Главная » Статьи

Выйти на улицы

14 июня 2013 Просмотров 1 034

француаз и елуаВозможно ли, чтобы якутские художники вышли на улицы? И зачем? Франсуаз Винсент ФЕРИЯ и Елуа ФЕРИЯ предлагают провести 3-ю Якутскую Биеннале на улице. Два первых биеннале в Якутске проходили в выставочном зале НХМ. Кто знает об этом в Якутске и много ли зрителей там побывали? Поэтому французы предложили устроить следующую биеннале на более открытой площадке.Прошлым летом их творческий дуэт побывал в Якутске по приглашению французского ресурсного центра СВФУ. Художникам и искусствоведам из Университета Париж 8 и Университета Ренн 2 удалось познакомиться с якутским искусством на экспозиции самого биеннале. У наших художников и кураторов мероприятия представился шанс включиться в современные мировые тенденции. Местные споры об актуальном искусстве неожиданно оказались интересны западным медиаторам. Франсуаз и Елуа называют себя медиаторами между искусством глобального мира и локальным искусством. Они выступили инициаторами и координаторами программы «Искусство на полюсах» на базе арктической станции «Нью Алезан» в Свалбарде и Дюмон Дурвиль (Земля Адели, Антарктика) в сотрудничестве с Институтом полярных исследований имени Поль-Эмиль Виктор (Брест, Франция). Авторы двух изданий и университетского научного журнала Extrapolations они участвуют в различных биеннале, среди которых Венецианское, Биеннале в Гуанджу (Южная Корея), Биеннале в Бенине.

К нам они приехали с Венецианского Биеннале, где раздавали флаеры о якутском изобразительном искусстве и рассказывали о предстоящем в Якутске Биеннале-2014. Процесс подготовки международного биеннале с участием французских художников начался. Но прежде французы и якутские кураторы должны отобрать для показа в Париже работы наших художников. Это даст возможность французским художникам иметь представление, с кем они будут выставляться. Выставка якутских и французских художников «Тепло холода» пройдет в ноябре этого года в Картинной галерее Университета Париж 8 и в Доме Латинской Америки (бывшая парижская резиденция семьи известного полярного исследователя, океанографа Жана-Батиста Шарко). В рамках выставки состоится международная конференция «Современное искусство и его социально-культурная роль. Традиции и современное искусство. Какие связи?».

Понятно, что эти события вдохновляют якутских художников. В картинной галерее СВФУ была организована выставка «Тепло холода», из которой будет производиться отбор. Здесь живопись, инсталляция, прикладное искусство, фотографии и сами авторы, которые пришли послушать своих французских коллег. Слушая этих людей, я думала – неужели они так же творят, как говорят? Зная наших художников, людей не слишком говорливых, иногда без лишних слов отсылающих к своим творениям, было интересно открывать для себя западных художников. Видимо, изобразительное искусство радикально меняет свои формы и без активного общения, словесного сопровождения оно теперь малодоступно зрителю.

Франсуаз и Елуа отвечали на вопросы художников и редакции нашего сайта.

— Расскажите о себе, своих творческих предпочтениях.

Елуа: Эта встреча возможна благодаря сотрудничеству между университетами Франции и СВФУ. Но если бы мы не влюбились в это пространство, то вряд ли бы это стало возможно. Как художники, мы выступаем в творческом дуэте. Уже десятки лет работаем над темой встреч, путешествий и творческого видения этого. Здесь мы видим важную составляющую жизни. Что касается вашего творческого восприятия, то есть много вопросов. Есть постсоветский период, отдаленность региона и есть богатство вашей национальной идентичности. Все эти составляющие двигают нас на продолжение наших исследований. С другой стороны, эти исследования позволяют расширить поле деятельности во Франции — с нашими студентами, коллегами, художниками, которые работают на глобализацию. Что касается нашей формы восприятия, то мы пришли из живописи. Но мы сейчас вышли из формата картин. Мы вовлечены в сам процесс бытия и тяготеем к формам перфоманса. Это актуальное воспроизведение бытия. Из авангарда в1960-х годах начинался новый путь искусства.

Франсуаз: В жизни самое важное — встречи. Увидев в прошлом году ваше биеннале, общаясь с художниками, мыелуа...решили, что будем работать с этим пространством. Наша задача – организовать встречи западных художников и творческих сил Якутии, чтобы развить связи Запада и Востока. Хотим поработать над формами восприятия художественного произведения и разбить стереотипы. Мы тесно связаны с научными исследованиями искусства и интересуемся тем, какие вопросы задают художники сегодня? В глобальных масштабах какие проблемы интересны человечеству в художественных произведениях?

В прошлом году мы были не только на экспозиции биеннале, но и на защите дипломных работ в АГИИК, в мастерских художников. Мы почувствовали эту энергетику в действии. Многое близко тому, что происходит на Западе. Конечно, есть много различий. Даже начали думать не только о Якутии, а в более масштабном плане, о том, что известно о российском искусстве на Западе. Какие крупные выставки организуются, какие специализированные журналы издаются, какие известные критики работают в области искусства… Уже начинает накапливаться досье на эту тему.

На той неделе мы были на Венецианском Биеннале и с большим вниманием отнеслись к павильону России. В 2014 году крупное биеннале Manifesto, которое путешествует по всему миру, состоится в Санкт-Петербурге. По актуальному искусству очень большое движение и развитие происходит в России.

Франция сейчас переживает такой период, когда надо переосмыслить и найти новый язык художественного воспроизведения. Художники идут на улицы. Они выходят из мастерских, из домов. Меняется поэтическое восприятие города и пространства.

инсталляцияЕлуа: Самое главное, что художник начинает быть социально заинтересованным. Политика города, геополитика местности очень важно для художников. Современное искусство идет по этому пути.

