Главная » Статьи

Якутия. Здесь берегут традиции

29 января 2014 Просмотров 3 321

В очередном номере федерального журнала «Вестник. Зодчий.21 век» (zodchiy21.ru) выйдет статья генерального директора ООО «Ландшафтный центр Якутии» В.А.Никифорова и главного специалиста центра Н.И.Цыкуна. Предлагаем вашему вниманию эту статью.

Новаторский подход к осмыслению городского ландшафта предлагают специалисты из Якутии. ООО «Ландшафтный центр Якутии» под руководством Виктора Никифорова сумел не только найти свой творческий путь, но и ведет активную общественную деятельность с целью пропаганды ландшафтной архитектуры в городской среде, с внедрением современных методов благоустройства и активным использованием национальных этнических элементов.

ЯКУТИЯ. ЗДЕСЬ БЕРЕГУТ ТРАДИЦИИ

Новое осмысление концепции формирования городской среды в контексте национального культурологического наследия

В действительности все начиналось с голого энтузиазма. Руководитель и идейный вдохновитель нашего коллектива ландшафтный архитектор Виктор Афанасьевич Никифоров сумел заразить весь коллектив идеей признания Якутска как красивейшего и своеобразного города северной России.

Северная природа богата и красива собственной, особенной красотой. Мы сами навсегда пленились и ее суровым очарованием, и уникальным наследием национальной культуры. Точно сам собой сформировался подход к организации ландшафта с учетом духовного и традиционного национального начала каждого элемента. Наше стремление внести в проект свою изюминку не осталось незамеченным в среде профессионалов и не раз покоряло авторитетные комиссии конкурсов, участником и призером которых являлась наша фирма. Сохранение «духа места», придание своеобразия и оригинальности с целью дальнейшей узнаваемости стало девизом Ландшафтного центра.

В настоящее время Ландшафтный центр Якутии является единственной компанией в республике, профессионально занимающейся ландшафтной архитектурой и производит все стадии ландшафтных работ – от эскизного проектирования до «сдачи под ключ» объектов любой сложности.

В составе нашей творческой группы — ландшафтный архитектор, инженер садово-паркового и ландшафтного строительства, дизайнеры архитектурной среды, специалисты компьютерной графики. Наш проект сквера-памятника академика Ларионова, проект сквера Ветеранов и Молодоженов воплощены в реальность и стали достойным украшением города Якутска, Сквер Матери появился в Вилюйске, а Сквер Памяти предков — в Арылахе. Сейчас на стадии строительства Бриллиантовый сквер в Якутске – его планируем сдать в июне 2014. Проекты Сквера сестры милосердия и Сквера-памятника ссыльным полякам в Якутске проходят подготовительные стадии для строительства, которое начнется в 2014 году. В районных центрах и поселках Мирнинского, Горного, Хангаласского и Кобяйского улуса, появились скверы и парки авторства Ландшафтного центра. Одной из самых масштабных и важных для нас работ является этнографический комплекс «Земля Олонхо» на берегу озера Чуоналыр в городе Мирном. Все они подчинены стремлению подчеркнуть природную красоту и сохранить уникальное наследие северной богатейшей культуры.

ООО «Ландшафтный центр Якутии» под руководством Виктора Афанасьевича Никифорова начал свою работу в области ландшафтной архитектуры и благоустройства населенных пунктов Якутии в 2003 году. С 2006 года — является членом Гильдии профессионалов Ландшафтной индустрии и постоянным участником престижных международных конкурсов.

Руководство фирмы ведет активную общественную деятельность с целью пропаганды ландшафтной архитектуры в городской среде, с внедрением современных методов благоустройства и активным использованием национальных этнических элементов.

В 2004 году директором фирмы, ландшафтным архитектором Никифоровым Виктором была создана некоммерческая организация «Ассоциация профессионалов ландшафтной индустрии Якутии (АПЛИЯ)», объединившая специалистов и профессионалов данной отрасли. Ежегодно АПЛИЯ проводится региональная конференцию «Ландшафтная архитектура и дизайн городской среды» и тематические выставки.

drevo-zhizni_1

Награды ООО «Ландшафтный центр Якутии»:

