Главная » Статьи

Трансполярный экспресс. Мечты возвращаются

21 октября 2015 Просмотров 628

(Открытию XII Генеральной Ассамблеи Северного Форума посвящается)

В декабре в Париже произойдет необычное событие. Его можно было бы назвать «Лоик де Лобель через 100 лет» или «Лоик де Лобель и виртуальная магистраль»...История эта началась с французского магната, путешественника, члена Французского Географического Общества Лоика де Лобеля, и чем больше вокруг него происходит событий, тем значимее становится фигура этого человека. Теперь о нем знают в Якутии, Иркутской области и на Чукотке. Вспомнят о нем земляки в Париже, где 18 декабря в конференц-зале Французского Географического Общества откроется выставка детских рисунков «Железный конь Земли Олонхо», «Железный олень Чукотки» и «Дороги моего края». Эти конкурсы непосредственно связаны с именем Лоика де Лобеля.

Кажется, это уже седьмая моя статья об этом французе и проекте «Трансполярный экспресс», который начался в марте 2013 года. Той весной вряд ли кто мог предположить, что через два года будет проделан маршрут международной экспедиции, охватывающий Иркутскую область, Якутию, Чукотку, а несколько сотен детей станут участниками этого процесса. Тогда я только познакомилась с французской путешественницей, журналистом и фотографом Патрицией Шишманофф, которая приехала в Якутск по приглашению подруги – директора Фонда «Проектная компания Земля Олонхо» Лены Федоровой. Мы сидели в ресторане «Тыгын Дархан», на столе лежала копия старинной карты и было понятно, что это артефакт международного значения. Территория российская — Сибирь, Дальний Восток с преобладанием Якутии, географические названия на латинице, а маршрут железнодорожной линии несуществующий и поражающий воображение. Он пролегает через Иркутскую область, Якутию, Чукотку и фантастическим образом устремляется через Берингов пролив к американскому континенту. Нечто футуристическое, но при этом из прошлого.

DSCN1015

Это парадоксальное соединение, когда привет из прошлого выглядит фантазией на тему о будущем, впечатляет. Можно понять, почему подруги выглядели такими вдохновленными, когда рассказывали о Лоике де Лобеле, объездившем весь север Канады, США и Сибири и в честь которого назван остров на западном побережье Антарктического побережья. А сам он так и не реализовал свою мечту построить железную дорогу, которая соединяла бы Париж с Нью-Йорком. И как тут не обойтись без Сибири. Если по земле, то только через Евразию, где Сибирь и Дальний Восток поражают воображение европейского человека своими размерами, климатом, необжитостью и богатством недр. Все перечисленное до сих пор делают этот проект грандиозным и труднореализуемым. Особенно если иметь в виду, что свою идею французский магнат решил осуществить на земле другого государства. Множество «за» и «против» надо было взвесить, чтобы проект отвечал интересам разных сторон — России, Франции и США.

С 1902 по 1907 год проект рассматривался трижды на уровне Императора Николая II и Премьера-министра Витте. Его отклоняли и одобряли. Если в российском правительстве были сторонники и противники, то франко-американская сторона готова была построить железнодорожную магистраль за 10 лет на средства своих синдикатов. Взамен этого они требовали предоставления земельного отвода по 8 миль с обеих сторон Транссибирской магистрали до Берингова пролива, в полное распоряжение на 90 лет. Вместе со строительством они рассчитывали на использование природных недр на этой полосе. Такие условия в первую очередь не устроили иркутского и амурского генерал-губернаторов, которые посчитали, что эти условия несут политическую и экономическую опасность для России.

DSCN1017

В 1907 году Лоик де Лобель получил окончательный отказ. Но идея трансконтинентальной магистрали продолжала будоражить умы и возродилась в последнее десятилетие XX века после строительства железнодорожного тоннеля между японскими островами Хонсю и Хоккайдо и тоннеля под Ла-Маншем. В начале этого века специалисты из России и США изучают экономические, политические, социальные возможности осуществления этого проекта.

