Главная » Статьи

Получится ли решить старые проблемы новым проектом?

22 сентября 2014 Просмотров 499

18 сентября в Стеклянном зале Саха театра прошел «круглый стол» на тему «Инженерные новации в комплексе «Земля Олонхо». Собравшиеся обсудили вопросы инженерно-технического обеспечения комплекса «Земля Олонхо», строительства в условиях вечной мерзлоты, использования инновационных технологий. Ведущими мероприятия выступили председатель Госкомитета по инновационной политике и науке РС(Я) Максим ТРОФИМОВ и руководитель малого инновационного предприятия «Стройкомпозит» (СВФУ) Альберт КАРДАШЕВСКИЙ.

Несмотря на заданную тему о новациях, тема застарелых городских проблем преобладала в выступлениях. Реальные с точки зрения западной архитектуры проекты в контексте наших проблем выглядели «сказочными и фантастическими». Понятно, что стандарты качества среды везде разные, и задают их сами жители. В нашей ситуации большую роль играет природно-климатический фактор, но нередко мы его преувеличиваем. Опыт других стран показывает, что можно строить комфортные, красивые города на болотах и в пустынях, отвоевывать пространства для жизни у рек и морей. Как сказал на предыдущем «круглом столе» нашего проекта глава г.Якутска Айсен НИКОЛАЕВ, «когда нация принимается за задачи в десятки раз превышающие ее силы, тогда силы этой нации в десятки раз повышаются».

Реализация проекта «Земля Олонхо» дает возможность повысить стандарты качества городской среды. Ведь состояние города – это еще отражение наших запросов и потребностей.

Михаил АЛЕКСЕЕВ, заместитель директора ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)», эксперт проекта «Земля Олонхо»:

— Перед участниками архитектурного конкурса стояли настолько огромные задачи, и они в азарте своем уделили большое внимание инновациям. Но недостаточно их проработали. Я коснусь лишь тех инноваций, которые привлекли мое внимание. В одном из проектов предлагается применение подземного мусоропровода с пневматическим сбором мусора. Этот дорогостоящий способ применяется в Швеции (отходы транспортируются сильным воздушным потоком). Но прокладка мусоропровода от этой территории до мусоросжигательной котельной на Вилюйском тракте – это очень дорогое сооружение. Но если мусоросжигательные котельные сделать в самом районе комплекса было бы реально.

В одном из проектов речь идет об использовании струнного транспорта. Протяженность территории данного комплекса 1,5 км, и если учесть всю площадь, то протяженность маршрута струнного транспорта составит 2,5 км. Скорость этого транспорта 500 км в час. Не слишком рентабельно получается. Но в масштабах города и даже республики вполне возможно применение струнного транспорта.

Привлекает использование электромобилей. Это хороший вид транспорта внутри комплекса, как экологически чистый и удобный для курсирования по территории.

Предлагается использование магнезита в строительстве. Но магнезит имеет низкую плотность, низкую огнестойкость, теплопроводность. К тому же это будет очень дорого, его надо везти из Челябинска, Южной Кореи.

Во всех проектах декларируется использование энергоэффективных материалов, солнечной энергии. Но я не увидел конкретных предложений, кроме одного проекта. Там предлагается использования лепестковых покрытий, где будут стоять солнечные батареи.

Все инновации заслуживают внимания, но не только на данной территории, а в контексте всего города и даже республики.

Виктор ШЕПЕЛЕВ, заместитель директора Института мерзлотоведения СО РАН:

— В свое время Гутер сформулировал принцип архитектуры, согласно которому проект должен отвечать таким требованиям, как надежность, удобство, восхищение. За восхищение отвечают архитекторы, за удобство — дизайнеры, за надежность – инженеры. То, что мы видим в презентации – это архитектурное представление. Оно вызывает восхищение. Это фантастика, мечта, но чтобы она стала реальностью, она должна стоять на реальной почве. Надо учитывать все факторы. Говоря о надежности, прочности, реальности, здесь не учитывается зимний холод республики.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Общий тренд сейчас идет на похолодание климата. Нам следует ожидать температур гораздо ниже тех, которые были. Конструкции комплекса должны отвечать этим температурным условиям. Второй момент, это вечная мерзлота. Наблюдающееся в последние годы потепление повлияло на мерзлоту. Но запаса холода хватило на то, чтобы вечная мерзлота выдержала этот период потепления. Максимально потепление сказалось на урбанизированных территориях. На нетронутых территориях вечная мерзлота выдержала этот период.

