Главная » Статьи

«Наш лучший объект еще впереди»

10 февраля 2015 Просмотров 929

Небожитель архитектурного Олимпа Массимилиано Фуксас в одном из своих интервью сказал, что для архитекторов со всего мира единственный способ сравнивать свои навыки с чужими и улучшать их — это международные конкурсы. Такая возможность представилась якутским архитекторам благодаря проекту «Земля Олонхо». Более того, архитекторам из ОАО «Сахапроект» повезло участвовать в конкурсе в одном консорциуме с бюро Массимилиано Фуксаса.

Проект консорциума вошел в тройку финалистов, став третьим после консорциума «Vittorio Grassi & ЯкутАгроПромПроект» и «Arup & Partners». Генеральный директор ОАО «Сахапроект» Прокопий РОМАНОВ поделился с нами своим видением о дальнейшем участии в процессе, о достоинствах их проекта и лучших архитектурных объектах Якутска. 

— Прокопий Георгиевич, расскажите нашему читателю об основной идее организации пространства в вашем проекте.

— На самом деле, идей у всех участников очень много. Есть крен в сторону формы, когда отталкиваются от присущих для определенной среды проживания традиционных форм. В нашем случае это были кытыйа, чороны и их производные, которые мы видим в архитектурных объемах. Есть другой подход, когда архитекторы отталкиваются от природы. В одной из концепций новая городская среда «Земли Олонхо» выстроена из образа льдинок на поверхности воды. Причем было фото льдинок какого-то морского залива или озера-моря, конечно, не ледохода на Лене.

Поиск основной идеи — очень сложная задача. Работали коллективно, в работе участвовали и студенты-архитекторы СВФУ. Шел поиск. Мы отталкивались от идеи микро или макрокосмоса. Мы создаем модель космического пространства и его отражения на земле. Наши архитекторы совместно с архитекторами из бюро «Фуксас» продолжили заниматься этой поисковой работой и в конце концов сошлись на том, что можно использовать форму галактики, раскрутить ее спираль и отразить на земле. Идея очень интересная, плодотворная.

— Можете назвать имена архитекторов?

— Воплощением занимались архитекторы Иван Лукин, Алексей Спиридонов из нашего института и Илья Евстигнеев из бюро «Фуксас» в Риме. Руководил процессом сам Массимилиано Фуксас. Клаузура пространства господина Фуксаса открывает наш эскиз-проект.

IMG_1390

Якутские архитекторы в студии Массимиалиано Фуксаса в Милане.

Якутские архитекторы в студии Массимиалиано Фуксаса в Риме.

— Объясните, что такое клаузура.

— Это предварительное эскизирование пространства от руки. Мы понимаем, что нынешние молодые архитекторы больше привыкли работать на компьютерном моделировании. А архитекторы старшего поколения предпочитают сначала делать наброски на бумаге. В результате совместной работы получилась эта идея. Она очень хорошо связалась с нашей первоначальной идеей, которую мы разрабатывали для презентации на ЭКСПО-2010 в Шанхае. Там отражена связь «Земли Олонхо» с каркасом городских объектов, и отчетливо виден сектор восхода солнца, который формирует главный объект комплекса через обрядовое поле с момента восхода солнца. Восход — это не одномоментная ситуация. В свое время мы эскизировали объекты на площадках нашего университета, где должны были быть мединститут, институт естественных наук и общежитие на 4 000 мест. Тогда очертания высот этих объектов мы формировали с учетом линии восхода солнца.

Мы понимаем, что должны создать не отдельные объекты. Конечная цель — это создание новой городской среды. Это должна быть новая креативная среда, где специалисты разных сфер смогут работать, общаться и вырабатывать новые идеи.

Хотелось бы сказать, что такие уникальные символы, как Аал Луук мас предпочтительнее выражать не в виде какого-то объекта или модели древа. Это можно сделать лучше. Древо мироздания не имеет ни начала, ни конца. Его присутствие могли бы подчеркнуть, стоящие рядом друг с другом два высотных объекта.

— Как философский символ, Аал Луук мас не должен быть материальным?

— Он должен быть видимым, но его нельзя потрогать руками. Мы не исключаем такую возможность при реализации нашего комплекса. В нашем предложении есть объект Аар Ба5ах, который стоит возле ипподрома. Это высокая конструкция, по которой спускаются, вращаясь вокруг Аар Ба5ах, белые лошади, жеребята. Это подарок бога коневодства Джесегея. Эта идея была доработана до воплощения в макете членами нашей творческой группы заслуженным архитектором Якутии Иваном Лукиным и скульптором Семеном Прокопьевым.

