Главная » Статьи

ОЛОНХО и ОЭЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В ЯКУТИИ

1 сентября 2010 Просмотров 2 961

Анатолий Антонов, народный депутат Государственного собрания (Ил Тумэн)

ОЛОНХО и ОЭЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В ЯКУТИИ

Kantonovu
В конце мая 2009 года Правительство РС (Я) утвердило «Стратегию развития туристической индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года» и «Концепцию создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия)».
В августе 2009 года Президент РС (Я) утвердил своим Указом Республиканскую целевую программу «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009—2011 годы». Рассмотрим содержательную сторону вышеназванных государственных документов с точки зрения стратегической обоснованности, реальной достижимости поставленных целей и задач.
Во-первых, надо отметить, что Президент и Правительство РС (Я), утверждением данных документов превратили 2009 год в историческую веху в развитии индустрии туризма в нашей республике.
Во-вторых, министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) подготовило и представило на утверждение добротный, содержательный и информативный материал в виде Стратегии, Концепции и Программы.
В-третьих, в Республике Саха (Якутия) появилась основа для выработки государственной политики и база для создания механизмов государственного управления, регулирования в отрасли туризма.
В представленных документах дана объективная характеристика современного состояния развития туризма в республике. По состоянию на 2007 год, объём услуг, предоставленный туристическими организациями, по данным официальной статистики, составил 154,5 млн. рублей. Вклад туристической отрасли в валовой региональный продукт (ВРП) произведённый на территории республики (185 млрд.рублей) составляет 0,0835%, т.е. менее 0,1%.
Туристической деятельностью занимается 40 предприятий, в отрасли работает 176 человек. Доля в общей численности занятого населения в республике (450 тыс.человек) составляет 0,04%. Показатели 2008 года намного ниже, что возможно связано с кризисом. Поэтому за базовый показатель отрасли принят именно 2007 год.
Сделан объективный вывод: «В современной экономике республики туризм пока не играет существенной роли» и «за последние годы в динамике туристических потоков нет устоявшихся тенденций».
Основой разработки Стратегии и Концепции принята «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)» до 2020 года» [Схема].
И это методологически правильный подход, так как «Схема» — главный стратегический документ, определяющий развитие республики на долгосрочную перспективу, получивший одобрение на федеральном уровне.
Хочу напомнить, что в результате реализации Схемы, республика должна «уверенно выйти на траекторию устойчивого развития, валовой региональный продукт вырастет в 2,8 раза по отношению к 2005 году, реальные доходы населения в 3,6 раза».
В Схеме «туристическая отрасль рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений социального и экономического развития Республики Саха (Якутия)» и «туризму придаётся значение одной из структурообразующих отраслей хозяйства республики».
Кроме того, предусматривается, что «доля отрасли туризма превысит к 2020 году 10% валового регионального продукта (ВРП) и составит более 30 млрд. рублей (более 1 млрд.долларов США). В целом в отрасли туризма и путешествий будет создано около 20 тыс. дополнительных рабочих мест». Вот тут мы должны задуматься.
Хотя в Стратегии указывается, что «создание туристической индустрии республики — это создание специализированного межотраслевого кластера по масштабу, отвечающего характеристикам мега-проекта», давайте, сопоставим цифры 2007 и 2020 года: 0,0835% и 10%, 176 человек и 20 тыс. рабочих мест. Предполагаемый рост доли туристической деятельности в валовой региональный продукт, за эти 14 лет, составит увеличение в 120 раз, а количество рабочих мест в 114 раз.
В экономике народного хозяйства есть такое понятие как «среднегодовые темпы роста». Вспомним «путинское» увеличение ВВП (валового внутреннего продукта) в 2 раза за 10 лет. При этом среднегодовые темпы прироста составляют всего лишь 8 %. А в Схеме мы спокойно вписываем среднегодовые темпы прироста доли туризма в ВРП 45%, а в абсолютном выражении, более чем 50%! Такими темпами даже пивной рынок не развивался в постсоветское время.

Это действительно «супер» мега-проект!

