Главная » Новости, Статьи

Единое евразийское культурное пространство

16 декабря 2011 Просмотров 2 889

Андрей Борисов,

министр культуры и духовного развития РС (Я),

народный артист РФ, лауреат Госпремий СССР и РФ

Andrey-savich2-3 декабря 2011 г. в столице Республики Саха (Якутия) г. Якутске состоялась Международная научно-творческая конференция «Единое пространство культуры Евразии». В работе конференции приняли участие более 350 специалистов из России, Казахстана, Украины, Монголии, Японии и США. Россию представили участники из Москвы, Республики Алтай, Хакасии, Татарстана, Башкортостана, Алтайского края, Бурятии, Якутии и др. Работали тематические секции по культурным ценностям Евразии и системе художественного образования, эпосам народов Евразии, культуре народов Арктики и ее связи с Евразией, Евразийской сакральной географии,  театральной культуре народов Евразии, экранным видам искусства в культурном пространстве России, проблемам перевода эпического наследия.  А также работал круглый стол «Национальный инновационный проект «Земля Олонхо» РС (Я)».

В пленарном заседании были заслушаны приветствия и доклады Президента РС (Я)  Е.А. Борисова, 1-го Президента РС (Я) М.Е. Николаева, директора НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова Н. М. Екеевой, руководителя программы подготовки управленческих кадров для Севера и Арктики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.И. Сморчковой, руководителя проекта «Российский дом будущего», эксперта ЗАО «Эксперт РА», члена экспертного совета при министерстве регионального развития РФ С.Е. Журавлева, ректора Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Е.И. Михайловой, директора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера СО РАН А.Н. Алексеева и др.

На конференции были представлены доклады по теме евразийства, об истоках этого философско-политического движения, и формируемом едином евразийском культурном пространстве в свете проводимых за последние годы культурных мероприятий, как в различных регионах Евразийского континента, так и в странах Содружества и Евразийского Экономического Союза.

Было отмечено, что в условиях глобальных проблем дальнейший культурный, экономический и политический разрыв бывших союзных братских народов опасен и недопустим.  Сегодня предпринят очередной и очень мощный шаг на пути формирования реального Евразийского экономического союза – объединения, которое, вне всякого сомнения, будет определять будущее наших стран. Он как локомотив призовет все остальные страны Содружества Независимых Государств (СНГ),  ранее входивших в состав СССР, к экономическому и политическому объединению. Вместе с тем, участники отметили, что качество любого политического и экономического объединения  основывается на культурном, духовном, объединении людей, на универсальной национальной идеологии.

Тему Евразийского Союза поднял в 1994 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Многие руководители и политики наших стран поняли и поддержали эту идею. Были созданы общественные движения, политические партии, вырабатывающие и пропагандирующие идеологию и политику Евразийского Союза. Ярким представителем этого явления стал Александр Дугин. Поддержали и работали за эти годы над этой темой многие представители интеллигенции наших стран и республик. В Якутии в 1998 году Андрей Кривошапкин издал свой труд «Евразийский Союз», где изложил свою версию развития России как евразийского государства, основанного степными кочевниками и о возможности объединения всех евразийских народов в единый союз при правильном использовании исторического опыта развития степных государств на территории Евразии.

Недавно мы потеряли истинную якутскую евразийку – дорогую нашу Аскарову Зою Аскаровну. Якутская невестка, приехавшая в молодости за своим якутским мужем из Казахстана, всю свою жизнь она посвятила делу культурного сближения, сотрудничества, дружбы между народами, живущими в нашей республике. Внесла неоценимый вклад в развитие отношений между Казахстаном и Якутией. И так везде и повсюду, люди, их практическая деятельность связывают наши братские государства.  Ничего не пропадает даром, сегодня создается реальный Евразийский экономический Союз, создается его наднациональный орган.

Как отмечает в своих выступлениях глава комитета Госдумы России по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, в случае, если Евразийский союз не будет создан, разрыв между бывшими республиками СССР может быть уже окончательным. И будет сопровождаться переформатированием всего цивилизационно-культурного кода народов, населяющих страны СНГ, других стран, близких территориально и культурно. Этот период, как показывает практика, занимает порядка 40 лет.

