Главная » Статьи

Французские мечты о якутской железной дороге

26 мая 2014 Просмотров 1 770

patrisiaЛюбой иностранец, путешествующий по России, впечатляется необъятностью просторов, красотой ландшафтов и разнообразием культур. Эти ощущения усиливаются в Сибири и на Дальнем Востоке, где начинается настоящий рай для любителей экстрима и приключений. Французская путешественница, фотограф, галерист и журналист Патриция Шишманова – одна из тех, кто может отправиться в путь, не зная, что ее ждет впереди и где она проведет следующую ночь. В ее биографии немало таких приключений, которые стали неотъемлемой частью экспедиций по России и Средней Азии. Француженка влюблена в эти места. А все началось больше десяти лет назад, когда ее мужа направили работать в Россию, и Патриция отправилась за ним в Москву.

Когда она рассказывает о путешествиях по Сибири и Средней Азии, то складывается ощущение, что говорит она о едином пространстве, которое для европейца видится малоизвестной и труднодоступной Азией. Огромную часть суши между Европой и Америкой активный западный человек всегда стремился осмыслить, понять, а иногда и освоить. Патриция не стала исключением. Сначала она путешествовала дорогами Великого шелкового пути – Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Влюбилась в Таджикистан, бредила Памиром. Написала путеводитель по этим местам. Потом были Иран, Индия, Монголия, Китай и российский Дальний Восток, где ее увлекла тема пограничного состояния. Побывав в монгольском Алтае, у берегов Амура с китайской и российской сторон, она решила сделать фотопортрет реки Амур с разных берегов. Фотовыставка «Пограничное состояние» прошла в нескольких российских городах, в том числе в Государственном музее архитектуры им.Щусева в Москве.

Человек творческий и непредсказуемый, Патриция открыта всему новому и часто идеи настигают ее в пути. В путешествиях по Туве, Республике Алтай, Хакасии она не только восторгалась красотами природы и делала фотоснимки, но испытала все трудности передвижения. Так появилась мысль о железной дороге, которой явно не хватает в России. Совершив небольшое путешествие по Транссибирской магистрали, Патриция вспомнила о своем земляке Лоике де Лобеле. Почти сто лет назад французский инженер, член французского географического общества и исследователь Аляски загорелся идеей строительства железной дороги, которая связала бы Европейский и Американский континенты. Лоик де Лобель составил карту железной дороги, в которой Транссибирская магистраль идет на Киренск, Якутск, Оймякон, Верхнеколымск, мыс Дежнева и продолжается в виде тоннеля до Аляски.

В 1908 году Лобель обратился с идеей к российскому Императору Николаю II. Проект был рассмотрен на Совете министров Российской Империи, и был одобрен самим Императором и Председателем правительства Витте. Но проекту не суждено было реализоваться из-за вмешательства истории. Хотя эта идея продолжает будоражить умы. И если политики и крупный бизнес оперируют цифрами в целесообразности этой магистрали, то такие, как Патриция, смотрят на ситуацию с точки зрения конкретного живого человека. «Мне интересно увидеть людей, который сто лет ждут эту железную дорогу», — говорила она в прошлом году во время первого приезда в Якутию. Эти слова звучали для нас если не странно, то наивно, поскольку в республике железную дорогу ждут только в Нижнем Бестяхе и Якутске. Несмотря на то, что вокзал в Нижнем Бестяхе был торжественно открыт в августе прошлого года, железнодорожная магистраль от Томмота до Нижнего Бестяха официально так и не заработала. Хотя это было обещано в 2012 году.

Отношение к этому долгострою у всех разное. Если власти и бизнес считают убытки и потери от отсутствия сообщения, то большинство простых жителей Мегино-Кангаласского улуса, куда почти пришла магистраль, еще не осознали всех плюсов и минусов этого пришествия. Именно этот момент и волнует Патрицию. «Как люди, в первую очередь молодежь и дети, видят развитие своего улуса, села?» — задается она вопросом. С точки зрения человека, привыкшего без проблем передвигаться по Европе, места, где нет нормальных автомобильных дорог и железнодорожного сообщения, видятся застывшими и бесперспективными.