Возможно, есть теоретическое решение такой глобальной задачи. Но какой ценой?! Например, при создании алмазодобывающей промышленности в Якутии, для получения ежегодных доходов в 1,5 млрд. долларов, было вложено на порядок больше капитальных вложений. А на Урале, на создание аналогичной ОЭЗ ТРТ предусматривают до 2020 года инвестиции в размере 60 млрд. рублей. Тем более, авторы документов признают, что вопрос стоит «о создании фактически новой отрасли народного хозяйства».

Хотелось бы знать, кто теоретически и экономически обосновал данный мега-проект, как приоритетное направление развития республики, при разработке Схемы? Ведь в это время у республики не было стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года. Она появилась 3 года спустя. По идее, Стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. В данном случае мега-проект развития туризма в республике с достижением в 2020 году её доли в ВРП до 10% -это цель. Хочу сразу отметить, различие временных периодов прогнозирования в Схеме и в Стратегии: первый до 2020 года, и второй до 2025 года. Стратегия предполагает достичь той же цели, т.е. 10% в ВРП в 2025 году, то Схема – в 2020 году.

Что это означает?

Банальное, разработчик – Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) перепутало цифры, «номер» явно не «проходной». Так как Правительство утвердило данную Стратегию, то оно осознанно передвинуло реализацию цели данного мега-проекта на 5 лет. Вопрос даже не в том: «как изменится в связи с корректировкой такого рода предусмотренное в Схеме увеличение ВРП в 2,8 раза?». Вопрос в другом — откуда появились эти 10% ВРП? Нельзя же думать, что разработчики Схемы поставили эту цифру «от балды».

«Ларчик» открывается довольно просто. В Стратегии, в главе 1 «Тенденции развития туризма в мире и в Российской Федерации» приводится следующее заключение: «Стратегия развития туристской индустрии в республике рассматривается в русле и тенденциях мировой практики и опыта… За счёт туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Италия и др.). Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран и приносит до 10% валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов».

Вот откуда эти 10%. При разработке Схемы также исходили из этого посыла. Нельзя утверждать, что это методологически неправильно. Цель может иметь количественное выражение (10%) и даже сроки реализации (до 2020 года).

В данном случае 10 % выбраны в результате элементарного сравнения Якутии со странами с развитой туристической индустрией, что само по себе спорно.

В арсенале стратегического управления и планирования, как предмета науки управления, существуют методы выбора целей, где есть такие понятия, как «альтернативы будущего и сценарии». Игнорирование методик выбора цели приводит к выбору скорее желаемого, чем вероятного будущего состояния.

Таким образом, разработчики Стратегии оказались в трудном положении, так как цель — достижение 10% ВРП в туристической отрасли в Республике к 2020 году — оказалась явно недостижимой в условиях реальных ограничений в ресурсах, отсутствия инфраструктуры, удалённости от основных туристических потоков и т.д.

При выработке Стратегии разработчики не стали менять неверно выбранную цель, а решили «тихой цапой» отодвинуть срок её реализации на 5 лет, т.е. до 2025 года. Но даже при передвижке целей на 5 лет, среднегодовой темп роста туризма ВРП составит 30%, а среднегодовой темп роста рынка туризма 34%. Это очень сложно достижимые цифры.

В случае изменения цели, это вызвало бы вопросы не только к срокам реализации Схемы, но и к методологии её разработки. Если приостановку некоторых мега-проектов можно списать на глобальный финансовый кризис, то некомпетентность разработчиков Схемы, представивших Президенту РС (Я) и в Правительство РФ сырой, не проработанный материал, как минимум, можно назвать «дезинформацией».

Необходимо отдельно проанализировать «реальные основания и предпосылки» дающие «оптимизм во взглядах на успешное развитие туризма в Республике Саха (Якутия)».

1.Северный вектор туристических интересов, который, якобы, становится «с каждым годом всё более привлекательным для туристов». Несмотря на уже имеющиеся в этом направлении признанные туристические центры в Западной Европе и в странах Северной Америки, авторы Стратегии считают, что «даже среди них Якутия выделяется сохранностью первозданной природной среды».

Едва ли «сохранность первозданной среды» можно считать конкурентным преимуществом. Низовья Амазонки, например, ещё более отвечают этому определению, но там, кроме экстремальных и научных туристов вряд ли кто захочет отдыхать. В Якутии есть два важных фактора, это летом — гнус, а зимой — холод. И эти два момента, уж точно пересилят «сохранность первозданной природной среды». Массовому туристу в первую очередь нужен комфорт.

