Главная » Статьи

Архитекторы разные, идея одна

19 апреля 2014 Просмотров 1 654

10-11 апреля в Стеклянном зале Саха театра прошел семинар для участников второго этапа международного архитектурного конкурса на эскиз-идею проекта «Земля Олонхо. На семинаре выступили руководители проекта Андрей Борисов и Лена Федорова, эксперт проекта Сергей Журавлев (Москва), главный архитектор г.Якутска Асам Степанов, академик Академии духовности, народный мастер Борис Неустроев-Мандар Уус, председатель Союза архитекторов РС(Я) Ирина Алексеева, директор ЗАО «ДОКА» Анатолий Айрапетянц (Москва), директор ЗАО «ТРАНЗАС» Николай Горожанкин (С-Петербург), главный инженер ОАО «Водоканал» Георгий Варфоломеев, генеральный директор ОАО «ЯПНИИС» Ольга Матвеева и конечно, архитекторы. Это представители десяти консорциумов и компаний, которые будут участвовать в разработке проектов.

Общая тема разговора – как все может выглядеть с точки зрения архитектуры, традиционного мировоззрения, решения театрального пространства, наполнения интерактивным содержанием, инженерных сетей, технической безопасности.

Руководитель проекта Андрей Борисов рассказал о большой работе, которая предшествовала проведению конкурса. Визуализация территории, которую сформулировали концептуально и которую все эти годы обсуждали, станет важным шагом для ее реализации. Этот момент подчеркнул Андрей Борисов, сказав, что архитекторы создадут новое пространство культуры для народа республики. Но тут важно понимать, что содержательное, смысловое наполнение комплекса и в первую очередь Дворца Олонхо будет зависеть от его руководителя. О чем он тоже говорил, напоминая о скоротечности времени.

Архитектурные компании и консорциумы постарались дать максимальную информацию о себе, выстраивая свой рассказ вокруг наиболее удачных проектов. Основной акцент архитекторы делали на комплексных, ландшафтных проектах, использовании материалов и местных традиций. Но на первый план в любом случае выходила эстетика, которая вырастает из всех этих категорий.

IMG_0902

Так представитель консорциума Fuksas&Сахапроект Илья Евстигнеев начал свою презентацию с проекта аэропорта в Шеньчжене. Проект реализован в 2013 году и теперь является четвертым по величине аэропортом в Китае. «Все стремятся теперь приземлиться в этом аэропорту», — говорил Илья Евстигнеев, подчеркивая необычность и авангардность сооружения. Структура этого огромного здания состоит из металла со световыми фонариками снаружи. Глядя на видеоряд, трудно понять, металл это или белый пластик – все выглядит настолько легким и цельным, что страшно подумать, какие технологии за всем этим стоят.

Впечатлили и другие реализованные проекты итальянской кампании, среди которых Национальный архив во Франции, Центр госсуслуг в Тбилиси, головной офис Ферарри в Италии, магазин Армани в Токио. В дизайне последнего звучат восточные традиции – тема бамбука использована на фасаде и в интерьере. «Мы придаем большое значение деталям, вплоть до ножек стула», — говоря это архитектор, продемонстрировал внутренний интерьер магазина Армани в Нью-Йорке. Здесь интерьер становится архитектурой.

Второй участник консорциума институт «Сахапроект», который представлял генеральный директор Прокопий Романов. Институт уже несколько лет сотрудничает с проектом и для презентации комплекса на ЭКСПО-2010 в Шанхае разработал вариант эскиз-идеи «Земли Олонхо». Проект был отмечен дипломом первой степени в Национальном конкурсе «Зодчество». Как сказал Прокопий Романов, работая над этим вариантом, они связали комплекс с каркасом города и с идеей мирового древа.

IMG_0905

Владимир Коновалов, представляющий нидерландскую компанию MECANOO, начал свой рассказ с директора фирмы Фрэнсин Хубейн. Эта удивительная женщина в 1984 году в Делфте создала компанию, которая сегодня имеет свои офисы в четырех континентах. Основной девиз компании – не использовать успешные идеи в следующих проектах, чтобы избежать монотонности. Благодаря чему все проекты MECANOO уникальны. Самый успешный из последних проектов библиотека в Бирмингеме в Великобритании. Когда Владимир Коновалов говорит, что им удалось с помощью этой библиотеки реанимировать депрессивную обстановку в Бирмингеме, то в это трудно поверить. Мы не привыкли к тому, что в депрессивных местах создаются такие шикарные сооружения. Здание сделано из прозрачного стекла и буквально завернуто в тонкую металлическую филигрань. Поистине только материалы и новейшие технологии могут быть отправной точкой для красоты и эстетики. Грандиозный амфитеатр в передней части здания навеял мысли о том, что пространство культуры и искусства становится все более разнообразным. Оно может выходить на улицы, соединяться с различными функциональными зонами. Как сказал архитектор, главное избегать монотонности.

