Главная » Статьи

«Саха-ЭКСПО» в Москве — модель будущего «Земли Олонхо»?

30 ноября 2012 Просмотров 1 115

Среди всего многообразия презентаций и павильонов на “Саха-ЭКСПО” в Гостином дворе трудно выделить наиболее значимое и яркое. Да и не стоит выделять, потому что все воспринимается в едином целом. Гуляя по огромному пространству зала, не покидало ощущение, что ты действительно Гость в этом Дворе. Хотя вроде бы все свое, родное, но все же нереальное. Мне могут возразить, а что нереального в витринах с ювелирными изделиями или в экспонатах художественного музея? Все это есть и доступно любому из нас в Якутске. Так же, как реально побывать на Ленских столбах или приобрести жилье строительной компании, представленной здесь.

Но все же в этом смоделированном пространстве наша республика презентовала себя в самом лучшем виде. Компании и учреждения не пожалели сил и денег на то, чтобы в эффектных визуальных образах воплотить свои главные идеи и достижения. Чего стоит макет будущего 203 микрорайона Якутска, поражающий таким скрупулезным исполнением мельчайших деталей, что невольно приходит на ум – в искусстве нет второстепенных деталей. Если архитектура – искусство, то понятно, почему с такой ювелирной точностью подошли к исполнению каждого макета дома.

Или павильон Технопарка “Якутия”, который расположился в самом центре пространства эдаким полем притяжения всех творческих сил. Вокруг этой конструкции из оргстекла передвигались роботы и вполне себе живые юноши на инновационных самокатах. Внутри павильона поражали не огромные экраны, демонстрирующие будущее технопарка, а воодушевленные лица люди. Это потенциальные резиденты технопарка, которые пока стоят у своих стендов. Но совсем скоро они будут иметь помещения и оборудование для инновационных прорывов.

Совсем рядом архаичное сэргэ, а неподалеку чучело лошади, дышащее музейной пылью и стариной. Продукция из ее мяса рядом в витринах, а в соседнем павильоне каждое третье изделие народных промыслов из конского волоса. Лошадь умна, вкусна, неприхотлива, быстра и конечно, священна. И еще она напоминает москвичам о том, что Якутия – это край природы, первозданности, натуральности, если угодно, аутентичности. С ростом технологий и инноваций все это будет обретать еще большую ценность.

Среди всего этого разнообразия мы передвигаемся с бурятской журналисткой Дорой Хамагановой, которая не устает восхищаться и хвалить нас за размах экспозиции. “Разве Бурятия не устраивает подобные Дни в Гостином дворе?” – «В каком-нибудь московском дворце культуры…” – разочарованно отвечает она и тут же добавляет: “Надо-надо что-то делать, а то мы совсем отстали”.

Мне одновременно и приятно, и неловко за то, что мы так выставились со своими бриллиантами, мамонтами, видеороликами о наших успехах и виртуальных мечтах. Я-то понимаю, что часть экспозиции – это наши мечты и планы, так сказать, модель будущего. Взять тот же макет железнодорожного моста через Лену. Наша самая главная мечта и неизвестно, когда осуществимая. Или павильон со стратегическими проектами, где все впечатляет: планы, объемы и более всего, названия корпораций и компаний. Но буквально на следующий день мы разговаривали с автором теории креативной экономики Джоном Хокинсом, который говорил о роли крупных компаний в жизни городов. Об их участии в благоустройстве городов, о том, как эти компании повышают креативность в городах. Можем ли вы назвать хоть одну крупную компанию, которая непосредственно влияла бы на жизнь нашей столицы, участвовала бы в городских проектах…