  • Диплом победителя международного конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома»: 1 место в номинации «Проект» за совокупность работ «Городские объекты в г. Якутске». 2006г., г. Москва. Организаторы — правительство Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Гильдия профессионалов Ландшафтной индустрии.
  • Диплом победителя международного конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома».: 2 место в номинации «Общегородские территории» за работу Сквер-памятник им. Академика Ларионова в г. Якутске. 2007 г, г. Москва. Организаторы- правительство Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Гильдия профессионалов Ландшафтной индустрии.
  • Диплом и золотую медаль национальной премии «Украiiна Квiтуча 2008» за популяризацию этнических мотивов в формировании городских ландшафтов. 2008г., г. Киев.
  • Диплом лауреата всероссийской специализированной выставки «Design Land 2009» за ландшафтно-средовую композицию «Мудрость веков». Май 2009г, г. Сочи. Организаторы — Союз дизайнеров России.
  • Диплом победителя международной выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома»: 1 место в категории «Объект в ландшафте» и конкурсе «Древо жизни» за концептуальную этническую ландшафтно-скульптурную композицию «Древо жизни. Аал луук (Кудук) Мас». Октябрь 2009 г., Москва. Организаторы — правительство Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Гильдия профессионалов Ландшафтной индустрии.
  • Диплом лауреата выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» за работу «Проект реконструкции сквера-памятника, посвященного ссыльным полякам». Октябрь 2009г., Москва.
  • Диплом от Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии за профессионализм и популяризацию национальных традиций в ландшафтной архитектуре. Октябрь 2009 г., Москва.
  • Диплом победителя международной выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома»: 1 место в категории «Объект в ландшафте» и конкурсе «Древо жизни» за концептуальную этническую ландшафтно-скульптурную композицию «Древо жизни. Аал луук (Кудук) Мас». Октябрь 2009 г., Москва. Организаторы — правительство Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Гильдия профессионалов Ландшафтной индустрии.
  • Серебряный диплом выставки Ландшафтная Архитектура`10 за проект «Ландшафтно-этнографический комплекс «Земля Олонхо» на территории базы отдыха озера Чоуналыр г. Мирном», представленный на конкурс проектов в рамках 18 международного фестиваля «Зодчество» и российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству. Организаторы — Союз Архитекторов России...
  • Диплом лауреата выставки-конкурса 2010 года «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» в номинации «Проект» за работу «Ландшафтно-этнографический комплекс «Земля Олонхо» на территории базы отдыха озера Чоуналыр г. Мирном».
  • Диплом за сохранение национальных традиций при проектировании ландшафтно-этнографического комплекса «Земля Олонхо» на территории базы отдыха озера Чоуналыр г. Мирном», Москва, 2010 год.
  • Диплом «За большую плодотворную работу по озеленению и благоустройству г. Якутска», Москва, 2012 год.
  • Специальный диплом жюри в номинации «Элемент ландшафтного дизайна» — «За буйство красок в вечной мерзлоте» за цветочное оформление г. Якутска в 2012 году, Москва, 2012 год.

«Живой» ландшафт и память народа

Идея «одушевления» ландшафта и наделения его геосемантическим смыслом сегодня смело может использоваться при разработках новых градостроительных проектов.

Природный ландшафт от городского отличается лишь концентрацией природных элементов. И там, и здесь действуют одни и те же стихии: воздух, вода, земля, огонь. Задача заключается в том, чтобы насытить городской ландшафт природными элементами на символическом и знаковом уровне.

Экологическая и эстетическая деградация окружающей среды, преобладания городского ландшафта с дефицитом природных элементов вылилось в 20-м веке в чуждые архитектурные формы, когда каждое сооружение должно напоминать человеку об исчезнувшем природном естестве.

Пройдя через цепочку учений и концепций, современный человек неизбежно приходит к приоритету природной среды как условиям для выживания.

Разнообразие и узнаваемость относятся к тем качествам городских пространств, обеспечение которых является одной из целей ландшафтного проектирования. Устранение психологического дискомфорта, возникающего у человека в процессе восприятия окружающей среды с маловыразительным набором элементов, составляет эстетический смысл ландшафтного дизайна.

В использовании растительности как средства ландшафтного дизайна заключается огромный резерв достижения разнообразия и эстетической выразительности.

Поиск характерных линий, интересного силуэта, оригинального взаимодействия форм и цвета растительного материала, является основой в развитии многих известных приемов ландшафтного дизайна.

Утрата своеобразия городских пространств является одним из результатов пренебрежения проектировщиков к понятию «дух места». Немаловажно учитывать философский аспект воздействия человека на его окружение. Человек живет, когда может установить связь со своим окружением, осознать его границы и почувствовать привязанность к конкретному месту.