2.Довод о том, что «для значительной части населения стран АТР,

Северо-восток России территориально более доступен, чем северные территории Европы и Америки», как минимум, не убедителен. Сегодня, даже для жителя Якутска улететь на отдых в Китай дешевле, чем, например, в п. Черский. Если в Якутске мы ещё сможем предоставить туристам более или менее комфортабельные условия, то в наших дальних улусах, там где «сохранена первозданность природной среды», в большинстве случаев, на сегодняшний день, как говорится, «удобства во дворе». Да, что говорить о дальних улусах, город Вилюйск, юбилей которого мы отмечали в прошлом году, не имеет на одной более-менее комфортабельной гостиницы.

3.Ссылка, на «богатую историю человеческой цивилизации» и на «уникальность обитания человека в предельно экстремальных природно-климатических условиях», вообще можно не рассматривать как конкурентное преимущество нашего региона в развитии туризма. Это просто красивые слова, которые могут быть отнесены к любой территории земного шара.

4.Говорить о том, что «за последние годы республика значительно продвинулась в решении проблем инфраструктурного комплекса» действительно есть основание. Но по сравнению со странами, где развита туристическая индустрия, мы находимся на уровне конца XIX века. Считать это основанием для успешного развития туризма в республике было бы, ну уж очень оптимистическим утверждением.

5.Считать «Создание Национальной туристической компании «Якутия», выполняющей функции компании-лидера на рынке туристических услуг в республике» предпосылкой к созданию целой отрасли, в принципе, можно. Как-никак, это государственная поддержка. Но нет никаких гарантий, что завтра мы не скажем: «Хотели как лучше, получилось как всегда!». Тем более, необходимым условием развития любой отрасли является создание конкурентной среды, а не создание монополиста.

Как видим, весь «ряд потенциальных преимуществ перед другими северными районами мира и России, которые могут составить основу для успешного развития туристической отрасли» республики написаны буквально «вилами по воде». Описанные преимущества абсолютно не убедительны. Нет никаких оснований считать, что «указанные предпосылки предопределяют развитие туристской индустрии как крупного, экономически и социально значимого для республики отраслевого комплекса».

Исходя из вышесказанного, можно считать, что и Стратегия, и Концепция, также как и Схема, недостаточно глубоко проработаны с точки зрения обоснования предпосылок и главной стратегической задачи — создания «одной из структурообразующих отраслей хозяйства республики».

Но давайте к этому вопросу подойдём по-другому. «К чёрту» этот структурообразующий «мега-подход» и 10% ВРП. Ведь действительно, «в большинстве стран туризм играет весьма значительную роль в их экономике», показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях. И почему мы должны стоять на стороне «мировых тенденций развития туризма»? Тем более, и Президент России Д. А. Медведев указал, что «В экономике РФ — одной из «точек роста», безусловно, является туризм. Мы понимаем, что наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма».

Если Стратегию и Концепцию рассматривать как аналитический и информативный материал, особое внимание обращаешь на главу 3 Стратегии и главу 1 Концепции — «Современное состояние, тенденции и проблемы развития туризма в Республике Саха (Якутия)».

Глава представляет методологически выдержанный, научный анализ современного состояния туристической деятельности в республике.

Без прикрас, холодными цифрами даётся описание сегодняшней ситуации. Выделены проблемы, тормозящие развитие туристской деятельности. Но особо впечатляет заключение этой главы в Концепции следующего содержания: «С точки зрения информативности проводимых сегодня туров, мы сегодня можем предоставлять туристам лишь разрозненные и крайне скудные знания о республике и Севере. Многие интересные темы у нас не исследованы вовсе, по иным нет достаточно достоверных знаний. Большинство материалов не адаптировано для восприятия массовым туристом. Например, история происхождения народа Саха, истоки толерантности северян, связь археологических находок древних поселений с современными народами и народностями Якутии, загадки озера «Лабынкыр», глобальное значение вечной мерзлоты и т.д.».