Среди узнаваемых проектов — реконструкции Мемориальной библиотеки Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне и Технической библиотеки в Нидерландах. Сейчас компания заканчивает строительство Центра театрального искусства в Тайване. В России МЕСАНОО разработала мастер-план для иннограда Сколково, а на днях презентовала проект Международного финансового центра в Москве.

«Якутяне сделают гигантский шаг в организации среды, пересмотрят свои ценности, градостроительные правила», — сказал гендиректор института «Якутагропромпроект» Федор Шишигин. Якутский институт выступает в консорциуме с компанией Vittorio Grassi Architetto. Эту итальянскую компанию презентовал представитель московского офиса Павел Попов, который сразу сказал, что родом он из Новосибирска и имеет опыт работы в Эвенкии. Прежде чем приступить к теме севера Павел Попов рассказал о победе итальянской компании в крупном конкурсе на проект комплексной застройки в Самаре. Компании удалось обойти сто конкурентов, благодаря аккуратному отношению к местному контексту.

— Но здесь контекст гораздо сложнее. Якутия воспринимается европейцами через площадь и недра. Но мы попытаемся понять ее через свой опыт. Хотя если навязывать свой опыт на вечной мерзлоте – вряд ли такое сооружение будет долго существовать. Быть уверенным, что можно предложить здесь новый путь архитектуры – это самообман. Можно только предложить что-то для размышлений, — сказал Павел Попов.

Архитектор подчеркнул, что основная задача комплекса привлечение молодого поколения, которое путешествует по миру и для которого форма важнее содержания. «Поэтому тема олонхо должна быть решена в современных формах и технологиях. Понимая сложность задачи, Виторрио Грасси решила включить в консорциум якутский институт», — говоря об этом, Павел Попов выразил надежду, что якутские коллеги помогут им понять культурный код «Земли Олонхо».

IMG_0906

— Моя фамилия тоже Шишигин, — представился главный архитектор института «Якутпроект» и брат Федора Шишигина Иван Шишигин. В консорциум с романтичным названием «Северное сияние» входят еще один якутский институт «Горпроект», Персональная творческая мастерская Михаила Хазанова из Москвы и ООО «Акант» из Хабаровска. В Якутск приехали генеральный директор ООО «Акант» Александр Мамешин, главный архитектор проектов Алексей Мамешин и архитектор мастерской Михаила Хазанова Матвей Богданов.

Матвей Богданов презентовал свою компанию, которая известна в Москве и России такими объектами, как Дом правительства Московской области, Государственный центр современного искусства в Москве. В этих проектах заслуживают внимания не только интересная архитектура зданий, но решение прилегающих территорий. Если в первом случае это парк, то во втором – общественная зона с амфитеатром и мультимедийным экраном.

У мастерской достаточный опыт работы с ландшафтными пространствами. В предыдущей статье мы уже писали о необычном проекте музейного комплекса нефти в Баку, в котором пришлось сводить в одном месте нефтяное оборудование, интеллектуальный клуб и гостиницы…Кроме этого Матвей Богданов рассказал о всесезонном спортивном центре в Геленджике, где будут созданы не только горнолыжные спуски, но песчаные склоны. Реализация проекта пока заморожена. Зато функционирует дацан в Центре буддизма на Алтае. Работая над этим комплексом, архитекторы старались максимально сохранить существующую среду.

IMG_0910

Руководитель архитектурного бюро ELDANA из Казахстана Бек Ибраев начал выступление с альтернативной архитектуры, которой они занимаются почти двадцать лет. Бек Ибраев говорил о своем видении этой архитектуры, которая не копирует западный опыт, а исходит из традиций предков. «Мы не пытаемся перегнать Америку. Отсюда понимание того, что надо создавать те формы, которые меняют сознание, способствуют релаксации. Формы просто так не задаются. Мы построили ряд объектов в Казахстане, а сейчас работаем над проектом реставрации мемориального комплекса Коркыт Ата в Кызылординской области», — говоря об этом, архитектор демонстрировал видеоряд проекта комплекса, который в 1980 году был сооружен в память мыслителя, поэта, философа, целителя Коркыта. Здесь есть подземный музей царей и стела, поющая от ветра. Реставрация должна завершиться в преддверии ЭКСПО-2017, которая состоится в Казахстане.