В марте прошлого года Патриция предприняла первый пробный этап своей экспедиции, который она назвала «Железный конь Земли Олонхо». Эту экспедицию по территории Якутии, где пролегает виртуальная «железка», поддержал Фонд «Проектная компания «Земля Олонхо». Вместе с руководителем компании Леной Федоровой, специалистом Центра духовной культуры Дом Арчы Анной Холмогоровой. Патриция побывала в селе Техтюр Мегино-Кангаласского улуса, где встречалась с семьей фермера, коневодами, рыбаками, руководством администрации села. Разговор шел о железной дороге, которая уже пришла в улус, но еще не стала необходимой частью жизни местных.

Француженка показывала всем карту столетней давности и с интересом следила за реакцией. Однозначно, всем было интересно. Сто лет назад на самом высоком уровне планировали построить эту магистраль через всю Якутию аж до Чукотки и Америки. Сто лет прошло, а у нас даже Амуро-Якутская магистраль никак не достроится. Примерно такие мысли должен испытать любой якутянин, для которого железная дорога заканчивается на слове БАМ и АЯМ. Экспресс «Париж-Москва- Якутск- Анкоридж» звучит фантастически, а потому представить, какие реальные возможности для развития и прогресса это дает, невозможно. Но Патриция придумала провести творческий конкурс среди молодежи и детей, в котором они с помощью рисунков, компьютерной графики, музыки и эссе могут выразить свои мечты о будущем. Главная идея конкурса – выразить свою мечту о способах передвижения и общения в их крае.

В марте этого года она решила реализовать первый этап проекта «Трансполярный экспресс», который пролегает по Якутии и называется «Железный конь Земли Олонхо». Проект поддержали Якутское отделение Русского географического общества в лице его секретаря Аксентия Дмитриева, Фонд «Проектная компания «Земля Олонхо» в лице директора Лены Федоровой и Союз женщин Республики Саха (Якутия) в лице Оксаны Новогородовой.

Маршрут Якутск-Верхнеколымск-Якутск был преодолен за 17 дней на автомобилях. До Таттинского улуса экспедиция проехала на внедорожнике члена президиума Союза женщин, участницы международной женской автоэкспедиции «Вокруг света за 80 дней» Оксаны Новгородовой. Так сложились обстоятельства, что опытный водитель не смогла проехать весь маршрут и Патриция вместе со специалистом ПК ЗО Валентиной Яковлевой преодолевали дальнейший путь на перекладных, как и водится в нашей республике.

С 11 по 28 марта продлилась автоэкспедиция. За это время женщины посетили населенные пункты Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Томпонского, Оймяконского, Верхнеколымского улусов: Якутск- Нижний Бестях –Чурапча — Черкех-Чымнайыы – Чычымах — Ытык-Кель – Хандыга – Томтор – Усть-Нера – Сасыр – Нелемное — Зырянка. Патриция познакомилась с людьми, которые «сто лет ждут железную дорогу». Она понимает, что в любой ситуации есть надежда на лучшее, надо только мечтать и воплощать эти мечты в жизнь. Поэтому она с нетерпением ждет результаты творческого конкурса, о котором рассказывала в экспедиции детям и молодежи.

Мы предлагаем вам рассказ Патриции о ее путешествии.

Маршрутом виртуальной железной дороги

«Моей целью было проехать по виртуальной железной дороге «Trans Alaska Sibir», которая была спроектирована французом Лоиком де Лобелем в 1905 году. С помощью этого виртуального поезда я соединила все деревни, которые лежат на маршруте от Якутска до Верхнеколымска. Хотелось почувствовать, как живут люди в этих местах, которые сто лет ждут поезд. Сложно ли им передвигаться из одного пункта в другой, как и было сто лет назад. Узнать, по каким дорогам перемещаются местные жители и нужна ли им железная дорога.

В каждом селе я показывала людям карту, на которой была нарисована линия этой магистрали, и с интересом смотрела на их реакцию. Заметила, чем дальше едешь, тем меньше верят в железную дорогу. В некоторых местах люди смеются, глядя на карту.