До изумления высшая степень самокритичности! Не понятно только одно, зачем перед Министерством экономического развития Российской Федерации, который проводит конкурс по созданию ОЭЗ, ставить участника конкурса – Республику Саха (Якутия), в таком невыгодном свете. На их месте, любой разумный инвестор, подумал бы следующее: «У них не только со стратегическим планированием не все в порядке, но и имеет место разброс, беспорядок в интеллектуальной сфере, историческом наследии».

Разъясним, почему акцентируем внимание читателя на «инвесторе». ОЭЗ сегодня — это, прежде всего, государственно-частное партнёрство. Оно заключается в совместном вложении средств бюджета (федерального, регионального) и частных инвестиций в развитие той или иной территории. Если партнёр не внушает доверия, т.к. сам с собой не определился, кто будет с ним связываться?

На сегодняшнем этапе, это мы сами себя убеждаем в необходимости создания в республике ОЭЗ туристско-рекреационного типа, надеясь создать туристскую индустрию. Как видим, и это трудно сделать.

Последующий шаг ещё трудней — убедить Правительство России в целесообразности создания ОЭЗ ТРТ в нашей республике. Говорят, эта работа на данный момент проводится. В своё время, в конце 2006 года, республика уже подавала заявку на создание ОЭЗ ТРТ и получила отказ. Это для нас вторая попытка. Ещё можно надеяться на то, что «втереть очки» федералам маловероятно, но можно. А вот как привлечь частных инвесторов? Напоминаем, ОЭЗ – государственно-частное партнёрство. Это будет архисложно! А без них — не будет ОЭЗ.

И потому необходима Концепция, доказывающая состоятельность и жизнеспособность ОЭЗ. Как отмечает в своих интервью руководитель Федерального агентства по созданию ОЭЗ А.А. Алпатов: «Концепция — это один из самых главных идеологических документов, позволяющих реально оценить, взвесить, понять, что мы строим, что мы хотим увидеть в конце, на кого будет ориентирована зона, на сколько доступна — смогут ли люди, например, в туристической зоне за такую-то сумму денег отдыхать, и поедут ли они вообще туда, будут ли там туристические потоки»

Наша Концепция, увы, не предоставляет полноту ответов на эти вопросы.

В главе 3 Стратегии представлен SWOT-анализ развития туризма в Республике Саха (Якутия), где приведены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предполагаемого проекта. Под сильными сторонами, т.е. конкурентными преимуществами, региона, выделено десять позиций. Хотя, с большой натяжкой, можно оставить только два, и то, как региональные особенности:

1. Уникальные природные ресурсы.

2. Уникальные исторические и культурные объекты, не имеющие аналогов в мире. Проанализируем остальные:

3. Стабильная социальная ситуация.

Ну, никак, язык не повернётся, назвать регион социально стабильным,

где простреливают министра МВД. Причём, просто так, но наверняка, не от полноты жизненного и социального благополучия. Но самое печальное, картину «стабильности социальной ситуации» портят, чуть ли самые высокие мировые показатели по суициду местного населения, особенно детско-юношеского.

4.Благополучная экологическая обстановка.

Не будем говорить о ядерных взрывах, последствиях падения отработанных ступеней космических аппаратов и отравленных промышленностью водоёмах. Можно задать лишь один вопрос: «Во скольких населённых пунктах республики питьевая вода соответствует мировым санитарным нормам?».

5. Выгодное географическое положение на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой.

Возможно, когда-нибудь эта тема «выстрелит», но сегодня — это не «сильная» сторона, а «возможность».

6. Близость к странам АТР. Камчатка, Бурятия, Алтай, Байкал, Монголия и даже Магадан намного ближе к АТР, чем Якутия.

7. Мировые тенденции к увеличению спроса на первозданные природные территории.Об этом мы говорили в самом начале: наша природа кроме своей первозданности имеет и свои «прелести» — комары и морозы. С их помощью наша хрупкая северная первозданная природа защищает себя от непрошенных гостей.

8.Растущая популярность экологического и этнографического туризма и путешествий по северным широтам.

Популярность чего угодно, не относящегося к нам, не может быть сильной стороной нашего региона.

9.Международная политика по сохранению цивилизаций малых коренных народностей.

