Главная » Статьи

Джон Хокинс: «Важность Олонхоленда в его духе и дизайне»

6 декабря 2012 Просмотров 1 801

Автор теории креативной экономики и мирового бестселлера “Креативная экономика. Как делать деньги из идей” Джон Хокинс прилетел в Москву на презентацию нашего проекта “Земля Олонхо” в Гостином Дворе. В буквальном смысле он носится со своими идеями по всему миру, произнося волшебное слово “креатив”, которое обрушилось на наши головы благодаря этому высокому, сухопарому англичанину. Так и хотелось сказать – вот он, добрый и мудрый волшебник, сказочник из Туманного Альбиона…Сейчас он объяснит нам тайну загадочного слова “креатив” и нашим творческим способностям не будет конца.

Но если серьезно, то он действительно, волшебник, который придумал свою теорию, заразил ею людей и заставил ее работать на благо людей. Ведь что такое теория креативной экономики? Это чистой воды воображение Хокинса, помноженное на английский прагматизм. И это работает. Успешно. Компания «BOP Consultants», президентом которой является Хокинс, выступает в качестве советников глобальных корпораций, международных организаций, правительств и частных лиц. Хокинс работал более чем в 30 странах, включая Австралию, Канаду, Китай, Францию, Грецию, Индию, Италию, Японию, Польшу, Сингапур, США и Великобританию.

Но сегодня он сидит перед нами, пьет кофе, рассказывает о себе и делится впечатлениями о проекте. Он без запинки произносит слово Olonkholand, словно произносит название какого-то мирового бренда. Это одно из немногих слов, которое я понимаю без нашей переводчицы Насти. Еще мне очень понятно его кольцо – золотая печатка на мизинце, которая выглядит абсолютной копией традиционного якутского женского кольца. На кольце выгравирована синица, и оно стерлось от старости. Как оказалось, Хокинс – потомок аристократического рода, и это кольцо досталось ему в наследство от предков.

Господин Хокинс, вы сразу согласились принять участие в проекте или были сомнения?

— Два года назад я встретил в Китае Лену (Л.В.Федорова – руководитель дирекции НИП “Земля Олонхо” министерства культуры и духовного развития республики). Мы пообщались, и она захотела, чтобы я вошел в проект. После чего общались по электронной почте. А два-три месяца назад она приглашала меня в Якутск, чтобы поговорить об Олонхоленде, но я подумал, что это будет очень долгое путешествие. Тогда мы договорились, что лучше встретиться в Москве. Сейчас я больше знаю о проекте и людях, которые там работают. Я определенно хочу поехать в Якутск.

-Вы ведете кочевой образ жизни. В Лондоне почти не живете?

— Нет. На прошлой неделе я был в Джакарте в Индонезии, до этого был в Барселоне в Испании, потом поехал в Детройт в США. Этот город находится в экономическом коллапсе. Я работал с ними, чтобы поднять экономику города. В Барселоне собрались эксперты по “умным” городам. Сейчас идет движение по многим городам мира, которые хотят развиваться и продвигать себя.

— За счет чего они хотят развиваться? Какие ресурсы ставят во главу угла?

— Самый главный источник развития – люди. Умные, креативные. В “умных” городах самым важным фактором является использование новых технологий. Город становится “умным” тогда, когда в нем организовано автомобильное движение, парковочные стоянки, есть кинотеатры, кафе, парки, бесплатный wi-fi, ночные клубы, все, что хотят жители города. Важно подключать население, которое помогало бы городским властям все это организовывать. Если вы дадите власть людям, то мало шансов, что все пойдет плохо.

— Кто вас приглашает – городские власти или частные компании?

— Обычно городские администрации. Но в Детройте администрация города находится в состоянии банкротства, поэтому приглашение было организовано частными лицами. В США чаще приглашают частные организации, потому что они играют в этой стране большую роль.

Города растут, люди туда стремятся. Они создают свой бизнес. Это их желание, а не указание правительства. И я думаю, что ваш проект тоже в первую очередь зависит от людей, которые живут в Якутске и которые решили взять инициативу в свои руки.

— Как найти диалог между властью и творческими людьми, которые хотят улучшить жизнь в городе, внести туда креатив?

