Главная » Статьи

Дорога длиною в сто лет

2 марта 2015 Просмотров 588

«В 22 года мне казалось, что моя жизнь уже нарисовалась, и мне хотелось другой жизни», — как это знакомо многим, но немногие решатся так круто изменить свою жизнь, как это сделала путешественница, фотохудожник, журналист Патриция Шишманов. На недоумение журналиста на пресс-конференции, как можно Париж поменять на Россию, Патриция улыбается и становится понятно — Париж все равно с ней. За двадцать лет жизни в Москве она регулярно бывает в родном городе, но потом возвращается в Россию и взгляд ее всегда обращен на Восток. В сторону Тывы, Иркутской области, Бурятии, Якутии… Кажется, что любовь к этим местам вызвана подсознательным желанием обустроить жизнь ее обитателей.

DSCN0555

В прошлом году после автоэкспедиции из Якутска до Зырянки Патриция говорила в интервью о том, как много прекрасных людей она встретила в дороге и как трудна их жизнь среди оторванности, отсутствия транспортного сообщения, высоких цен и скудости быта. Чем дальше на север, тем сильнее это ощущение. В отличие от многих путешественников Патриция не акцентирует внимания на приключениях. Ее интерес к жизни российской глубинки носит культурно-исторический характер. Экономист, этнолог, кинооператор она реализовывает в своих проектах все свои ипостаси. Наверное, и экономика помогает ей решать житейские трудности. После каждого путешествия появляются фильм или фотовыставка, статьи и интервью.

Нынешняя экспедиция самая затяжная и непростая. Мы уже писали о «Трансполярном экспрессе», который продолжает набирать скорость и уносит своих «пассажиров» все дальше на Северо-Восток – к самому Берингову проливу. Там находится тот природный барьер, который бросает вызов путешественникам и авантюристам, вдохновляя их на самые смелые мечты. Такой была мечта Лоика де Лобеля – земляка Патриции, жившего почти сто лет назад и взглянувшего на этот пролив с американского континента. Инженер и путешественник он задумался о железной дороге, которая могла бы связать два континента. Сегодня Патриция возит с собой карту – копию той, которую сделал когда-то де Лобель и показал Императору Николаю II. Незадолго до революции состоялась эта встреча, и Николай II будучи Председателем Русского географического общества заинтересовался этой идеей и даже привлек для ее разработки председателя кабинета министров Сергея Витте. Но случилась революция, и карта с сумасшедшим маршрутом осталась лежать в канадском архиве. Там и нашла ее Патриция.

— Самое интересное, что сто лет назад эта идея была нереальной мечтой и до сих пор она нереальна. Но эта глобальная мечта продолжает будоражить сердца, — говорит на пресс-конференции директор Фонда Проектная компания «Земля Олонхо» Лена Федорова.

Три года назад вместе с Патрицией они решили организовать виртуальный поезд, который проедет по предполагаемой железной дороге и объединит детей, живущих по этому маршруту. Маршрут начинается в Иркутской области, пересекает всю Якутию и заканчивается на Чукотке. На всем протяжении большое количество населенных пунктов, где участники экспедиции встречаются с местным населением и в первую очередь с детьми. Как они видят эту виртуальную железную дорогу, которая возможно когда-нибудь будет построена в их краях? Организаторы проекта предложили детям принять участие в конкурсе на эту тему и к своему восторгу уже получили около ста работ.

DSCN0524

Эти рисунки были представлены журналистам на пресс-конференции, организованной в Детской школе искусств им. Л.Кима. Для людей, не знающих названия конкурса, было бы странно видеть в каждой второй работе образ коня. Вот он летит впереди паровоза, изрыгая из себя клубы пара, а вот он сам паровоз, несущийся по снежным просторам. Кони железные, цветные, серо-стальные, мифические и конструктивистские. Работы разнообразные — наивные и не по-детски зрелые. Но мы-то знаем, что конкурс называется «Железный конь Земли Олонхо», поэтому не удивляемся коням, но удивляемся таланту.

— Когда я показывала эти рисунки французским журналистам, они были в восторге, — говорит Патриция и добавляет, что ее главная цель узнать о культуре и географии через путешествия и искусство.