Международная политика на то она и международная, ибо она поддерживает как раз те стороны, которые являются не сильной стороной какого-то отдельного народа. Если бы у нас остались, например, 10 представителей отдельного исчезающего народа, то это может, и была бы «сильной» стороной, т.к. многие туристы очень бы хотели посмотреть на последних из «могикан».

10. Активизация деятельности региональной исполнительной власти в отношении туризма.

О какой активизации можно говорить, если, в утверждённой Президентом РС (Я), РЦП «Развитие предпринимательства и туризма в РС(Я) на 2009—2011 годы» предусмотрено всего 18 млн. бюджетных средств, т.е. 6 млн. рублей на один год. А средств на подготовку проектно-сметной документации объектов ОЭЗ ТРТ «Северный мир» в бюджете республики на 2010 г. абсолютно не просматривается.

Таким образом, 8 из 10 «сильных сторон» нашего мега-проекта, в лучшем случае, можно отнести к «возможностям».

Чтобы «возможности» сделать «сильными сторонами» требуется очень большая работа, о котором, кстати, напоминал Президент России Д.А. Медведев: «Проблем здесь предостаточно… мы должны думать и о том, каким образом туристическую отрасль поставить на ноги в экономическом плане».

«Возможности», «слабые стороны», «угрозы» расписаны в SWOT-анализе достаточно продуманно и полно.

Но все же хотелось бы добавить два момента:

1.В контексте всего вышесказанного, одной из «угроз» может быть: «Неадекватная политика региональной власти в области туризма».

2.Наиболее «сильной стороной» нашей республики, кроме уникальных историко-культурных объектов, наверное, является: «богатые духовно-культурные традиции народов республики».

По последнему утверждению хочется остановиться отдельно. Как такое могло случиться, что разработчики Стратегии и Концепции, равно как и члены Правительства РС (Я), члены Координационного Совета по вопросам туризма при Правительстве РС (Я), не заметили этот важный момент.

В тексте Стратегии действительно есть слова «богатство и разнообразие исторического наследия, уклада жизни народов населяющих республику делают развитие туризма в Якутии перспективным направлением социально-экономического развития».

Но почему это базовое, фундаментальное положение не попало в «сильные стороны» при SWOT-анализе?

Методика стратегического планирования предполагает, что после определения цели и анализа «сильных» и «слабых» сторон, «возможностей» и «угроз», необходимо сформулировать задачи, и после, для решения задачи необходима разработка конкретных программ и проектов.

При этом логика реализации стратегии заключается в следующем:

— максимально использовать сильные стороны;

— избавиться от слабых сторон;

— использовать возможности;

— минимизировать влияние угроз.

Если, в «сильной» стороне нет «духовно-культурных традиций народов республики», то нет их и в задачах. Соответственно, нет их в программах, в проектах. Вот где «собака зарыта»…

Раскрыв Стратегию в том месте, где говорится о брендинговой политике региона, мы не обнаружим главного бренда нашей республики: «Якутия — земля Олонхо». В число нескольких ярких уникальных признаков, которые могут быть представлены как бренд, его нет. Есть следующие: «Якутия — алмазный край», «Якутия — Полюс Холода», «Якутия — край вечной мерзлоты», «Якутия — центр мамонтовой палеонтологии», «Властитель холода — Чысхаан».

Удивительно то, что есть даже Чысхаан — персонаж олонхо, а самого Олонхо — нет. Не хочется подозревать авторов Стратегии и тех, кто утвердил её, в предвзятом отношении к «шедевру устного и нематериального наследия человечества».

Всё же упоминание этого слова «Олонхо» в Стратегии есть. В составе пяти основных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Северный Мир» включен следующий объект — культурно-этнографический центр истории и культуры коренных народов Севера — комплекс «Северная мозаика» с центральной экспозицией – «Дом Олонхо».

Но, что самое интересное, в Концепции ОЭЗ ТРТ «Северный Мир» об его центральной экспозиции – «Дом Олонхо», нет даже намека.

Хотим напомнить, во время приезда в Якутию Генерального директора ЮНЕСКО г-на Коитиро Мацуура, было подписано Соглашение, где было принято решение о строительстве Международного Центра Олонхо. Это решение было подтверждено в Государственной целевой программе по сохранению, развитию и распространению эпоса Олонхо за 2007—2015 гг.