Наше путешествие началось в Якутске, и в тот же день мы уже приехали в Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса. Это поселок на противоположном берегу Якутска, куда железная дорога пришла в прошлом году. Участок Беркакит-Томмот-Нижний Бестях является частью Амуро-Якутской магистрали. Мы сразу же приехали на железнодорожную станцию, где для нас провели экскурсию и показали новый классный вокзал. Начало оказалось очень хорошим.

DSCN0015

В Нижнем Бестяхе открыли Транспортный техникум, где готовят профессионалов для работы на железной дороге. Заместитель директора по учебной части Надежда Михайловна Варламова, очень энергичная женщина, показала нам новое учебное здание, общежитие. Условия для учебы и жизни прекрасные. Конечно же, была встреча со студентами и преподавателями, на которой мы говорили о железной дороге. Потом нас повели в библиотеку и показали книгу, изданную РЖД. Удивительно, что в ней есть план Транссибирской магистрали, которая после 2030 года должна дойти до Берингова пролива. В конце встречи мы предложили студентам принять участие в творческом конкурсе.

Дальше отправились в центр Чурапчинского улуса в село Чурапча. Зимняя дорога очень хорошая. Чурапча не так далеко от Якутска — примерно 200 км, поэтому для жителей этих мест отсутствие железной дороги не такая большая проблема. Они не ощущают нехватки такой связи. Конечно, летом ситуация меняется. Нет моста через Лену, приходится преодолевать реку на пароме. Дороги в осенне-весеннее и летнее время становятся проблемными.

В Чурапче нас приняли женщины из Союза женских организаций в Доме Арчы. Получили благословение на дальнюю дорогу. Увидели концерт, выставку работ местных мастериц. Побывали в Доме-музее им.Д.П.Коркина, встретились с руководством и учащимися Чурапчинской республиканской спортивной школы-интерната. Кроме этого были встречи с педагогами и учащимися гимназии и Детской школы искусств. В Чурапче мы провели первую ночь. А на следующее утро произошел важный момент экспедиции. Мы увидели старинный английский локомотив. Это памятник истории, потому что первая телеграмма Ленина была получена в этих местах благодаря ему. Локомотив использовали в качестве двигателя для телеграфа. Я увидела, что уже с тех времен пытались наладить связь между Европейской частью России и Американским континентом.

Дальнейший путь лежал в село Черкех Таттинского улуса. Очень интересное село, где есть Музей политической ссылки. Официально он называется Музей истории государственности РС(Я) им.П.Ойунского. Нас радушно встретили мастерицы и показали фольклорный концерт. В музее мы провели вторую ночь, а на следующий день у нас была встреча с детьми в школе.

DSCN0034

Так же насыщенно прошло пребывание в селе Чымнаайы. Здесь мы встретились с народными мастерицами в Доме культуры. Запомнилось знакомство с мастером народных промыслов республики Ариной Николаевной Большаковой. Она работает учителем технологии в средней школе и организовала там кружок «Алгыс» для желающих освоить национальное шитье. Специально для нас устроили выставку, а в конце встречи Арина Николаевна подарила мне замечательный коврик ручной работы.

День закончился в гостеприимном доме Анны Васильевны и Петра Михайловича Кондратьевых.

DSCN0204Следующий день приготовил нам настоящий сюрприз. Недалеко от села Чычымах Таттинского улуса есть местность Ям. Это старинная почтовая станция, которая находилась на Якутско-Охотском тракте и связывала Европейскую часть России и Сибирь с Тихоокеанским побережьем. Этот почтовый тракт функционировал еще с середины XVIII века. Там сохранился верстовой американский столб того времени, и как говорят местные, в Якутии не принято ломать старинные строения. «Ростелеком» повесил на столб памятную табличку о том, что на этом месте была станция Якутско-Охотского тракта «Амгинская» с 1731 до 1909 годов, а с 1909—1921 года здесь было почтовое телеграфное отделение Нижне-Амгинское.

Думаю, люди, которые установили эту почтовую линию, позже стали думать о железной дороге.