По инициативе нашего института в Якутске организовали скважины инженерно-геологического мониторинга. Мы пробурили несколько скважин, ведем там наблюдение и эти системы передали городу. На территории будущего комплекса нет ни одной скважины. Необходимо пробурить две-три скважины, и включить их в мониторинг. Устойчивость этих объектов будет зависеть от состояния там мерзлых грунтов.

Второй момент. Главной проблемой Якутска является выработанность территории. В городе нет дождевых стоков и надмерзлотных стоков. В оттаиваемом грунте летом формируются надмерзлотные воды. Сток этой воды на территории города нарушен.  Если поспрашивать людей, живущих в районе улицы Автодорожной, то у них полные подвалы воды. Ипподром полностью в воде. Объекты территории не будут стоять, если комплексно не решим систему дренажирования с учетом стоков надмерзлотных и дождевых вод. Минерализация надмерзлотных вод очень высокая, они концентрируются и воздействуют на сваи зданий. Эти воды не промерзают зимой из-за высокой минерализации. Площадь таких криопэгов с каждым годом увеличивается, и те сооружения, которые построены на них, обречены. Если мы не решим эти проблемы, то какой бы красивый ни был проект, он не будет реализован.

Ольга Матвеева, директор ОАО «Якутский проектный научно-исследовательский институт строительства»:

— Этот конкурс привлек великолепных архитекторов, которые показывают проекты мирового уровня. Этот уровень заставляет нас привлечь соответствующие инженерные решения.

Автодорожный округ сформировался так, что живет автономным отоплением, автономной канализацией. Может быть, стоит подумать над этим и сохранить эту автономность? Только газо- и водоснабжение обеспечить извне? В таком случае мы ушли бы от прокладки трубопроводов, которые очень портят внешний вид территории.

Другая наша проблема – это состояние водоемов и отсутствие системы водоотведения.  Если начинать решать эту проблему на данной территории, то это повлияло бы на весь город. Можно создавать там участки с красивым водоемами, начать там обустраивать систему водоотведения, обеспечив связь с городским каналом.

В 2002 году я была в Огайо. Меня потрясла инженерная защита на речке Огайо, которая ежегодно при паводке затапливала город. В городе создали резервные резервуары в виде водоемов рядом с речкой. Вокруг них формируется квартал, и весь архитектурный ландшафт преображается.

Что касается инженерных решений, то во всех проектах говорится об  энергоэффективности, применении энергоэффективных материалов. По максимуму нужно использовать солнечную энергию. Почти во всех проектах предлагается использовать витражное стекло, которое закрывает фасады. Но у нас суровая зима, мы можем иметь потери тепла. Такое стекло должно быть с высоким сопротивлением энергопередачи. У нас нет архитектурного стекла, его придется завозить из-за границы. Надо это учитывать.

Такие утилитарные вещи, касающиеся мусоропроводов, котельных, практически отсутствуют в архитектурных проектах. Но видимо, все это будет прорабатываться в проектной работе. Большая проблема связана с основанием фундамента и сохранностью грунта. В этом направлении у нас есть технические решения, которые можно применить.

Я считаю, что наши строительные индустрии хорошо подготовлены. Есть заводы, которые выпускают прочный бетон и мягкий бетон. С этой точки зрения можно достичь высокой экономической эффективности.

Положительный факт, что идет обсуждение проекта. Когда строилась Якутская ГРЭС, никто не видел и не обсуждал проекта. На этом обсуждении мы можем рассмотреть проект с точки зрения науки, инженерии, проектирования и показать свои идеи.