У народов на постсоветском пространстве все еще остаются страхи по поводу «ренессанса имперского подавления своей идентичности». Председатель комитета Госдумы по культуре Владимир Мединский по этому поводу говорит, что «воссоздание большой страны — это громадная макрозадача, и такой Союз — лучший способ борьбы с национальными конфликтами». Заместитель секретаря президиума Генсовета «Единой России» Юрий Шувалов подчеркивает, что нам надо думать о модели интеграции, которая опиралась бы не только на экономический фундамент, но и социальный, духовный факторы. Необходимо, в первую очередь, формировать единое социальное пространство.  При этом очень важно ориентироваться на общественный диалог между странами евразийского пространства. В структуре комиссии Евразийского экономического союза появятся посты, отвечающие за отдельные направления этой Евразийской экономической комиссии, в т.ч. и культурной. Наша конференция может обратиться в своей резолюции к ней с соответствующими призывами и предложениями.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин в своих выступлениях говорит, что Евразийский союз призван стать своего рода центром дальнейших интеграционных процессов.  Он заявляет: «Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов».  Сегодня исторические контрасты сочетаются с охватившим нашу планету стремительным процессом интернационализации. В сравнении с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросли как общепланетарное единство человечества, связанное единой судьбой, так и его беспрецедентное многообразие. Почти шесть миллиардов людей, живущих ныне на нашей планете, будучи современниками в отношении друг к другу, связанные экономическими отношениями и почти мгновенно воспринимающие все события в мире благодаря новейшим информационным средствам, вместе с тем живут в различных исторических эпохах: от неолита до экономических и интеллектуальных центров, находящихся на вершине современной цивилизации. И, тем не менее, несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры, правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете.

По направлению развития общего культурного пространства стран СНГ плодотворную деятельность ведет Международный Фонд Гуманитарного Сотрудничества. Утверждены и реализуются концепции сотрудничества в сфере культуры государств – участников СНГ. Проводятся конференции, театральные и музыкальные фестивали, кинофорумы, другие мероприятия, направленные на установление новых творческих связей. Широко известны в Содружестве различные международные музыкальные фестивали,  фестиваль кино стран СНГ, фестиваль народного творчества стран СНГ и Балтии, молодежные Дельфийские игры государств – участников СНГ, форумы переводчиков, писателей и издателей стран СНГ и Балтии. Большой потенциал имеет разрабатываемая Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества», а также проекты в области межкультурного диалога. Наша конференция есть вклад в это общее дело.

Более 20-лет назад я выдвинул лозунг «Хомус – Ысыах – Олонхо – Итэ5эл», постулирующий основные вехи развития культуры в Якутии. Сегодня все эти культурные феномены состоялись, мы имеем плодотворно работающий Международный Центр Хомуса-варгана, традиционный якутский обрядовый праздник Ысыах  обрел государственный статус, якутский героический эпос Олонхо стал нематериальным устным шедевром человечества, в республике принят закон, государственная целевая программа по изучению, сохранению и развитию Олонхо. Объявлено 10-летие Олонхо, принято решение о реализации национального инновационного проекта «Земля Олонхо», в рамках которого в Якутске появится многофункциональный Международный Центр Олонхо, где наравне с якутским будут представлены эпосы  народов Евразии. Таким образом, предприняты меры для сохранения и развития таких культурных феноменов как Хомус, Ысыах, Олонхо, на которых зиждется духовность и национальная идентичность народа  саха. Но я считаю, что это, все-таки, копны – по-якутски бугул, добротные, но копны. Мы их собрали и поставили большой стог – кэбиhии. Сегодня, чтобы стог не сгнил,  дождь, снег его обтекали,  нам надо сделать түcтээhин — поставить на нем «макушку». По-якутски  түc означает спустись, снизойди.  В отношении стога, это слово понимается, как «если  түc сделан качественно, сколько бы не выпали снег, дождь, они не испортят сено, просто будут обтекать». С другой стороны, в духовном плане түc можно понимать, как снизошедшее на нас  божественное  - Итэ5эл, Вера, которой объяты и защищены Хомус, Ысыах, Олонхо.