Несмотря на то, что проект не воплотился, он дает нам возможность наблюдать за прогрессом общества. Какой бы ни была сложной политическая ситуация, хочется думать, что все это временное. А неизменно то, что человечество будет двигаться в сторону прогресса, в котором экономическая, научно-техническая составляющие вырастают из соображений гуманитарных и культурных. Нам неизвестно, как рассматривались и насколько значимы были для Лоика де Лобеля и его компаньонов тысячи людей, живших на этих огромных малозаселенных пространствах. Было ли магнатам до них дело, если их идеи рождались в ситуации золотой лихорадки. Не случайно отправной точкой магистрали должен был стать американский Уэлэн, где уже вовсю велось промышленное освоение. Но за эти сто лет западная цивилизация, достигнув экономического благосостояния, позволила себе роскошь интересоваться землями аборигенов не только ради выгоды и корысти, но и для целей гуманитарных. Научные, культурные исследования, благотворительность, туризм – такие проекты не встречают препятствий и не требуют одобрений сверху.

DSCN0991

Поэтому, когда Патриция после долгих поисков вышла в канадском архиве на старинную карту и решила пройти маршрутом этой виртуальной железной дороги, то ей не надо было согласовывать это с российской властью. Впрочем, ее частный интерес все равно останется для нас загадкой, поскольку он имеет очень личный и не всегда объяснимый характер. Это как начать рисовать картину, которая появилась с какого-то импульса, а потом обрастая деталями, обретает законченную форму и смысл. Но даже в таком виде она не будет разгаданной до конца. Когда мы разговаривали с Патрицией о ее путешествиях, она говорила, что не всегда знает, чем это закончится и как все это будет развиваться. В своих экспедициях она любит импровизировать, и такая свобода позволяет получить новый, неожиданный опыт. По натуре она художник. Как сейчас модно стало называть таких людей художник-исследователь. Человек, совмещающий в своем творчестве исследовательский интерес. После каждой поездки и экспедиции ее частная галерея в Париже пополняется картинами сибирских художников, авторскими шарфами, украшенными принтами собственных фото... Фотовыставки и статьи – это тоже результат, но не цель. Цель в познании и открытиях, ради чего все собственно и затевается.

DSCN0985

В случае с «Трансполярным экспрессом» главное открытие в том, что идея Лоика де Лобеля трансформировалась в гуманитарный проект. Такой проект не требует миллиардных вложений, но способен изменить представления людей друг о друге. Это сугубо женский проект в прямом и переносном смыслах. Его инициаторами Патрицией Шишманофф и Леной Федоровой двигали в первую очередь чувства и желания. Желание рассказать миру о людях, живущих в сибирской провинции, и желание улучшить их жизнь. Чувство сопричастности к их судьбам и солидарности с ними. После второго этапа экспедиции, который проходил в прошлом году по улусам нашей республики, Патриция призналась — меня восхищают люди, которые живут в таких трудных условиях, но при этом любят свой край и не стремятся покинуть его.

Когда полгода зима, из них три месяца минус сорок, а в арктических районах солнца не видно, то человек в таких краях явление не массовое, скорее редкое. А человек, работающий, создающий семью, рожающий детей, строящий планы и творящий – это ценный человек, которого надо поддержать, создавать для него достойные условия жизни, о котором надо рассказывать. Экспедиция преследовала такую цель. Поэтому проект получил поддержку со стороны Якутского и Чукотского отделений РГО, Французского Географического Общества, Союза женских организаций РС(Я). Но основная инициатива исходила от НКО Фонд «Проектная компания Земля Олонхо». При поддержке этой организации был пройдет очень сложный маршрут – по ледяным дорогам реки Лены, по зимнику, по бездорожью, на УАЗах и КАМАЗах, на японских легковушках, заглухающих от морозов, иногда вертолетами и самолетами, игнорируя маршрут де Лобеля, потому что на краю континента, как на краю жизни, не работают обычные и привычные вещи. Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, такси, шоссе, люди в городах и их свободные передвижения – это все из другой жизни, о которой может быть, мечтают в Зырянке, Черском, Хандыге, Чурапче, Нелемном, Андрюшкино, Анюйске... Но понимают, что если эта мечта осуществится, то только где-то далеко – на материке, как принято говорить.