Архитектор говорил об общей проблеме казахских и якутских архитекторов, которые должны найти свой стиль. Казахи, судя по всему, прошли определенный путь благодаря появлению Астаны. Якутские архитекторы в начале пути. «Основоположник евразийства князь Николай Трубецкой говорил – когда ты делаешь чужое, оно потом тебе не дает сделать свое», — сказал Бек Ибраев, подчеркивая всю сложность поставленной задачи.

IMG_0914

Консорциум «Северный оазис» представили гендиректор ООО «ЛСТК-Проект» Николай Алексеев и руководитель архитектурной мастерской «Сергей Непомнящий и партнеры» (Москва) Сергей Непомнящий. Николай Алексеев рассказал о первых попытках создания искусственной среды в условиях севера. Эти эксперименты занимают умы и сегодняшних архитекторов. Один из них Сергей Непомнящий, который много проектировал в этом направлении и пришел к выводу, что архитектура должна идти по пути сохранения природы.

Сергей Непомнящий начал свое выступление с более практического – формирования консорциума и его задач. «Приехав в Якутск, я понял, что эта часть сделана правильно. Якутск очень динамичный, идет активная регенерация ткани города. Мы посчитали, что творческая работа – это только малая составляющая в реализации проекта. Поэтому в нашем консорциуме есть компании, которые занимаются организацией финансовых потоков. Надо сделать так, чтобы все это было финансово окупаемо», — говоря об этом, архитектор назвал одного из основных участников консорциума ООО «МОД Холдинг». Эта молодая девелоперская компания из Москвы оперирует суммой в 6 млрд долларов. Будет ли инвестировать компания в якутский проект, пока неизвестно. Но в любом случае привлечение девелоперов расширяет возможности команды, у которой свои творческие взгляды на комплекс «Земля Олонхо». Прежде всего, это большие климатизированные пространства и для того, чтобы их организовать потребуется огромная инженерная работа. Как сказал Сергей Непомнящий, у их консорциума есть все возможности для подобной деятельности. Усиливает команду еще один участник – крупная инвестиционная  корпорация Gale International.

— Я даже боюсь комментировать масштабы их проектов, — сказал архитектор, демонстрируя видеоряд с проектами этой компании. Картинки южнокорейского города будущего Сонгдо говорили сами за себя.

IMG_0917

— Мы приехали, чтобы погрузиться в атмосферу, необходимую для творчества, — обратился к собравшимся руководитель ООО «амАтриум» известный архитектор Антон Надточий. Эта московская компания собрала в свой консорциум архитекторов из Нидерландов, Австрии и Якутии. Первые имеют опыт ландшафтного проектирования, вторые – специалисты по освещению. Якутский архитектор Геннадий Попов должен помочь войти в национальную тему. Кроме того, в консорциуме есть культурологи и этнографы.

Московской компании 20 лет и за это время она побеждала в крупных конкурсах. Выход в финал конкурса на проект московского «Зарядья» стал возможен благодаря концепции, в которой заложено наслоение исторических слоев этого места. Как сказал Антон Надточий, традиция для них является важным отправным моментом для архитектурных решений. Традиции места они постарались сохранить, работая над такими проектами, как Центральный парк в Краснодаре и ландшафтный комплекс в Самаре.

Во время демонстрации видеоряда самым ярким моментом стало появление здания «Планета КВН». Проект этот узнаваемый, но немногие, кто видел его по телевидению, знают, что вся оболочка здания – это огромный экран. Антон Надточий отметил, что важное значение они придают работе с социальными объектами. «Воспитательная роль архитектуры очень велика», — впервые прозвучало за все время презентации и заставило подумать о том, что пока отечественная архитектура не повернулась лицом к школам и детским садам. И это не ее вина, а беда нашей системы, которая недооценивает эстетическое воздействие архитектуры.

IMG_0920

Впрочем, это вряд ли можно сказать о современном Казахстане, где за каких-то 15 лет выросла новая столица. В ней почти все проектируется и строится, если не с размахом, то с расчетом на уникальность и самобытность. Результат не всегда устраивает самих архитекторов, но главное, что есть воля руководства и инвестиции для экспериментов. Можно сказать, что казахские архитекторы поймали волну и теперь ждут ее рождения в Якутии. Наш проект дает такую надежду, о чем говорил лидер казахско-якутского консорциума Сагындык Джамбулатов.

