Главная » Статьи

Джон Хокинс: «Эффективно использовать воображение»

4 сентября 2012 Просмотров 1 344

Мы уже писали о том, что интерес к проекту “Земля Олонхо” проявляют в России и за рубежом. Среди потенциальных консультантов проекта Джон Хокинс – британский экономист с мировым именем, автор теории креативной экономики, архитектор и искусствовед. По приглашению компании “Сноб” Хокинс побывал в России и поделился своими взглядами на современную экономику и креативность. Предлагаем вашему вниманию фрагмент этого выступления.

Мы живем в необычное время. Сейчас идут финансовые и экономические кризисы, мы переживаем энергетический кризис — нехватку, переизбыток энергии. Мы видим экологический кризис загрязнения окружающей среды, глобальное потепление. Наблюдаем критические ситуации, когда люди живут за чертой бедности. Еще мы переживаем кризис доверия. Кризис отношений между индивидуумами, между индивидуумом и обществом. Я думаю надо говорить в целом о комплексе вопросов, связанных с тем, что люди чувствуют одиночество. И с попытками, которые мы все предпринимаем, чтобы скрасить свое одиночество и сообщить о нем обществу понятным образом. За последние 2-3 года меня часто спрашивают — могут ли философия, этика и теория креативной экономики помочь нам справиться с этими проблемами и указать новые направления развития. Думаю, они действительно это смогут сделать, и сегодня я хочу рассказать о новом будущем, которое нам открывается.

Давайте вспомним — какие важные события происходят сейчас в мире. Практически во всех странах экономический фокус смещается с производства товаров,  я называю его серийным производством, на сферу услуг. Сегодня в Западной Европе и Америке 60% населения работают в сфере услуг. Не в сельском хозяйстве и не на производстве. Управляющая компания «Маккензи» за последние годы дважды произвела исследования, которые показали, что в США и Англии в 45% случаев  определяющим качеством работника является его способность принимать самостоятельные решения и действовать соответственно. Этот же показатель для недавно созданных рабочих мест составил в 2007 году 70%. Успех зависит от того, как работник будет использовать свои таланты и воображение. Насколько он способен выносить самостоятельные решения. И как следствие общая стоимость американской интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок превышает ВВП России. Такой переход отмечается по всему миру. Эту тенденцию можно отмечать во всех странах за исключением очень бедных регионов, например в Центральной Азии и странах Ближнего Востока, зависящих от нефти и считающих, что нефть никогда не закончится. Мне уже говорили, что я употребляю слова еще не известные в России. Такие как креативность, творческие индустрии, креативная экономика, инновации. Я не уверен, что это так, я еще дам им определение. Но для начала расскажу о креативности — отправной точки всего процесса. 30-40тыс. лет назад люди начали украшать себя и рисовать на своем теле, одежде и предметах исключительно по эстетическим и ритуальным соображениям, без практической пользы. С этого пошло искусство в его современном понимании. Искусство, которое продолжается до сих пор. Но я хочу особо подчеркнуть, что когда я говорю сегодня о креативности, я говорю не только об искусстве или культуре. Значение этих слов мы можем обсуждать и так далее. Я говорю о гораздо более общей распространенной деятельности. Я приведу два примера, два случая произошедших за последние годы. Многие видели фильм «Властелин колец». Этот фильм снят по роману Толкиена. На экране мы увидели 500 орков, они были нарисованы на компьютере и быстро двигались, обходя препятствия.  В этой сцене впервые за историю компьютерной графики каждый объект каждый орк был запрограммирован на определенную свободу действий. Они были запрограммированы на то, чтобы реагировать на следующих орков. Они двигались и не теряли связи с другими объектами. Если они натыкались на скалу, то скапливались в кучу или отступали, позволяли пройти другим. То есть имитировали поведение людей в толпе. Однажды один из слушателей в 2001 году попросил меня остановиться на этом моменте. Он был пожарным из Калифорнии. И должен был консультировать строительную компанию по вопросам поведения толпы, чтобы люди могли покинуть помещение в случае пожара или теракта. Он сказал, что то, что происходило на экране, изображало поведение людей в стрессовой ситуации. Показывало точнее самых лучших программ, которыми тогда пользовались архитекторы и проектировщики. Он сказал об этом компании, и она наняла программиста. В результате разработали такое программное обеспечение, которое используется во всех зданиях этой компании и считается лучшим программным образовательным продуктом обучающим эвакуировать людей в чрезвычайных ситуациях. Я просто пытаюсь показать, как идеи приходят к людям, как люди сегодня развивают их, переносят из одной области в другую. И можно сказать, что в этом и заключается движущая сила мировой креативности. Здесь мы приближаемся к самому важному моменту для меня. Как создать такую интеллектуальную среду, в которой мы могли бы объединить способы претворения в жизнь идей, существующих в нашем сознании. Придать им социальное и экономическое измерения. Как нам превратить наши мечты в мощный проект с коллективной поддержкой.

Я сформулировал 3 принципа.

Первый принцип — принцип универсальности. Творческие способности есть у каждого. Каждый ребенок рождается с творческими способностями. Я не хочу сказать, что все люди талантливы и могут быть художниками. Но творческие способности заложены в человеческой природе, в природе ребенка. Человек наделен воображением и желанием использовать его так,  чтобы мир становился совершеннее. То есть делать мир таким, чтобы человеку в нем хотелось жить. Это конечно имеет отношение к нейробиологии, философии и психологии. Итак, первый принцип — каждый человек обладает творческими способностями.