DSCN0993

Реальность все равно не подменить красивыми словами. Как бы ни хотелось писать о том, что город-сад можно построить хоть в тайге, хоть среди тундры или у Ледовитого океана, мы живем в очень прозрачном мире, где все просачивается через телевидение и интернет, и любой может сравнить свою жизнь с жизнью других людей в мире. Эта глобальная сеть стала той магистралью, которую продолжают строить теперь уже другие магнаты из Америки и Европы. Благодаря этой виртуальной магистрали состоялся наш проект, и находясь в Якутске, Москве, Париже, Эгвенкиноте, Черском, Ленске, Ангарске, Зырянке, Покровске, Чымнайы, Саныяхтахе и многих других селениях, мы обмениваемся информацией, общаемся и самое главное – получаем рисунки детей, которым было предложено пофантазировать на тему будущего Трансполярного экспресса.

Вначале проекта трудно было представить, что на конкурс рисунков откликнется такое большое количество детей. 400 работ организаторы получили из всех населенных пунктов, где побывали участники экспедиции. Когда шел отбор на первом этапе в Якутске, и члены жюри должны были выбрать 50 самых лучших, чтобы отправить их московским и французским экспертам, то задача это была не из легких. Каждая вторая работа была талантлива и самобытна, а профессиональные художники, многие из них педагоги, оказались в некоторой растерянности. Рисунки детей заставляют отказаться от привычных стереотипов, потому что порой в неказистом проступает индивидуальное и яркое, а в гладком и правильном – подражание. Хотя последнего было мало, а больше настоящих и искренних рисунков, которые подарили нам массу эмоций. Среди членов жюри были ученые, которые рассматривали работы с точки зрения социологии, психологии и даже геополитики, и их трактовка детского творчества помогала понять желания, мысли детей и их осознание себя в глобальном мире.

DSCN1010

      Думаю, что еще более сильные впечатления получили члены жюри из Москвы и Франции. Они имели возможность не только оценить детское творчество, но и увидеть работу педагогов и уровень преподавания изобразительного искусства в отдаленных уголках Сибири. Наверное, и детям, и их педагогам интересно узнать, кто оценивал их работы. Поэтому приводим список членов жюри:

Жан Робер Питт, президент Французского Географического Общества
Александр Акимов, сенатор Совета Федерации России от Республики Саха (Якутия)
Анна Отке, сенатор Совета Федерации России от Чукотского Автономного Округа
Елена Голомарева, народный депутат Госсобрания Ил Тумэн Республики Саха (Якутия)
Туйара Пестрякова, 1-й заместитель министра  культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Григорий Саввинов, председатель Якутского отделения Русского Географического Общества
Владимир Сертун, председатель Чукотского  отделения Русского Географического Общества
Мария Салина, заместитель директора Российского Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.  Пушкина
Мирей Шевалье, координатор сети Альянс Франсез в России
Александр Тюников, владелец и президент компании „АС Байкал ТВ“
Василий Шимохин, генеральный директор ОАО «Якутские железные дороги»
Александр Кезля, директор железнодорожного вокзала в п. Нижний Бестях
Жорж Шишманов, генеральный секретарь компании  «Л’Ореаль Россия»
Жорж де Кеерль, глава Getty Images agency
Элизабет Лефевр, главный редактор  JV журнал
Джереми Стувенель, директор международного географического  фестиваля в Сент-Девьев (Франция)
Ирина Кронрод, представитель Group Sothebys в России
Алина ле Гран, галерист
Людмила Слепцова, преподаватель колледжа искусств имени Романова в г. Якутске , член Союза художников России
Мария Гуляева, преподаватель ДШИ имени А.Ким г. Якутска, член Союза художников России
Флоренция Dunoyer Segonzac, Curator, journalist
Бернар Жордан, куратор  Галереи  Бернара  Жордан в Париже
Брюно Тевенен, генеральный директор Пепсико Франс
Михаил Старостин, преподователь АГИИК, Член союза  художников России
Бориана Варбанов,  художник
Сардана Федотова, член Союза художников России
Ньургуяна Никифорова,  художник
Ольга Завернина,  агентство Предпочтение
Лена Федорова,  директор Фонда «Проектная компания «Земля Олонхо», член якутского отделения РГО,  организатор
Патрисия Шишманов, фотохудожник, галерист, организатор.