Потому, я считаю, что мы стоим на пороге последнего этапа лозунга. На пороге возрождения древнейшего тенгрианско-ведического мировоззрения, небесной универсальной религии народов Евразии. Весь цивилизационный опыт человечества показывает, что с древности политические союзы объединялись, создавали государства на одной объединяющей духовной идее  – религии.  Европейские государства созданы под флагами крестоносцев – христиан. Страны Ближнего Востока  – на пророчествах Магомета. Дальневосточные на учении Будды. Индийская цивилизация на основе индуистских постулатов. Соединенные Штаты Америки созданы масонством, которое вобрало в себя многое из Каббалы. Но каждое из этих государств находится на одном континенте. Только Советский Союз был создан на территориях двух континентов – Европы и Азии. Где исторически на европейской части господствовала христианство, на  южной – магометанство, восточной – буддизм. Но объединение народов, исповедующих эти религии, состоялось на основе идеи коммунизма, которая являлась атеистичной идеологией. И потому она априори не могла оправдать себя как государственная объединяющая идеология. Система благополучно развалилась, просуществовав всего 70-лет.

Что же сейчас? Какая идея может объединить нас в Евразийский союз? Наверное, только та, которую не надо придумывать, создавать по-новому. Та, которую выработали еще тысячелетия назад наши общие предки – тенгрианско-ведическая.  Из которой выросли все мировые религии современности. Но нам ее надо вновь познать. Это будет неимоверно трудно.  Готовы ли мы к этому?  Не знаю.

Хотя, по сути, за все эти годы этому были посвящены все наши масштабные проекты. Это международный кинопроект «Тайна Чингис Хаана», где принимали участие деятели культуры и искусства из Монголии, Японии, США, братских республик России – Тывы, Якутии, Бурятии, Хакасии, Республики Алтай и т.д. Идея фильма состояла в попытке показать самый из драматичных конфликтов мира — внутренний конфликт самого человека. Конфликт обыкновенного и божественного в сознании человека. И исполнение  своего божественного долга вопреки всему и вся, жертвуя своим простым человеческим, близким и дорогим.   А сам процесс производства фильма преследовал  обновленное  возрождение духовного объединения братских народов, предки которых создали древние степные государства и дали импульс развитию института государственности всей Евразии.  Сегодня видно, фильм воодушевил и подвинул к укреплению объединения, сближению культур наших народов.

Это инициированный якутскими исследователями проект общественной организации «Лена-Евразия» по проведению комплексных научных экспедиций.  В нем приняли участие ученые из Москвы, Якутии, Кыргызстана, Бурятии, Алтая, Тывы, Башкортостана, которые   прошли древними путями Евразии по Северной Индии, Непалу, Тибету, Синьцзян Уйгурии и т.д., собрали материалы издали книги.

Это кочевой театральный фестиваль «Желанный берег», где национальные театры представляют свои постановки, появляются новые имена, творческие идеи. Фестиваль также подвигает к укреплению культурного пространства наших народов и стран.

Это  кочевая международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность».  Где принимают участие ученые из всех братских республик и стран. Конференции проекта прошли в Якутске, Улан-Баторе, Кызыле. Следующая планируется в Алматы. Сегодня как результат этого опыта учрежден и зарегистрирован Международный Фонд Исследования Тенгри. Фонд создан крупными учеными и известными творческими деятелями из Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Башкортостана, Татарстана, Тывы, Хакасии, Республики Алтай и Республики Саха (Якутия).

Если исследование ведической культуры входит в официальную науку, всячески поддерживается со стороны государства, то о тенгрианской мы не можем так утверждать.  Хотя из истории мы знаем, что тенгрианство, тенгризм было государственной религией, оно объединило древние кочевые и оседлые народы в государства, дало первые опыты демократии. И этот исторический опыт сегодня востребован.

Потому  перед учеными стоит фундаментальная задача – обосновать новое направление гуманитарной науки – тенгриведение. Еще в 70-х годах Олжас Сулейменов говорил, что нет на тему тенгрианства фундаментальных  работ. Позже появились известные труды писателей, историков, философов. Прежде всего, это фундаментальные научные книги ученого с мировым именем – академика Шагдарыына Бира из Монголии,  известного казахского философа Нурмагамбета Аюпова, известного тувинского историка, философа Николая Абаева. В 90-х годах, книги знаменитого в тюркском мире и не только, писателя, историка  Мурада Аджи дали мощный импульс в исследовании этого направления. Сегодня само время показывает, что созрела необходимость в научном обосновании исследования тенгрианства, его общих истоков с ведизмом.