Владимир АНДРИЕВСКИЙ, директор ОАО «Якутская ТЭЦ»:

— Как возможно обеспечить объекты энергией? Проект будет реализован в зоне влияния ТЭЦ-2. Если говорить о возможности традиционного обеспечения электроэнергией и теплом, то мы видим не слишком эстетичные коммуникации. Если будут применены альтернативные энергии, то в любом случае потребуется резервное энергоснабжение.

Как прокладывать коммуникации? Подземным способом возможно только в 203-м микрорайоне. Там другой грунт. Здесь такой способ под большим вопросом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

С точки зрения прихода на территорию тепловых сетей проблем нет. Улица Дежнева рассматривается, как район перспективной застройки. Если рассматривать вопрос  передачи энергии между зданиями, то возможно, это будет индивидуальный источник энергии. Тогда можно проложить кабельные трассы для передачи электроэнергии, обеспечивающие теплоэнергией путем передачи электроэнергии.

В командировке в Финляндии я заметил, что там строят невысотные здания. Они говорят: «Мы северные люди, ощущаем свою связь с землей и не выпячиваемся над ней». Поэтому надо рассматривать гармонию этих проектов с природой.

Марина АГАНИНА, главный инженер ОАО «Водоканал»:

— Сказочные проекты, в которых не говорится о водоснабжении и водоотведении. Но зная о том, что этот проект реализуется, мы должны предусмотреть такие вещи.

На улице Дежнева построен 5-й водоузел, который обеспечит тот объем воды необходимый для этого района. В инвестиционной программе «Водоканала» заложено строительство коллектора от улицы Автодорожной до улицы Чернышевского. Начало реализации запланировано в 2017 году. Поэтому говорить, что скоро там будет канализация, пока рано.

Так как на этой территории будут уникальные здания, то будут проблемы с пожаротушением. Я бы поставила вопрос о том, чтобы эксплуатацию этих объектов передать одной фирме. Подобное практикуется в Национальном центре медицины, где все инженерные системы эксплуатируются одной фирмой.

Пока не ясно, как будут проходить коммуникации. Если нет тепловых сетей, то как проходить воде…Надо привлечь хороших проектировщиков, чтобы инженерные сети решались одной группой, а не каждый застройщик решал это по-своему.

Владимир ЕРОФЕЕВ, главный инженер МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства»:

— Якутск не в горах находится. Проблема водоотведения остро стоит, когда строится очередное здание. Поэтому город поделен на семь участков, и в каждом будет рассматриваться водоотведение. Зона строительства этой территории пока еще не рассматривалась. Но мы видим, в каком состоянии находится озеро Сайсары. Проект очистки озера рассматривался с участием «Водоканала». Но экологи против сброса воды этого озера в Лену. А очистить озеро через очистительные сооружения «Водоканала» невозможно. Без системы водоотведения сложно строить что-то новое на этой территории. Авторам проекта надо спуститься с небес на землю и рассмотреть проект с точки зрения инженерной инфраструктуры.

Александр КОРЯКИН, заместитель генерального директора ОАО «СахаЭнерго»:

— Проект очень интересен. У нас XXI век, поэтому надо стараться под идеи подтянуть инженерные технологии. Традиционными способами такой проект не вытянуть. Есть большая прелесть в том, что эта территория компактна. Сюда можно привезти строительные материалы. Это очень большой конкурентный плюс.

Во-вторых, надо подумать над сваями. Спрятать эти курьи ножки за красивым фасадом или придумать что-то еще. В-третьих, безопасность. Здесь много всевозможных крытых пространств, переходов, и если заморозишь одно здание, то заморозится все. Должна быть оптимальная граница централизации и автономной инженерии.

В-четвертых, альтернативная энергия. Если четырехмегаваттная станция обеспечивает энергией 16 футбольных полей, то на этой территории все 30 полей. Соответственно здесь можно рассматривать и энергосберегающие технологии. Но основной источник энергии – это централизованный.