В настоящее время, в средствах массовой информации идёт обсуждение брендового названия Республики. Конкурсная комиссия во главе с Вице-президентом республики Е.И.Михайловой, рассмотрев поступившие предложения (355 вариантов), выделило 9, набравших максимальное количество баллов, и решила представить их на обсуждение общественности. При этом желающие должны направлять свои предложения письменно в адрес Министерства внешних связей РС (Я) до 1 марта.

В публичном объявлении нет никакой информации, кто является членами комиссии, сколько их, как принимают решение. Почему необходимо в век информационных технологий направлять свои предложения только письменно? Как у нас всё просто. Подсчитали количество откликов и выявили победителя. Например, победит слоган «Якутия — земля Мамонта». И что же дальше? Может, сразу поменяем свой герб, вместо человека с флагом на коне нарисуем мамонт? Удивляет сама подача материала на обсуждение. Во-первых, бренд, где упоминается Олонхо, в списке стоит самым последним, как будто при рассмотрении комиссии, он из этих девяти имел наименьшее количество баллов.

Во-вторых, вместо уже известного бренда «Якутия — земля Олонхо», придуманного и принятого народом, представлен его модернизированный вариант «Якутия — древняя родина Олонхо (ЯДРО)».

Этим достигаются две цели:

1.Подсознательно даётся установка и формируется мнение, что бренд с Олонхо, всё равно, на последнем месте.

2.Подаётся специальный повод, для образования всевозможных ассоциаций. Это известный тонкий подход: «Не можешь победить — высмей!».

Приводим отрывок из статьи «Сбрендили новое название Якутии» (МК в Якутии, №3): «…а «Якутия — древняя родина Олонхо (ЯДРО)» сразу вызывает улыбку. Как кто-то прокомментировал данный слоган на kursor.ru: Якутия -Ядрёная Россия, что ли?»

Возникает такое чувство, что вся эта брендовая компания организована лишь для того, чтобы унизить или принизить главный наш бренд «Якутия — земля Олонхо». Этот бренд не мы с Вами на конкурсе придумали, он уже, только на русском языке, наверное, более полувека существует. Кстати, эта уже тема для научного исследования.

Бренд, действительно должен быть направлен на внешнюю аудиторию, всероссийскую и зарубежную, позиционировать республику на российском и международном уровне. Брендов может быть несколько. Но главным брендом должен быть такой, который исключительно относится только к нашей республике. Никакой другой регион не должен, не только претендовать на него, но и вообще, быть каким либо образом причастным к тематике и содержанию этого бренда.

Если мы проанализируем представленные к конкурсу бренды, такому требованию подходит только один: «Якутия — земля Олонхо». И при этом без всякой «древней родины».

Но давайте вернёмся к Стратегии. Осознанно или не осознанно, в этом документе пропущен не только главный бренд Якутии, но и вообще упоминание о Международном центре Олонхо. Кроме того, включение в Стратегию экспозиции – «Дом Олонхо», ввело в заблуждение не только общественность, но, видно, и представителей власти. Многие посчитали, что этот «Дом Олонхо» и есть «Международный центр Олонхо».

Не хочется поднимать вопрос о согласованности между разрабатываемыми разными министерствами республиканскими программами. Для этого, наверное, существует Координационный Совет по туризму при Правительстве РС (Я). И остаётся только удивляться, как это Министерство культуры и духовного развития РС (Я) упустило данный момент. Ведь перед рассмотрением в Правительстве Стратегии и Концепции, наверняка, прошли согласования с заинтересованными министерствами. Постараемся разъяснить последствия принятых решений.

Во-первых, если мы и на этот раз не пройдём конкурс в Минэкономразвития РФ, и нам откажут в создании ОЭЗ ТРТ (как в 2006 году) – это будет провал не только Концепции и Стратегии, но и «туристической» части Схемы. Реализуется «угроза», о которой мы говорили выше: «неадекватная политика соответствующих структур региональной власти в области туризма».