Это, прежде всего, видно на многих культурных проектах, проводимых в последние 10-15 лет, где мы принимаем самое активное организационное участие.  Будь то Ердынские игры на Байкале,  фестивали театральных  спектаклей «Желанный берег»,  научные конференции, форумы и т.д.  А также на многих вновь возрождаемых традиционных национальных обрядовых праздниках.  Это алтайский Эль Ойын,  хакасский Тун Пайрам,  тувинский Оваа Дагыыры, монгольский Наадам, бурятский Сурхарбаан, татарский Сабантуй, якутский Ысыах, древнеславянские ведические праздники, фестивали фольклора и эпосов – русских былин, финского Калевалы, кыргызского Манаса, якутского Олонхо, алтайского, хакасского  Кая, тувинского Хоомей, монгольского Моринхуур, туркменского, таджикского, азербайджанского Кер-оглы и т.д.

Это проект детских международных спортивных игр «Дети Азии».  В следующем году под эгидой Президента России проводятся V-е игры в Якутске, ставшим за эти годы евразийским центром детского спорта, где участвуют  команды из республик и городов России, Казахстана, Монголии, Японии, Китая, Кореи и т.д. В рамках культурной программы игр проводится международный проект «Шедевры ЮНЕСКО» с участием носителей нематериальных шедевров человечества из Турции, Монголии, Китая, Кыргызстана, Армении, России, Японии, Кореи и т.д.

Все эти культурные феномены в своих мировоззренческих истоках идентичны. Эту идентичность мы и должны культивировать, именно она и может стать культурным, духовным объединяющим критерием в евразийском пространстве.

В целом, за эти годы состоялось множество проектов, форумов, конференций по теме духовной культуры в странах СНГ – России, Казахстане,  Кыргызстане, Азербайджане, Украине, Белоруссии и т.д. Тема поднимается из самых глубинок, сам народ их вынашивает. Например, в Якутии эту тему поднимает само население, больше всего в улусах. Поэтому мы в этом году провели форум общественности под названием «Духовный потенциал Республики Саха (Якутия) в инновационном развитии». Инициативы форума подхвачены всей общественностью  и имеют продолжение в улусах. Президент и Правительство республики горячо поддержали чаяния общественности и сегодня принимаются фундаментальные решения в области их государственной поддержки.

Мы все за последние 20 лет стали свидетелями беспрецедентного  подъема национального самосознания народов в постсоветском пространстве, и в условиях глобальных проблем это понятно. Повсеместно — в России, Казахстане, Кыргызстане, Украине, Белоруссии, Армении, Азербайджане, Туркмении и т.д. наблюдается всплеск всего национального, традиционного в науке, культуре, искусстве, образовании, архитектуре и т.д.  Выросли целые города, кварталы с ярко выраженным национальным колоритом, этнопарки, этнокомплексы. В национальных сибирских республиках России — Хакасии, Тыве, Алтае, Бурятии, Якутии простые люди строят традиционные аилы, юрты, балаганы в своих сельских подворьях и дачных участках. У нас в Якутии после внесения в 2005 году якутского эпоса Олонхо в список нематериального устного наследия человечества ЮНЕСКО, начался бум строительства Домов Олонхо, балаганов Олонхо, домов Арчы, Айыы, где сказываются олонхо, проводятся обряды, культурные мероприятия.  Население в складчину и при помощи республиканской программы «Добрые дела» строит само эти общественные объекты.

