Главная » Статьи

Повлияет ли успех на «Зодчестве» на наше жизненное пространство?

2 ноября 2016 Просмотров 438

С 14 по 20 октября на территории бывшей текстильной фабрики «Трехгорная мануфактура» в Москве состоялся XXIV Международный фестиваль «Зодчество». Якутские архитекторы почти ежегодно участвуют в этом конкурсе, но еще ни разу не завоевывали «Золотой диплом». В 2013 году архитектор Геннадий Попов получил премию Владимира Татлина за проект въездного знака в Якутск. Это был самый большой успех якутской архитектуры на «Зодчестве». А через год в Якутске состоялся международный конкурс на ландшафтно-архитектурную концепцию проекта «Земля Олонхо». Стоит ли говорить о том, что это стало самым значимым архитектурным событием в республике, за которым последовал очередной успех на «Зодчестве-2016».  На церемонии награждения председатель оргкомитета фестиваля, президент Союза архитекторов России Андрей Боков отметил, что эту победу можно объяснить попыткой осмыслить национальную идентичность через архитектуру в проекте комплекса «Земля Олонхо». «Это очень важно, что впервые народ продемонстрировал потребность выразить свою картину мира через архитектуру», — сказал Андрей Боков. 

Якутские проекты представляли на фестивале заместитель министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Галина Новикова, главный архитектор г. Якутска Ирина Алексеева, директор Фонда «Проектная компания комплекса «Земля Олонхо» Лена Федорова, руководитель отдела архитектуры и градостроительного планирования Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Семен Сергеев. Мы поговорили с Семеном Афанасьевичем о фестивале, наших проектах, конкурентах и новых тенденциях в архитектуре.

— Семен Афанасьевич, на «Зодчество» вы попали впервые?

— Работая в Министерстве архитектуры и строительного комплекса впервые. А как практикующий архитектор института «Сахапроект» представлял свои работы на фестивале и даже получил диплом от Президента Союза архитекторов России. В то время я только мог мечтать, что буду стоять на главной сцене фестиваля и получать высшую награду «Зодчества». Можно сказать, что в этом году моя давняя мечта реализовалась, так как мне выпала приятная честь получить от имени нашего министерства, от имени республики «Золотой диплом» смотра- конкурса «Градоустройство». В этом разделе приняли участие 17 регионов. Мы подали заявку на номинацию «Мероприятия», где представляются региональные и муниципальные мероприятия, конференции, конкурсы, проведенные регионом в течение трех последних лет.

IMG_1805

К сожалению, участие региона на этом фестивале происходит не каждый год. В последний раз выставка была организована пять лет назад, когда мы отмечали 75-летие строительного комплекса республики. А в этом году отметили 80-летний юбилей, и несмотря на многие трудности мы обязаны были выступить регионом и представить на конкурс работы своих коллег. Это удалось при поддержке нашего Правительства республики и ОАО «Сургутнефтегаз», который также ведет активную политику в развитии пространственного развития территорий Якутии.

— Что подразумевается под мероприятиями?

— По сути это является подведением итогов по организации мероприятий, проведенных за эти годы, связанных с пространственным развитием территорий. Были представлены работы Министерства культуры и духовного развития РС(Я), Министерства образования РС(Я), городского округа «город Якутск» и Союза архитекторов Якутии. Такие как архитектурные конкурсы и мероприятия, связанные с созданием архитектурно-этнографических комплексов для Ысыаха Туймаады, ысыахов Олонхо в улусах. Всего было показано 13 мероприятий, среди которых самым масштабным и главным был международный конкурс на ландшафтно- архитектурную концепцию комплекса «Земля Олонхо». Также был представлен открытый архитектурный конкурс на разработку эскизного проекта Парка высоких технологий (IТ-парк) в Якутске, расположенный в составе «Земли Олонхо». Одним из крупных мероприятий является конкурс на разработку эскизных инновационных проектов дошкольных образовательных организаций для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, организованный Правительством республики совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 году. Некоторые проекты победители этого конкурса сейчас находятся на стадии реализации.  Кроме этого очень широко и разнообразно были представлены мероприятия г. Якутска, такие как конкурсы на развитие центральных площадей Ленина и Орджоникидзе, конкурс на разработку архитектурной концепции комплексного благоустройства и перспективного развития городского канала в Якутске, городской конкурс на разработку архитектурно-художественной концепции благоустройства и озеленения в Якутске в рамках подготовки к играм «Дети Азии», конкурс на создание концепции развития общественных городских пространств и озеленения в Якутске. Последний проходил под руководством тьюторов – специалистов по ландшафтной архитектуре из России, Голландии и США. Кроме этого был представлен открытый конкурс эскизных проектов и идей по благоустройству и развитию городского Парка культуры и отдыха с использованием элементов «Универсального дизайна».