Во-вторых, если даже мы получим разрешение на создание ОЭЗ ТРТ (что маловероятно, но все же возможно, в связи с недавними изменениями в федеральном законодательстве об особых экономических зонах – ФЗ № 340 от 25 декабря 2009 года), Правительству РС (Я) придётся доказать состоятельность и жизнеспособность ОЭЗ ТРТ «Северный мир». Причём бюджетные ресурсы (федеральные и региональные) идут на проектирование и строительство исключительно инфраструктуры. А все объекты должны строиться за счёт средств инвесторов-резидентов ОЭЗ.

Поэтому, даже в случае провала этого проекта, мы будем иметь инфраструктурно обустроенную территорию.

В случае получения разрешения на создание ОЭЗ ТРТ, Правительству РС (Я) придётся приостановить подпрограмму «Развитие туризма в РС (Я) на 2009—2011 года», и вплотную начать разработку комплексной целевой программы по развитию туризма в Республике на среднесрочную перспективу, уже с учётом средств не только республиканского, но и федерального, двух муниципальных бюджетов, а также средств инвесторов-резидентов.

По-моему, в республике нет механизма внесения изменений в Стратегию развития отдельной отрасли. Поэтому, хотелось бы, чтобы Координационный Совет по туризму при Правительстве РС (Я) рассмотрел поднятые в этой статье вопросы на своём заседании, и хотя бы, протокольно зафиксировал их. Это для того, чтобы при начале разработки комплексной целевой программы учли это замечание.

Ещё раз хотим напомнить, что в Республике объявлено десятилетие Олонхо и действует Государственная целевая программа по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007—2015 годы.

Когда данная статья была уже почти готова, на сайте www.kursor.ru 10 февраля 2010 г. была размещена статья министра культуры и духовного развития РС (Я) А.С. Борисова «Десятый год третьего тысячелетия». В этой статье очень импонирует понятие «глобальной ответственности за территорию республики» и желание «одухотворить» ее. (Это тема для отдельной статьи)

Буквально на днях, министр финансов РФ А.Л. Кудрин, человек, которого нельзя отнести к гуманитариям, в телевизионной передаче В.В. Познера «Времена», высказал следующее: «Возрождение России возможно только через ее духовное развитие».

Для нас, якутян, именно Олонхо является неисчерпаемым кладезем духовной информации. С теми, кто не понимает это, спорить бесполезно. Само понимание этого приходит на определенном уровне развития личности.

Кстати, прокат фильма «Тайна Чингис Хаана» у нас в республике показал неоднозначное к нему отношение местного населения. Это еще раз доказывает сложность восприятия неподготовленным человеком, хотя и визуальной, но абстрактно-символической информации.

В былые времена дети учились слушать и понимать олонхо с малых лет. У них развивались воображение и образное мышление, не говоря уже, об умении говорить не просто на родном языке, но и на архаичном языке своих предков. Без всяких посещений воскресных религиозных школ, они получали представление о сотворении вселенной, об устройстве космоса и мира, о якутском пантеоне богов, о мировом дереве, о месте и роли человека в срединном мире. Слушая мифологические сказания о судьбах героев олонхо, они начинали понимать, что такое светлое и черное, грех и праведность, покаяние и прощение, жизнь и смерть. Таким образом, закладывались основы целостного мировоззрения, духовности и нравственности. Это и есть великая воспитательная сила Олонхо.

Советская власть с ее коммунистической идеологией, не то чтобы запретила олонхо как шаманизм, она просто взяла идеологию в свои железные руки, и активно начала внедрять свое миропонимание, указывая путь в «светлое будущее». Олонхосуты, хранители древней устной традиции, были отнесены лишь к фольклору, архаичным остаткам прошлого. Соответственно они не получали никакой поддержки со стороны власти и государства. Ими интересовались лишь те, кто научно изучал фольклор и отдельные энтузиасты из народа, которые понимая всю ценность этой информации, пытались сохранить отдельные осколки некогда целостной системы духовного воспитания.

Принятая программа Олонхо и объявленная Президентом РС (Я) 10-летие Олонхо уже сделали очень много. Чего стоят одни ежегодные республиканские праздники «Ысыах Олонхо», имеющие громадное значение для жителей улусов, где они проходят. Малобюджетные программные мероприятия, хотя и очень содержательные, охватывают малое количество людей, которые к тому же уже понимают кое-что в олонхо. Мало мероприятий, которые бы заинтересовали всех якутян.

