Главная » Статьи

Устремится ли «Дархан Ураса» в будущее?

28 июля 2015 Просмотров 454

В прошлую пятницу в Министерстве архитектуры и строительного комплекса РС(Я) прошло заседание Градостроительного совета Республики с участием заместителя председателя Правительства РС(Я) Игоря Никифорова, заместителя министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Галины Новиковой, заместителя министра культуры и духовного развития РС(Я) Вячеслава Левочкина, директора Фонда Проектной компании «Земля Олонхо» Лены Федоровой, гендиректора ОАО «Якутагропромпроект» Федора Шишигина, директора ОАО АМП «Зодчий- S» Ивана Андросова и др.

DSCN1036

Рассматривалось несколько вопросов, первым из которых было обсуждение эскизного проекта архитектурно-этнографического комплекса «Ураса» в составе многофункционального социокультурного объекта «Дархан Ураса». Это один из центральных объектов территории «Земля Олонхо» наряду с Международным Центром Олонхо.

Идея урасы появилась два года назад, когда народный мастер Борис Неустроев-Мандар Уус обратился к Главе республики Егору Борисову, а затем к руководителям проекта «Земля Олонхо» об уместности берестяной урасы вблизи озера Сайсары. Обрядовая ураса призвана стать не только духовной, но и материальной ценностью комплекса. Поэтому для ее наилучшей сохранности автор обратился к архитектору Ивану Андросову, с которым они вместе думали над оболочкой — специальным помещением для сооружения. В апреле прошлого года Борисо Неустроев и Иван Андросов выступили перед участниками международного архитектурного конкурса на семинаре в Якутске. Архитекторы смогли понять конструктивную и духовную составляющие урасы, которая по заданию конкурса должна был располагаться на берегу Сайсары за комплексом «Триумф». Кроме этого, присутствие этой формы, но уже в современных материалах и исполнении предполагалось в главном объекте – Международном Центре Олонхо.

У победителей конкурса консорциума «Vittorio Grassi Architetto» + «Якутагропромпроект» и компании «Ove Arup» форма урасы присутствует в театральном помещении МЦО. Возможно, поэтому две эти компании вышли в лидеры и объединившись, продолжили работу.

После майского совещания у Егора Борисова архитекторы-победители получили задание внести изменения в проект и представили новую версию концепции генплана. В ней были учтены мнения разных сторон и пожелание Главы республики видеть на территории комплекса многофункциональный социокультурный объект с концертным залом, конгрессно-выставочным центром, гостиничными номерами и берестяной урасой для приемов.  Поэтому концепция имеет три варианта, которые различаются друг от друга месторасположением основных объектов. В первом варианте новый социокультурный объект «Дархан Ураса» расположен на мысу в 67 квартале – на пересечении улиц Ойунского и Дежнева. Международный Центр Олонхо разместился в 68 квартале с выходом фасада на улицу Автодорожную. Производственно-деловой центр «Кудай-Бахсы» (Алмазно-ювелирный центр) располагается в 68 квартале на улице Дежнева – с этого места открывается вид на улицу Кулаковского.

DSCN1034

Во втором варианте архитекторы поменяли местами объект «Дархан Ураса» с объектом «Кудай Бахсы». В третьем варианте есть незначительные изменения по расположениям жилых поселений.

Но на сегодня обсуждения ведутся вокруг «Дархан Урасы» и «Кудай Бахсы», поскольку эти объекты имеют реальный потенциал, чтобы быть построенными в первую очередь. Если не брать в расчет комплекс мединститута СВФУ, который будет построен за счет федеральных средств. В новой версии концепции оба объекта выполнены в форме урасы, и имеют выгодное месторасположение. При удачном архитектурном решении на месте схода нескольких улиц могут появиться знаковые сооружения, которые определят развитие всей этой территории.

Конечно, эти варианты должны более подробно обсуждаться не только представителями органов власти, руководителями проекта и архитекторами, но и бизнесменами-инвесторами. Все мнения должны быть услышаны, чтобы были приняты правильные решения. Ведь у каждого свои задачи, а в итоге должно быть принято сбалансированное решение, не наносящее ущерба идее проекта. Идея была заложена в положении конкурса, победители которого грамотно и талантливо развили ее до уровня мировых архитектурных решений. Если каждый этап реализации пойдет на таком же уровне, то результат может превзойти наши ожидания.