— В работе над этим проектом мы будем искать формы для воплощения олонхо. Но важнее формы здесь содержание. Я прочитал небольшую часть эпоса. Там описание взмаха крыла птицы длится не одно предложение. Сложное произведение. Поэтому на этой территории кроме всех физических площадок надо воплотить магическую силу олонхо, — сказал руководитель ППК «Санар» Сагындык Джамбулатов.

Как сказал архитектор, их компания участвовала во всех конкурсах новой столицы и в трех из них выиграла. Самым крупным реализованным проектом «Санар» стала Триумфальная арка, сооруженная к 20-летию независимости республики. Авторы привнесли в эту классическую арку казахский элемент в виде фигур аксакалов, воинов и женщин, что позволяет называть это сооружение народным. Проект Музея истории Казахстана – это уже поиски своей национальной формы. Здесь архитекторы смело используют традиционную символику в объеме всего здания. Силуэт птицы прочитывается в формах музея, который в противовес высотным сооружениям Астаны словно приземляется на древнюю землю кочевников.

Наряду с компанией «Санар» в консорциум входят еще одна казахстанская компания «Нур-Саулет» и ООО «Адгезия» из Якутска (гендиректор Михаил Охлопков). Руководитель ТОО «Нур Саулет» Нурмахан Токаев рассказал о крупных проектах компании, среди которых проект целого города возле Алматы – центр развлечений и игорного бизнеса. Казахстанский Лас-Вегас пока никем не финансируется, зато другой проект был без всяких сомнений поддержан. Центральную пешеходную аллею можно назвать концептуальной идеей Астаны, на которую нанизываются все части столицы. Эта аллея пронзает весь город и ведет к площади возле резиденции Президента.

IMG_0926

Представитель британской компании Arup&Partners Илья Ерышев сразу же впечатлил собравшихся тем, что компания имеет 90 офисов по всему миру и насчитывает 11 тысяч сотрудников. Говорить об оборотах, наверное, было излишним. Зато Илья Ерышев сказал об основном преимуществе Arup – это привлечение в проект специалистов самых разных профилей. От архитекторов до электриков. «Многие архитекторы включают Аруп в проекты, чтобы получить консалтинговые услуги», — подчеркнул Илья Ерышев.

Когда архитектор демонстрировал проекты компании, было ясно, что Arup решает масштабные и сложные задачи. Это реализованный мастер-план Стратфорд Сити в Лондоне – район проведения олимпийских игр. Или проект экологического района в Хельсинки, впечатляющий парками и газонами на крышах, инновационными решениями таких острых городских проблем, как смог, загазованность. Проект был воплощен в жизнь в 2010 году. А в 1994 году появился российский офис компании, благодаря чему начата работа над крупным проектом в Ростове. «На подтопляемой территории был использован комплексный подход, чтобы решить проблему грунтов. Здесь было много инженерной работы. Реализация проекта ждет финансирования», — сказал Илья Ерышев.

IMG_0930

Стоит отметить, что зарубежные участники делают большой акцент на инженерной части проекта. Инженерная часть — фундамент, на котором можно возводить любую красоту и фантазии. Поэтому следующий консорциум, пожалуй, не только самый интернациональный, но и самый многопрофильный. Российско-испано-ирландский консорциум включает две архитектурные и одну инженерную компании. Это архитектурная мастерская Николая Лызлова (Москва), две испанские команды Rubio&Alvarez Sala & Francisco Mangado и ирландская Clancy Engineering.

Консорциум презентовали Николай Лызлов, сотрудник архитектурной мастерской Николая Лызлова, и Джон Марк, генеральный директор компании Clancy Engineering.

— Основной принцип нашего консорциума – отношение к контексту: к истории, климату, особенностям менталитета и устойчивому экологическому развитию, что предполагает использование местных материалов, — говоря об этом Николай Лызлов,  продемонстрировал проекты компаний. Среди самых крупных работ R&AS – набережная реки Монсарес в Мадриде. Николай Лызлов называет эту шестикилометровую набережную инновационной, поскольку здесь проводилась сложная комплексная работа в несколько этапов. Испанская компания отметилась в финансовом центре Мадрида, где высятся четыре колоссальных небоскреба. Башня R&AS достигает 400 метров.

