Главная » Статьи

Между сакральностью и новыми технологиями

11 февраля 2013 Просмотров 1 243

В прошлую пятницу в камерном зале АГИИК состоялись первые дебаты на тему “Что есть священное пространство саха в проекте Национального инновационного комплекса “Земля Олонхо”?” Инициатором дебатов выступил институт и приурочил это мероприятие ко Дню российской науки. “Земля Олонхо” – комплексный проект, который можно рассматривать с точки зрения инноваций, бизнеса, производства, и конечно, сохранения и развития традиционной культуры. Все это будет находиться на одной территорией, которую надо развивать и осваивать. Идея территории или идея сакрального пространства приобретает актуальность в этом проекте, поскольку без такой идеи сложно соединить столь разные объекты в единый комплекс.

Ректор института Саргылана ИГНАТЬЕВА поздравила участников разговора с Днем науки и первыми дебатами Центра циркумполярной цивилизации. Саргылана Семеновна отметила, что развитие проекта будет вести за собой огромную перспективу, а в ходе дебатов появятся ценные идеи. Разговор получился интересным, несмотря на то, что не было острых споров и дискуссий. Споры и дискуссии впереди, когда придет время конкретных действий и технических решений.

Андрей БОРИСОВ, министр культуры и духовности РС(Я),бас руководитель проекта:

— Недавно я был в Октемцах, в лаборатории широких атмосферных ливней (Институт космофизических исследований и аэрономии). Для меня это знак свыше. Почему алгысчыт поднимает чорон? Он ловит широкие атмосферные ливни. Я побывал там и убедился, что законы мироздания связаны с олонхо. Экономисты у меня спрашивают — в чем инновационность олонхо? Эпические герои – это люди с солнечными поводьями за спиной. Они живут с энергией солнца.

Я приглашен на Красноярский экономический форум. Человека, который организует «песни и пляски», пригласили в качестве выступающего. “Внешэкономбанк” пригласил выступить в секции, где будут говорить о государственно-частном партнерстве, а в другой секции будет обсуждаться тема кластеров. Есть экономические, политические, социальные системы. Но главная система – человек. Не разобравшись с его душой, духом, нельзя говорить о политике, экономике…Поэтому мы сегодня говорим о сакральных ландшафтах, о сакральности территории “Земли Олонхо”.

Ульяна ВИНОКУРОВА, доктор социологических наук, проректор АГИИК:

ульяна— Мы собрались на первые дебаты. Наши дебаты имеют научное свойство, и аргументация строится на профессиональном, эмоциональном уровне.

Что есть сакральное пространство для саха в этом проекте? У нас в Якутске есть хорошие здания в отдельности. Но чтобы это была целостная территория, освоенная, как этнотерритория, такого еще нет. Хочется, чтобы и сверху лилась та информация, о которой сказал Андрей Саввич. Что могут дать новые технологии для этого? Об этом надо говорить.

Мы находимся на этой границе – сакральности и новых технологий, которые сойдутся на этой территории, которая нас всех должна устроить. Мы пригласили в качестве информатора Вильяма Яковлева, генерального директора “Ус Хатын». Он уже построил более 100 объектов на этой территории. В этом году ездил в Америку, и может сравнить, как наш проект выглядит на фоне культуры коренных народов Америки.

Лена ФЕДОРОВА, и.о. директора некоммерческой проектной компании по реализации проекта:

— Наши молодые архитекторы разработали для презентации “Земли Олонхо” на ЭКСПО-2010 в Шанхае дизайн-версию проекта. Само антенное поле и прилегающая территория возле озера Сайсары напоминает собой Древо Аал Лук Мас, которое условно можно разделить на три мира. Верхний мир находится на севере, и эта самая сакральная часть коронуется объектом “Могол Ураса”. Мандар Уус сделает эту урасу из бересты, и руководство республики поддерживает его идею.

Следующий объект – Международный Центр Олонхо, который будетлвф располагаться рядом с мостом. Здесь разместятся Театр Олонхо, Театр танца и Саха театр, поскольку он связан с национальной культурой якутов. В Центре разместятся музей фольклора, музей хомуса, и будет создан интерактивный музей Олонхо. Технологически они должны соответствовать современным требованиям.

У нас каждую неделю проходят различные конференции, форумы, выставки-ярмарки, а это большой бизнес. Поэтому мы планируем создание выставочных павильонов и конгресс-холла.

Андрей Саввич говорил о ШАЛе, где космофизики исследуют широкие атмосферные ливни. У нас будет планетарий, в котором мы представим воззрения наших предков об устройстве Вселенной, а с космосом будет связан олонхосут. Это будет “фишка”  проекта.

Библиотека, цифровой архив олонхо, научно-исследовательский Институт олонхо СВФУ, Центр цивилизационных исследований АГИИК – все эти учреждения должны найти место на территории Верхнего мира. Строительство будет вестись по принципу государственно-частного партнерства, что очень важно.