IMG_1878

Все эти мероприятия проходят с участием Союза архитекторов Якутии под руководством главного архитектора Якутска Ирины Дмитриевны Алексеевой. Отдельная тема в экспозиции была посвящена Декаде архитектуры и дизайна Союза архитекторов Якутии.  Ежегодно активное участие в ней принимает Детская студия архитектуры и дизайна при Союзе архитекторов Якутии. Студия также выставила работы своих учеников на «Зодчестве» и была отмечена грамотами фестиваля.

— Какие интересные идеи вы для себя увидели?

— Во время фестиваля проходят различные семинары и лекции. В этом году обсуждали тему создания современной городской среды, поднятую премьером Дмитрием Медведевым. Есть даже поручение Правительства Российской Федерации по этому вопросу, и на ведущие специалисты по урбанистике выступали на эту тему. Урбанистика – это комплексный анализ и изучение проблем, связанных с функционированием и развитием городских территорий. Сегодня много институтов, которые занимаются вопросами урбанистики, такие как Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», архитектурная школа МАРШлаб, Высшая школа экономики и т.д. Они предлагают, как реализовывать проекты, как привлекать туда инвесторов. Например, при создании общественных пространств должны учитываться интересы общественности, эксплуатирующих организаций, бизнесменов, органов власти и т.д.  Но основная идея общественных пространств — все должно быть удобно для человека. Если на проектируемой площадке протоптана тропинка, значит это самая оптимальная дорожка для жителя микрорайона. По этой тропинке проектируется тротуар. Широко используют социологические опросы разных слоев населения, и с учетом этого выстраивают общую концепцию застройки территории.

Было интересно познакомиться с готовыми реализованными проектами в Москве, так называемыми кейсами по благоустройству набережных, скверов, территорий жилых микрорайонов. Малые архитектурные элементы (скамейки, фонари, детские площадки и т.д.) проектируются креативно, оригинально. При этом подчеркивается то, что нестандартные решения не приводят к удорожанию стоимости строительства, а реализовываются за счет дизайнерских решений.

Что меня удивило, так это то, что частные застройщики в Москве сами заинтересованы создавать современную городскую среду в жилых комплексах. Инвестор заказывает концепцию дизайна дворового пространства, и реализовывает его в полном соответствии с проектом. На семинаре был презентован жилой комплекс «Маяковский», где тема поэта прослеживается во всех элементах квартала. Даже на асфальте выложены строки стихов красными буквами из бетона.

IMG_2213

— Сейчас проектируя новое, стараются сохранить историю, атмосферу места. Сам фестиваль проходил в заброшенном здании Трехгорной мануфактуры. Видимо, в этом есть своя концепция?

— Да, «Зодчество» из года в год проходит на разных площадках. Когда-то фестиваль проходил в выставочном центре «Манеж», а в этом году была выбрана территория комплекса Трехгорной мануфактуры. Это комплекс бывших производственных помещений текстильной фабрики в центре Москвы. Традиционно на выбор площадки влияет девиз фестиваля, который в этом году звучит так — «Пространство потом». Тема фестиваля раскрывает несколько смыслов:

Во-первых, это “пространство будущего” — пространственное развитие страны, как часть государственной стратегии. Как архитектуре стать эффективным инструментом решения ключевых задач власти, бизнеса и общества, особенно в кризисное время? Как могла бы выглядеть наша среда обитания в ближайшем будущем?