Мне хотелось сказать бурятской коллеге, что мы умеем и любим устраивать праздники. Чего стоит наш Ысыах, признанный лучшим российским праздником. В такие дни мы собираемся, мобилизуемся и не ударим в грязь лицом. А в обычные дни мы живем, так же, как в Улан-Удэ и любом другом российском городе. Приехав к нам, вы увидите те же проблемы, какие есть по всей стране. Так же, как все россияне, мы всегда чем-то недовольны и неудовлетворены. Но у нас есть черта, свойственная людям, живущим отдаленно и в изоляции. Мы боимся отстать от большого мира. А это мощный стимул для творчества и реализации разных проектов. Ничего этого я не сказала Доре Хамагановой. Мы попрощались с ней, обменявшись контактами, и я подумала, что обязательно напишу об этой женщине, которая вернулась с книжной ярмарки во Франкфурте. Ее книга о бурятском ламе стала первым на этом престижном мероприятии изданием, написанным сибирским автором.

Но на следующий день 25 ноября мы встретились с ней вновь. В День Олонхо прошла презентации нашего проекта “Земля Олонхо” и “круглый стол” с участием авторов, экспертов и соратников проекта. У нашего проекта не было своего павильона, не было впечатляющих макетов. Висел большой экран, где проецировался видеоролик о комплексе. В центре амфитеатра собрались за столом участники, вокруг сидела публика. Но атмосфера стояла такая, что никому из гостей не надо было объяснять, что это за проект, в чем его смысл и как он будет выглядеть…Идея “Саха-ЭКСПО” прекрасным образом закольцевалась вокруг “круглого стола”, а Андрею Борисову оставалось лишь выразить ее в своем эмоциональном выступлении.

-  Очень важно, что сегодня собрались сторонники и соратники нашей идеи. Вся выставка “Саха-ЭКСПО” в каком-то смысле моделирует будущее проекта “Земля Олонхо”. Если пройтись по павильонам, то вы увидите основные идеи комплекса. У нас опыт таких выставок небольшой, но основные идеи “Земли Олонхо” сформулированы здесь. Все пронизано культурой, креативностью. В центре залы Мировое Древо, вокруг алаас, рядом театр, инновационные павильоны, промышленность, павильон университета… Это и есть национальный инновационный проект “Земля Олонхо”.

Модераторами обсуждения выступили Сергей Журавлев (руководитель коммуникационного проекта “Российский Дом Будущего медиахолдинга “Эксперт”, член градостроительного совета Сколково) и Лена Федорова (руководитель Дирекции НИП “Земля Олонхо” Министерства культуры и духовного развития РС(Я).

Сергей Евгеньевич сразу задал непринужденную атмосферу, отметив, что “собрались мы за круглым столом, на круглой сцене, в кругу друзей, чтобы обсудить проект, который своим смыслом задает совершенно новые качества жизни в Якутии, открывает новые направления в градостроительстве, смыслостроительстве через эпосы, культурные коды, которые в огромной нашей стране созрели давно. Но зажаты экономическими, политическими идеями. Надо выплеснуть все это на поверхность жизни”.

Он отметил, что в стране инновационный бум, и надо соединить духовное, культурное начало с инновационной политикой, которые вместе дадут эффект синергии.

О том, как Якутия отвечает на эти вызовы рассказал Максим Трофимов, председатель Госкомитета по инновационной политике и науке РС(Я):

— Скажу о тех направлениях деятельности, которые должны создать условия для всхождения плодов инноваций. В первую очередь мы начали с организации технопарка. Собрана молодая команда, которая является основной силой и она занимается посевом, отбором проектов. Недавно в республике была создана венчурная компания ОАО Венчурная компания “Якутия”. Компания рассматривает  проекты, в которые может вложить средства. Она должна выступить локомотивом на всем Дальнем Востоке.

Второе направление – поддержка и стимулирование инновационной деятельности людей, научно-исследовательских институтов, Северо-Восточного Федерального университета. На территории Дальнего Востока мы являемся уникальной площадкой. У нас 2,5 тысячи человек заняты в науке. Другая группа людей, с которыми мы ведем точечную работу, это инженерный состав. Люди, работающие на производстве. Самое главное – консолидация потенциала. Мы предлагаем консолидацию всех сил на территории комплекса, поэтому с воодушевлением приняли идею “Земли Олонхо”.

