Главная » Статьи

«Движение тенгрианства зародилось в Уч-Энмеке»

23 июля 2014 Просмотров 487

Ирина Жерносенко приехала в Якутск ради встречи солнца, что очень удачно совпало с участием в Международной научно-практической конференции «Круговые танцы в контексте религиозных воззрений». Все сошлось для нее в дни летнего солнцестояния – общение с единомышленниками, возможность побывать на Ысыахе в Орто-Дойду, совершить ритуал встречи солнца и отметить это круговым танцем. В общем, все это в духе деятельности тенгриведов, труд которых невозможен без самопознания и вклада личного опыта в общее понимание темы. Во время интервью с кандидатом культурологии, заведующей кафедрой культуры и коммуникативных технологий Алтайского технического университета Ириной Жерносенко, я поняла, что ее опыт очень ясно помогает понять суть тенгрианского мировоззрения.    

— Ирина Александровна, Вы работаете в Алтайском техническом университете. У Барнауле занимаются исследованиями тенгрианского мировоззрения?

— В Барнауле нет таких исследований. Это территория степная, и там в основном живут русские переселенцы. Алтайский народ проживает в горной части — в Республике Алтай. Насколько я могу судить, в Барнауле я одна занимаюсь этой темой. Но я очень плотно сотрудничаю с Горным Алтаем, с Горно-Алтайским университетом и с Каракольским этно-природным парком Уч-Энмек, где зародилось движение тенгрианства еще в 1990- годы. Данил Иванович Мамыев был первым на Алтае, кто зарегистрировал общественную организацию. С этого и началось на Алтае движение тенгрианства.

1-492x550

— Какая у Вас научная тема?

— Я уже достаточное количество лет занимаюсь темой «Сакральные центры Алтая». Территория Алтая представляет собой некий палимпсест – в культурологии есть такое понятие. Это как слоеный пирог, когда древняя культура сакрализовала это место, а потом приходит другая культура и она не разрушает эти ритуальные объекты, а дополняет. Получается многотысячелетнее намоленное сакральное место. Природный парк Уч- Энмек представляет собой такой палимпсест. С алтайского Уч-Энмек переводится, как «три темени». Эта гора воспринимается алтайцами, как пуповина Земли, через которую происходит питание, энергообмен. Долина реки Кара-Кол, стекающая с горы Уч-Энмек считается сакральной.

Алтайцы испокон веков почитают эту долину, и на сегодняшний день там насчитано свыше шести тысяч археологических памятников. Богатейшее место, и очень важно, чтобы оно работало так, как работало всегда. Понятия сакральности они не выдуманные, это мощнейшая энергетика.

— Вы в это абсолютно верите?

— Я не верю, я это знаю.

— Что Вы вкладываете в слово «сакральность»? Так много его произносят.

— Слово «сакральность» означает священное. Для меня этот смысл заключен в том, что это действующее место. Я живу в Барнауле, работаю в крупном вузе, и в течение года много раз приезжаю на свою экспериментальную площадку в Кара-Кольской долине и два-три дня провожу восьмичасовые семинары с учителями. Это нагрузка достаточно серьезная для одного человека. Но домой я приезжаю отдохнувшая. Такое ощущение, что это место подпитывает.

— Возможно, человек сам программирует себя?

— Я не программирую себя. В этой долине мы работаем много лет, занимаемся исследованием определенных сакральных мест. Делаем замеры ГРВ-камерой, которая показывает, что место работает — оно включается, когда человек входит в него, а до этого оно нейтральное. ГРВ-камера – это изобретение Константина Короткова, которое измеряет тонкие полевые структуры человека. В аппарате соединены принципы съемки кардиограммы человека, плюс считывание его энергетических структур по его меридиональной системе, а это китайская медицина. В современных научно-технических разработках используются древние сакральные знания, и они показывают очень интересные вещи. Действительно тонкие полевые структуры человека работают. Работают чакровые структуры, энергетические тела человека, о которых мы знаем из индийской, китайской философии. Это не миф, а реальность, которая считывается.