В Среднем мире, там где сейчас стоят деревянные “двухэтажки”, планируется создание Центра эпосов Евразии. У нас в республике много национальных общин, и у них есть возможность представить свое эпическое наследие. Мы же сможем убедиться в близости наших эпосов.

Следующий объект – Город мастеров “Кудай Бахсы”. Этот объект будет находиться на северо-востоке, что соответствует древним канонам, описанным в архаичном олонхо Оросина “Нюргун Боотур Стремительный”.

“Дьэргэлгэн” – объект, который связан с СВФУ. Здесь будут размещены кинотеатр и кинопавильон. Он будет финансироваться из федерального и республиканского бюджетов.

“Аал Лук Мас” – центральный объект комплекса. В Астане нам показали наброски башни “Бай Терек”, сделанные Назарбаевым. Этот главный символ казахской столицы возник из их эпоса. Их опыт мы хотим использовать.

Следующий объект – ландшафтно-рекреационная зона “Алаас”. Рукотворный алаас — феномен культуры саха.

Инновационный центр “Тобул” – объект СВФУ. В этом секторе будет реализована вторая очередь Арктического инновационного центра и Технопарка “Якутия”.

В бытность Михаила Николаева было принято решение, что городской парк будет находиться на территории, о которой идет речь. Согласно нашему плану там будет располагаться Парк аттракционов Олонхо. Надеемся, что администрация города будет участвовать в финансировании объекта.

Вильям ЯКОВЛЕВ – генеральный директор  комплекса “Ус Хатын”:

— В 1973 году в обкоме партии состоялось собрание, в котором участвовали писатели.  Разговор шел об олонхо, осуохае, тойуке. Как в современной жизни эти традиции могут реализовываться? Многие тогда сказали, что это пережиток старого, который мы должны оставить. А недавно в одной местной газете была похожая публикация. Хочу сказать, что олонхо – это достижение Ысыаха. Сегодня иногда что-то выпячивается, а что-то задвигается на задний план. Но осуохай, олонхо, алгыс – это все единое целое

Аал Лук Мас в олонхо упорядочивает хаос. Олонхо, Ысыах, вера – опора нашего народа. Все это прошло через многие социально-политические системы и выжило. Эти три составные части неразделимы, и нельзя выделять только олонхо. В комплексе это должно выразиться в архитектурной идее. У нас нет храмов. Мы поклоняемся природе и Верхним божествам во время Ысыаха. Но концепция проекта предусматривает храм. Возможно, в сегодняшних условиях храм должен быть… Но мы не должны забывать, что алгыс совершается в открытом месте. Алгыс тюспют сирэ – это место чистой и сильной энергии. “Ус Хатын” является таким местом. Поэтому данный проект должен быть связан с природными силами.мих один

Виктор МИХАЙЛОВ, доктор философских наук, профессор СВФУ:

— Дебаты предполагают “pro” и “kontra”. В противном случае они превращаются в дифирамбы. Но здесь собрались единомышленники. И тех, кто сказал бы – зачем это? — таких нет. Если это так, то каждый должен утвердиться в своей идее. Я еще больше хочу убедиться в идее и отточить аргументацию, чтобы в разговоре с теми, кто против, быть убедительным. Каждый из нас должен найти мощные аргументы для спора с теми, кто говорит о деньгах и утилитарности.

Недавно к нам приезжали ученые из Москвы Лев Любимов и Александр Архангельский. Кто-то после встречи с ними остался доволен, считая, что хорошо, когда к нам приезжают такие люди. А кто-то почувствовал себя уязвленным за критику. Это комплекс неполноценности. В России пресмыкаться перед Западом — такое было всегда. Немцы, англичане, французы приезжали, и все учили…Из-за вечных поисков национальной идентичности – то скифы, то европейцы, то азиопа развился этот комплекс…У нас еще нет самооценки.

Сакрализация необходима по той причине, что человек без стержня — это человек, для которого нет ничего святого. В искусстве есть сакральная музыка, пение, сакральная живопись, архитектура, наконец, сакральное житие. И когда начали разрушать все это – начались безобразия. Если взглянуть на Европу, то раньше в центре города находилась городская ратуша, позже в буржуазное время — городской рынок, когда начала развиваться связь — почта.

А здесь как? Лена Федорова показала нам свое исследование о сакральных местах Евразии. Мы посмотрели и удивились. Она поездила и везде уловила закономерность. Города строятся вокруг сакрального места – капища, и оттуда начинают разрастаться. Эта идея нам понравилась.

Если говорить о проекте “Земля Олонхо”, то мы всегда прибегали к формуле Страна Олонхо. А что это? Это страна, где светло и удобно жить человеку. Естественно, что этот комплекс по-другому называться не может. Нам единомышленникам надо утвердиться, чтобы убедить других. Потому что вслед за эмоциональными переживаниями начинаются интеллектуальные переживания, сопереживание. В таком случае идея “Олонхолэнда” овладеет массами и станет материальной силой. Тогда будут деньги, тогда будут кластеры.

