Главная » Новости, Статьи

Нужна ли инвестору культура и духовность?

6 октября 2012 Просмотров 1 417

Сегодня проводятся всевозможные форумы и конференции для привлечения инвестиций в Россию и ее регионы. Экономика страны стремится к прорывам к сфере современных технологий и инноваций. Уже сложился стереотип, что инновации могут реализовываться только в технико-технологических отраслях, точных и естественных науках. Между тем, в среде ученых-гуманитариев появился термин гуманитарные, социально-культурные инновации. Как говорят эксперты, ученые, социально-культурные инновации направлены не на получение прибыли, а на достижение позитивных социальных, культурных, нравственно-духовных эффектов.

27-29 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Международный бизнес-саммит. Представители власти, бизнеса, руководители федеральных СМИ, зарубежные инвесторы обсуждали вопросы сотрудничества и взаимодействия для развития крупных проектов в экономике. На саммите руководством Нижегородской области с инвесторами были подписаны соглашения на сумму около 17 миллиардов рублей. На этом саммите в качестве участника побывала Лена ФЕДОРОВА — руководитель Дирекции  по реализации проекта “Земля Олонхо” министерства культуры и духовного развития РС(Я). Ее взгляд на это событие во многом отражает ту точку зрения, которая складывается в среде экспертов и специалистов-гуманитариев, встревоженных чрезмерно односторонним развитием инноваций. Без внимания к социо-культурной сфере невозможно решить технологические, экономические задачи.

О своих впечатлениях Лена Валерьевна делится с читателем.

— Сейчас идет конкуренция между регионами  за привлечение инвестиций.  Губернаторы будут оцениваться по показателям привлечения инвестиций во вверенный им субъект. Сегодня каждый регион стремится привлечь к себе внимание инвесторов, проводя экономические форумы, бизнес саммиты. В этом плане очень полезно участвовать в таких мероприятиях, оценивать наши возможности на фоне других регионов. Понятно, что в каждом регионе, субъекте разные условия, своя специфика, из-за чего сложно сравнивать Якутию с Нижегородской областью или Красноярским краем, где я дважды участвовала в качестве эксперта на экономических форумах.

Нижегородская область – это крупнейший промышленный регион России, известный такими брендами, как Горьковский автомобильный завод, судостроительный завод “Красное Сормово”, авиастроительный завод “Сокол”.  Там нет добывающей промышленности, но развитая металлургическая, оборонная, нефтехимическая промышленность, очень удобное с точки зрения транспортной перевозки географическое положение, инфраструктура, сложившаяся за многие годы научно-образовательная система,  исторический опыт ведения торговли еще со времен Нижегородской ярмарки — все это не сопоставимо с условиями привлечения инвесторов в перерабатывающую отрасль нашей республики, экономика которой, по сути, существует только за счет добывающей промышленности. У нас также совершенно разные условия и с Красноярским краем, несмотря на соседство, наличие добывающей отрасли и большие территории.

Другое дело, что мы свои минусы должны обратить в плюсы. Сейчас идет политика по наделению Дальнего Востока статусом оффшорной зоны. Вряд ли это целесообразно в приграничных районах с умеренным климатом, а вот в Якутии с ее экстремальными природными условиями  вполне возможно. Но не только налоговые преференции и законодательство страны, субъектов привлекают инвесторов. Все это, конечно, важно для безопасного ведения бизнеса. Все инвесторы в один голос говорят — нужна предсказуемость, адекватность и компетентность менеджмента как на уровне руководства региона, субъекта, но и непосредственно на уровне инициаторов, исполнителей самого инвестпроекта.  Наличие слаженной, единодушной работы команды — обязательное условие для любого инвестора. Но в последнее время все чаще стали говорить и о социо-культурной привлекательности региона, субъекта для инвесторов.

В этом плане мне очень понравилось выступление заместителя губернатора Нижегородской области Дмитрия Васильевича Сватковского. Сколько я участвовала на подобных мероприятиях, в первый раз слышала от чиновника такого уровня о таком понятии как креативность.  В своем выступлении Сватковский подчеркнул, что инвестиции и инновации напрямую связаны с креативностью. Свои слова он подкрепил примером, рассказав об открытии завода по производству автокомпонентов в г. Заволжье, где не последнее место занимает креативный подход в организации условий работы, начиная с современного дизайна интерьера, эстетики даже спецодежды. Все это создает креативную культурную среду и именно она привлекает молодых рабочих и специалистов. Красота великая сила.

Дмитрий Васильевич говорил о том, что необходимо создавать благоприятную и соответствующую запросам инвесторов социокультурную среду. Ведь многие иностранные специалисты едут работать в Россию с семьями. У тех же инвесторов из Германии, которых много в Нижнем Новгороде, возникают вопросы – есть ли у вас детские сады с воспитателями, владеющими немецким, английским языком? Есть ли врачи, говорящие на немецком или английском? Если этого нет, то возникает препятствие культурного уровня.

У инвестора из Германии Вагнера, который работает на автомобилестроительном заводе, интересовались, как он проводит свободное время, куда он ходит по вечерам. Он ответил, что ходит играть в футбол, любит бывать в театрах, а в выходные едет с женой и детьми в детский игровой парк, под этот артобъект переделан заброшенный промобъект. Родители общаются в кафе, а дети играют.