Мы проводили подобные исследования в Турции с коллегой из Якутии Людмилой Егоровой. Там другая местность и другие показатели. На земле много таких мест. Но для себя я сделала вывод, что горные местности содержат в себе определенный энергетический потенциал. Это геологические разломы, где происходит выплеск мощных энергий земли, и создается так называемая астроментальная линза. В культурологии есть такое понятие. Линза — это фокус, который фокусирует с одной стороны, излучение земли, с другой — притягивает космические излучения. Места, которые называют сакральными, создают этот резонанс между космическими и земными излучениями. Человек с древнейших времен интуитивно это чувствовал. Когда он туда попадает, то сам включается в эти процессы, он же тоже энергетическая структура. И получается астроментальная линза, которая фокусирует все излучения. Это и есть трехчастная Вселенная, о которой говорят все мифы. Мы сегодня целый день об этом говорим.

Изменяется структура человеческого тела – очертания ауры меняются, меняются показатели кардиограммы.

— В лучшую сторону?

— По-разному. Земля живой организм, и одно и то же место по-разному действует на разных людей. В Кара-Кольскую долину очень часто приезжают туристы и всем сразу подавай шамана, и чтобы он сказал, что все у него хорошо. У нас есть туры ноосферные, в которых человек включается в ноосферные процессы. Человек не только кушает энергию, как мы привыкли, а прежде всего, он должен быть готов отдавать, потому что Земле и местам тоже нужна энергия человека. Только во взаимообмене происходит правильное функционирование всех организмов – и человеческого, и земного. А для этого должно быть сформировано духовное тело человека, и он готов был отдавать.

Когда шаман приходит в такую группу и говорит – тебе туда ходить нельзя, естественно человек на дыбы встает — я же хочу, я заплатил. Он считает, что его ущемляют. На самом деле, это элементарная техника безопасности, потому что у него другие вибрации, может быть, мысли по-другому текут, ему там опасно. Ему другое место подходит. Он может заболеть, потому что места на самом деле сильные. К этому нужно относиться очень осторожно, трепетно и понимать если место пустило, значит ты готов к тому, чтобы сделать что-то для этого места, готов поделиться. Восточная философия, о чем говорит? Для того, чтобы наполниться каким-то знанием, сначала нужно опустошиться. В полный сосуд вода не нальется. Тут тоже — если хочешь получить что-то, сначала должен отдать. Когда шаман говорит, что тебе туда нельзя, он знает, что тебе все равно придется что-то отдать. Кто-то отдает с добром свою энергию, а кто-то, не будучи готов к этому, может отдать свое здоровье или еще что-то.

— Вы очень интересные вещи рассказываете. Но странно слышать от людей науки подобные вещи.

— То есть ненаучные, околонаучные?

— Наша официальная наука относится к этому скептически. Магия, мистика…

— На самом деле, это не мистика и не магия, это естественные науки. В свое время Николай Константинович Рерих говорил — я не мистик, а материалист до мозга костей. Но при этом, он говорил о тонких энергиях, об огненных энергиях. И сегодня это доказано и работает абсолютно.

— Но вокруг этого очень много шарлатанов.

— Вот с этим я полностью согласна. По поверхностям нахватались, почувствовали энергию…Сначала ты себя выстрои, будь чистым. Что такое человек? Это проводник энергии. Если он проводит через себя чистую энергию и готов этой энергией делиться, тогда он становится целителем. От слова целостный, он сам целостный и другого делает таким.

А шарлатаны – больные, ущербные люди. Они и других делают такими, потому что у них не чистая вибрация, отягощенная нечистыми помыслами. Многие на этом хотят заработать. Разве это чистый источник энергии? Не случайно же говорят, что шаман никогда не берет за свою работу деньги. Иначе от утратит свой дар.

Такие вещи надо понимать. Но они скрыты за тем, что 70 лет для нас практически была недоступна такая информация. Сейчас идет бум интереса к этому, поэтому появляется очень много околонаучного. В этом смысле особенно важно отделить зерна от плевел, и показать, что сегодня есть определенная концепция, система знаний, которые помогают объяснить с научной точки зрения эти процессы. Я — культуролог, не физик, ядерщик, но я способна хотя бы воспользоваться данными естественных наук, которые сегодня опубликованы. Они показывают, что эти знания входят в научный мир где-то с середины 1990-х годов.