DSCN0522

Наверняка, Патриция рассказывала своим землякам о людях, которые встречают ее в этой нелегкой дороге, помогают  с ночлегом и транспортом, показывают местные достопримечательности. Их везде много. Но в первую очередь, это общественники из Якутского отделения Русского географического общества, из Союза женских организаций республики, и конечно, из Проектной компании «Земля Олонхо». Прошлогоднюю часть маршрута от Якутска через Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский, Томпонский, Оймяконский улусы до Зырянки (Верхне-Колымский улус) Патриция проехала на автомобилях. Этот сложный путь с ней разделила Валентина Яковлева из Проектной компании «Земля Олонхо». А Оксана Новгородова из Союза женских организаций доставила Патрицию и Валентину на своем автомобиле до Таттинского улуса.

— Патриция и Лена Валерьевна вышли на нас, и мы поддержали их. Проект очень хороший, поэтому в этом году мы выбрали его для выдвижения на грант РГО. В 2013 году Патриция рассказывала об этой экспедиции на конференции, посвященной столетию Якутского отделения РГО, — говорит секретарь Якутского отделения РГО Аксентий Дмитриев. Он заверил Патрицию и Лену Федорову, что на Чукотке их встретит председатель регионального отделения РГО Владимир Сертун. Краевед, фотохудожник, человек неравнодушный к искусству, он будет поддерживать самый последний и самый малознакомый этап экспедиции, в который женщины отправятся 2 марта. Ни француженка, ни якутянка не были на Чукотке, куда им предстоит попасть через Нижнеколымский улус. Находясь в Якутске, представляешь все трудности этого маршрута, который предстоит преодолеть самолетом, вертолетом, автомобилями. Ведь в маршрут входят не только Черский, Билибино и Анадырь, куда летают самолеты. Но и Андрюшкино, Походск, Петушки, куда придется добираться наземным транспортом. Или Певек, расположенный на берегу Северо-Восточного моря, на чей аэродром наши путешественницы должны будут приземлиться на вертолете.

DSCN0547

Без спонсорской помощи авиакомпаний «Полярные авиалинии», «Чукотавиа» и «Трансаэро» самый сложный и отдаленный этап экспедиции был бы невозможен. Поэтому участницы проекта выражают огромную благодарность руководству компаний, а также руководству гостиницы «Полярная звезда» в Якутске.

Этот проект вдохновил всех его участников, начиная с организаторов и членов жюри конкурса, заканчивая детьми, которые благодаря ему задумались над очень важными вопросами – каким они видят будущее своих родных мест; будут ли они здесь жить или уедут в большие города; нужна ли эта железная дорога или это просто мечта…

— Я рассказывала своим ученикам, как будет здорово, если на крайний Север придет поезд…Будут приезжать туристы и разные товары, и тогда мои дети с огромным интересом начинали рисовать, — говорит педагог Детской школы искусств им. Л.Ким Мария Гуляева.

Как член жюри конкурса она с огромным нетерпением ждет рисунки из Иркутской области, Ленского, Олекминского, Нижнеколымского районов и Чукотки. Все самое лучшее будет выставлено в ноябре этого года в Якутске, потом отправится в Московский Дом национальностей, а оттуда в Париж. Наверняка, Патриция уже представляет, где и как они будут висеть в ее галерее среди коллекции русских художников. Если все сложится удачно, то работы победителей увидят в стенах ЮНЕСКО. А сами дети увидят Москву и Париж.

Эта выставка будет неполной без фоторабот самой Патриции, которая ни на минуту не оставляет свой фотоаппарат. Она делает пейзажные снимки, придавая им неожиданный ракурс и смысл. Как например, портрет реки Амур с разных сторон границы – России и Китая. Или фотографирует окна деревянных домов, чтобы потом наносить эти снимки на шарфы и платки. Что Патриция придумает в этот раз, известно ей одной. Скорее всего это будет импровизация. Иногда необходимо следовать своей интуиции и желаниям, нежели четкому распорядку. Результат может получиться новым и неожиданным. Глядя на набор открыток, который она издала в Париже, трудно было представить, что из детских рисунков может получиться такое. Стильный дизайн, прекрасная полиграфия и это уже вещь, которую можно дарить, хранить долгие годы, отправлять без всяких проблем на край света.

Но сегодня перед организаторами проекта стоит задача издать фотоальбом, куда вошли бы лучшие рисунки и фотографии экспедиции. Если проект получит грант РГО, то книга будет издана и будет храниться во времени, как и старинная карта. Возможно лет через сто, кто-нибудь обнаружит это старинное издание и откроет для себя историю де Лобеля по-новому.

Елена ЯКОВЛЕВА.