Николай АЛЕКСЕЕВ, председатель Союза архитекторов РС(Я):

— “Земля Олонхо” уже у многих в сознании. Но каждый видит этот проекталексеев по-своему. Необходимо более детально разработать идею и подойти к его реализации. В связи с этим мы готовы провести международный архитектурный конкурс на генплан. Такой конкурс привлечет архитекторов, которые мыслят нестандартно, за которыми стоят инвесторы, и что немаловажно, они используют новые технологии. Мы хотим создать уникальную архитектуру. Общество сегодня выросло. Когда народ выступал против 203 микрорайона, это было выступление против серых “КПД”. Люди хотят видеть такую городскую среду, которая была бы уникальна. Наступил такой момент, когда можно создать такую среду. Мы побывали в Астане, городе, задуманном Назарбаевым, столицей всей Евразии. Казахи провели международный архитектурный конкурс, который выиграл японский архитектор Курокава. Он использовал идею Великого шелкового пути, который  в виде прямой оси проходит через Астану и куда нанизываются все городские зоны. Курокава привлек инвесторов. За такими людьми всегда стоят крупные инвесторы. Мы этот опыт используем. В ближайшее время составим техническое задание, проведем большую работу с архитекторами и пригласим их сюда, чтобы они посмотрели территорию, культуру. После этого можно дать старт конкурсу. Кроме концепции проекта нужна легенда, которая разбудит творческую искру в архитекторах.

Я вижу в этом вспышку реконструкции нашего Якутска.

Валентина ЧУСОВСКАЯ, кандидат философских наук, доцент АГИИК:

— Архитектуру превратили в производство, далекое от искусства. Сейчас замечательный момент для того, чтобы обратить архитектуру в культуру, искусство. Если архитекторы найдут современные решения культово-храмовых сооружений, выражающих воззрения народа саха, то тогда они заявят о себе. Я очень верю, что идея не просто амбициозная, имиджевая, развивающая бизнес, это остров спасения культуры, стартовая площадка для внедрения культуры саха в мировую культуру. Возникла потребность, чтобы народ консолидировался, защищая свои ценности перед глобализацией. Давайте культуру, язык, архитектуру поднимем из руин.

Федор ШИШИГИН, генеральный директор ОАО “Сахаагропромпроект”:

— Архитектура – это социальный заказ. В части того, что архитектор должен диктовать среду, менять мир, такое должно быть. Но есть еще СНИПы, нормативы, которые тоже меняются с помощью архитектуры. Мы говорим, что хотим создать уникальную архитектуру, которой нет в России. Это сложно. В таком случае мы должны идти до конца и менять нормативы, СНИПы, индустрию ДСК. За рубежом другой подход, там легче разрешаются такие проблемы. Нам трудно… Мы находимся на стыке технологии и творчества.

Зинаида ИВАНОВА-УНАРОВА, профессор кафедры искусствоведения АГИИК:

толб, унарова— Сегодня в Якутске есть три точки “Ус Хатын”, “Дом Арчы” и “Земля Олонхо”, где реализуется наша национальная культура. Что там будет? Главное – это Театр Олонхо. Но зачем туда выносить Академический Саха театр? Он должен находиться в центре города. Я постоянно защищаю академический театр. В воскресенье в Национальном художественном музее прошло обсуждение искусства молодых художников. Художникам негде выставляться. Но я не нашла в Концепции ни одного положения о художественном салоне. Еще, почему бы не восстановить мотивы модерна и воплотить их в некоторых объектах комплекса? Это забыто, но город устал от серости и однообразия форм.

Надежда ТОЛБОНОВА, заместитель директора ЦДК “Дом Арчы”:

— “Земля Олонхо” должна открывать содержание олонхо. Мы говорим, что у нас нет веры, религии. Мне бы хотелось, чтобы религиозные воззрения красной нитью проходили в этом проекте. Я очень переживаю, что мы теряем шаманизм. А в Мексике, как сказал Вильям Яковлев, очень поддерживают шаманизм. Хотелось бы, чтобы у нас такое было. Действительно, зачем академический театр и общины включать в проект? Он должен быть выстроен для раскрытия концепции олонхо.

Анна ПЕТРОВА – кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой дизайна АГИИК:

— Мы сегодня услышали разные определения комплекса. Но инновационность проекта будет заключаться в умении традиционной культуры жить в современном мире. Почему люди сопротивляются проекту? Не потому что внутри пустота и отсутствие духовности, а потому что новое всегда встречает сопротивление и непонимание. Что касается шаманизма, то он изживает себя, и это естественный процесс в современном мире.

В данном случае мы говорим о том, чтобы наша традиционная культура воплотилась и развивалась в современных формах. Сейчас все пока на уровне образов. Надо переходить к конкретике, к техническим решениям и действиям.

Записала Елена ЯКОВЛЕВА.

Фото Виктории НЕУСТРОЕВОЙ.