В 1992 году появляется монография «Теория физического вакуума» Геннадия Шипова, математика, физика, директора Института математической физики в Москве. Одним из первых в нашей стране он позволил себе озвучить эти вещи и назвать их своими именами. Информационные структуры мироздания, физический вакуум — это среда, в которой пребывает вся информация, это ничто, в котором есть все. При уплотнении информаций происходит рождение первичных энергий, света, и это все приводит к возникновению материи. Он пишет, что в своей монографии языком математических формул описывает процесс нисхождения духа в материю. За пять лет до того времени, когда вышла монография, невозможно было представить, чтобы это появилось.

— Вы изучаете тенгрианство, а задаете себе вопрос – тенгрианка ли я?

— Я себе не задаю такого вопроса, потому что будучи культурологом я знаю, что все религии исходят из одного источника. Источник этот — информационная структура мироздания. Другое дело, что каждый народ формирует свою доктрину понимания этого. Когда мои студенты задают мне вопросы – что такое бог? Почему говорят, что бог есть истина, когда ислам и христианство конфликтуют между собой? Где истина? Для меня единственно напрашивается вопрос – скажите какого цвета алмаз?

Он прозрачный. Но когда его огранят, то каждая грань поворачивается своим цветом. Есть зеленая, желтая грани, а кто-то смотрит и говорит, что он фиолетовый. Они об одном и том же говорят. Точно так же с религией — источник один. Это Абсолют, если говорить с точки зрения индийской философии, это Род с точки зрения славянина, это Атум с точки зрения египтянина, это Тенгри. Первичное инобытие, из которого весь мир происходит. Поэтому я тенгрианка, потому что Тенгри есть то первичное, что есть в основании мироздания. Для меня не существует противоречия между религиями.

Я рассматриваю религии, как систему ценностей. А они везде одинаковые – не убий, не укради, не сотвори зла ближнему. Если рассматривать религию, как институт управления людьми, как государственный институт, систему власти, тогда принцип другой действует – разделяй и властвуй. Тогда говорят – мы правильные, а вот они не правильные. Бог един везде, не важно, где находится человек. Когда я училась в аспирантуре в Санкт-Петербурге, у меня были однокурсники из Узбекистана, и во время праздников мы поздравляем друг друга, угощаемся вином. Я у них спрашиваю – вам же нельзя по исламу пить? Так Аллаха здесь нет – отвечают они. Такое примитивное понимание религии и желание обмануть собственного бога, это и есть институт управления человеком. Когда человек устает от этого довлеющего контроля и говорит, что в Ленинграде нет Аллаха, поэтому я могу здесь пить. Я не являюсь приверженцем религии в таком виде.

— Вы впервые в Якутске?

— Я была у вас на конференция по евразийству в декабре 2012 года. На Ысыахе я первый раз. Мне понравилось, что ваш народ повернулся лицом к первичным знаниям. Меня потрясло, как много людей встречали солнце. Ради этого я сюда и приехала. Когда все в едином порыве ждут солнце и принимают его первые лучи, это надо видеть.

Я очень благодарна организаторам Андрею Саввичу (А.С. Борисов), Лене Валерьевне (Л.В.Федорова), Симе Петровне (С.П.Толстякова). Каждый из них позволил мне приехать сюда и увидеть все это. Осуохай — это потрясающий, удивительный танец. Вот где истинная магия происходит. Реально выстраивается такой энергетический поток, когда все в едином порыве становятся носителями такого позитивного состояния. Это такой выплеск в атмосферу идет – чистого духа, того, ради чего человека и создал бог. Как говорят богословы, для чего бог создал человека? Для того, чтобы познать самого себя. В этом смысле, когда человек переживает такие ощущения, он становится частью бога. И для бога раскрываются безграничные возможности человека. Краткие моменты таких танцев прорывают в человеке такой мощный заряд чистоты, что потом хочется к нему вернуться. Когда человек хоть один раз испытал восторг единения с богом, то к этому хочется вернуться. Молитва — это не то. Тебя заставляют читать текст молитвы, читай его пятьдесят раз. Но когда человек испытывает восторг единения с высшими чистейшими энергиями, то его не надо потом приглашать. Он сам придет. Это великое дело, потому что с этого начинается возрождение народа, одного человека. Когда этих людей становится все больше и больше, то они не только себя изменяют, они пространство вокруг изменяют, и судьба народа меняется. Если бы евразийские народы все в едином порыве устремлялись бы к этому, как у вас…Это дорогого стоит.