— Диалог между частными лицами и властью – очень тонкий диалог. Всегда нужно знать, что нужно людям, чего им не хватает в городе. Но иногда лучше прислушиваются к человеку со стороны. Вот я к вам пришел, и ко мне власть может больше прислушаться, нежели к вашим людям.

— Во многих наших в городах все решается с позиций административно-хозяйственного ресурса, ограниченного бюджета. Нет места креативу, творчеству…

— Многое действительно зависит от финансов. Поэтому люди должны приходить с выгодными предложениями. Об этом я сегодня утром и выступал. О том, что нужен хороший бизнес-план. Чтобы мы могли рассчитать все расходы и доходы. Если мы начнем строить Олонхоленд, просто воплощая свои мечты, то никто к нам не придет. Это будет кошмар. Сегодня за “круглым столом” я слышал совершенно разные взгляды на комплекс. Но нужно подходить к этому проекту с практической точки зрения. Это все коммерция. Например, у вас есть друг, который занимается изготовлением компьютерных игр. Нужно сделать так, чтобы он пришел к нам и арендовал офис у нас. Нужно создать такие условия, чтобы все хотели находиться на нашей территории.

— Вы – архитектор, но решили заняться креативной экономикой, стали консультантом. Что подтолкнуло вас к этому?

— Я — дизайнер городской среды и в том городе, где я жил, была очень низкая возможность реализовать себя. Бюджет города был очень маленьким, и все уходило на строительство, транспорт… А на дизайн городского ландшафта выделялось очень мало средств. Поэтому я передумал заниматься дизайном и перешел на телевидение, где работал в одной американской компании. Тогда я познакомился с креативностью. Потом вышел на связь с Китаем, сейчас работаю с Россией.

 — Вы даже создали свою теорию креативной экономики. Она сложилась из вашего личного опыта или из наблюдений над чужим опытом?

— Это мой личный опыт.

— То есть вы подумали, что можно создавать новое из таких ресурсов, которые ранее не использовались?

— Это использование старых идей для создания новых. Изменение идей. Это может происходить в услугах, продажах. Я пью кофе, она пьет сок. Мы сидим в кафе, но не в обычном кафе, а в “Interio Armani Cafe”. Хозяева потратили деньги на дизайн, на бренды. Тем самым они добавили ценности в свое кафе. Вместо того, чтобы стоять на улице и пить кофе из пластиковых стаканов, мы сидим здесь. Это кафе – новый опыт и для владельцев, и для нас.

Тот же “google”, который используется на математических алгоритмах и помогает находить информацию, — это очень выдающаяся вещь. “Google”, “twiter” – это очень хорошо проработанные старые идеи, которые стали новыми идеями. Благодаря чему появилась большая сеть для меня, для вас, для нее.

— Возможности улучшать жизнь безграничны…

— Да, абсолютно верно.

— За “круглым столом” вы говорили, что есть серые, некреативные города. Какие вы имели в виду?

— Сначала назову креативные. Это Лондон, Нью-Йорк, Милан, Токио, Шанхай, Мумбаи…

— Дубай?

— Нет-нет. Дубай не креативен.

— Почему? Это суперсовременный, богатый город…

— Мне не нравится Дубай. Там ничего нового. У них очень много нефтяных денег и они только покупают креатив, сами не создают ничего. Они покупают туризм, лошадей и все остальное. Если говорить о некреативных городах, то многие города в Африке некреативные, на Западе Китая — также. В креативных городах не должно быть монополии. Все должно быть для человека. Все потребности его должны быть удовлетворены. Это зависит от образа жизни людей, который там проживают.

— Это обязательно богатые, обеспеченные города?

— Нет, не обязательно. Берлин бедный город, но креативный. Я написал комментарий в одном экономическом журнале о Детройте, который сейчас очень-очень беден. Этот город прекрасный пример моей творческой экологии: он перестал изменяться, растерял разнообразие, прекратил учиться и адаптироваться, замедлился до ропота, городское управление разорилось. Но сейчас люди снова работают, они очень энергичны, и я очень оптимистичен.

- Работая в разных городах и странах, вы сталкиваетесь с разными культурами, традициями. Наверное, в первую очередь это касается азиатских городов. Для вас этот момент является трудностью, барьером или это вас вдохновляет?