Должны быть нетрадиционные подходы по тепловым сетям, чтобы меньше было коммуникаций «кишками» наружу. Территория сложная с точки зрения грунтов. Высокая обводненность. Может, эту территорию засыпать песком, как 203-м микрорайоне? Я хочу подчеркнуть, что традиционными способами сложно этот проект воплотить. Нужно искать новые подходы.

Обязательно надо провести лицензию всех материалов, технологий, которые будут использоваться. Они должны быть проверены временем. Очень много красивых архитектурных решений, но они канут в Лету, если реализовывать нашими традиционными методами.

Анатолий СЕМЕНОВ, директор ГАУ Технопарк «Якутия»:

— Я поздравляю Андрея Саввича (А.Борисов), Лену Валерьевну (Л.Федорова) с архитектурными проектами. Мечты двигают прогресс. Мы тоже находимся в этом проекте. Наш IT-парк вошел в сто объектов республики, которые должны реализоваться к юбилею республики. Это строительство будущего, и наш IT-парк – это не социальный проект. Мы надеемся, что там будет производиться добавленная стоимость. Мы находимся далеко от рынков сбыта. Но производство IT-продукта позволяет преодолеть эти расстояния.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Если говорить о проекте будущего IT-парка, то архитектурный конкурс был выигран «Горпроектом». Здание будет иметь стеклянные стены, поэтому не надо будет делать внутреннюю и внешнюю отделку. В этом энергоэффективном здании будет мозг управления всеми источниками энергии, где будет проходить обработка данных. Здесь предусматриваются три независимых источника энергии, теплая автостоянка.

Самое важное, что в будущем IT-парке будут «облачные технологии», и резидентам не надо будет приходит со своим «железом».

В Татарстане строится Иннополис, а у нас — «Земля Олонхо». Это город-спутник Казани, где будет пять технопарков и жилой комплекс. Мы говорим, что «Земля Олонхо» — это наше будущее, а у них Иннополис уже строится.

Терентий КОРНИЛОВ, директор Инженерно-технического института СВФУ:

— Сегодня совершенно не говорилось о подъездных путях к территории. Каждый год по всему городу и в этом районе хаотично строятся магазины. После очередной стройки состояние на этих территориях ужасающее.

Как мы будем подъезжать у этому комплексу со стороны Автодорожной? Нереально. Если мы фантазируем, то давайте фантазировать о двухуровневых дорогах.

Необходима очистка озера Сайсары. У озера нет проточности. Насчет конструктивных решений много вопросов. Во многих проектах предусмотрены большие площади остекления. Но посмотрите на наш Бизнес-центр? Какая пыль на стекле! У нас очень пыльный город. Эксплуатация таких зданий сложна. На моей памяти стекла на здании КФЕНа два раза мыли. Менять разбитые стекла очень сложно из-за швов. Теплоизоляция таких зданий – сложный вопрос. Нужно заложить долговечный материал. В Италии построили один раз из камня и веками эти дома стоят. У нас другая ситуация.

Ирина АЛЕКСЕЕВА, председатель Союза архитекторов РС(Я):

— Здесь многие говорили, что проекты фантастические. Хочу подчеркнуть, что это очень реальные проекты. Архитектурные консорциумы, которые участвовали в конкурсе, они не просто рисуют, они настроены на реализацию. Это технологии, которые мы бы хотели видеть у себя. Все компании абсолютно готовы реализовывать проекты. И в мире все их проекты воплощаются.

Максим ТРОФИМОВ, председатель Госкомитета на инновационной политике и науке РС(Я):

— Прозвучало много интересных выступлений. Это общение должно продолжиться с участием архитекторов-конкурсантов. Возможно, они поделятся своим опытом в решении этих проблем. Нам необходимо расширять исследовательскую деятельность, опробовать новые технологии на объектах «Земли Олонхо». Там заложить принципы всего строительства на будущее.

Подготовила Елена ЯКОВЛЕВА.