Кроме того, по условиям конкурса необходимо было отразить в комплексе три мира. У нас все три мира отражены. Это Нижний мир, где имеются Музей вечной мерзлоты и технологии, связанные с применением низких и отрицательных температур. Эта идея у нас была прописана в проекте, представленном на ЭКСПО в Шанхае. Срединный мир — это среда самого комплекса «Земля Олонхо» с центральным объектом МЦО, где находится большой актовый зал, Театр Олонхо, обсерватория, сопутствующие объекты. Есть Верхний мир и он условно выражен в лепестках кровли, которые будут оснащены солнечными батареями. Эти лепестки будут формировать создание и эксплуатацию новой климатической среды, то есть летом они будут помогать поддерживать прохладную температуру, а зимой помогать сохранять тепло. Все это, решенное в комплексе, должно создать новую среду проживания, работы и отдыха.

— Я так понимаю, что архитекторы бюро «Фуксас» используют эти лепестки в качестве модулей на разных объектах? Они ведь есть и на одном из их объектов в Тбилиси.

— Опыт такой есть. Идеи вызревают постепенно. Ранее в примененном единственном объекте они не несли такие широкие функции, а сейчас архитекторы обогатили их форму. Все лепестки подчиняются вращательному движению. Кроме этого, кровли-лепестки воплощают идею Верхнего мира, и являются основой для применения энергоэффективных технологий. Также они участвуют в формировании нужного микроклимата внутри нашего комплекса.

— То есть нет ничего предосудительного в использовании этой идеи вторично?

— Это качественно новое применение, на новом уровне. После первоначальной базовой попытки в нашем проекте эти формы лепестки принимают логичное, полное и оправданное применение.

— Несмотря на то, что ваш консорциум не стал победителем, участие в процессе продолжается. На каких объектах вы можете реализовать свои идеи?

— Интерес к этому большому проекту, конечно же, сохраняется. В настоящее время и в дальнейшем инвесторам и участникам процесса будет очень интересно следить за тем, как развиваются события.  Многие хотели бы принять участие в этом деле. Нашей архитектурной общественности очень повезло, что был проведен такой конкурс, и он уже постепенно приобретает черты реализации.

Все будет решаться в процессе переговоров с компанией «OlonkhoDevelopment», которая сейчас учреждается, и скоро будет реально выходить на рынок недвижимости и строительного бизнеса. Я думаю, что мы, как участники и призеры конкурса, можем взяться за представленную нам часть работы на усмотрение организаторов.

Наш «ДСК» сделал инвестиционное предложение организаторам конкурса по строительству жилья. 100 000 кв. метров жилья могут быть построены примерно за 2,5 года. «Сахапроект» подписал договор с фирмой «SkyWay» о внедрении струнного транспорта в комплекс. У нас есть договор с фирмой «Bravo Motors», который является победителем международного конкурса по инновациям Фонда Сколково. Благодаря этому договору в инфраструктуру комплекса могут быть внедрены электромобили. Мы должны предусмотреть в проекте пункты сосредоточения электромобилей. Это компактный транспорт-трансформер со встроенным ноутбуком.

Также у нас есть письмо, организованное совместно с СВФУ о возможных инвестициях в строительство Парка биотехнологий. Этот вопрос прорабатывался с ректором Евгенией Михайловой, и был представлен на презентации в Министерстве по развитию Дальнего Востока в Москве. Есть хорошие возможности для участия разных сторон в процессе реализации этого большого комплекса. Здесь будут не просто дома или объекты. Здесь должна быть среда, оснащенная самыми последними инновациями, достижениями науки и техники в разных отраслях.

 - Недавно Вы вернулись из Пекина, где встречались с китайскими инвесторами. Китайцы заинтересовались нашим проектом?

— Компания «Яцзуань чжубао» интересуются инвестициями в Россию, в том числе в нашу республику и в город Якутск. Им кажется, что данный момент — это удобный период для вхождения в наш рынок недвижимости. В числе других предложений они с большим вниманием отнеслись к моим высказываниям о проектах жилых домов на улице Билибина, в 203 микрорайоне, где застройщиком является «РИК». На переговорах была делегация «РИК» под руководством генерального директора Петра Алексеева.

Гендиректор ОАО "РИК" Петр Алексеев и гендиректор ООО "Сахапроект" Прокопий Романов на переговорах с китайскими инвесторами

Гендиректор ОАО «РИК» Петр Алексеев и гендиректор ОАО «Сахапроект» Прокопий Романов на переговорах с китайскими инвесторами

О проекте «Земля Олонхо» китайцы слышали. Каким-то образом узнали, что у нас был международный конкурс. Мы рассказали о работе нашего консорциума, и когда они услышали, что наш партнер очень известный в мире и в Китае Массимилиано Фуксас, то были приятно удивлены. Массимилиано Фуксас спроектировал здание аэровокзал в Шеньчжэне.