Далее выступил Бадарч Дендев, директор Бюро ЮНЕСКО в Москве, который имеет самое непосредственное отношение к признанию нашего эпоса шедевром нематериального устного наследия человечества:

– Для меня особая честь приветствовать вас от имени ЮНЕСКО. У нас состоялось очень плодотворное сотрудничество между Бюро ЮНЕСКО Москвы, Национальным комитетом по делам ЮНЕСКО в Якутии и Министерством культуры и духовного развития Якутии. Мы принимали участие в мероприятиях, организованных в вашей республике. Нам известна ваша богатая и самобытная культура и особенно шедевр мирового нематериального наследия Олонхо. В вашей республике впервые в истории встретились живые сокровища традиционных культур, признанных ЮНЕСКО. Активизировалась научно-исследовательская деятельность, деятельность по сохранению и возрождению аутентичной традиции исполнения Олонхо. Появление комплекса “Земля Олонхо” поможет создать эффективные условия для сохранения эпоса.

Что важнее форма, стиль, композиция или культурное, информационное наполнение? Задался вопросом Сергей Журавлев и предоставил слово председателю Союза архитекторов РС(Я) Николаю Алексееву. Кому, как ни архитекторам знать суть этого вечного спора.

– Благодаря генплану в Якутске сохранилась территория, которая находится рядом с озером Сайсары. Это уникальная территория, где можно создать комплекс “Земля Олонхо”. Недавно наша делегация познакомилась с опытом строительства Астаны. С целью привлечения инвесторов они провели заказной архитектурный конкурс, где участвовали архитекторы мировой величины. Победителем стал японец Курокава, который привел за собой инвесторов. Необходимо начать строительство комплекса с организации заказного конкурса, чтобы привлечь архитекторов, за которыми стоят инвесторы. Концепция имеется, но никто пока не видит, как будет выглядеть “Земля Олонхо”. С этой задачей может справиться архитектор, который воплотит это в генплане. Надо пригласить архитекторов на Ысыах и познакомить с нашей культурой, с территорией будущего комплекса. Самое главное — комплекс должен быть инвестиционно привлекательным. Только в этом случае он будет работать.

Среди участников “круглого стола” был гость из Лондона Джон Хокинс. Автор теории креативной экономики разъезжает по всему миру и консультирует города, страны, компании, которые стремятся улучшить свою жизнь за счет творческого потенциала. Не случайно Сергей Евгеньевич, предоставляя ему слово, подчеркнул один момент: “Если “Земля Олонхо” перестает быть необычной, то она теряет свою привлекательность”. Надо полагать, он ожидает от господина Хокинса необычных решений.

– Я очень рад быть здесь и благодарю за это Лену (Л.В. Федорова) и Андрея Борисова. Я изучал проект за эти месяцы. Это очень уникальный проект, потому что состоит из четырех секторов – искусство, культура, медиа и инновации. Это основные секторы маркетинга. Важно, чтобы эти секторы добавляли ценность проекту.

Креативность – это образ жизни. В странах, где я бывал, креативность витает в воздухе, исходит от людей. Но есть страны, где ее нет и там одни серые будни. Креативность зависит от больших и небольших компаний, которые работают в городах. Я пытался понять, что мешает компаниям участвовать в жизни городов, вносить креативность…Недавно я работал в двух городах – Пекин и Уси. Это старые города, которые стремились быть креативными. Урок, который я вынес из этой работы: креативность начинается с одного человека и она должна быть свободна.

Прежде всего, вам необходимо сделать демографический анализ пространства. Нужно очень внимательно относиться к дизайну города, потому что люди работают не только днем, но и ночью. Поэтому в любое время суток человеку должно быть приятно находиться в городе.