Говоря о тяжелых климатических условиях Якутии, Николай Лызлов показывал проект дома в Париже со сложной фасадной системой и хорошим микроклиматом внутри здания. R&AS умеет проектировать дома с климатизированными пространствами.

Как сказал выступающий, у компании Francisco Mangado большой опыт работы в урбанизме. Опыт мастерской известного архитектора Николая Лызлова вывел главное кредо компании – помочь проекту родиться. Среди наиболее ярких проектов офисный центр в Москве и горизонтальный небоскреб в микрорайоне Лебедь. Этот проект действительно родился из контекста московской жилой застройки 1970-х годов, спроектированной Меерсоном. Николай Лызлов по-своему обыграл советские высотки, соорудив на этом месте лежащий небоскреб.

Ирландский инженер-конструктор Джон Клэнси шесть лет назад открыл в Москве офис своей компании и теперь выполняет заказы от Владивостока до Санкт-Петербурга. В московском офисе более 30 сотрудников, которые предоставляют проектные услуги от стадии концепта до строительства.

— Мы имеем опыт работы в условиях вечной мерзлоты, в водных условиях. В Тверской области мы провели полное проектирование комплекса жилья, гостиницы, торгового центра, аквапарка, дорог на берегу Волги. Там разные условия почвы, и в чем-то сам проект и условия сходны с вашими. Во Владивостоке мы сделали мастер-план, который включает реконструкцию территории верфи. Проект включает не только реконструкцию здания верфи, но строительство ресторанов, гостиниц, жилья, — рассказал Джон Клэнси и отметил три главных направления в работе – инженерия, фасад, устойчивость экологического развития.

На второй день семинара архитекторы смогли познакомиться о Стране Олонхо в ее мифологическом представлении. Директор проектной компании Лена Федорова рассказала, как описывается мир древних саха в эпосе. Пожалуй, главным моментом здесь является присутствие человека и его характер организации пространства. Здесь свои правила и законы, которые использованы в планировке территории «Земли Олонхо».

О социально-экономической оценке проекта, которую представил руководитель проекта «Российский дом будущего» РА «Эксперт» Сергей Журавлев, мы писали в предыдущей статье. Большой интерес вызвало выступление народного мастера Бориса Неустроева-Мандар Уус. Он рассказал о традиционной якутской архитектуре, в которой особое место занимает ураса. В течение многих лет мастер объездил большинство районов республики в поисках старинных сооружений и построек. Сохранившиеся формы и орнаменты он свел в объемном издании, и теперь вынашивает идею сооружения берестяной Могол-урасы на территории комплекса.

— К сожалению, до нас не дошло это архитектурное наследие предков. Поэтому чтобы наша ураса сохранилась, ее надо построить внутри каменного здания, — поделился со своей идеей Борис Неустроев. Его идею поддерживает генеральный директор института «Якутпроект» Иван Андросов: «Я смело включаю национальные формы в наши проекты. Ураса – это наше архитектурное наследие, и мы должны придумать каменный саркофаг для нее».

IMG_0995

Тему урасы, но уже в театральном воплощении, продолжил директор ЗАО «ДОКА» Анатолий Айрапетянц. Московская компания занимается реконструкцией и оснащением театров, концертных залов, обеспечивая высокотехнологическим световым, звуковым и сценическим оборудованием. ДОКА с прошлого года сотрудничает с проектом и в этот раз презентовала свое видение вариантов Театра Олонхо.

— Организации сценического пространства Театра Олонхо нет. Есть европейская классическая сцена. А как должен быть организован Театр Олонхо – это надо придумать. Как говорил Андрей Борисов, этот театр может работать на любой площадке, но тяготеет к форме урасы, которая стала бы оправой театра. Внутри этого здания должны жить и работать три тетра. Можем ли мы совместить их на одной площадке? – обращался преимущественно к Андрею Борисову Анатолий Айрапетянц, говоря о дороговизне театральной механики, акустического и светового оборудования. Как оказалось, все это не производится в России и завозится из-за границы.

Были представлены различные варианты организации театрального пространства. Это и зал в форме урасы на 500 мест, и классический зал со сценой-коробкой на 300 мест, и малый амфитеатр на 226 мест, и большой амфитеатр на 614 мест. Компьютерная графика позволяет рисовать самые смелые проекты, в которых можно совместить в одном пространстве сцену-коробку и круглый зрительский зал. А можно по круглому залу пустить балконы для артистов или снабдить сцену перемещаемыми мостами, где можно воплощать пространства трех миров.