Сегодня необходим прорыв в пропаганде олонхо, не только среди якутов, знающих свой родной язык, но и среди якутов, не говорящих на родном языке, среди русскоязычного населения республики, а в дальнейшем, для всех кто хочет узнать и посетить наш край. Для этого и нужен Международный Центр Олонхо.

Известный педагог из Екатеринбурга, доктор психологических наук, А. М. Лобок написал книгу «Алмазная земля педагогики Олонхо (опыт педагогического эпоса)». Педагог из Караганды Е.Криводанова делится с автором первыми впечатлениями об этой книге: «Первое впечатление – ПОТРЯСЕНИЕ от якутского образовательного феномена! И – ПЕРЕВОРОТ в собственном сознании от ясного понимания того, что рождается не просто НОВАЯ педагогика или новая ОБЛАСТЬ педагогики (этнопедагогика), а совершенно ИНАЯ педагогика, иного РОДА, педагогика, у которой совершенно иной образовательный ВЕКТОР! Педагогика ДУХА?! Педагогика ДУХОВНОСТИ?!»

Вот так-то! Наши малооплачиваемые сельские учителя, основываясь на духовных традициях своего народа, может и бессистемно, без утвержденных федеральными структурами программ, создают и делают такое, что вдохновило российского ученого написать целую книгу, которую многие в России называют педагогической инновацией. В любом случае, автор поставил памятник нашему сельскому учительству, и задал много вопросов тем государственным деятелям нашей республики, которые сомневаются в феномене Олонхо, считая его всего лишь героическими сказками.

Всем, кто желает ознакомиться с этой удивительной книгой, с удовольствием подсказываю источник – www.lvolab.msk.ru

Идея А.С.Борисова о сохранении одного из главных сакральных мест Якутии – озера Сайсары (с прилегающими к ней территориями ипподрома и поля радиоцентра) и строительстве именно там Международного центра Олонхо — абсолютно обоснованна. Это место может стать не только научно-образовательным, но историческим и духовным центром республики. Стать многофункциональной рекреационной зоной, где можно не только отдохнуть, восстановить силы, но и познать и приобщиться к богатейшей духовной культуре народа Саха.

А.С. Борисов предлагает придать этой территории статус особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ).

Вряд ли федеральные власти утвердят в Якутии, и тем более в одном городе, два ОЭЗ ТРТ. Поэтому предлагается рассмотреть три варианта:

1.Дополнить уже имеющуюся концепцию ОЭЗ ТРТ «Северный мир» проектом создания комплекса «Земля Олонхо». Это будет крайне сложно, почти невозможно, т.к. заявка нашей республики о создании ОЭЗ ТРТ «Северный мир» уже проходит согласования в структурах федеральной власти.

2.Если МЭРТ РФ отклонит нашу заявку, то придется готовить третью попытку создания ОЭЗ ТРТ и прохождение согласований с новой заявкой. А новая концепция обязательно должна включать в себя комплекс «Земля Олонхо».

3.Если не получится включить комплекс «Земля Олонхо» в поданную заявку, и которая будет поддержана правительством РФ без него, то остается создать ОЭЗ регионального типа.

При любом из трех вариантов, учитывая все вышесказанное, проектирование и строительство всех ОЭЗ необходимо начинать именно с проекта «Земля Олонхо».

А.С. Борисов задает риторический вопрос: «Чем мы можем удивить Шанхай на выставке ЭКСПО-2010?»

Экспозицией «представляющей Якутию как страну с уникальным опытом и традициями в создании и развитии инженерных технологий в экстремальных условиях Севера» вряд ли удивим кого-то. Так как девиз «ЭКСПО-2010» – «Лучше город – лучше жизнь» потребует сделать акцент не на мега-проектах, а на проблемах северного города. Увы, здесь нам гордиться нечем.

Но то, что может удивить мир, должно быть связано с нашим главным брендом «Земля Олонхо» — это аксиома!

Андрей Саввич, с его огромным творческим опытом, понял это сразу. Он много раз удивлял всех. Надеемся, что и на этот раз его не подведет творческая интуиция.