В центре учения о креативности – способность учиться новым идеям, принимать идеи. В креативности важна интеллектуальная собственность. И наконец, все это должно поддерживаться бизнес-планом. Генплан – это визуальный вид, а за ним стоит поддержка бизнес-планом. Тогда в комплексе будут офисы, здания…Надо учитывать высоту зданий. Это так же важно, как и стоимость аренды. Нужно продумать, какие объекты будут соседствовать друг с другом, потому что это имеет большое значение.

Я упомянул генплан и бизнесплан, которые надо делать с учетом культуры, которая там будет. Любой план является отправной точкой проекта. Мы не можем построить все объекты сразу. Необходимо узнать, что нужно людям в первую очередь, и тогда начинать строить.

Важно, чтобы общество, в котором мы живем, нам нравилось. Для этого необходимо сотрудничество в виде “круглых столов”, различных исследований.

Я очень рад быть частью проекта и с нетерпением жду начала.

Представляя следующего участника обсуждения, Сергей Журавлев затронул очень важный момент, который имеет непосредственное отношение к креативности, креативной среде. Для чего собственно создается “Земля Олонхо”? Для того, чтобы люди, особенно, молодые, могли реализовывать себя в родном городе. “Очень немногие люди с мест добиваются всероссийского, международного успеха, — сказал Сергей Евгеньевич. —  Очень мало людей, которые бросают столицы и уезжают в небольшие города. Андрей И – тот человек, который уехал из столицы и создает креативность в вашей республике, поднимает выше уровень республики”. Актер, режиссер, сценарист, автор передачи “Искатели” Андрей И:

– Очень важно, чтобы проект “Земля Олонхо” состоял из двух проектов: технологии и пиар, тогда люди заговорят о нем. С Андреем Саввичем мы сейчас снимаем фильм о будущем комплексе. Но этого мало. Нужно продумать системный пиар и привлечь очень знаковых людей к продвижению проекта. Рядом со мной сидит Мандар Уус, который может стать одним из этих людей.

Анатолий Семенов, директор ГАУ Технопарк “Якутия”:

– Я слышу о проекте “Земля Олонхо” четыре года. В первую очередь, для кого и для чего этот проект? Это проект для молодежи и людей бизнеса. Мы планируем построить парк IT-технологий, где соберутся лучшие умы. 10 декабря к нам придет оптоволокно и тогда у наших ребят, которые занимаются IT-технологиями, появятся нормальные условия для работы. У нас двенадцать компаний работают в этой сфере. Среди них есть ребята, выехавшие в Гонконг, поскольку в Якутске низкая скорость интернета и высокая стоимость аренды. Но у нас есть морозы, которые способствуют тому, чтобы сидеть в квартирах, офисах и работать за компьютером. Зимой ты живешь, как в космосе – смотришь в окно, видишь туман и понимаешь, как временны мы в этом мире. Это заставляет интенсивнее работать мозгами. Наши дети побеждают в различных олимпиадах, на международных конкурсах. Мы должны создать такие условия, чтобы они не уезжали из республики. “Земля Олонхо” как раз тот проект, который может дать им стимул для роста. Это место синергии дизайнеров, художников, музыкантов, бизнесменов – такая туса, выражаясь языком молодых, которая необходима для креативных проектов.

Проект стоит 15 млрд.рублей. Необходимо привлекать инвесторов. Мы уже имеем договоренности и участвуем в федеральных целевых программах.

Анна Сыроватская, начальник научно-исследовательского отдела филиала Байкальского Государственного Университета Экономики и Права:

– Необходимо информационное продвижение проекта — “круглые столы”, конференции, обучающие мастер-классы. Креативная экономика – это еще и инновации, которые могут давать плоды в информационном обществе. Мы у себя продвигаем творческие проекты в области туризма и СМИ. И очень рады, что Андрей Саввич пригласил нас на это мероприятие. Предлагаю включить в Концепцию проекта направление пиар, информационной поддержки и включить сумму для реализации этой деятельности. Должна быть создана программа информационной поддержки, которая бы выводила проект на всю Россию. Нужно создать в культурологическом кластере креативное агентство по пиару.