Конечно, мы называем имена победителей конкурса, из которых победители второй, третьей и четвертой возрастных групп награждаются поездкой в Москву и Париж в декабре 2015 года.

Фамилия, имя Возраст Название работы Регион Баллы Места
 Первая группа: 5-6 лет   
1. Дьячков Ринат 6 лет «Мечта оленевода» Детский сад с. Анюйск, Билибинский район, Чукотский Автономный Округ 434 I место
2. Ворочай Максим 6 лет «Первый путь» Детский сад с. Анюйск, Билибинский район, Чукотский Автономный Округ 408 II место
3. Минеева Настя 6 лет «Счастье» Детский сад с. Анюйск, Билибинский район Чукотский Автономный Округ 408 II место
4. Иванов Ярослав 6 лет «Поезд мчится» Детский сад с. Саныяхтах, Олекминский улус, Республика Саха (Якутия) 377 III место
5. Махонина Настя 5 лет «Встречаем поезд» с. Анюйск, Билибинский район, Чукотский Автономный Округ 377 III место
Вторая группа:  7-9 лет 
6. Гурьева Сайаана 9 лет «Станция Верхнеколымская» ДШИ имени Л.А. Ким,г. Якутск, Республика Саха (Якутия) 437 I место
7. Дробышева Олеся 9 лет «Гость Крайнего Севера» Муниципальный центр дополнительного образования «Сэргэ»г. Ленск, Ленский улус, Республика Саха (Якутия) 427 II место
8. Колодезников Петя 7 лет «Железный конь Земли Олонхо» Средняя образовательная школа, с. Чымнайы, Таттинский улус, Республика Саха (Якутия) 403 III место
Третья группа: 10-12 лет 
9. Шилова Таня 12 лет «В тундру пришла цивилизация» ДШИ п. Черский, Нижнеколымский улус, Республика Саха (Якутия) 429 I место
 10. Новгородова Лиза 10 лет «Долгожданный билет» ДШИ им. А.П. Гоголева, с. Чурапча, Чурапчинский улус, Республика Саха (Якутия) 427 I место
 11. Боронова Айсу 12 лет «Теплый поезд» ДШИ имени Л.А.  Кимг. Якутск, Республика Саха (Якутия) 419 II место
12. Петрова Мария 10 лет «Быть, или не быть?» ДШИ п. Черский, Нижнеколымский улус, Республика Саха (Якутия) 413 III место
13. Ивитук Екатерина 10 лет «Вечерний экспресс» Муниципальный центр образования с. Лаврентия, Чукотский район,  Чукотский Автономный Округ 413 III место
 Четвертая группа: 13-17 лет 
14. Кемлиль Айина 14 лет «Последний праздник в стойбище» ДШИ п. Черский, Нижнеколымский улус, Республика Саха (Якутия) 435 I место
15. Амбросьева Оксана 13 лет «Железный конь алмазного края» Нижний – Бестях, Мегино-Кангаласский улус,  Республика Саха (Якутия) 423 II место
16. Корнилова Кристина 14 лет «Встреча предков» Художественный класс ДМШ с. Майя, Мегино-Кангаласский улус Республика Саха (Якутия) 419 III место
17. Скрябин Ньургун 16 лет «Железный конь мира» ДХШ г. Покровск, Хангаласский улус, Республика Саха (Якутия) 419 III место

