Главная » Статьи

«Открывать наш проект будет Якутия...»

11 декабря 2012 Просмотров 1 238

Розу ОРЫНБАСАРОВУ называют любимой ученицей Алексея Германа. Ее первый фильм “Ачисай” в 1988 году был признан лучшим фильмом года среди молодых кинематографистов. Увидев картину, Герман сказал: “европейское сознание — восточный менталитет”. Следующий фильм “Жертва для императора” по мотивам повести Куприна в 1992 году становится призером нескольких международных кинофестивалей и уходит на запад. Режиссер снимает художественный фильм “Зал ожидания”  для телевидения Франции, который получает премию канала Ля Сет, документальные фильмы для телеканала “Культура” о Диане Вишневой и Фарухе Рузиматове. Обо всем этом я узнаю в сети, а не от самой Розы. На дискуссионной площадке Всероссийского форума “Кино России-2020” о якутском кино и в разговоре со мной она говорит лишь об “Евразийских узорах” – новом проекте, который они осуществляют с казахским режиссером, писателем, общественным деятелем Олжасом Сулейменовым. Роза уже много лет живет в Санкт-Петербурге, Олжас Сулейменов – в Париже.

Возможно, Азия России и СНГ им кажется слишком молчаливой и сонной, что они решили возбудить ее этим проектом и одновременно привлечь европейское внимание к исчезающим узорам Азии. Что за узоры? – удивится человек прагматичный и усомнится в успехе проекта, потому что узоры – это какие-то загадочные знаки, уводящие в метафизическую бесконечность. Если нужен успех, мы необходимо понимать друг друга и говорить на ясном языке. Но так уж распорядилась история, что теперь азиатские народы Евразии могут найти общий язык с помощью таких слов. Общее прошлое заключено в этих “узорах”, на чьи знаки и символы отзывается душа русскоязычного казаха, хакаса, алтайца, бурята, якута…Понять друг друга через общее прошлое, выраженное русским литературным языком, европейским кинематографом…Не слишком ли сложная задача для авторов проекта и его участников? Но узоры для того и нужны, чтобы из хаоса создать порядок.

Роза, с чего и с кого началась идея “Евразийских узоров”?

— Олжас Сулейменов создал идею объединенного проекта национальных кинематографов на территории России, Казахстана, Средней Азии. Он очень заинтересован в общем диалоге “Восток-Запад” или, как мы говорим, “Россия-Азия”. Поскольку “Аз и Я” является для него программным произведением. А Орхоно-Енисейские памятники, Алтай, Якутия и Дальний Восток являются для него священной землей, поскольку он считает, что там заложены все источники общих мифов. Но самое главное в идее “Евразийских узоров”, чтобы в произведениях присутствовали современные герои и современные проблемы. Корни и крона – вот главная идея проекта. Крона — это то, что выросло сегодня, корни – то, что является духом предков. Как это соединяется в сегодняшней жизни? Художником должна быть переработана эта тема.

Через какой жанр?

— Через новеллу, литературу. Мы проводим конкурс новелл и затем отбираем лучшую новеллу на экранизацию. Проект стартовал осенью этого года, и начинаем мы с Якутии, потому что ваше министерство первое отозвалось на проект. Для Олжаса Сулейменова сохранение национальных культур – это его прямая обязанность, поскольку он является постоянным представителем Республики Казахстан в ЮНЕСКО. Конечно же, мы написали письма различным министерствам для поддержки этого проекта. В первую очередь обратились в Фонд северных народов и через них начали конкретизировать какие-то мифы. Тогда поняли, что открывать наш проект будет Якутия, ваше Олонхо и современные авторы, которые отображают зов предков и зов современной жизни. Как процесс современной жизни уничтожает этот дух, это мировоззрение о Вселенной, которое отрабатывалось тысячелетиями.

На основе отобранных новелл будет издана книга — киноальманах “Евразийские узоры”. Далее будет создан фильм.

За счет каких средств?

— Вот поэтому я говорила с министерством культуры России о необходимости специальной программы и сейчас на вашей дискуссионной площадке говорила о том, чтобы присоединились кинопрокатчики. Но я испытываю огромные трудности продвижения проекта в Москве. Хотя некоторые фонды нас поддерживают, в том числе, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества России и стран СНГ.

Расскажите о вашем опыте работы в кино.

— У меня своя фильмография. Я – ученица Алексея Германа. Два с половиной года назад мы создали в Петербурге кинокомпанию “Silk Way Cinema” – “Шелковый Путь Кино”. Художественный руководитель компании Олжас Сулейменов. Я являюсь  соруководителем и режиссером этой компании.

Мы создали 4 документальных фильма для телеканала “Культура”. Они обо всех олжасовских идеях — планетарное сознание, объединение национальных культур, наследие Льва Гумилева. Но главное направление – это игровые исторические фильмы. “Евразийские узоры” – это долгосрочный, полномасшабный проект, объединяющий национальные культуры на основе одного проекта. Все наши документальные, рекламные фильмы, связаны с пропагандой национальных культур.

Первый фильм этого проекта о казахском хане…

— Уже готовится к съемкам совместный российско-немецко-казахстанский фильм “Жангир. Большая Игра” по сценарию Олжаса Сулейменова. Это история о молодом хане, который налаживал первые евразийские связи с Россией. В 1825 году он приезжал в Санкт-Петербург и встречался с Николаем I. Он не подчинялся, он хотел на равных сотрудничать и сделать степь местом развития новых технологий, новых традиций. Пропагандировать в степи русскую культуру, а в России — азиатскую культуру.

— А есть произведения среди национальных культур, которые могут выйти на мировой уровень?

— Да. Творческий потенциал огромный, но есть трудности другого характера. Думаю, что вся литература, которая создана в дореволюционный, советский и постсоветский период, имеет такой потенциал. Есть люди, которые участвуют в международных литературных конкурсах. Но все это проходит мимо кинематографа. А ведь они отображают современное мышление. Поэтому мы решили собрать сначала лучших писателей, драматургов и сценаристов, которые заинтересованы создать новеллу определенного формата. Новеллу, говорят, можно создать быстро. Но для кинематографа новеллу создать сложнее, потому что в одном проекте должно быть несколько авторов, несколько режиссеров, несколько мышлений и самое главное, соединение истории с современностью.

Что для вас является интересным в мировом кино?

— Иранское кино, которое вышло на мировой кинорынок, в этом плане интересно. Это лучший пример того, как национальный кинематограф способен свою традицию вылить на всеобщее обозрение. Но вы знаете, сегодня я не могу привести ни один настоящий пример, который бы объединял всех нас в едином интересе к национальному кинематографу.

Всех россиян и жителей СНГ?

— Да. Но я надеюсь, что “Евразийские узоры” смогут это сделать. Я верю в это, потому что Олжас Сулейменов разработал правильную концепцию — корни и крона.

Вы говорите об Олонхо, словно хорошо наслышаны о нем…

— Об Олонхо мы хорошо знаем. У меня мама хакаска, и я близка к народам Сибири, к шаманству, к традициям. Папа – казах. А в России я с 17 лет. “Ленфильм” — мой родной дом. Я все это перемешала в себе и понимаю эту тему. Понимаю, что интересно российскому зрителю, и как можно выйти на большой экран. Главное, чтобы национальная история вплеталась в общую историю Евразии, России.

Это должна быть масштабная, эпическая история  или история частная, о жизни одного человека?

— Абсолютно любая.

Беседовала Елена ЯКОВЛЕВА.