Создание устойчивых признаков места облегчает адаптацию человека в искусственной среде и становится одним из факторов психологической комфортности. Привязка к культурному наследию, к памяти предков многократно усиливает этот эффект.

Как правило, под культурной традицией понимается коллективный опыт народа, накопленный в течение длительного исторического периода во всех областях деятельности – в хозяйстве, в материальной и духовной культуре, во всех сферах общественной жизни.

«Природная религиозность» якутского народа воплощает в себе пантеистическое обожествление природы как совершенного творения бога и анемизм первобытных религий. Кропление духов огня кумысом, вешание веревок духу хозяйки местности на старое ветвистое дерево — это лишь некоторые из многочисленных примеров вовлечения природных элементов в систему мироведения и миропонимания.

В Якутии в современной ландшафтной городской среде можно найти примеры «религиозного» отношения к ландшафту, «одушевления» и сакрализации места, такого, как, например, озеро Сайсары, расположенное в системе города. По преданиям, когда-то тут проживала бабушка Сайсары, прародительница якутского народа – поэтому озеро пользуется особым отношением горожан.

Еще один яркий пример слияния духовности и современности – то, что в каждом населенном пункте Якутии есть специальные места для проведения главного праздника якутского народа – «Ысыах». Они стали неотъемлемой частью градостроительного планирования и являются его ландшафтной составляющей. Как правило, это специально выбранный зеленый луг с традиционной системой коновязей, символизирующей гостеприимство, приукрашенный саженцами берез с саламой из конского волоса и лоскутков материала, которые являются неотъемлемой частью всенародного праздника.

«Ысыах» занимает особую нишу в его духовной жизни. Он рассматривается как одна из своеобразных форм передачи культуры, которая как бы сфокусировала в себе духовные ценности, взгляды, миросозерцание народа. Издревле якутский народ встречал новый год летом 22 июня, в день летнего солнцестояния праздником «Ысыах» (праздник кропления молочной продукции). Для места проведения «Ысыах» специально выбирались открытые зеленые луговые пространства вблизи своего жилища в пределах населенного пункта, вокруг которого сажали молодые березы, украшенные конской веревкой. Для церемонии проведения обряда ставили систему резных коновязей как элементов архитектурно — декоративного украшения ландшафтного объекта. Праздники проходили открытием церемонии белым шаманом и распитием кумыса.

Сегодня в обычные дни места проведения «Ысыах» используются как место отдыха и как парковая зона. И можно смело утверждать, что якутский народ в составе своего культурологического наследия привнес в мировое паркостроение такой пример решения лугового пространства, как якутский лугопарк — место проведения праздника «Ысыах», где основными акцентами являются отношение к природной среде как к зеркалу представлений о строении мира, ценностных ориентиров общества, его мироощущения и миропонимания, а также реализация духовных и эстетических потребностей человека.

Среди наших объектов ярким и, пожалуй, самым известным примером планировки территории с учетом традиций «Ысыах» является ландшафтно-культурологический этнографический комплекс «Земля Олонхо» на территории базы отдыха озера Чуоналыр в г. Мирный.

«Земля Олонхо»

Главная идея концепции планировки этнографического комплекса «Земля Олонхо» – придание территории контурного очертания священного дерева – Аал Луук Мас. Она отвечает главному требованию пространственной схемы организации праздника Ысыах: место проведения Ысыаха должно олицетворять триаду Верхнего, Срединного и Нижнего миров, символизирующих Вселенную.

Контур священного дерева с помощью классических приемов ландшафтной архитектуры целенаправленно формируется линиями тротуаров, прогулочных дорожек, тропинок и дополняется чередой открытых и закрытых пространств. При этом максимально сохраняется существующая растительность. При входе в комплекс размещаются Центральная арка (1). Все гости Ысыаха проходят обряд очищения, благословения (2) на входной арке, которая называется «Аан Аартык». Пройдя чуть дальше по дорожке, гостей встречает ритуально-обрядовая арка «Той Аана» (3), олицетворяющая вход в традиционную зону комплекса, символизирующая условно вход в Срединный мир.