Поэтому на сегодняшний день стоит задача утвердить один из вариантов, чтобы ясно видеть территорию, и чтобы процесс двигался вперед. Пока же мы видим два объекта «Дархан Ураса» и «Кудай Бахсы», которые претендуют на площадку 67 квартала, видя в нем наиболее выгодное и центральное место. Этот вопрос стал одним из главных на обсуждении, как и вопрос архитектурного проекта «Дархан Ураса», представленный Иваном Андросовым. Сложность заключалась в том, что утвердить какой-либо вариант без мнения Главы республики Егора Борисова и без мнения потенциального инвестора Алмазно-ювелирного центра «Кудай Бахсы» гендиректора ОАО «Сир» Анатолия Николаева не представлялось возможным. Поэтому разговор ограничился обсуждением этих площадок и проекта Ивана Андросова и его творческого коллектива. Игорь Никифоров, предложил рассмотреть проект «Дархан Ураса» без привязки к месту – «насколько этот архитектурный объект отвечает концепции комплекса».

DSCN1037

Честно говоря, было не очень ясно, какова доля условности этого проекта. Иван Андросов, представляя работу, не говорил о материалах, технических деталях, но в презентационном материале было видно здание из двух объемов, не отличающееся новизной в материалах и в конструктивных решениях. Синее стекло, в которое «одета» каждая вторая новостройка Якутска, напоминало о торговых центрах и вокзальных зданиях. Эти синие поверхности никак не работают на идею, не вызывают никаких ассоциаций, эмоций и переживаний. А ведь ураса – это один из самых сильных культурных символов народа саха. Ее современная интерпретация должна хорошо «прочитываться» каждым жителем Якутска и в первую очередь молодыми людьми. Вспоминаются слова одного из участников конкурса, руководителя московского бюро «Атриум» Антона Надточего, который рассказывая о своем замечательном проекте, охарактеризовал его так – «традиционная форма, устремленная в будущее».

Хотелось бы увидеть эту устремленность в будущее в комплексе «Дархан Ураса». Рецепт такой архитектуры, наверное, очень сложный и в нем все должно работать на идею –  оригинальность конструктивных и инженерных решений, новые технологии, использование традиционных материалов в новом качестве. Новейшие технологии обработки дерева позволяют создавать из этого материала суперсовременные здания и сооружения.

DSCN1033

Что касается содержательной и функциональной части, то в этом сооружении на первом этаже будут находиться выставочный зал со вспомогательными помещениями, зимним садом и фойе. На третьем этаже – конгресс-зал на 1200—1500 мест, приспособленный для проведения концертов и театральных постановок. На этом же этаже будут находиться гостиничные номера. Под самым куполом стеклянной урасы предполагается размещение берестяной урасы. Как сказал автор, высота здания-урасы будет достигать 51 метра, а общая площадь комплекса – 33 тыс. кв. метров.

Необходимо уточнить, что берестяная ураса в исполнении Бориса Неустроева будет находиться здесь не только в качестве артефакта и обрядового места, но и предназначаться для официальных приемов. Функционально в объекте присутствует все, о чем говорил Глава Республики и что необходимо для официальных приемов, церемоний и крупных мероприятий. Но архитектурное решение вызвало неоднозначное мнение со стороны коллег. Федор Шишигин отметил, что в архитектурном решении объекта нет чистоты. «В Пекине на центральной площади стоит театр. Снаружи это чистое, современное здание, а внутри все решено в национальном стиле. Здесь мы видим и урасу, и современное здание, как говорится, и нашим, и вашим…», — слова архитектора напомнили мне интервью, в котором он говорил об излишнем увлечении этой формой.

Действительно, в Якутске уже есть несколько сооружений в виде урасы, и если уж делать следующую, то делать надо так, чтобы это не стало дежурным, формальным реверансом в сторону традиционной культуры.

Гендиректор группы компаний «Утум+» Георгий Карамзин поинтересовался будет ли проводиться конкурс на этот объект или это окончательный вариант. На что Игорь Никифоров сказал, что речь идет о концепции этого объекта. «Егор Афанасьевич дал задание рассмотреть, какой объект может находиться на этом мысу в 67 квартале. Действительно, нужно объявить конкурс на этот объект, но для этого мы должны обсудить этот проект и определиться – будет ли это ураса и с каким набором функций? Тогда уже можно готовить задание на проектирование. Если появится инвестор или республика готова его финансировать, то мы объявляем конкурс», — обозначил следующие шаги Игорь Никифоров.