Обладатели номинаций конкурса рисунков:

Семенова  Диана, 7 лет. «Поезд будущего». Средняя образовательная школа с. Дельгей Олекминский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «Юный художник»
Маймага  Дария, 10 лет. «Путь в Париж». ДШИ имени Л. А. Ким, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). Номинация «За оригинальное решение композиции»
Степанов Ян, 11 лет. «Железная дорога Дальнего Севера». ДШИ им. Ким, Якутск, Республика Саха (Якутия), художественный класс. Номинация «Художественное мастерство и выразительность»
Федорова Сандаара, 11 лет. «Поезд объединяет всех на свете». ДМШ с. Майя, Мегино-Кангаласский улус РС (Я). Номинация «Масштабность видения проекта»
Шевцов Руслан, 12  лет. «Паровоз хорошо, а олени лучше!», п. Эгвекинот, Иультинский район, Чукотский Автономный Округ. Номинация «Железная дорога Берингии»
Башкова Анна, 12 лет. «Виадук». г. Ангарск, Иркутская область. Номинация «Лучший композиционный замысел»
Варламов Дьулус, 12 лет. «Песня у костра». с. Даркылах, Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «Лучшая графическая работа»
Толстякова Рита, 13 лет. «Встреча железного коня». Художественный класс, ДМШ с. Майя, Мегино-Кангаласский улус РС (Я). Номинация «Любовь к родному краю»
Пахомова Виктория, 13 лет. «Времена новые». Художественный класс, ДМШ с. Майя, Мегино-Кангаласский улус РС (Я). Номинация «Лучшая стилизация»
Уваровский Максим, 13 лет. «В краю предков», Художественный класс, ДМШ с. Майя, Мегино-Кангаласский улус Республика Саха (Якутия). Номинация «Лучшая живописная работа»
Тырылгина Надя, 14 лет. «Моя мечта». СОШ имени Н.И. Таврата с. Колымское, Нижнеколымский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «Лучшее раскрытие темы»
Слепцова Айта, 14 лет. «Эрэкэ-дьэрэкэ уолаттар, кыргыттар». Художественный класс, ДМШ с. Майя, Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «За солнечную палитру»
Шестакова Юля, 15 лет. «Долгая дорога». Художественный класс, ДМШ с. Майя, Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «Креативное осмысления идеи проекта».

Обладатели номинаций в жанре эссе:

Миронов Николай, 13 лет. Стихотворение «Посвящается Лойку де Лобелю…». с. Нелемное, Верхнеколымский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «Стремление к мечте»
Мокшина Анна, 14 лет. Эссе к работе «Трансполярный экспресс – мечта о реальном». ДХШ имени В.А. Брызгалова г. Зима, Иркутская область. Номинация «Экскурс в историю»
Петрова Полина, 15 лет. Эссе к работе «Осуществление проекта». ДХШ г. Покровск, Хангаласский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «За оптимизм»
Минеева Анастасия, 13 лет. «Инициаторы проекта». ДХШ г. Покровск,   Хангаласский улус, Республика Саха (Якутия). Номинация «Благодарность инициаторов».

Самое главное произойдет в ноябре и декабре, когда победители конкурса смогут представить свои работы широкой аудитории. Сначала их ждет Якутск, где в ноябре в рамках работы XII Генеральной Ассамблеи Северного Форума состоится их первая выставка. Затем будет Московский Дом Национальностей, где выставка откроется 10 декабря. А 18 декабря в  конференц-зале Французского Географического Общества парижская публика откроет для себя мечты сибирских детей и вспомнит своего земляка, который таким неожиданным образом вернется в Париж.

Елена ЯКОВЛЕВА.