небесная чаша, которая плавно сужается и переходит в среднюю сферичную часть – мир земли, плавно уширяющуюся в центре, которая в свою очередь в нижней части опять сужается, обозначая переход в нижний мир, затем ножка чорона – нижний мир, также плавно уширяясь, опирается на поверхность (фото 4).

Главная трехпоясная юрта (Ус курдах Могол Ураса), символизирующая трехчастность мироздания, или трижды по три — девяти поясная, символизирующие девять небесных сфер, также предстает в виде мировой горы с внутренним сакральным пространством. Верхняя часть юрты открыта небу круглым отверстием, через которое видна неподвижная Полярная звезда с вращающимся вокруг нее звездным небосводом (фото 5-6)

Любая избранная для обитания местность организуется человеком в соответствии с первоначальными природными ориентирами и существующими поверьями, «космосизируется», а далее – oбyстраивается для спокойной жизни. Осознавалось, что «доброе» пространство («наш мир») должно быть замкнутым и потому безопасным для человека, а открытое – чуждым или даже враждебным.

Можно сказать, что возникновение городов всюду подчинялось полной формуле: «огораживание – городьба (стены) – город». Обособленное для жизни сакральное пространство отображало на земле, по представлениям древних людей, организованный космос. «Дорога к храму», т.е. к жилищу божества, в языческие времена и позднее, могла вести только внутрь сакрального пространства. При этом, непременно следует учитывать, что в эпоху позднего неолита, когда начался переход от присваивающего хозяйства к производящему, люди обретали выраженное мифологическое мировоззрение. Человек осознавал себя особой частью природы, отличной от других ее частей. Этот период характеризуется антропоморфизацией сил природы в образном строе. Всякая территория, занятая с целью проживания на ней или использования ее в качестве «жизненного пространства», предварительно превращается из «хаоса» в «космос».

Древние якуты выбранное особое сакральное место «космосизировали» — огораживали, внутри огороженного сакрального пространства возводили храм, жилище божества – главную юрту, мировое древо – главную коновязь, алтарь, жертвенник и т.д. Для них этот комплекс сакральных сооружений становился проекцией упорядоченного «космоса» на поверхности земли. И далее вблизи этого пространства они и обустраивали свою повседневную жизнь.

Постепенный переход древних якутов на полуоседлый уклад хозяйствования «зимник – летник» в суровых условиях Якутии, обусловил появление мест пригодных и удобных для долговременного проживания. Именно остатки старых стойбищ и поселений позднее стали обычными и хозяйственно целесообразными для использования новыми поколениями или мигрантами. Так возник и город Якутск возле древнего поселения якутов на берегу озера Сайсары.

Основные положения философии архитектуры

комплекса «Земля Олонхо»

Местность, где создается комплекс «Земля Олонхо» — окрестности озера Сайсары долины Туймаада, является сакральным местом для титульного населения Республики Саха (Якутия) — якутов. Древнее ее название «Кун Кёрээйи хотун хонуута», букв. «Долина госпожи Восходящее Солнце».

Народный писатель Якутии В.С. Яковлев-Далан, опираясь на материалы архивов, этнографии, исторических легенд, фольклора, в романе «Тыгын Дархан» описывает ысыах именно этой местности, называя ее «Киэн Кёрээйи эбэ хотун».

Потому и философия архитектуры комплекса «Земля Олонхо» должна быть выдержана соответственно традиционной философии сакральной архитектуры обрядово-этнографического комплекса — тусулгэ. Базой для реконструкции архитектуры обрядово-этнографического комплекса служит богатый материал самого олонхо. В олонхо четко описывается ситуационный план срединной земли, тусулгэ, где и как располагаются те или иные объекты, их функциональное назначение.

Описание ситуационного плана срединной земли олонхо

В олонхо описание тусулгэ (як. түhүлгэ) традиционно ведется как описание местности, открывающейся обзору героя эпоса – богатыря, спускающегося верхом по горному ущелью. Глазу героя издалека предстает красочная панорама: долина-алаас и нарядный круг тусулгэ, огороженное курее (як. күрүө) — изгородь из воткнутых вкруговую молодых березок чэчир, связанных нарядной ритуальной конской веревкой салама. На северной стороне долины расположен целый комплекс традиционных юрт – девять Могол ураса, восемь Далла ураса и т.д. В центре долины возвышается «до небес» мировое древо, Аал луук мас. На восток от мирового древа ряд нарядных ритуальных коновязей ведет к алтарю, на западной стороне описывается кумысное место с ритуальной утварью и пищей.