Анатолий Айрапетянц говорил увлеченно, время от времени опуская на землю напоминаниями о стоимости. Так реконструкция Московского Театра наций с двумя залами обошлась в 500 млн рублей. А создание нашего театра может потянуть на 1 млрд рублей. Понятно, что пока это видение будущего, и у Андрея Борисова есть время подумать о наиболее приемлемом варианте.

— Я думаю, Театр Олонхо является атомным реактором всего комплекса, — сказал идеолог проекта, вдохновленный презентацией компании.

Когда началось выступление руководителя ЗАО «Транзас» Николая Горожанкина, то словосочетание «инновационный, высокотехнологичный кластер» обрело реальные очертания. Как сказал Николай Горожанкин, компания делает самые крутые инновационные продукты в России.

— Первая цель, которую преследует «Земля Олонхо», — это создание площадки для сохранения олонхо, как традиционными методами, так и с помощью современных технологий. Другая цель – создание инновационного кластера, который будет способствовать развитию экономики. Обе эти цели могут быть достигнуты продуктами нашей компании, — сказал Николай Горожанкин и продемонстрировал различные интерактивные комплексы. Здесь и библиотека с интерактивной программой, позволяющей погружаться в космос и под воду, и интерактивное медиа-кафе, где посетители делают заказы через электронное меню. А сидя за ужином, могут участвовать через монитор в спектаклях, викторинах, концертах.

Очень полезной и нужной вещью выглядел познавательный комплекс «Пегас» для профориентации школьников. Такие комплексы уже установлены в некоторых городах, где подростки с помощью тематических тренажеров могут узнать, что такое управление нефтяными скважинами, вождение КАМАЗа, управление пультом машиниста Сапсана и даже спасение людей на пожаре. В общем, этот мир способен увлечь даже взрослых. Важно, чем он будет наполнен. Поэтому Николай Горожанкин заканчивая свою презентацию, заверил что они смогут справиться с задачей, которую поставит перед ними заказчик: «Соединить традиции и новые технологии – с такой функциональной нагрузкой мы можем справиться».

На более прозаические и проблемные темы говорили главный инженер  ОАО «Водоканал» Георгий Варфоломеев и генеральный директор ОАО «ЯПНИИС» Ольга Матвеева. Как будет решаться вопрос с инженерными сетями на территории комплекса? Георгий Варфоломеев рассказал о планах компании по строительству коллектора по улице Дежнева, сетей по улице Гастелло.

— Эти два дня мы находимся в будущем. Все настолько фантастично. Мы хотим спустить вас на землю, потому что условия проектирования сложные, — начала свое выступление Ольга Матвеева и представила всю эволюцию фундаментов зданий на вечной мерзлоте. Ее рассказ сопровождался описаниями конструкций и материалов, характеристиками мерзлых грунтов. Глядя на видеоряд с обрушенными строениями, проседающими сваями и прочими следствиями эксплуатации в сложных условиях, становилось понятно, что разговор на эту тему только начался. И он должен продолжиться уже между архитекторами и инженерами. Тем более, если речь пойдет о больших крытых объемах на этой территории или подземных паркингах. Об этом говорила коллега Ольги Матвеевой, отмечая заболоченность территории, наличие грунтовых вод и необходимость восстановления городского канала, который связал бы озера Якутска.

Все-таки Якутск, несмотря на сложные условия, растет и на сегодняшний день является крупнейшим городом на вечной мерзлоте. Фильм, который представил главный архитектор столицы Асам Степанов, показал Якутск с самой лучшей стороны. В нем представлена центральная часть города, и хочется надеяться, что в недалеком будущем так будут выглядеть и окраины столицы.

— Самым большим нашим решением является «Земля Олонхо». К этой сакральной территории мы относимся очень осторожно и надеемся, что благодаря комплексу в Якутске появится общественное пространство, в котором нуждаются его жители, — сказал Асам Степанов.

Семинар стал взаимно полезным, как для гостей, так и для хозяев. Для нас он открыл окно в мировую архитектуру и дал возможность поверить, что и у нас может состояться уникальная архитектура, основанная на современных технологиях и высоком качестве материалов. Главное, чтобы каждый участник будущего процесса понимал, что нет второстепенных деталей, и сэкономив на плитке или пренебрегая эстетикой коммуникаций, можно убить весь архитектурный замысел. Судьба территории и культура этого пространства будут зависеть от каждой детали.

Елена ЯКОВЛЕВА.