На прошедшем форуме духовности общественности Якутии народ поддержал идею академика Академии духовности Якутии, народного мастера Бориса Неустроева-Мандар Уус о строительстве всем миром традиционной Могол Ураса – Главной Юрты. Президент и правительство Якутии поддержали эту идею. По предложению нашего Мастера – Мандар-уус, это будет Юрта-Храм, покрытая традиционно берестой и инновационно прозрачным материалом. В старину богачи строили их высотой до 8 метров. Бересту для ее покрытия обрабатывали особой технологией, замачивали и выдерживали долгое время в рыбьем клее,  сшивали вручную конским волосом. И население наших улусов с воодушевлением готово выполнить эту колоссальную работу, всем миром собирать бересту, шить и клеить. Это практически идея соборного народного строительства. Она говорит о  нужде якутского народа в своем Храме. Всеобщем Доме. Это социальный наказ. Это наш символ устремления в будущее на основе традиции. Символ города Олонхо — города нашего Мастера. Символ Земли Олонхо – нашей Северной Шамбалы.  Берестяная Юрта-Храм под прозрачным куполом — пример сохранения вечного, незыблемого посредством использования новых технологий и инновационных материалов.

Мы можем построить его в рамках национального инновационного проекта Республики Саха (Якутия) «Земля Олонхо».  Проект «Земля Олонхо» реализуется в городе Якутске по Указу Президента Якутии на берегу озера Сайсары под горой Чочур Муран. Эта дуальная пара — гора и озеро являются священными  для якутского народа, это символы  Отца-Неба и  Мать-Земли. Именно на этом месте наши древние предки, впервые прибыв в долину Туймаада, окропили и осветили ее, провели кумысный праздник Ысыах, построили курее-хасаа, воткнули чэчир – молодые березки, исполнили обряд выпадения алгыс на эту территорию. Все это сделано было для продолжения рода, процветания потомков.

В недалеком будущем, на берегу озера Сайсары под горой Чочур Муран в черте города Якутска, где территориально сконцентрированы федеральные научно-образовательные учреждения – Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова и Якутская сельскохозяйственная академия, появится особая экономическая зона — городской кластер туристско-креативного типа. Это интегрированный межведомственный инвестиционный проект, состоящий из 3-х частей – финансово-деловой, культурной и инновационно-технологической.

В 2005 г., после объявления ЮНЕСКО якутский эпос Олонхо устным нематериальным шедевром человечества, Президентом Республики Саха (Якутия) В.А. Штыровым было подписано Коммюнике с Генеральным секретарем ЮНЕСКО Коитиро Мацуура о создании Международного Центра Олонхо.  Согласно этому, по концепции проекта «Земля Олонхо», центральным объектом комплекса станет Международный Центр Олонхо, где будут представлены наравне с якутским Олонхо и все евразийские эпосы, здесь будет  сконцентрирована вековая мудрость евразийской культуры.

Объект предполагается сделать многофункциональным, где будут размещены театр Олонхо, интерактивный музей эпоса, публичная электронная библиотека эпосов, выставочные залы, конгресс-холлы, научно-исследовательский центр евразийского эпического наследия.

Ввиду незастроенности центральной части территории, объекты культуры становятся объектами I-й очереди строительства комплекса.  Центральная часть территории  проектируется как парково-рекреационная зона с гармонично вписанными в нее объектами культуры.

Культурный комплекс в целом также включит интерактивные парковые аттракционы для детей, развивающий центр для студентов и молодежи, кинотеатр, высокотехнологичное кинопроизводство и креативный технопарк народных мастеров. Ввиду территориальной близости ипподрома, крытого и открытого стадионов, яркий этнографический культурный комплекс «Земля Олонхо» станет местом событийного туризма. В нем беспрерывно будут  происходить  культурные, научные, спортивные события, где будет развиваться экономика впечатлений.  Комплекс «Земля Олонхо» станет брендом не только Якутии, но и всего Дальнего Востока.

Концепция национального инновационного проекта «Земля Олонхо» сегодня прошла процедуру согласования в Правительстве РС(Я) и находится на доработке инновационно-технологической части в госкомитете по инновационной политике и науке РС(Я). Инновационное поселение планируется создать как комплекс самодостаточных  жилых  и производственных модулей, опыт создания которых будет применим к обустройству инфраструктуры северных территорий. Объекты инновационной части проекта планируются как объекты III-й очереди строительства и сроки завершения этой части проекта планируются к 2020 г. Сегодня планируемая технологическая территория комплекса застроена складскими и базовыми объектами, но по генплану города она должна быть отведена под жилую застройку. Ввиду территориальной близости  федерального университета, близлежащий квартал будет застроен его объектами, концептуально подходящими под инновационный жилой технопарк. С другой стороны, концептуально в проект вписываются и научно-образовательные  учреждения культуры, в т.ч. и федеральное образовательное учреждение министерства культуры России – Арктический Государственный институт культуры и искусств. Руководство института выразило желание войти в проект с созданием своего модуля, совмещающего общежитие и  технопарк МИП-ов для молодых научных кадров – преподавателей, аспирантов, студентов и т. д.

