Главная » Статьи

Япония. Семь дней на островке разума. Часть 3

31 мая 2015 Просмотров 476

Побывав в Японии, я не жалела о том, что не посетила Императорский дворец, а статую Великого Будды Дайбуцу увидела через щель в калитке. Гуляя по древней Камакуре, мы опоздали и пришли к закрытию храмового комплекса. В общем, музеи и история прошли мимо меня, и я теперь понимаю, что поехала в Японию не ради этого. В этой стране я открыла музей настоящего и будущего. Сами японцы очень любят слово «будущее». В Йокогаме есть новый городской район Минато Мирай (Порт будущего), застроенный современными архитектурными шедеврами. Искусственно-насыпной остров Одайба, являющийся продолжением Токио, японцы называют Городом будущего.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сама Япония представляет собой образец того, как могли бы выглядеть города XXI века. В этом смысле я побывала в музее под открытым небом, поэтому немного жалею о том, что не взяла с собой хороший фотоаппарат. Из соображений легкости и удобства обошлась мыльницей. Кстати, оба аппарата японские, и, видимо, мой старый Olympus давно уже вышел из японского обихода. Как-то попросила снять себя проходящую девушку, и она не знала, как это сделать, разглядывая раритет.

Понимаю, что Одайба – это нечто, заслуживающее восхищения японским упорством, трудолюбием и самое главное, умением доводить все до идеального результата. Но нередко факты и цифры держишь в голове, а доверяешь своим вкусам и чувствам. Я тщетно пыталась найти информацию о размерах этого искусственного острова, который в конце 1970-х был создан из прессованной свалки. А еще раньше — в XVIII веке, в этом месте Токийского залива была отсыпана цепь островков для оборонительных батарей. Представить это сложно, когда перед глазами знаменитое здание Fuji TV, спроектированное Кензо Танге, впечатляющий торговый центр Fort Venus, демонстрационный зал Toyota, мост Rainbow Bridge, Музей науки и инновации, самое большое в мире колесо обозрения и множество других коммерческих и жилых объектов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В это время я думала о нашем проекте «Земля Олонхо», проводя аналогии и параллели. У нас хоть и много суши, но освоение и окультуривание ее в наших климатических условиях имеет свои сложности. Поэтому многие застроенные территории так и остаются до конца не обустроенными. Заболоченность из-за мерзлого грунта и отсутствия водоотведения затрудняет все усилия по укладке дорожного полотна и тротуарной плитки. Когда после Одайбы ходишь по Якутску, кажется, что с океаном справиться проще, чем с вечной мерзлотой. 47 гектаров, которые предстоит освоить проекту «Земля Олонхо», — это наш маленький искусственный остров, который нужно обустроить с такой же искусностью, с какой японцы построили свой искусственный остров. Придется решать океан проблем по водоотведению, очистке и восстановлению озера Сайсары, созданию инженерной инфраструктуры, которая бы отвечала современным эстетическим требованиям.

В ближайшее время «Ростелеком» должен освободить территорию от своего оборудования. А в 1960-70-х годах островки Токийского залива были освобождены от большинства оборонительных батарей, и суда стали беспрепятственно заходить в морской порт. В конце 1970-х огромная мусорная свалка была соединена с одной из батарей и появился остров Одайба, который по-японски произносится Дайба. Дальше история этого места развивается по законам рынка. В 1990-х губернатор Токио начинает реализовывать план по развитию Одайбы в качестве нового района с жилыми и коммерческими объектами. В проект было вложено более 1 трлн. иен. Но в середине 1990-х эти планы свернули, посчитав дальнейшее строительство бесперспективным. Муниципалитет Токио решает продать и сдать в аренду отсыпанные территории крупным корпорациям.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Одайба начинает бурно развиваться, а стоимость земли ежегодно растет. Частные корпорации очень выгодно вложили свои деньги, и сегодня они с прибылью для себя сдают в аренду земли и построенные здания. Это одно из любимых мест отдыха и туризма прежде всего самих японцев. Здесь много отелей, торговых центров, выставочных залов, но мне кажется, что японцы здесь наслаждаются простором. На Одайбе очень много свободных пространств в отличие от самого Токио, здесь совершенно другая архитектура и принцип застройки. Все здания огромные и находятся на большом расстоянии друг от друга. Наверное, за этим приезжают сюда японцы, уставшие от тесноты. А мне к концу дня захотелось на токийские улицы. Это несмотря на то, что все пространство представляет собой благоустроенную зону отдыха со скульптурными композициями, велодорожками, летним лагерем, где гремит рок-музыка, зелеными рекреациями, за которыми заботливо ухаживают садовники. Все это я увидела по пути от Демонстрационного зала Toyota до Национального музея науки и инновации.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Впечатленная новинками Toyota и их ретро предшественниками я вспоминаю, как мы проезжали мимо морского порта рядом с Токио, чьи причалы были заполнены автомобилями, огромными кранами и множеством грузовых механизмов. С высоты автострады эти машины казались игрушками, заботливо расставленными их маленьким хозяином. «Вот эти уйдут в Америку, эти в Австралию, эти в Новую Зеландию», — комментировал гид выстроенные на разных причалах легковые авто. «А эти для России», — указал он на ряды подержанных машин. Выглядели они прилично, но все равно хотелось, чтобы вместо них стояли новые. Вот как эти, которые мы видели в демонстрационном зале.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Даже я, человек равнодушный к авто, любовалась этими сверкающими новинками. Гид подвел нас к самой последней и самой дорогой Toyota Mirai, которая ездит на водороде и стоит в переводе на доллары 70 000.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но мне больше понравились ретро автомобили. В них больше души, как и в любой старой вещи. Залы с ретро и спортивными автомобилями находятся в торговом центре Fort Venus, и видимо, полумрак является частью оформления.