Второй принцип. Для творческого выражения необходима свобода. Я говорю о свободе определять собственное отношение к идее. О свободе принять идею или отвергнуть ее. Свободу следовать за своей мечтой, за своей фантазией. Даже если вы не очень хорошо понимаете, зачем вы это делаете, и другие тоже не понимают. Этот принцип действует и в обратную сторону. Нужно с пониманием относиться к другим людям, которые пытаются реализовать свою мечту, а вы не понимаете, что они делают.

Итак, первый принцип — каждый обладает творческими способностями, второй — творчеству нужна свобода. И третий принцип — чтобы преобразовать свободу в экономическую деятельность, нужны рынки и связи. Это позволяет человеку или компании производить товары или услуги, назначать цены товара, определять стоимость компании, продавать и покупать. То есть производить экономические операции. Как вы видите,  этот принцип связан с вашим внутренним миром, мечтами, связан с психологией, но он напрямую связан и с вашим успехом или неудачей на рынке. Еще одна важная область, которая охватывает третий принцип это интеллектуальная собственность — авторское право, копирайт, которая имеет огромное значение для креативной экономики, это ее валюта. Я разработал эти три принципа два года назад в Китае и хотел создать набор очень четких принципов, которые позволили бы мне оценить прогресс людей, действующих в согласии с этими принципами. Я не хотел вдаваться в культурологию, не хотел привлекать неоднозначные понятия творческой индустрии, то есть говорить о том, для чего еще не выработаны теории, поэтому обратился к экологии, очень четкой науке. Экология изучает отношения между организмом и окружающей средой. Я хочу подчеркнуть здесь две вещи. Слово «экология» не обозначает окружающую среду, под «экологией» подразумевают отношения между организмами: мной и окружающей средой. Я хочу предложить четыре фактора, взятые мной из экологии. Они, как мне кажется, позволяют понять — в каких условиях творческие способности развиваются наилучшим образом. Такие условия я называю творческой экологией. Вот эти четыре фактора.

Первый — разнообразие, второй — изменчивость, третий — обучаемость, четвертый — адаптация. Почти все время я уделяю обучаемости. Скажу несколько слов о разнообразии и изменчивости. О разнообразии, близком к биологическому разнообразию в дарвинском смысле слова. Но я также говорю о том разнообразии способов, по которым я и вы, все мы можем отличаться. Это этнические различия, культурные, половые, это различия в стиле, убеждениях. Абсолютно все различия, неважно фундаментальные или незначительные, по которым люди отличаются друг от друга. Высокий уровень разнообразия напрямую связан с высоким уровнем креативности и инновационности.

Второй фактор — изменчивость. У него есть четыре измерения:

— Мимикрия, это когда вы видите, что тот, кем вы восхищаетесь,  что-нибудь делает, и вы повторяете это занятие.

— Симбиоз, когда люди объединяются в группы и следуют групповым моделям поведения.

— Сотрудничество. Мы часто сознательно идем на него, чтобы эффективнее делать что-то.

— Конкуренция. Еще один способ научиться чему-то у других.

Сотрудничество становится все популярнее. Это наиболее распространенный способ придумывать новые идеи.

А сейчас я хочу повторить про «обучение» и особо отметить разницу между образованием, подготовкой и обучением. Все мои формулировки пока очень приблизительные и очень упрощенные. Образование это то, что мы получаем от родителей и государства. В школе, семье, церкви. Все это получаем в уже готовом виде. Мы обычно заканчиваем получать образование к 15-20 годам. Профессиональную подготовку мы получаем уже после этого. Образование это то, что мы получаем от других людей. Обучение  это то, что мы получаем сами. И опять-таки есть взаимосвязь между творческими способностями человека и его способностью учиться. Творческие люди продолжают учиться всю жизнь. Самое замечательное в обучении то, что оно аналоговое, а не цифровое. Другими словами, мы можем усваивать кусочки информации, те которые мы хотим усвоить. Мы можем учиться и сказать: «да, я понимаю это правильно, я буду это делать». Или сказать: «я не уверен, но я попробую». В этом аспекте способность к обучению в корне отличается от биологической эволюции. Биологическая эволюция не оставляет нам выбора. При обучении выбор за нами. Нам нужно вырабатывать сознание, способное выносить идеи, и учить, а значит эффективнее пользоваться воображением. Встает вопрос. Как стимулировать развитие творческой среды, в которой признают принцип универсальности с высоким уровнем разнообразия, где созданы хорошие условия для обучения. И для того, чтобы люди могли изменять свое поведение, применяя полученные знания. Все наши действия должны соотноситься с моими тремя принципами. Они должны быть психологически убедительными, они должны уважать свободу, о которой я говорил, и способствовать созданию открытого и свободного рынка. Когда я пытаюсь представить себе будущее, когда я пытаюсь понять, что происходит, я думаю о миллиарде человек на планете, который в этот момент впервые ищет себе первую работу. Среди них дети, подростки, выпускники университетов, целый миллиард человек, пытающийся впервые устроиться на работу. И все большее число этих людей, особенно среди тех, кто получил хорошее образование, и ходят в колледжи или университеты, примерно на год едут в другие страны. Все они творческие люди, все они с политической точки зрения избиратели, а еще они — следующее поколение потребителей. И страны, которые не смогут привлечь этих людей, готовых следовать за своей мечтой и превращать ее в продукты или услуги, служащие интересам своего общества, страны, проиграют. Эти страны станут непривлекательными и слабыми в культурном отношении. Я предложил вам беглый обзор тех вопросов, над которыми мы сейчас думаем. Я говорил о тех вещах, о которых возможно мы все согласны и о тех, с которыми многие из вас не согласны. В начале я говорил, что дам определение основным понятиям, но не сделал этого к счастью. Сейчас бы я хотел закончить свое вступление, перейти к обсуждению.