Мы надеемся, что содействие в реализации проекта «Земля Олонхо» наравне с Президентом Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия) нам окажут и Российский Президент, Правительство России, Евразийский Союз, МФГС, ЮНЕСКО, российские, евразийские и другие международные культурные фонды и структуры.

В состоявшейся конференции наравне с секциями, работал и круглый стол по проекту «Земля Олонхо». В жарких спорах и дискуссиях выработаны  рекомендации, высланные адресатам, в т.ч. Президенту Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), научно-учебным учреждениям, российским правительственным структурам.

Несомненно, ответвления проекта появятся во всех улусах республики и не только. Все они станут  маркерами культурно-цивилизационной идентичности нашей территории и нашего социума. Я думаю, что подобных этнокультурных маркеров будет возведено немало во всем Евразийском пространстве. Само время их требует. Идею инновационного проекта «Земля Олонхо» — гуманитарного Сколково на Дальнем Востоке, после презентации на ЭКСПО-2010 в Шанхае, подхватили многие. Так, перед Президентом России Дмитрием Медведевым ставится вопрос реализации гуманитарного инновационного  проекта «Культурный альянс» в Перми, на Украине инициируется подобный проект на Днепровских островах,  Президент Монголии Ц. Элбэгдорж одобрил  подобный проект создания вблизи Улан-Батора. Казахский Президент Н. Назарбаев за эти годы все усилия приложил к тому, чтобы город Астана стал культурно-цивилизационным маркером Евразии. И так будет везде. Потому что идея проекта близка и понятна всем — сохранение традиции, культуры, духовных ценностей, богатейшей истории своих народов современными средствами и созидание будущего на основе гармонии традиционного и инновационного.

Народы Евразии имеют древнейшую, еще с эпохи бронзы, историю культурно-цивилизационной интеграции. В результате исторических событий на просторах Евразии шло смешение разных народов, родов и племен, происходило взаимопроникновение различных культур. Но в основе своей  духовные, мировоззренческие истоки этих культур едины и вышли из одних и тех же недр Центральной Азии. Вокруг общей идеологии на широких просторах Евразии возникали древние политические, экономические союзы и государства. Как и другие архаичные традиции, якутская культура сохранила  древнейшие пласты их общей духовной культуры, универсального мировоззрения, и эпос Олонхо является уникальным источником их изучения и познания.

Мы, ученые, деятели культуры и искусства, творческая интеллигенция на историческом опыте и знании истории культуры Евразии должны совместно работать над выработкой идеологических интеграционных принципов объединения, универсальных критериев культурно-цивилизационной идентичности, универсальной идеологии будущего Евразийского экономического союза.

Это направление интеграции может быть одновременно сложнее и проще, чем экономическое, связанное с выработкой единых экономических принципов, таможенных правил и т.д. Сложнее, потому что необходимо фундаментальное научное обоснование для выработки единых объединяющих культурных, мировоззренческих критериев и маркеров. Это громадный труд многих и многих ученых, научных институтов, всего общества. Затем еще предстоит их правильное использование. С другой стороны проще, потому  что в условиях глобальных вызовов,  социумы наших стран на уровне глубинного бессознательного культурного сами вырабатывают превентивные меры по сохранению своей национальной, культурной идентичности и общие символы, критерии самопроявляются. Только универсальная наднациональная идеология, выработанная и принятая самой общественностью, как стран СНГ, так и Евразийского экономического союза, сможет обеспечить надежный политический и экономический союз.

Международная научно-практическая конференция «Единое пространство культуры Евразии» приняла резолюцию. Полная информация о работе конференции и резолюции размещена на сайте www.agiki.ru