Во-вторых, это провокация вопроса “а что сначала?” Какие вызовы ставит перед архитектурой сегодняшний день? Как должна на них реагировать наша профессия? Какие решения может предложить архитектор для создания полноценной, живой среды? Способен ли он стать инициатором комплексного подхода, формирующего не только пространство, но и его содержимое?

В-третьих, это продолжение темы реновации наследия, наделения новыми, актуальными функциями существующих пространств. Как оживить заброшенные территории? Как сделать их точками роста новой городской экономики?

Территория Трехгорной мануфактуры была оживлена проведением в нем фестиваля. При этом возрастает интерес инвесторов к таким местам. Рядом открываются кафе, рестораны и различного рода центры притяжений бизнеса. Интерьер был выстроен с минимальными вложениями — невыкрашенные стены, открытые конструкции. В таком пространстве оборудованы аккуратные павильоны, подсветка, и интерьер заиграл совсем по-другому. Совет главных архитекторов субъектов регионов провели в помещении подвального типа, с открытыми коммуникациями и дизайнерским способом дали жизнь этому помещению. В таком полумраке прошло совещание, где были обсуждены очень серьезные вопросы.

Исходя из темы фестиваля были выбраны основные победители конкурсов. Главную премию «Хрустальный Дедал», которая вручается в номинации «Архитектурные постройки 2014—2016 годов», получило здание Военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Авторский коллектив под руководством московского архитектора Сергея Викторовича Гнедовского реконструировал заброшенное здание в музей. Комплекс практически сливается с природным ландшафтом, гармонично вписываясь в пространство. Премию Владимира Татлина «Архитектурное произведение 2014—2016 годов. Проекты» завоевала архитектурная группа ДНК за проект реконструкции корпуса машиностроительного завода на Красной Пресне. Производственное здание они переделали в жилой комплекс «Рассвет Loft studio».

IMG_2294

— Наш Геннадий Попов несколько лет назад взял эту премию.

— Да в 2013 году он получил ее за въездной знак Якутска в виде стилизованного острога.  Это очень высокая премия, которую якутские зодчие получили единственный раз. Будем надеяться, что объект будет построен и сможет претендовать на главный приз  «Хрустальный Дедал».

Если говорить о нашем успехе, то впервые регион завоевал «Золотой диплом». Это считается высшей наградой, потому что среди регионов в этой номинации мы оказались первыми. Второе место заняла Воронежская область, третье — Хабаровский край. После награждения члены жюри раскрыли секрет, что выбор победителя вызвал большие споры, и удача в этот раз была на нашей стороне.

— Чем же взяли?

— Я считаю, что благодаря нашей общей работе: органов государственной власти республики, городского округа города Якутска, Союза архитекторов Якутии. Республика показала, что проводит много архитектурных конкурсов, показала высокое качество представленных проектов. Самое главное, продемонстрировала, как мы сохраняем свою самобытность. Этот момент отмечали многие участники фестиваля. Президент Союза архитекторов России Андрей Боков на торжественной церемонии начал свое выступление именно с нашего региона: «Якутия сохраняет свои традиции и культурную самобытность и это воплощается в архитектуре». Он подчеркнул, что самобытность должна проявиться в комплексе «Земля Олонхо», где предпринята попытка материализовать олонхо в архитектуре.

Немаловажную роль сыграли оформление павильона в национальном стиле, презентация экспозиции. ООО «Дизайн студия Уран» изготовила декоративное сэргэ, Театр Олонхо помог подготовить сценарий и обеспечил национальными костюмами. Любовь Борисова  подготовила прекрасный видеоролик, Алиса Саввина из ансамбля «Айар5ан» прекрасно сыграла на хомусе, фирма «Киэргэ» украсила наших выступающих своими изысканными изделиями. Конечно, хочется всех поблагодарить, в том числе и всю нашу группу поддержки в лице делегации от Республики Саха (Якутия).

— Какие проекты вас впечатлили?

