Главная » Статьи

УСПЕХ ТЕАТРА ОЛОНХО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

11 января 2013 Просмотров 1 029

В череде новогодних праздников театральная жизнь уступает место корпоративам и концертам, и в этой суете как-то теряются значимые и интересные события. Но организаторы театрального фестиваля “Рождественский парад” выбрали именно декабрь для театральных исканий. Здесь и католическое Рождество, и ожидание Нового года, а вместе с ним ожидание перемен, новизны, новаторства... Не случайно “Рождественский парад” позиционирует себя фестивалем новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив.

В этом году в Санкт-Петербург отправился коллектив Театра Олонхо со спектаклем “Айар илбис ситимэ” (“Связующая нить”). Первое участие молодого театра в международном фестивале прошло более чем успешно. Среди 14 спектаклей работа якутского театра стала лауреатом в номинации “За современное воплощение традиций национальной культуры”.  

Интересно, что в остальных 8 номинациях отмечены актерские работы, актерский ансамбль, работа режиссера, воплощение поэзии. И только работа Театра Олонхо получила диплом в номинации, которая отмечает весь спектакль. Для коллектива это большой успех, а для питерской публики это первая встреча с театром нового жанра. Произошло это 17 декабря на сцене театра “Комедианты” при полном аншлаге. Зритель внимал действу без перевода, имея в руках лишь программку, а перед глазами трех персонажей, которые спорили, исповедовались, конфликтовали, мирились, делились знаниями, искали истину…Все это происходило в якутском балагане, и по ходу развития сюжета эта площадка приобретала масштабы вселенной. Как написано в фестивальной аннотации, “никто не знает, как зарождается олонхо, тем более “рождение” олонхосута – это тайна вселенной”.

Эту тайну приоткрывает драматург Семен Ермолаев-Сиэн Екер, а вслед за ним режиссер Театра Олонхо Динислам Тутаев.

История, придуманная драматургом, это не попытка создания нового Олонхо. Это совершенно новый сюжет, когда Олонхо поворачивается другой стороной, становясь причиной человеческой драмы, конфликта, выбора…Эта история вневременная, она может происходить и сегодня. Кто знает, может сейчас в каком-то балагане умирает один олонхосут и рождается другой. А третий мечется между миром Срединным и Нижним…

Задача постановщиков и артистов почувствовать дух этого явления, этого таинства и передать его зрителям. Надо полагать с задачей они справились, потому как, не понимая ни слова (из-за технических неполадок не было даже титров), и зрители, и члены жюри “поняли все”. Именно так высказались работники нашего театра, которые присутствовали на спектакле. Можно только догадываться, что так зацепило  публику и жюри – актерская игра? Режиссерские ходы? Работа художников? Драматургия? Или идея, которая вдруг прозвучала так современно и актуально? Вполне возможно, это общая атмосфера спектакля, которая была создана благодаря сценографии Михаила Егорова, художнику по костюмам Сардане Федотовой, помощнику режиссера Венере Колесовой, музыкальному оформлению Владимира Пестрякова, художнику по свету Леонтию Мотхонову и конечно, актерам Евгению Сергучеву, Иннокентию Дакаярову и Петру Баснаеву.

Санкт-Петербург, Петрозаводск, Кемерово, Харьков, Донецк, Латвия, Франция…Всего 14 молодых, экспериментальных коллективов собрались под эгидой этого фестиваля, чтобы оказаться в кругу единомышленников и ощутить поддержку своим начинаниям. Именно такую задачу ставят перед собой организаторы фестиваля – Санкт-Петербургское отделение Союза театральных деятелей РФ и ИНТЕРСТУДИО. Последний является главным организатором и идеологом фестиваля. Возникнув из Санкт-Петербургской академии театрального искусства, ИНТЕРСТУДИО занимается образовательными и художественными проектами. Основной акцент они делают на развитии и поддержке театрального процесса. Хочется надеяться, что Театр Олонхо вольется в этот процесс и станет узнаваемым участником будущих фестивалей.  

Елена ЯКОВЛЕВА.