Борис Неустроев (Мандар Уус), академик Академии духовности РС(Я):

– Мы обсуждаем огромный проект. Наши предки создали уникальную культуру. Хотелось бы, чтобы стеклянные, каменные громады, которые будут там стоять, были живые. Поэтому я задался целью создать наивысшую ценность – живую берестяную урасу. Надо держать связь поколений. Ураса, которая будет состоять из 20 тысяч деталей, будет нести такой смысл. Это будут врата в творчество следующих поколений.

Прокопий Романов, генеральный директор ОАО ТПИИ “Сахапроект”:

– Первоначальный проект, который мы предлагали, был связан с каркасом города. Мы бы хотели, чтобы этот комплекс опирался на точки, обозначенные в нашем архитектурном плане. Мы рады, что проект консультирует Джон Хокинс. И хотели бы, чтобы в архитектурном конкурсе участвовали не только зарубежные архитекторы, но и местные зодчие.

Ирина Галанова, первый заместитель председателя Исполкома Ассамблеи народов России:

– Я вижу новое отношение к расселению людей в России. Думаю, что все получится, потому что каждый готов вложить в этот проект душу. Если вы будете делать для себя, то это важно. Но еще важнее делать для всего мира. Мы хотим быть участниками проекта. Мы – Россия, в первую очередь должны участвовать.

Светлана Смирнова, первый заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России:

– Мне посчастливилось два раза бывать в Якутске — на Конгрессе народов России и на молодежном форуме. Была на вашем Ысыахе. Другого такого праздника я не видела в России. Там вложена вся душа народа. Проект в таком виде уникален. В нашем лице вы видите партнеров, которые будут продвигать проект. Традиции важны, но важно не замыкаться в своей традиционной скорлупе. Очень важна креативность, потому что, когда молодежь поймет, что быть якутом престижно, модно, тогда она будет оставаться на родине.

Лена Федорова:

– Очень важно, что в этом проекте есть зона для эпосов Евразии, где народы, проживающие в республике, примут активное участие.

Ульяна Винокурова, проректор Арктического государственного института искусств и культуры:

– Хочу выразить благодарность господину Бадарчу за то, что вы так активно поддерживаете проекты Якутии. В архитектурном облике столиц национальных республик есть свои особенности. Комплекс «Земля Олонхо” как раз выразит эти особенности. И вместе с тем, это будет экотурный проект, который учитывает экологию нашей местности. Хокинс сказал очень важную вещь о том, что идея создается одним человеком. Это идея Андрея Борисова, а ее семена идут из Арктического государственного института искусств и культуры. Там учатся будущие артисты Театра Олонхо, там сейчас готовятся кадры для комплекса “Земля Олонхо”.

Впервые обсуждение проекта состоялось в Москве, да еще в рамках такого масштабного мероприятия. Думается, что не только москвичи и гости, но и сами якутяне смогли оценить достижения республики и понять, что она созрела для создания кластера креативной экономики.

Когда завершилась официальная часть, началось фотографирование и непринужденное общение. Наши гости разглядывали юбилейные знаки в честь 380-летия вхождения Якутии в состав России, которые вручил им Андрей Борисов от имени президента республики. А сам министр держал в руках диплом от Сергея Журавлева, на котором было написано, что наш проект стал победителем промежуточного этапа Всероссийского конкурса “Лучшие городские практики”.

Но особенно ценным было мнение людей, не заинтересованных в проекте, далеких от наших дел. Поэтому когда мы в очередной раз прощались с Дорой Хамагановой, она с сожалением сказала, что не успела подойти к микрофону и высказать все свое восхищение и похвалу. Но добавила, что вернется домой и обязательно напишет о достижениях Якутии своим читателям.

Елена ЯКОВЛЕВА.

Фото Марии ВАСИЛЬЕВОЙ.

This SimpleViewer gallery requires Macromedia Flash. Please open this post in your browser or get Macromedia Flash here.
This is a WPSimpleViewerGallery