В местности Ям мы познакомились с семьей Данила Егоровича и Александры Иосифовны Афанасьевых, которые держат крестьянское хозяйство «Быйанг». У себя во дворе они построили четыре домика для летнего отдыха детей. Самое интересное, что по их территории протекает речка Амга, и прямо на воде они построили баню. Когда баню топят, то вода в этом месте подогревается, и можно плавать в ней, а потом выплывать на улицу. Впечатления непередаваемые.

Семья очень интересная. С одной стороны, они деловые люди – построили лагерь для детей. А с другой – духовные. Хозяин является алгысчытом, проводит якутские традиционные обряды.

Доехав до центра Таттинского улуса села Ытык-Кюель, мы расстались с нашим водителем Оксаной Викторовной. Она посадила нас с Валентиной в такси и поехала обратно в Якутск. Надо сказать, что она очень хороший водитель. Дорога временами была ледяная, и надо быть опытным водителем, чтобы ехать по ней.

Дальше нам уже приходилось самим искать транспорт. Я поняла, что это огромная проблема. Железная дорога нужна стопроцентно. Хотя люди не верят в ее появление. А когда начинают задумываться, то мнения разделяются. Одни говорят, что нужна, потому что это прогресс. Другие говорят, что не нужна, потому что вместе с железной дорогой придут криминал, наркотики, наплыв мигрантов.

DSCN0240

В центре Томпонского улуса Хандыге нас встретила председатель улусного женсовета Галина Готовцева. Благодаря ей у нас состоялось много встреч, а вечером мы побывали в Культурно-спортивном комплексе на финале районного детского конкурса «Звездочка Томпо». Везде мы говорили о железной дороге, о творческом конкурсе. Кроме этого в Хандыге мы познакомились со священником местной церкви отцом Вячеславом.

На следующий день мы должны были выехать в Оймяконский улус, в село Томтор, но были сложности с машиной. В конце концов я нашла визитку знакомого Саши из Усть-Неры и позвонила ему. Это все равно, что кинуть бутылку в море. К нашей радости, он нас нашел. Этот человек нашел нам два места в машине, которая направлялась из Якутска в Томтор.

DSCN0647

Дорога в Томтор очень красивая. Горы, перевалы. Ехали в основном ночью. В такси разговорились с женщиной, у которой дочь работала учителем в Сасырской школе. Мы как раз собирались в эту деревню Момского улуса. Благодаря этому знакомству в Сасыре у нас была знакомая.

В Томторе нас очень хорошо встретили учителя и школьники местной школы. Этот поселок известен не только тем, что наряду с Оймяконом и Верхоянском является  Полюсом холода, но и своей историей. В местном краеведческом музее мы познакомились с историей ГУЛАГа. В школе тоже создан музей ГУЛАГа. Нам рассказывали, какие интеллигентные люди отбывали здесь заключение. Врачи, поэты, писатели, архитекторы… Они делились знаниями с местными жителями.

DSCN0261

Дальше решили ехать до Усть-Неры и попробовать найти машину до Сасыра. Усть-Нера запомнилась тяжелой атмосферой. Может, потому что здесь начинается Колымская трасса, и ты знаешь, что едешь на костях. Ты это чувствуешь. Но что интересно, люди, с которыми мы там встречались, очень положительные, активные. В первую очередь это касается художественного руководителя Дома культуры «Металлург» Любови Степановны Ивановой. Это веселый, деловой, активный человек, благодаря которой нам было очень интересно. Когда нас повели в детский дом, я ожидала, что там будет мрачно. Но увидели таких живых детей и работников, которые полны энтузиазма. Это было очень неожиданно.

DSCN0299

В Усть-Нере мы застряли на два дня и никак не могли выехать в Момский улус до Сасыра. Началась пурга. Ни одна машина не хочет ехать. Едут только дальнобойщики. После двух ночей решили вернуться в Томтор и провести это время с пользой. К нам присоединилась Любовь Степановна, которая тоже решила посмотреть фестиваль «Полюс холода». Восемь часов потратили на дорогу.