Происходит встреча народом героя, праздник ысыах по случаю его посещения. Ысыахи в олонхо проводятся по случаю проводов, побед, свадеб героев. Описываются, на какой стороне долины строятся жилище новобрачных, загоны, хозяйственные постройки, даются размеры объектов и сооружений, называется материал, из которого они строятся. Описывается, на какой стороне проживают мастера-кузнецы кудай бахсы, как правило, они прибывают с северо-восточной стороны «как огромная черная туча» и на несколько дней погружают средний мир в невообразимый шум строительства. Они возводят в долине для новобрачных — героев олонхо, родоначальников племени, «громадный сверкающий железный балаган», «громадный каменный амбар-дом», сооружают «величественные девять железных коновязей-сэргэ» и др.

Богатый эпический материал описания түсүлгэ, сооружений срединной земли олонхо необходимо использовать при разработке архитектуры комплекса «Земля Олонхо». Следует выдержать сакральную идею тусулгэ, его ориентацию по сторонам света, учесть время проводимых в комплексе массовых зрелищных мероприятий и обрядовых действий.

Срединный мир в олонхо – это прекраснейшая центральная предгорная удлиненная долина-алаас, окруженная грядой снежных гор, и восемью ободами-алаасами, также окаймленными ожерельем снежных гор.

Тусулгэ — это центральное место алааса, где вымаливается, опускается небесная благость, упорядочивается хаос, возникает космос. Это горизонтальная проекция вертикали мироздания.

Осевая линия тусулгэ (с севера на юг) имеет на севере объект — символ мировой горы, над которой расположена Полярная звезда — Могол юрту. В центре линии объект – символ мирового столпа, мирового древа Аал Луук мас, на юге символ «железных», «серебряных», «каменных» жилищ и построек родоначальников, построенные кузнецами кудай бахсы – комплекс модулей инновационного производственно-жилого поселения. Осевая линия восток-запад ориентирована на линию восхода солнца во время летнего солнцестояния для проведений традиционных обрядов встречи солнца.

При разработке архитектурной концепции комплекса «Земля Олонхо», необходимо учесть опыт проектирования, строительства и эксплуатации оснований фундаментов в Якутске. Необходимо добиться полного исключения негативного влияния человека на вечную мерзлоту, окружающую среду и агрессивной среды на человека. Применение инновационных материалов и технологий должно позволить построить автономные модули кластера, пригодные для работы и проживания в экстремальных условиях. Рекомендуется разработать принципиально новый, инновационный подход в разработке технологий для строительства дорог, улиц, прокладывания инженерно-коммуникационных сетей комплекса.

Архитектурно-ландшафтная концепция Кластера через призму научно-инновационных, технологичных решений должна выражать философию Олонхо, обеспечивать сохранность вечной мерзлоты, окружающей природы.

При разработке техзаданий, условий открытого архитектурного конкурса, рекомендуется ориентироваться настоящей философией архитектурной концепции комплекса «Земля Олонхо.

Фото 2

Фото 2

Фото 3

Фото 3


Фото 4

Фото 4


Фото 5

Фото 5


Фото 6

Фото 6

Согласовано:

Доктор философских наук, профессор СВФУ им. М.К. Аммосова

В.Д. Михайл

Доктор филологических наук, профессор СВФУ им. М.К. Аммосова

В.В. Илларионов

Доктор философских наук, профессор ФГОУ ЯГСХА

К.Д. Уткин

Доктор исторических наук, профессор СВФУ им. М.К. Аммосова

А.Н. Гоголев

Доктор социологических наук, проректор по научной работе АГИИК

У.А. Винокурова

Доктор экономических наук, директор ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова

Н.В. Охлопкова

Доктор архитектуры, профессор ЯГИТИ

К.Г. Туралысов

Кандидат исторических наук, зав. Музеем истории академической

науки Якутии им. Г. П. Башарина

П.П. Петров

Исполнительный директор ЯРОО «Ассоциация Олонхо»,

заместитель директора ГУ «Театр Олонхо»

Л.В. Федорова

_________________