В центральной части комплекса расположена главная (центральная) тюсюлгэ (16) – трибуна на 3500 мест. Совместно с тюсюлгэ для осуохая (8) и тюсюлгэ кумысопития (6), трибуна представляет главную обрядовую часть комплекса. Прямо напротив трибуны, в середине главной обрядовой части комплекса находится священное дерево «Аал Луук Мас» (5). Ближе к трибуне расположен «Дуога Сэргэтэ» – коновязь для установки штандарта ысыаха «Ытык Дуога» (священный символ «Ысыаха олонхо») (7). Напротив трибуны расположен центральный помост (15), где будут проходить театрализованные представления и соревнования по борьбе хапсагай, перетягиванию палки и.т.д.

obschiy-vid_2

В центре тюсюлгэ для кумысопития (6) расположен «Аар Багах Сэргэ» с восемью коновязями и центральный алтарь церемоний кумысопития — «Кымыс Багах». На дальней возвышенной части комплекса, в кроне условного священного дерева, символизирующей Верхний мир, расположен тюсюлгэ для встречи солнца (9). Между тюсюлгэ для встречи солнца и центральной обрядовой частью комплекса расположен тюсюлгэ для олонхо (Дом Олонхо). (14) Условно оно расположено на границе Верхнего и Срединного миров.

С левой стороны центральной обрядовой части комплекса расположена Большая (Могол) ураса (10); Ураса для почетных гостей (Ага баhылык энер балагана) находится на противоположной части обрядового комплекса (11). Ураса для администрации МО «Мирнинский район» (12) находится в центральной части. На правой стороне условного (контурного) священного дерева расположена Ураса для МО, Ассамблеи народов (13) в количестве 9 штук, «Аллея мастеров» с выставочными верандами, беседками (17). Кроме того, в центральной части выделены специальные места для размещения объектов 8 алмазных провинций (35) и места для крупнейших городов Якутии – Якутска, Мирного и Нерюнгри (36). На границе условного Срединного и Нижнего миров выделяется место для общественного питания (Харчуопппа) (18).

При дороге в «Верхний мир» также устанавливается арка входа. (4)Вход в Нижний мир также отмечен стилизованной архаичной Аркой из стволов и прутьев деревьев (33).

В левой стороне традиционной зоны предусмотрена детская игровая площадка(20), торговые ряды, медпункт(21), а также павильоны организаций(19). Действующая береговая часть базы отдыха отведена под зону активного отдыха, в составе которой: лодочная станция (25), пляж (26), танцплощадки.

Общие технико-экономические показатели:

Площадь рекреационно-обрядовой части комплекса – 7,7 га;

Площадь открытых пространств – 3,4 га

Площадь закрытых пространств (зеленые насаждения) – 4,3 га.

Сквер памяти предков

Еще один объект, тесно связанный с этническими обрядами — сквер памяти предков в селе Арылах, Кобяйского улуса, Республики Саха (Якутия). Он задуман для ежедневного отдыха селян и будет являться одной из достопримечательностей села Арылах.

На территории сквера расположены скамьи для отдыха посетителей, прогулочная дорожка имеет современное тротуарное покрытие. Общую эстетическую картину завершает культурный газон, обрамленный фигурным деревянным ограждением, и посадки крупномерных деревьев.

«Мэнэ таас» — камень предков сооружается из цельного камня, состоящего из двух половин, которые символизируют, прежде всего двуначалье развития жизни.  Прежде всего, это обнявшиеся мужчина и женщина, — прообраз прародителей люччегинцев. Образы прародителей объединены символом парящего орла – эмблемой символического знака кангаласцев. В нижней части отображен силуэт восходящего солнца, обозначающий рассвет жизни. В передней части камня расположен скульптурный элемент, передающий образ крупного рогатого скота – неотъемлемой части быта и жизни предков.

В задней части сквера расположен каркас якутской юрты, сооруженный из бревен лиственницы, которая ассоциируется, прежде всего с памятью заброшенных строений в местах обитания предков. Каркас юрты спроектирован в виде двух сплетенных юрт, обозначающих, по замыслу автора соединение двух родов и символично становится продолжением родового гнезда. Сквер, являясь местом общедоступного отдыха селян будет служить местом соприкосновения с историческим наследием и будет служить делу культурного воспитания будущего поколения.

Бриллиантовый сквер

Более современный объект, который, в то же время, призван увековечить новейшую историю Якутии — Бриллиантовый сквер имени Г.П. Яковлева. Он расположен в квартале №86 г. Якутска (недалеко от пересечения улиц Лермонтова и Каландаришвили) и посвящается Георгию Петровичу Яковлеву, основателю Акционерного Общества «Туймаада-Даймонд», положившему начало развитию и дальнейшему расцвету алмазно-бриллиантовой промышленности Якутии. Георгия Яковлева знали как активного и инициативного человека, вовлекшего в дело много энергичных ребят, из которых была воспитана целая плеяда успешных сегодня руководителей разных отраслей народного хозяйства нашей республики.