По дороге в Томтор у нас сломалось такси. Это была маленькая иномарка, и у нее были проблемы с двигателем. До Томтора оставалось сто километров, и мы около часа простояли на дороге. Пытались останавливать машины, но все проезжали мимо. Я была очень удивлена этому. Наконец одна остановилась. Это был маленький автобус с тремя мужчинами, судя по всему старателями. Это были крайне уставшие, добрые люди. Говорят, что на таких трассах останавливаются только дальнобойщики. Мы доехали до Кубеме, где они нас оставили и поехали дальше по другому маршруту. Поселок Кубеме значился на нашей карте, и мы даже должны были там ночевать. Но от поселка остались руины. Два-три барака, мусор, пять собак и постоянный поток машин, которые заправляются на местной заправке. Хотя бывает, что и машин нет. В Кубеме нам пришлось заночевать. Там есть чайная для водителей, и ее хозяева Надя и Сергей, очень симпатичные и добрые люди, предоставили нам ночлег. Спали на лавках. На следующий день надеялись, что подвернется какая-нибудь машина. Телефонной связи нет. Это очень большая проблема. Ждали 24 часа. Наконец нашли автобус с группой молодых исполнителей фольклорных танцев, которые довезли нас до Томтора.

Там попали на очень интересный праздник, посвященный туризму. Одновременно с этим проходил Арктический форум. Была официальная делегация из Якутска, были ученые из Москвы и других российских городов. Чувствовалось, что идея Полюса холода очень привлекательна для туризма. Можно делать много интересных вещей, связанных с холодом, оленеводством, традиционной культурой. Там такие красивые пейзажи.

DSCN0421

Мы познакомились с известным якутским модельером Августиной Филипповой, которая создала образ Чысхаана – главного героя Полюса холода. Она присоединилась к нам, и мы решили отправиться обратно в Кубеме. Потому что попасть из Усть-Неры в Сасыр казалось невозможным. Валентина вместе с Августиной Филипповой должны были ехать обратно в Якутск. Я тоже решила вернуться в Якутск, потому что потеряла всякую надежду добраться до центра Верхнеколымского улуса Зырянки, которая на карте 1905 года значилась крупной станцией магистрали.

Но неожиданно в Кубеме, где заправляются машины, приехала команда тележурналистов с российского телеканала «Моя планета». Они снимают фильм о дороге. Год назад в Москве я познакомилась с одним из ребят этой команды. Он меня узнал, и выяснилось, что они как раз собирались в Сасыр и дальше до Зырянки. Они согласились взять меня с собой. Вопрос был решен за три минуты. У них было несколько машин, в том числе и грузовик с дальнобойщиком. Я попала в УАЗ в качестве багажа. Это был идеальный вариант продолжить дорогу.

Ехали опять через Усть-Неру, где я ночевала у Любови Степановны. Эта гостеприимная, щедрая женщина уступила мне свою кровать, а сама спала на полу. Наутро мы продолжили путь в Сасыр. 170 километров по Колымскому зимнику — и к двенадцати ночи прибыли в Сасыр. Там еще одна ночевка у гостеприимной местной женщины. А на следующий день, к сожалению, пришлось уезжать в Зырянку. Почему «к сожалению»? Потому что в Сасыре был праздник оленевода, и мне так хотелось остаться. Все готовились к празднику. Было видно, что для них это большое событие.  Но я не знала, найду ли машину до Зырянки, поэтому продолжила путь с московскими тележурналистами.

В Сасыр самолеты летают изредка летом. Река там сложная. Единственная возможность связи – это дальнобойщики. В Сасыре есть несколько КАМАЗов, на которых можно выехать только до Усть-Неры. Летом в Зырянку попасть невозможно – дорога закрыта.

Ехали мы долго через крутые перевалы. Дорога тяжелая. Но пейзажи очень красивые. После первого перевала остановились у священного дерева. Тайком от москвичей я провела обряд. Места пустынные. Изредка попадались дальнобойщики. Некоторые везли по 20 тонн груза. А там были мостики, рассчитанные на 4 тонны. Они проезжали, а мы за ними летели над этими мостиками. Встретили велосипедистов, которые ехали из Нерюнгри до Черского. Сумасшедшие ребята. Поболтали с ними. Один поляк и два эстонца. Потом пришлось ехать по озеру. Ты не знаешь, выдержит ли лед — ведь уже конец зимника.

