Главная » Статьи

Пространство Будущего — пространство креативной экономики

17 января 2013 Просмотров 2 578

В настоящее время во многих странах развитие креативной экономики и творческих индустрий является стратегическим приоритетом. Креативная экономика и творческие индустрии способствуют экономическому росту, увеличению занятости и социальной сплоченности. Великобритания на сегодня является лидером в области креативной экономики, в том числе за счет разработки программ, соединяющих экономику, культуру и социум.

Креативная экономика или экономика знаний — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Основными характеристиками являются:

высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека.

высокая степень неопределённости;

большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний;

bguapКроме того, креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного подхода, в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение,  практическая направленность.

Понятие «креативная экономика» было введено журналом “BusinessWeek” в августе 2000 года. Сегодня лидером в креативной экономике признана Великобритания, которая разработала и продолжает разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие.  В настоящее время во многих странах развитие творческих индустрий является стратегическим приоритетом для оживления экономического роста, увеличения занятости и усиления социальной сплоченности.

Проект «Креативная экономика» реализуется по всему миру. В 2010 году он стартовал в России, и продолжится в течение 3 лет. Политики и государственные служащие, представители университетов, средств массовой информации, некоммерческих организаций, предприниматели и творческие люди являются основной аудиторией для этого проекта.

Джон Хокинс

Традиционная экономика устарела, утверждает профессор Джон Хокинс, на смену ей должна прийти креативная. Чем быстрее мир перестроится, тем безопаснее выйдем из кризиса

Джон Хокинс — обладатель огромного списка степеней, званий и должностей. Например, он приглашенный профессор Шанхайской школы креативности, а еще — член Консультационного совета по креативной экономике ООН.   Хокинс также возглавляет компанию BOP Consultants, консультирует правительства, глобальные корпорации и частных лиц. В 2001 году он написал книгу, которая стала известна даже в России, при том что она не была переведена, —  “The Creative Economy: How People Make Money from Ideas” («Креативная экономика. Как делать деньги из идей»). Книга Джона Хокинса, «гуру креативной экономики», формирует объемное представление о креативном кластере в современном мире, затягивает в живой поток экспертных оценок и суждений — прежде всего, людей, добившихся успехов на поприще креативного бизнеса. Впервые столь подробно и аргументировано  рассматриваются отношения между творчеством и экономикой, становление и развитие креативного сектора в новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах. Джон Хокинс ярко демонстрирует, как в течение нескольких десятилетий на наших глазах меняются экономика и общество  — происходит переход от реальной экономики к экономике символов. Какие сочетания творчества и экономики дают исключительную экономическую ценность? Как управлять идеей и получать из этого прибыль? Как обратить мечты в мощные проекты? Во всем этом необходимо разбираться любому человеку, вступающему в Пространство Будущего — пространство креативной экономики. 

Интересно, что сам Хокинс не имеет экономического образования. Он искусствовед и архитектор. Но то, как он объясняет суть креативной экономики, снимает любые сомнения в его компетентности. Он строит свои объяснения на очень простых примерах: рассказывает, что однажды специалист по пожарной безопасности увидел, как движутся орки в фильме «Властелин колец», и немедленно взял компьютерную программу, при помощи которой они были созданы, для моделирования поведения людей в экстремальных условиях. Теперь эта программа рассчитывает, как эвакуировать людей при пожарах. Джон Хокинс доказывает простую, в сущности, идею: если специалисту дать свободу в принятии решений, то результаты станут гораздо интереснее и шире, чем можно было бы предположить.

Таким образом, внимание к развитию креативной экономики  появилось и  в России. В нашей республике  по данной технологии будет функционировать производственно-научный кластер «Проект Земля Олонхо». Наш филиал предлагает ввести дополнительную единицу организационного управления  — креативное агентство, которое должно заниматься разработкой оригинальных рекламных идей, концепций, оказанием консультационных,  образовательных  услуг, обеспечением патентной деятельности. А также  оказывать информационное, маркетинговое и PR продвижение.

Анна СЫРОВАТСКАЯ, начальник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Якутске