Главная » Статьи

Туризм и события Земли Олонхо

30 октября 2014 Просмотров 809

Одним из главных функциональных направлений комплекса «Земля Олонхо» станет туризм. Эта тема стала поводом для разговора на «круглом столе», который прошел в рамках презентации архитектурных проектов в Саха театре. Участники «круглого стола» говорили о событийном туризме, его перспективах в республике и в проекте «Земля Олонхо».

Ведущими мероприятия выступили директор Фонда проектной компании «Земля Олонхо» Лена ФЕДОРОВА и заместитель министра по делам предпринимательства и туризма РС(Я) Лена КУРБАНАЛИЕВА. Лена Валерьевна презентовала архитектурные проекты, после чего начался разговор о событийном туризме. 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Лена КУРБАНАЛИЕВА, заместитель министра по делам предпринимательства и туризма РС(Я):

— Что мы имеем в виду под понятием «событийный туризм»? У нас проходит целый ряд мероприятий, которые стали брендами республики, известными в России и за ее пределами. Мы называем это «Пять «Э» — экологический туризм, экстрим, экзотика, этно, эксклюзив.

Среди самых известных брендов давно уже ставший традиционным Полюс холода – Оймякон, и событийное мероприятие — праздник Ысыах.  Ысыах всегда был традиционным культовым праздником. Но с развитием масштабов празднования республика стала приурочивать проведение конференций, симпозиумов к этому событию для того, чтобы насытить эти мероприятия культурно.

Три года подряд в республике проводится «Бриллиантовая неделя Якутии». Этот вид событийного туризма появился из туристического маршрута «Алмазный путь», который показывает весь процесс с момента добычи алмазов до превращения его в бриллиант.

Конечная цель мероприятия — приобретение эксклюзивных бриллиантов по низким ценам. Именно в эту пору проходит очень много сопутствующих мероприятий, начиная с  аукциона алмазного сырья.

Мамонтовые туры — это фишка, которая раскручивалась очень долгое время. В 2005 году голова юкагирского мамонта была главным экспонатом на Экспо-2000 в Японии. В нашем инвестиционном проекте на Табагинском мысу предусмотрен проект Всемирного центра Мамонта. Этот центр объединит в себе музейную и научную части. В последнее время мировое сообщество хочет клонировать мамонта. Все знаковые действия в этом процессе связаны с нашей республикой.

Конечно, нельзя не упомянуть о круизах на Ленские столбы, которые привлекают самое большое количество туристов.

Определение термина «событийный туризм» в нормативно-правовых актах не существует. У событийного мероприятия должна быть не одна дата, оно должно быть регулярным. Взять, к примеру, такой крупный спортивный форум, как «Дети Азии». Эти международные игры проводятся каждые четыре года, и привлекают большое количество спортсменов, гостей из России и за рубежа. Они участвуют не только в спортивных соревнованиях, но и знакомятся с достопримечательностями столицы республики. Такое практикуется в мире, когда люди приезжая на различные мероприятия, становятся туристами. Сейчас проходит форум предпринимателей, участники которого совершают экскурсии по Якутску, в «Царство вечной мерзлоты», в комплекс «Чочур-Муран» и семьи Атласовых.

Айталина БОРИСОВА, кандидат философских наук, заведующая кафедрой социального сервиса и туризма СВФУ:

— Я освежила в памяти события 2010 года, когда команда Олонхолэнда отправилась на ЭКСПО в Шанхай на защиту проекта. Я представляла духовно-культурную и туристическую направленность. И сегодня мы уже видим результаты. Я посмотрела записи 2010 года, и в принципе, все запланированное воплощено в жизнь. Хотя тогда казалось фантастикой.

Мы защищали тогда концепцию «Земли Олонхо», которая очень тесно связана с событийным туризмом. В частности, с этнографическим туризмом. Все это связано с историей, культурой народов Якутии.

Событие – это очень хороший мотиватор в туризме, который базируется на знакомых событиях. Международные спортивные игры «Дети Азии», республиканские спортивные соревнования «Игры Манчаары», праздник искусств «Пасхальный фестиваль», международный фестиваль балета «Стерх». Для того, чтобы развить событийный туризм, мы должны растить кадры. Стоит отметить, что большая часть соавторов проекта преподаватели университета. И в 2010 году мы начали подготовку кадров для туризма. У нас есть Ресурсный центр подготовки кадров. Мы организовали малое инновационное предприятие «Айан тревел», которое занимается туристической деятельностью.