В Зырянке ребята оставили меня и отправились своим маршрутом. Я познакомилась с велосипедисткой из Томска Оксаной, и мы пошли в администрацию поселка. Нас приняла прекрасная женщина – замглавы администрации. Рассказала о местной жизни, показала поселок. Несмотря на то, что население убывает (раньше проживало 12 тысяч, сейчас меньше 3 тысяч человек) чувствуется, что потенциал в поселке есть. Очень хорошая больница, работают Дом культуры, столовая. Правда, нет кафе, где бы молодежь могла провести время.

Вместе с Оксаной мы поехали в Нелемное — это недалеко от Зырянки. Правда, в поселке было пусто. Почти все уехали в Зырянку на конкурс. Остались пожилые и дети, которые рассказывали нам о прошлом этих мест, о временах ГУЛАГа. В марте жизнь на севере пробуждается, люди устраивают конкурсы, праздники. Это очень хороший сезон для путешествий и туризма – дорога хорошая, даже воздух блестит. Мы с Оксаной чуть порыбачили в Нелемном. Я поймала три рыбы. Захотелось побывать там летом.

Я везде рассказывала местным о своем проекте, показывала карту. Люди смеются, когда слышат о железной дороге. Считают, что это нереально. Говорят, что пусть бы как раньше летали рейсовые самолеты и вертолеты за приемлемую цену.

Почти такая же ситуация в Сасыре Момского улуса. Все очень дорого — продукты, промтовары. Дорога – тоже дорогое удовольствие. В деревне почти все охотятся и рыбачат. Они очень любят эти занятия и благодаря этому они могут себя прокормить. Интернета там нет, мобильник не ловит. Главная связь дорога. Думаю, летом они еще сильнее оторваны, потому что дороги в это время там нет.

В Зырянке жизнь тоже тяжелая, но люди по-разному относятся к этой ситуации. Есть среди них такие, кто обожает этот край. Земля — это их жизнь. Они с нетерпением ждут окончания зимы, чтобы охотиться, рыбачить, собирать ягоды. Есть люди, которые любят изолированный мир, где другие отношения, чем в городе. Я познакомилась в Якутске с человеком, который всю жизнь прожил на севере. Год назад он приехал в город, все у него хорошо, но все равно его тянет обратно. У северян глубокая любовь к земле. Если людей, любящих свой край, не поддерживать, тогда деревня начнет умирать. Им нужно помогать с телефонной связью, интернетом, дорогами, необходимой инфраструктурой. Тогда они останутся, и может быть, их дети тоже будут жить на родине.

Если посмотреть на Усть-Неру, то в советские времена там работали прииски, была инфраструктура, хорошее снабжение, жизнь была богатая. Люди имели возможность выезжать каждый год в отпуск. Сегодня они думают о прошлой жизни и страдают. Им тяжело, но это их родина, они не хотят уезжать.

Это не моя задача, думать, что надо делать для улучшения жизни. Но я понимаю, что надо менять там жизнь. Сделать доступные авиабилеты, высокие зарплаты, чтобы дать возможность работать там хорошим специалистам. Я глубоко уважаю людей, которые живут там и стараются улучшить жизнь.

Везде, где я встречала детей и молодежь, я рассказывала о конкурсе. Мне интересно узнать – как они видят свое будущее и развитие своего улуса, села? Как они представляют связь с внешним миром? Формат этого конкурса очень свободный. Самое важное успеть через искусство реализовать свои мечты о будущем.

Я стопроцентно могу сказать, что выставлю эти работы в своей галерее «L-Aleatoire» в Париже. Надеюсь устроить выставку во Французском культурном центре в Москве. В сентябре-октябре этого года будут подведены итоги конкурса. В оргкомитет конкурса вошли Якутское региональное отделение Русского Географического общества, Проектная компания «Земля Олонхо», Союз женщин РС(Я), Детская школа изобразительного искусства им.Ким г.Якутска, два художника и галерист из Франции».

Интервью записала Елена Яковлева.

Фото Валентины Яковлевой.