— Мне нравятся разнообразие, различия, странности, воображение, личные значения. Плюс трудолюбие и целеустремленность. Оживленные люди и города вдохновляют меня.

— Вы говорили о важности бизнес-плана. Не случится ли так, что из-за коммерческих приоритетов культура, искусство, которые не всегда приносят прибыль, окажутся на заднем плане?

— У всех городов есть история, культура и есть будущее. Я работал над этим в Великобритании и Китае. Проблема не в этих двух элементах, но в том, как рассматривать каждую в ее собственной сфере. Например, важность Олонхоленда в его духе и дизайне. Но это не относится, скажем, к арендным платам, которые привлекут людей. Все факторы важны, но у каждого есть его собственная категория.

Некоторые элементы Олонхоленда будут нуждаться в субсидии, но это в порядке вещей и может быть в плане. Я буду обсуждать это в дальнейшем с вовлеченными людьми.

— Как вы можете охарактеризовать стиль своей работы?

— Мне нравится “погружаться”. Мои идеи остаются такими же, но я работаю по обстоятельствам. Мой стиль диалоговый, интерактивный, совместный, взаимный процесс обучения.

На вашем “круглом столе” я был очень впечатлен людьми, их приверженностью проекту. Я воодушевлен возможностями.

— Вы создаете красоту и комфорт. Для вас лично насколько это важно? Как вы отдыхаете?

— Красота и комфорт очень важны для меня. Как я расслабляюсь? Ну, это — личный вопрос! Я могу расслабиться при наличии горячего шоколада с друзьями, потворствуя своим желаниям.

Многие люди тяготятся бытом. Можно ли быт сделать креативным?

— Побольше персонального и личного! Чья угодно жизнь может быть творческой. Очень полезно жить и работать с другими творческими людьми. Лучший способ учебы состоит в том, чтобы находиться рядом с кем-то, кто немного отличается от тебя, более продвинут и более опытен.

Елена ЯКОВЛЕВА.

Фото Марии ВАСИЛЬЕВОЙ.

Для справки:

Джон Хокинс бакалавр искусств в области международных отношений и обладатель архитектурного диплома в области городского дизайна Архитектурной ассоциации, автор мирового бестселлера «Креативная экономика. Как делать деньги из идей» впервые опубликованного в 2001 году. Хокинс является приглашенным профессором университета Линкольна (Великобритания), заместителем декана и приглашенным профессором Шанхайской школы креативности, где он возглавляет центр креативной экономики, приглашенным профессором Шанхайской театральной академии (Китай). Джон Хокинс является заместителем председателя Британского Совета экранных искусств (BSAC), членом Консультационного Совета по креативной экономике Организации объединенных наций.

BOP Consultants (Creativity Culture Innovation) – консультанты BOP, креативность, культура, инновации, это независимое исследовательское и стратегическое консалтинговое агентство. Агентство работает со стратегами, политиками и бизнесами для понимания процессов и увеличения потенциала культуры, медиа и креативности. Агентство стремится развивать научную и практическую деятельность в условиях глобальной экономики, когда экономическое развитие, возрождение, занятость, управления и технологии связаны с культурой и креативностью.

Основной сферой научных интересов Джона Хокинса является использование законодательства в области интеллектуальной собственности для креативной экономики. Джон Хокинс инициатор создания и директор «Адельфийской хартии креативности, инноваций и интеллектуальной собственности». http://www.adelphicharter.org/.

Джон Хокинс является директором компании Hand Made plc и принимает участие в руководстве компании HotBed Media Ltd.

Hand Made plc – компания, работающая в США и Великобритании, которая занимается приобритением, лицензированием и продвижением интеллектуальной собственности в области кино, телевидения и театра. http://www.handmadefilms.com/

HotBed Media Ltd – телевизионная компания, расположенная в историческом квартале Бирмингема, бывшем Ювелирном квартале. Компания была создана в 200 году и является сегодня самой крупной независимой компании по производству сетевого телевидения за пределами Лондона.

С 1982 по 1996 год Джон Хокинс работал с такими медиа-гигантами как HBO и Time Warner1 , занимаясь телевидением для Европы в рамках этих крупнейших корпораций. Джон Хокинс занимал должность председателя Лондонской школы кино и являлся директором Международного института коммуникаций (IIC).