Но необходимо обеспечить их инфраструктурой туристического бизнеса. Мы вышли на Министерство по делам предпринимательства и туризма, чтобы нашим кадрам предоставили места в гостиницах, ресторанах для практики.

Вместе с турфирмой «Хикари» мы организовали для них курсы официантов. Это очень важно. По роду службы я хожу в рестораны и вижу, что не хватает профессионализма. Из Санкт-Петербурга мы приглашаем наших специалистов ресторанного дела, а в прошлом году приглашали специалистов из Чехии. Они преподавали европейскую школу сервиса на русском языке. В этом году планируем отправить наших учеников в Карловы Вары.

Лена КУРБАНАЛИЕВА:

— У нас сервиса как, такового нет в нормальном понимании. И это касается не только  ресторанов и гостиниц. У нас есть проблемы при посещении музеев, ночных клубов. Поэтому целью нашей работы является организация событийного туризма.

Если говорить о «Земле Олонхо», то нам с нашим туристическим мировоззрением сейчас сложно увидеть в графических рисунках архитекторов то, как здесь будет развиваться событийный туризм. С Международным Центром Олонхо все более-менее понятно — тут уже все заложено. Но другие объекты должны иметь свою идеологию.

Андрей И, режиссер, сценарист, телеведущий, руководитель авторской студии «Навигатор» при Якутском филиале БГУЭП:

— По событийному туризму перспективы у нас колоссальные. Надо начинать с идеологии. Нередко в студенческом сознании возникает вопрос – а зачем мы это затеваем? Где-то есть «красные моря», акваланги... Мы «инвалиды», а собираемся событийный туризм развивать. Но людей привлекают уникальные события.

Много ли мест на земле, где летом плюс 40, а зимой минус 50? Запасы холода, вечная мерзлота? Нигде в мире этого нет. Я, как пропагандист холодного туризма, разрабатывал музей холода. Мы пока еще не можем довести идею холода до приема. Нет этого музея. Как живет холод? Как внутри холода? Как происходит динамика в условиях холода – тот же лед по-разному ведет себя. Это огромный потенциал с точки зрения привлечения к холоду.

Придумывать новые события? Не может быть в туризме много событий. Важно работать в области креатива в существующих направлениях.

Александр МЯРИН, директор ООО «Арктикспецмаш»:

— Бренд Полюс холода может помочь в продвижении проекта «Земля Олонхо». В начале 2000-х в этом здании (Саха театр) была выставка, посвященная этому бренду. Но почему туристический проект Полюс холода буксует? Потому что Оймякон и Верхоянск спорят между за собой за право считаться Полюсом холода. Поэтому я предлагаю разрешить этот спор и на территории «Земли Олонхо» сделать этот центр — Полюс холода.

Предлагаю на южной части территории выделить площадку для Техно-Экспо «Полюс холода», где можно было бы представлять крупногабаритную технику и разместить детский картинг.

Анна СЫРОВАТСКАЯ, доцент кафедры экономики и управления Якутского филиала БГУЭП:

— Мы должны рекомендовать обратить внимание на этот проект с точки зрения событийного туризма. Архитекторам необходимо это учесть. Здесь нужно развивать туризм не только однодневного характера, но на несколько дней. Для этого должна быть развернутая сеть гостиничных номеров. Это и гостиницы со звездами, и хостелы всех уровней.

Если говорить о квалифицированном менеджменте, то это зависит от руководителей, администрации заведений. К сожалению, они не всегда требовательны. Их выгода, прибыль не зависят от того, насколько вышколены официанты или менеджеры. При этом они не заинтересованы вкладывать деньги в обучение персонала. Когда мы сравниваем наш сервис с сервисом других стран, то конкуренция там выше. Они работают с персоналом. Мы должны работать с руководителями гостиниц, ресторанов. У нас даже нет ассоциации в гостиничной индустрии.

Если говорить о событийном туризме в комплексе «Земля Олонхо», то мы должны понимать, на кого он ориентирован. Если на внутреннего туриста, то представление об олонхо генетически сидит в нем, и проводить информационную работу не стоит. Если речь идет о гостях республики, то естественно, им необходимо подать информацию об олонхо. Мы должны пропагандировать олонхо на мировом уровне. Рекомендую проект «Земля Олонхо» включить в республиканскую Концепцию по имиджевой политике.

Подготовила Елена ЯКОВЛЕВА.