Вот это то, о чем мы говорим. Мы должны создать в комплексе “Земля Олонхо” креативные, культурные условия, которые были бы привлекательны не только для студентов, горожан, гостей, но и для потенциальных инвесторов. Не только нашим людям там должно быть интересно работать и отдыхать, но и тем, кто едет сюда со своими идеями, деньгами и, конечно же, семьями.

Нижний Новгород – это богатое прошлое. Нижегородская ярмарка имеет историю, насчитывающую не одно столетие. Это место, где совершались европейские сделки, устанавливались цены. Купеческий город, стоящий в очень благоприятном месте, где Ока впадает в Волгу, что открывало пути для торговых караванов.

Очень древняя история, культура, которая сохранилась в облике города и в первую очередь в Нижегородском Кремле…Казалось бы есть все, чтобы заинтересовать туристов. Но, тем не менее, когда я ходила по Кремлю, не увидела ни одного туриста с камерой. Может не сезон был… Приходилось мне бывать и в Тульском Кремле, где тоже не было туристов.

Почему такое происходит? Потому что Россия не использует свой духовный, культурный и исторический потенциал. Сколько людей со всего мира едут посмотреть Храм Неба в Пекине или Лхасу в Тибете! Есть отсталые, нищие в экономическом плане страны и регионы, как Непал, Тибет, высокогорные районы Северной Индии, но там толпы туристов. Духовность и культура во все времена притягивают. У нас говорят, что инвестор или турист не идет, потому что нет инфраструктуры, нет комфорта, холодно и т. д. Но там тоже нет никакой инфраструктуры, природа и погода экстремальные, такие же рискованные для жизни. Туристам надо переходить по качающимся веревочным мостам над глубокими каньонами, подниматься в горы до 4-х тыс. метров на своих ногах с грузом на спине, терпя ужасные перепады давления. Но при этом там не прекращается поток не только альпинистов, но и просто туристов с камерами со всего мира. При этом в каждой деревне есть больница, школа, гостиница, построенная иностранцами. Туристы, которые туда приезжают, позже сами вкладываются в строительство этих социальных объектов, не требуя никаких возвратов вложенных средств. Местные обслуживаются в них бесплатно, а приезжие платно. При этом не нужна особая реклама, бренд «Гималаи» не нуждается в пиаре. Туристов поражает не только красота и мощь самых высоких гор мира, но и до глубины души трогает сохраненная чистота и красота человеческих отношений в этих краях, древняя самобытная культура, буддийская духовность, безмерная доброта, скромность местного населения и их бескорыстная любовь ко всем людям, забота о своих гостях, вот что заставляет иностранцев отвечать взаимностью и строить школы и больницы, помогать в образовании местных детей за рубежом. В каждой шерпской семье есть дети, обучающиеся в учебных заведениях Европы, США, Японии, Южной Кореи. Иностранцы опекают и оплачивают их проживание и образование по собственному желанию.  Люди платят добром за добро. А шерпам в три, а может, в десять раз больше воздается. Как Марк Цукерберг создал свою сеть, чтобы люди общались просто так, бесплатно,  так сказать на «халяву», но именно эта “халява” потом вернулась ему сторицей. Такая философия.

Когда мы говорим о духовности, неустанно повторяем об этом, нам надо обратить свое внимание на эту сторону нашей культуры, ведь кремли в России это не только архитектурные памятники истории и культуры, но и действующие очаги духовности. И проект “Земля Олонхо” – это не просто инновационный проект, кластер туристско-рекреационного и научно-технологического типа, но в первую очередь духовный центр, куда будут приходить не только горожане, но и гости, туристы, ищущие духовное начало якутской, северной культуры.

На саммите говорили о пустующих особых экономических зонах туристско-рекреационного типа. В России это становится проблемой, когда они созданы, а резидентов в них нет, инвесторы не спешат туда. Может, проблема не только в инфраструктуре, законодательстве, но и в имидже, проблема социокультурная. Необходимо создавать привлекательный образ России и ее регионов посредством СМИ, о роли которых специально говорилось на саммите. Заниматься просвещением населения, воспитанием детей, молодежи, которые в конце концов и создают социокультурную среду. Иначе турист и инвестор не придут.

Очень интересным был разговор о кластерах. Мы очень часто, в угоду применения новых популярных терминов, надо-не надо везде используем это слово. И называем кластерами все подряд, не понимая до конца, что это такое. Недавно открывшийся комплекс в Чурапче, где производится  и продается сельхозпродукция, пусть с применением каких-то новых технологий, или современный туристический комплекс «Северный мир», планируемый на Хангаласском мысу, или гранильно-ювелирный комплекс, создаваемый в здании бывшей мебельной фабрики в Якутске, не могут называться кластерами. На саммите было сказано, что в ближайшее время Правительство России примет документ с определением — что сегодня должно пониматься в России под кластером. Этот нормативный акт, определяющий понятие кластера и в первую очередь предусматривающий для этого наличие на его территории федерального научно-образовательного учреждения по подготовке кадров и разработке новых технологий, соответствующих профилю кластера, внесет ясность в ситуацию.

Записала Елена ЯКОВЛЕВА.