IMAG2330

Прокопий Романов с председателем правления ООО "Яцзуан чжубао" Лю Чунь

Прокопий Романов с председателем правления ООО «Яцзуань чжубао» Лю Чунь

— Не ожидали таких партнеров?

— Они понимали, что мы серьезно работаем на нашем рынке, но о таком широком международном партнерстве не знали. Мы летели рейсом S7, и в журнале была реклама дизайнерского бюро Массимилиано и Дорианы Фуксас. Мы развернули и показали им рекламу наших партнеров, они были серьезно впечатлены. Китайцы изучают наш рынок, наши условия, начиная с климатических, закачивая логистическими. Если они хотят в этом году войти в наш рынок, то должны быстро подготовиться, передислоцировать свою технику пока у нас есть зимник. Это для них очень интересно.

— Какова на Ваш взгляд архитектура Якутска?

— В Якутске есть разные объекты и все они формируют облик города. Наша задача, как градостроителей, повышать качество городской среды – сделать ее более дружелюбной человеку. Это длительный процесс. Классическая архитектура, которая началась с греческих и римских ордеров, дошла до сегодняшнего дня и получает развитие – все это есть. Конечно, не все, что представлено в Якутске, займет нишу в глобальном архитектурном глоссарии. На это не стоит надеяться. Но у нас есть вполне достойные объекты.

Наиболее удачный и интересный объект, который получит дальнейшее отражение, получит хорошую реплику — это наш Бизнес-центр, автором которого является наш уважаемый архитектор Федор Шишигин. Эта форма несет идею. Когда здание было построено, то мы все увидели, что это значимый, ключевой, якорный объект, формирующий городскую среду. Вокруг этого объекта создается своя инфраструктура, и это очень хорошо. По идее это должна была быть снежно-белая громада полярных льдов. Но оказалось, что ослепительно-белую, снежно-белую фасадную плитку ни один производитель не делает. Тем не менее сама идея очень хорошо воплощена, и она удачно вписалась в городскую среду.

Второй замечательный объект – это комплекс возле нашей мэрии, где сейчас находится торговый центр. Мне кажется, в градостроительном плане этот объект заслуживает лучшей городской среды.

— Да. Там слишком много торговых центров — «ЦУМ», «Московский торговый центр». Кто автор нового комплекса?

— Георгий Карамзин и его коллеги из «Горпроекта» реализовали этот интересный проект. Но поскольку объект имеет определенную историю роста, происходит эволюция, не всегда подвластная автору, то объект оказался на этой площадке и в таком виде. Он, конечно же, заслуживает лучшей площадки. Очень жаль, что он вступает в визуальный конфликт с окружающей средой. Там несколько доминирующих объемов и они между собой не согласованы, не создают гармоничную картину восприятия. Видно, что эти здания выросли каждый сам по себе.

— Причина в точечной застройке нашего города.

— Да, но ее можно было сгладить, если бы эта среда решалась комплексно. Там она решалась по мере того, как заказчики решали свои локальные задачи на этой площадке. Прекрасный объем, который украшает наш город, но он был бы в еще лучшем положении, если бы находился на другой площадке.

— Из того что сделано вашим институтом, чем Вы гордитесь?

— Мы думаем, что все-таки наш лучший объект еще впереди. Я думаю, что их будет много. Появляются новые интересные заказчики. Только в сотрудничестве с заказчиком получается хороший объект. Его форма, содержание, дух — это результат не только работы, замыслов и переживаний проектного института, это комплексная работа городской архитектурной общественности, заказчика, застройщика и нас.

У нас есть объект, который очень удачно вписался в городское пространство. Это комплекс Богородицкой церкви. Мы принимали участие в работах по восстановлению самого здания Богородицкой церкви. Потом сама церковь позволила вокруг себя организовать пространство совершенно по-новому. Над этим объектом работала группа архитекторов нашего института — Айталина Старостина, Нюргуяна Андреева и архитектор Николай Белолюбский, который со Светланой Белолюбской в последние годы много работает над созданием культовых объектов.

Объект очень хорошо вписался в среду. Это совершенно очевидно. Он получил диплом на Международном архитектурном фестивале «Зодчество», был отмечен и в Хабаровске. Мы очень гордимся им. Считаем, что комплекс один из лучших на Дальнем Востоке и в России.

Елена ЯКОВЛЕВА.