— У славян тоже есть круговой танец.

— Сейчас пытаются это восстанавливать, но у нас нет такого масштаба, как у вас. У вас действительно всенародный праздник. Несколько тысяч человек танцуют один танец — это потрясает. Мне бы хотелось, чтобы и у на Алтае, и вообще в России и русские, и башкиры и за пределами России казахи, киргизы возрождали бы круговой танец. Если бы у каждого народа это поднималось снизу, то это во многом изменило бы самосознание народов. Потому что европоцентризм, который нам навязывают, это страшная вещь. Он разрушает менталитет нации, разрушает людей, они становятся циниками, потребителями. На мой взгляд единственная возможность поставить заслон этому – подлинное народное празднество.

Меня потрясает то, что вы не побоялись назвать ваше министерство не просто министерством культуры, но и духовного развития. В России этого боятся — как духовного? Церковь во главе сразу станет. А у вас не боятся. Дух народа, дух нации поднимается снизу. Когда я была в декабре в 2012 года, меня еще потрясло, что у вас в школе есть учебный предмет «Наследие предков». Дети знают, что предки создали ценнейшие вещи, которые необходимо знать и помнить.

Сейчас в нашем эксперименте мы тоже пытаемся внести в сознание наших детей знания о наследии предков.

— Что это за эксперимент?

— С 2006 года на территории парка Уч-Энмек сформировался научно-образовательный центр, где мы работаем вместе с Данилом Ивановичем Мамыевым. Я отвечаю за научно-образовательную часть парка, в котором насчитано свыше шести тысяч археологических памятников. Там «афанасьевская» культура, скифская культура, открытая Сергеем Руденко в урочище Пазырык, средневековая культура периода тюркского каганата. С 2006 года осуществляется эксперимент по созданию культуро-творческой модели школы. На территории Кара-Кольской долины находятся пять сел, и пять школ включены в этот эксперимент. Мы пытаемся вырастить из учеников будущих хранителей долины. Они должны знать, что им надо сохранять, беречь.

— Эта программа для специальных классов?

— Не только. У нас интегрированный учебный план. Мы разрабатываем учебную программу, где есть знания о Кара-Кольской долине и в целом об алтайской культуре.  Стараемся дать знания об исторической культуре и о природном ландшафте. Мы придерживаемся теории Льва Николаевича Гумилева о вмещающем ландшафте, согласно которой ландшафт формирует особый тип культуры. Республика Алтай интересна в этом смысле, потому что на небольшой территории присутствуют практически все ландшафты от вечной мерзлоты до пустыни.

Алтай уникальное место. С одной стороны, в чистоте сохранилась природа, и есть еще возможность сохранить в чистоте культуру. Но на государственном уровне это не осуществляется. Поэтому мы двигаем это сами. Разработали комплект учебников «Алтай заповедный».

— Насколько эти знания, уроки востребованы детьми, подростками?

— Эти учебники были апробированы в одиннадцати школах республики в разных районах. Потом, когда мы знакомили учителей других районов с этими учебниками, то все стали просить их. Нам рассказывали, что учителя из разных школ друг у друга просили учебники хотя бы познакомиться. А учителя наших экспериментальных школ жалуются, что дети не успевают к урокам подготовиться, потому что учебники читают родители. Мы эти учебники издали благодаря гранту «Глобального экологического фонда» и Программе развития ООН.

На сегодняшний день у нас нет средств, чтобы сделать тираж на всю республику. Но мы абсолютно уверены, что это востребовано.

Презентация

Елена ЯКОВЛЕВА.      

Tengrifund.ru/