Сегодня во всех городах России и мира особо популярным становиться тема вечности, философского начала Древа. В городах появляются «Древо жизни», «Древо познания», «Древо любви» и т.д. Город Якутск, как столица Алмазной республики, давно заслужил установки «Алмазного Древо», и сквер Г.П. Яковлева – «Бриллиантовый сквер» на берегу священного озеро Сайсары — это то место, где «Алмазное Древо» должно расположиться.

Ландшафтную композицию стелы «Алмазное Древо» венчает клин бронзовых журавлей — в честь исторического момента, произошедшего в городе Якутске при открытии гранильного завода ОАО «Туймаада – Даймонд», в присутствии первого президента Республики Саха (Якутии) М.Е. Николаева: во время церемонии открытия над присутствующими пролетел клин из семи журавлей. Георгий Яковлев свято верил, что это — благословение всех начинаний. Главной горизонталью сквера является широкая транзитная пешеходная аллея, стержнем и вертикальной доминантой служит ландшафтная композиция — стела «Алмазное Древо».

Общим фоном сквера служит Сад Камней, который является элементом ландшафтной архитектуры и значимой философской подосновой. Эти каменные глыбы, расположенные на разных уровнях, внешне напомнят кому-то Ленские столбы — красу нашей якутской природы, а кто-то, возможно, вспомнит сущность самого Георгия Петровича, романтичную, но сильную натуру, увлеченную новыми достижениями в деле жизни. Сад камней расположен так, что посетителей сквера, передвигающихся по аллее в любую сторону, сад камней встречает на входе и провожает на выходе.

Данный проект является не просто сквером отдыха, это в первую очередь пешеходная зона на берегу Сайсарского озера, которую авторы пытались сделать максимально удобной для горожан и гостей города. Вокруг ландшафтной композиции «Алмазное древо» имеется достаточно место для проведения торжественных мероприятий, эта площадка выложена современной тротуарной плиткой с декоративными включениями, которые своей общей формой в плане повторяют алмазные грани. На стороне сквера, прилегающей к территории школы, высажен плотный ряд деревьев ивы корзиночной, которые за короткий срок своими пышными кронами скроют проходяние в этом месте коммуникации и послужат зеленым фоном для всего сквера и создадут ощущение камерности.

Авторы проекта: ландшафтный архитектор В.А. Никифоров,

скульпторы – П.Г.  Слепцов; П.П.  Никитин

«Сквер-памятник ссыльным полякам» в г. Якутске

Похожую цель преследовали при проектировании «Сквера-памятника ссыльным полякам» в г. Якутске. Помимо организации пешеходного пространства мы хотели создать на небольшом участке, прилегающем к католическому костёлу на перекрестке улиц Пояркова и Курашова, сквер и памятник, посвященный ссыльным полякам, внесшим огромный вклад в развитие культуры и науки Якутии.

789

Доминантой территории здесь служит монумент с пилонами, передающее образ национальной урасы, что способствует приданию оттенка северного колорита. Пилоны возвышаются над пятью камнями. Но это не просто камни, это – поляки, отбывающие ссылку в холодной Якутии, ставшей домом; собеседники собрались вокруг очага в северной урасе и ведут вечную беседу о жизни, о родной и ставшей такой недоступной Польше… .

С архитектурной точки зрения данная композиция берет на себя роль одной из основных вертикалей окружающего пространства, разделяя её со зданием костела и являясь яркой точкой визуального притяжения.

Участие натурального камня в архитектуре сквера – вымощенная площадка, подпорные стены – указывает на причастие к общей идее ландшафтов горной Польши с её известняковыми скалами, и польских улиц, вымощенных натуральной брусчаткой.

Обилие деревянных элементов в проекте призвано лишить объект монументальной формальности и холодности; как известно, дерево в таежной Якутии издревле служит самым популярным материалом для любого строительства, и сегодня оно способно являться живым проводником между архитектурой прошлого и современного настоящего.

Проникновение в глубь веков, в народные традиции всегда притягивало и завораживало человека своей таинственностью и тесной привязкой к собственной памяти, а также к исторической памяти своего народа. В сочетании с безграничной любовью к природе это стало новым словом в ландшафтной архитектуре, основой качественного подхода к формированию окружающего пространства. Не просто профессионального, но пропитанного искренней любовью к Миру и Мирозданию.

This SimpleViewer gallery requires Macromedia Flash. Please open this post in your browser or get Macromedia Flash here.
This is a WPSimpleViewerGallery