— Красноярск представил очень интересный проект. Город расположен на двух берегах Енисея, и между ними находится остров Татышево, по конфигурации напоминающий  наш Зеленый луг. Этот остров организован в зону отдыха с очень изящными элементами благоустройства, прогулочными зонами, набережной. Все основные конструкции сделаны из дерева, и очень гармонично вписались в окружающую среду. Музей-заповедник «Куликово поле» тоже очень понравился. Хочется отметить проект агро-туристической базы, который впечатлил оригинальностью идеи. С одной стороны, это база отдыха, а с другой, тепличное хозяйство. К зданию гостиницы сблокирована теплица. Человек приехал отдохнуть – прямо с гостиницы зашел в теплицу, а там экологически чистые огурцы, помидоры. Почему бы у нас такое не реализовать?

IMG_1831

— После фестиваля пришли какие-то новые мысли насчет нашей архитектуры? Возможно, пора что-то менять?

— Всегда задавался вопросом – как архитектуру города поднять до уровня мировых стандартов или центральных регионов России. Но в последние годы посещая различные архитектурные мероприятия прихожу к мнению, что не надо стремиться к чьим-то стандартам, к моде в архитектуре. Надо развивать свое направление, именно национальную архитектуру. Сейчас каждый должен подчеркивать свою особенность, свою самобытность. Даже теплотрассы, которые расположены у нас по всему городу, являются нашей особенностью. Если их облагородить, то будет смотреться совсем по- иному и это все должно стать нашей самобытностью.

— Говорим об этом уже давно…

— В дни фестиваля мы встретили землячку-аспирантку Вику. Она в Москве работает над кандидатской диссертацией, связанной с оформлением инженерных коммуникаций в городской среде. Очень интересно посмотреть результаты этой работы. У нас очень много проблем, отличающихся по характеру от центральных регионов России. Почему так много пыли в Якутске? Потому что у нас совершенно другая система водоотведения. В центральных городах вода с дороги сразу попадает в коллектор, и это избавляет от пыли. У нас вода собирается по дорожному полотну, потом попадает в лоток, а грязь оседает прямо на дороге и превращается в пыль.  В Якутске очень ровный рельеф, поэтому необходимо разработать свою систему водоотведения. Так и по теплотрассам необходимо принять свои стандарты и нормативы, но обязательно с учетом оформления внешнего вида конструкций.

— И сваи могут выглядеть как элемент архитектуры?

— Со сваями ничего не сделаешь. Но появилась хорошая практика, когда первые этажи стали поднимать выше. На улице Ойунского напротив Роспотребнадзора есть жилой дом, у которого первый этаж полностью стоит на колоннах. Жилые квартиры и помещения соцкультбыта находятся на втором этаже и выше. На первом этаже расположен только подъезд с размещением входной группы почти на уровне отметки благоустройства. По этому аналогу можно было бы поднять все наши дома, и в подъезд входить с уровня земли. Вот тогда и решится вопрос строительства пандусов в жилых домах и частично проблема недостаточности парковочных мест.

Этот же вариант застройки можно применять и в строительстве общественных зданий.   Такой пример можно увидеть в здании старого корпуса Строительного рынка в Якутске. Часть этого здания поднята до уровня второго этажа, и внизу расположены парковки.  Вторая половина здания выстроена со смещением на половину этажа, что позволяет подниматься от блока к блоку на половину этажа. Это удобно для покупателей в малых торговых центрах.

— Архитектура — это прежде всего функциональность. А в северной архитектуре надо исходить из особенностей климата…

— Да. Удобство и стилистика должны быть в гармоничном равновесии. На «Зодчестве» прошел семинар-лекция «100 вопросов к архитектору», где участвовали студенты. Прозвучал вопрос: какой стилистики нужно придерживаться при проектировании? «Определенной стилистики, которой должны придерживаться не может быть. В первую очередь здания гармонично должны вписаны в пространство», — ответил архитектор. Как таковой стилистики, которая бы превалировала, сейчас нет. Везде своя ситуация. В Якутске разные времена оставили свои следы. Наши архитекторы давно поднимают вопрос о создании северной, якутской архитектуры и это правильно. Но это может выстраиваться целыми эпохами.  Сейчас многие наши студенты и практикующие архитекторы смотрят журналы, стараются проектировать как западные архитекторы. А почему мы должны так проектировать? У нас есть своя культура, своя самобытность и мы должны ориентироваться именно на эти тенденции.

Елена ЯКОВЛЕВА.

Фото из архива Семена СЕРГЕЕВА.