Но сложность ситуации заключается в месторасположении объекта. Почему-то этот мыс выглядит в глазах стратегических участников проекта прямо-таки желанным берегом. Может, мнение архитектора «Ove Arup» Джеймса Файнстоуна сыграло свою роль, когда во время пребывания в Якутске он назвал этот участок «коммерчески выгодным». А скорее всего, потому что это место еще в 2008 году было обозначено экс-президентом республики Вячеславом Штыровым, как территория для будущего Алмазно-ювелирного центра. Им был подписан соответствующий Указ.

Об этом напомнила собравшимся директор Фонда «ПК ЗО» Лена Федорова. Ей хорошо знакома история этого указа, который должен был дать возможность и шанс для появления в Якутске алмазной биржи. «Сегодня этот вопрос становится очень актуальным для республики. Юрий Трутнев поднимал эту тему на наблюдательном совете АЛРОСА в Мирном», — сказала Лена Федорова, дав понять собравшимся, что проект этот инвестиционный.

DSCN1032

Около 70% объектов комплекса будут коммерческими. Это отражено в Концепции проекта, и в частности производственно-деловой центр «Кудай-Бахсы» предполагает развитие приоритетного для республики алмазно-ювелирного производства. Пять лет назад, когда готовилась Концепция, никто не мог оперировать конкретными именами и компаниями. Идея проекта в сознании общества выглядела чем-то нереальным, и этот вирус сомнения иногда заражал и нас. Но сегодня в адрес фонда приходят письма от потенциальных инвесторов, желающих построить на территории свои объекты и участвовать в финансировании проектных работ. Среди них гендиректор ОАО «Сир» Анатолий Николаев, который обратился с намерением построить Алмазно-ювелирный центр и выбрал для этого участок 67 квартала.

— Мы должны радоваться тому, что к нам идут инвесторы, которые будут развивать здесь свой бизнес, и тем самым развивать территорию. Поэтому надо идти навстречу их пожеланиям, — сказала Лена Федорова, отметив, что Анатолий Николаев согласен разместить берестяную урасу в Алмазно-ювелирном центре «Кудай-Бахсы». При положительном решении вопроса с земельным участком он готов сотрудничать с победителями архитектурного конкурса и финансировать проектные работы.

Не знаю, уместно ли говорить о вмешательстве духа Кудай-Бахсы в освоении этого участка, но после Указа Вячеслава Штырова через восемь лет это место опять привлекает алмазо-гранильных дел мастеров. Среди плюсов этого участка то, что он практически чистый, в то время, как по другую сторону Дежнева находятся старые строения, которые надо будет сносить. Среди минусов — гораздо меньшая площадь, чем на территории 68 квартала. Это обстоятельство делает его малопригодным для размещения социо-культурного объекта «Дархан Ураса», где будут проходить массовые мероприятия в зале на 1200—1500 мест. По всем правилам здесь должна быть вместительная парковка, и вряд ли ее возможно здесь спроектировать.

Если посмотреть на ситуацию глазами горожанина, то ему не так важно, с какой стороны Дежнева будет стоять «Дархан Ураса», а с какой — «Кудай Бахсы». Ему важно, чтобы город получил прежде всего качественный рост. Мы видим, как много всего строится, но пока не ощущаем качественного улучшения городской среды и комплексного подхода к благоустройству территорий. Видимо, для этого не хватает по-настоящему амбициозных проектов. Не привыкли мы к рядовому относиться со всей тщательностью и соблюдением всех требований. Поэтому появление в проекте «Дархан Урасы», который курирует Егор Борисов, и реального инвестора, для которого важно развивать свой бизнес на этой территории, дает основания полагать, что это действительно амбициозный проект. Благодаря чему у горожанина должна появиться надежда, что рядом с озером Сайсары появится красивое пространство с современной архитектурой, спроектированное признанными в мире архитектурно-инженерными бюро «Ove Arup» и «Vittorio Grassi Architetto» совместно с ОАО «Якутагропромпроект».

Елена ЯКОВЛЕВА.