— Означает ли это, что любой человек без художественного образования может прийти в искусство и высказаться?

Елуа: Это не зависит от образования. Во Франции так говорят – если ты два года учился изобразительному искусству, то ты можешь начать этим заниматься. Здесь все зависит от тебя.

Франсуаз: Это зависит от возможности анализировать, от рефлективного мышления, от свободы мышления и встреч с людьми. Художник — это не тот, который сидит на месте, а тот который передвигается, он мобилен, он везде.

Елуа: Он творит не сам, а взаимодействует, входит в контакты и после этого создаются его произведения. Сегодня потеряны академические идеалы...

– А если я хочу повесить у себя картину?

Франсуаз: Правило номер один для художников и критиков — отсутствие пренебрежения к формам выражения. Это все хорошо (оглядывая картины на стенах). Ты должен уважать художественное воспроизведение и восприятие других. И согласиться принять это.

Елуа (он обращается к Михаилу Старостину): Сколько у вас картин?

Михаил Старостин: Двести с лишним.

Елуа: В Париже столько ателье, галерей, где очень много таких картин. Их за все века столько накопилось и что с ними делать? Нельзя зацикливаться на материализации идеи. Надо думать, над формой быстрой передачи мысли, идеи.

Франсуаз: Творчество художника выше, чем творение материального. Не надо зацикливаться на результате, который можно было бы потрогать руками. В последние 20 лет во Франции появились художники, связанные с каким-то местом. Они там совершают какие-то действия и процессы, которые вызывают интерес и обсуждаются. Это не материальное вложение мыслей. Идея будущего биеннале — организоваться таким образом, чтобы были встречи, обсуждения. Это могло бы нас очень сильно обогатить.

— Многие из моих коллег считают, что форма биеннале насаждена у нас достаточно искусственно. Она было скопирована с западного образца. Поэтому стоит вопрос – набрана ли та критическая масса для проведения биеннале, как для художников актуального искусства, так и для публики?

Франсуаз: В мире в год проходит до 375 биеннале, и каждый город стремится иметь свое биеннале. Это форма праздника, которая имеет творческую составляющую.

Елуа: Биеннале 2014 года в Якутске — это будет попытка построить что-то вместе. Необходимо согласовать различные типы мышления. Биеннале должно породить вопросы и они не должны оставаться без ответа. Должен быть очень хороший, мобильный отряд медиаторов, которые помогли бы найти контакт с публикой. Во Франции тоже есть отряд медиаторов, но многие в обществе не воспринимают современное искусство. Это требует очень большой работы и дискуссии. Биеннале — это отношения между зрителями и художниками. И самое главное, это упражнения в мышлении. Конечно, очень большую роль играет контекст — ваше геополитическое окружение, ваш быт, вы тут едите конину, оленину… У вас много того, чего нет у нас, и это все играет роль.

Франсуаз: И элегантность ваших женщин международна. Когда приезжаешь, это сразу бросается в глаза.

— Искусство многообразно. Но оно отдаляется от народа. Наверное, поэтому художники выходят на улицу. Очень много художников, которые работают в стрит-арте. Они получают разрешение от муниципалитетов?

Франсуаз: В Париже в последние годы охотно идут навстречу и дают разрешение. В Венесуэле весь городиринаразрисован, и художникам за это платят. Венесуэльский павильон очень хорошо был представлен на Венецианском биеннале. У нас в Париже одну автобусную остановку отдали художникам и каждые две недели живопись меняется. Художники занимаются этим бесплатно.

— У нас в художественном образовании преобладает академизм и отсутствует такой компонент, как актуальное искусство…

Франсуаз: Вчера мы были на встрече у вашего министра культуры и речь шла о создании центра современного искусства. Тогда он (А.С.Борисов) сказал, что с ректором СВФУ они начали разговор о возможности такого центра недалеко от СВФУ. В обновляющемся обществе искусство играет очень большую роль. Оно всегда является полюсом споров и различных мнений.

— Увидев якутское искусство, вы можете сделать какие-то выводы о нашем обществе, о республике?

Франсуаз: Этот вопрос для большой диссертации. Если мы здесь, значит у нас есть желание работать с вами. Мы очень много путешествуем, почти во всех странах побывали. В прошлом году были в Бенине и работали над проектом «Художник –гражданин». Необходимо было создать там творческое пространство. Африка, конечно, сложна. Там были замечательные встречи.

— Какие работы вы отобрали?

Франсуаз: Это слишком конкретный вопрос, чтобы сейчас на него ответить. Очень нравится фотография с медведем (на снимке В.Бочковского запечатлен человек, кормящий с рук белого медведя пирожком). Мужчина с граммофоном пробуждает во мне воображение (картина М.Старостина). Это напоминает мне инуита, которого когда-то сняли в первом документальном фильме про историю человечества. Там такой кадр, где инуит дает своей семье послушать граммофон. Есть еще очень сильный образ, который я вспоминаю. В Антарктике, где я была в экспедиции, один исследователь поставил граммофон и пришли пингвины. Они стояли и слушали, и это было очень поэтично. Это была встреча технологии и природы.

Елуа: Северные художники очень активно начинают бороться за свое пространство против индустриального освоения. Против бездумного освоения всей территории Севера. Очень много северных художников в мире, разрабатывающих эту тематику.

В Париже нам будут задавать вопросы – почему Якутия? Там очень много золота и алмазов, но почему художники? Мы будем медиаторами Якутии, чтобы там показать вашу космогонию. Биеннале дает надежду изменить не только искусство, но и жизнь.

Елена ЯКОВЛЕВА.

Фото Галины ОКОЕМОВОЙ.