Главная » Статьи

Инновации в экономике, политике и бизнесе

30 апреля 2013 Просмотров 767

В последние годы мы все чаще встречаемся с такими выражениями, как «экономика знаний»,  «инновационная экономика» и «креативная экономика».  Однако в современных российских реалиях довольно сложно понять их значение. Эти слова относятся к новому типу экономики, который отличается от предшествующих ему аграрного и индустриального тем, что, хотя природно-материальные  ресурсы продолжают  выступать  основой  для  создания экономических  благ,  рост  и  развитие  всей хозяйственной  системы  обеспечиваются отныне уже  не  столько  внешними,  сколько  внутренними,  нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал – продукты интеллектуальной деятельности. Создание именно такой экономики – одна из первостепенных задач Правительства РФ. Но пока ни Российская Федерация в целом, ни Республика Саха (Якутия) в частности, не могут сразу и кардинально отойти от сырьевой ориентации экономики, можно поговорить  о креативной экономике.

10 апреля  2013 года в  Институте управления при Президенте РС (Я) состоялся круглый стол  «Как делать деньги из идей? Инновации в экономике, политике и бизнесе». Жители нашего города имели возможность пообщаться с самим Джоном ХОКИНСОМ (John HOWKINS), общепризнанным экспертом в области креативной экономики, автором мирового бестселлера «Креативная экономика. Как делать деньги из идей?».

Профессор Хокинс рассказал, что креативная экономика или экономика знаний — это особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. К понимаю креативной экономики Джон Хокинс пришел не сразу. Ему понадобились долгие годы работы в различных сферах деятельности, пока он не понял, что кинематографию, архитектуру, телевидение, компьютерную сферу, культуру  и многое другое объединяет нечто одно – креативная экономика, в основе которой лежит интенсивная  интеллектуальная деятельность.

Многим присутствующим показалась интересной мысль Хокинса о том, что по-настоящему креативный человек должен быть готов копировать идеи, чтобы создать нечто большее.  В пример он приводил Пабло Пикассо, который в своих произведениях, созданных в Испании, использовал образы из Франции. Или, например, дизайнер, увидевший самобытные этнические мотивы где-то в Африке, с легкостью использовал их в своей парижской коллекции. И это совершенно нормально. В условиях современности авторские права и патенты – это барьеры лишь для малых предприятий, а для крупных корпораций – это вопрос цены.

Простыми и понятными показались принципы креативной экономики, сформулированные профессором Хокинсом:

1. Каждый ребенок рождается креативным.

У ребенка есть естественное богатое воображение и великое желание пользоваться им себе во благо. По словам великого художника Пабло Пикассо, для того, чтобы писать хорошие картины, художнику лишь не нужно терять в себе ребенка. По мнению Джона Хокинса, нужно нечто большее — нужны занятия и усилия, чтобы развивать свои таланты.

Исследования показали, что пик  воображения ребенка приходится на возраст 3-х-4-х лет.  Наверняка все сталкивались с таким явлением, как «Почемучка» — ребенок постоянно задает вопросы, ему интересно абсолютно все. Но потом взрослые начинают ограничивать мышление ребенка, ставят его в рамки. Чем больше рамок, тем меньше сила воображения и креативности.

2.       Креативность нуждается в выражении.

Хокинс уверен в том, что мы должны научиться управлять своими мыслями: одним мыслям мы должны говорить «да», а другим – «нет». В этом заключается показатель креативности в условиях рынка.  Другими словами, человек должен научиться выбирать из множества идей ту, которая будет востребована на рынке и успешно реализована.

3.       Рынок.

Это емкое понятие в рамках креативной экономики включает в себя те же понятия, что и традиционная экономика: спрос, предложение, интуиция, fairplay… Для того, чтобы Ваш продукт интеллектуальной деятельности нашел свободный вход на рынок, Вам нужно обладать колоссальной информацией. Недаром  в  современных условиях большинство активов крупных корпораций выражено в нематериальной форме. Покупатели платят большие деньги за название, за бренд.

Те, кто вступает на рынок креативной экономики, должны быть готовы к неудачам, поскольку в большинстве случаев это связано с открытием чего-то нового. Здесь очень важно, чтобы Ваша новая идея нашла отклик у населения, у основных потенциальных потребителей.

Особое место в креативной экономике занимают хакеры и программисты. Это совершенно новая каста специалистов: их можно сравнить с художниками, но при этом они обладают большими математическими и логическими способностями. Самые крупные современные корпорации сегодня построены благодаря IT-специалистам. У многих руководителей в связи с этим возникла проблема управления людьми, которые умнее и креативнее их самих.

На мой вопрос, каким же образом в таком случае управлять теми, кто намного умнее и креативнее Вас, Джон Хокинс ответил так: «В 2010 году IBM провела исследование, изучив 1600 топ-менеджеров. По итогам исследования оказалось, что основными и очень нужными чертами лидерства являются креативность и умение принимать решения. А для того, чтобы управлять теми, кто намного умнее и креативнее Вас, нужно, во-первых, знать, кто есть лучший в той или иной сфере и, во-вторых, нужно уметь завлечь их в проект. Например, когда мы снимаем фильмы, я должен быть уверен, что у меня лучший сценарист, лучший актер, лучший продюсер, лучший костюмер и т.д. При этом мне не обязательно держать всех этих людей в постоянном штате. Я убежден, что в компании не должно быть четко установленной иерархии: наступает время фрилансеров».

Круглый стол прошел в удивительно свободной обстановке. Люди задавали самые разные вопросы, включая провокационные. Тем не менее, мне показалось, что якутяне не нашли общего языка с Джоном Хокинсом, потому что зациклились на различии наших менталитетов. Профессора спрашивали, каким образом выйти со своей идеей на мировой рынок, на что он отвечал: «Создайте то, что естественным образом заинтересует человека, и — выходите».  Или был другой вопрос о том, как развивать новостной сайт в условиях креативной экономики. Узнав, что ребята-создатели сайта сейчас уже пишут новости и у них есть доход, Хокинс удивился этому вопросу: «Так вы уже работаете в рамках креативной экономики. Продолжайте начатое!».

Спрашивающие недоумевали…

А мне подумалось, что не дураки и дороги наши главные проблемы, а нечто другое.  Креативная экономика в нашей стране развивается крайне медленно, потому что те, у кого есть деньги, хотят «быстрых денег», они не хотят инвестировать в долгосрочные проекты. А в креативной экономике у большинства идей – «отложенный» доход.  Те же, у кого идеи, все-таки не свободны. Они сами себя ограничивают (опять же речь о мышлении), боятся начать свое дело, ждут постоянно помощи со стороны.  И неважно, что такое мышление сложилось у нас исторически и мы привыкли, чтобы за нас решали. На дворе - XXI век. Мы свободны общаться с людьми из разных стран, с теми, у кого совершенно другое мировоззрение, мы вольны обмениваться с ними опытом, знаниями. Хватит бояться. Есть идеи – старайтесь сами воплощать их в жизнь, начиная с малого. Наша главная проблема в том, что у нас ограниченное мышление, позволяющее ждать решений откуда-то извне.

Савина ДАНИЛОВА.

Uiprez.ru/