Между демонстрационными залами находится торговый зал, где можно купить сувенирные и игрушечные Toyota.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Зато традиционных японских сувениров здесь не увидишь. Их почти нет и в торговых центрах Токио, поэтому надо покупать сувениры в Асакусе или в древней Камакуре. Вообще, находясь на Одайба, можно допустить, что это любой город Америки, Европы, Азии. Есть в нем глобальная универсальность. Я понимаю, что никто не собирался здесь создавать комплекс, соединяющий в себе современность и традиции. Здесь только современность, инновации и немного попсы, которая воплотилась в имитации американской Статуи Свободы. Такие копии не украшают пейзаж, но туристам нравится фотографироваться на ее фоне. Мне хотелось сделать хороший снимок штаб-квартиры Fuji TV, но шедевр Кензо Танге никак не попадал в кадр. Зато сам Танге прямо засел в моей голове – мастер в 83 года спроектировал это футуристическое сооружение. Он умер в 92 года, а его творение является центром притяжения этого острова. Центральным ядром объекта выглядит огромный шар весом 1200 тонн, внутри которого находится смотровая площадка.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Под самыми стенами здания проходит какое-то шоу, двое парней смешат публику, а я иду дальше. Мне интереснее лестницы, автостоянки, деревья…Мне кажется, что я здесь единственная, кто видит впервые многоуровневую автостоянку, украшенную зеленью (за скульптурной композицией), лестницу с такими перилами (видимо, съемными), деревья, за которыми за так бережно ухаживают.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Никто не фотографирует то, что фотографирую я. Люди пытаются запечатлеть себя на фоне скульптур, огромного боевого робота Гандам, пейзажа Токийского залива с мостом …И я все это сняла. Но если бы эти люди знали, как важны для нас все эти мелочи, мимо которых их глаз привычно скользит, а мой цепляется, как за шедевры цивилизации. Они еще не знают, что я фотографировала их туалеты. По дороге на Одайбу мы заехали на автостоянку, и гид вдруг предлагает мне сходить в туалет. Улыбается и говорит, что с познавательной целью. Я иду и вижу такое.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Оказывается, есть туалеты для детей. Красная кабинка для девочек, синяя для мальчиков. Миниатюрные унитазы, раковины обязательно. Рядом туалет для людей с ограниченными возможностями. Чистота и технологии, как в медцентре.

Находясь на этой автостоянке, понимаешь, что приближаешься к Городу будущего. Пока мои попутчики пили кофе, который готовила супермашина, я опять фотографировала обыденные вещи – мне нравится такая обыденность. Была бы я поэтом, посвятила бы хайку этой красоте повседневности.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сдержанность и воспитанность японцев распространяются на их собак. Я заметила, что собаки здесь не лают, не рвутся с поводка. Даже когда две собаки оказываются рядом, они спокойно проходят друг мимо друга. Вот эта женщина держит на коленях свою невозмутимую таксу. Несколько минут назад возле них стояли мои попутчики с детьми и умилялись собачке. Дети усюсюкали, а такса также невозмутимо сидела, потом отвернулась и уткнула свою мордочку в хозяйское плечо.  Экскурсия по автостоянке закончилась тем, что я сфотографировала эту супермашину, которая за две минуты готовит более 60 разновидностей кофе из зерен. Гид предлагал хабаровским предпринимателям купить такой агрегат, но те отказались, сказав, что не окупится. Внутри этой машины целый завод, который мгновенно проделывает несколько операций, и выдает напиток, чей аромат распространяется по автостоянке.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Любовь японцев к разнообразным аппаратам и автоматам я во всей полноте увидела в Национальном музее науки и инновации. Как сказал гид, особых инноваций там нет, поскольку музей предназначен для детей и подростков для познания окружающего мира. Но мне было интересно посмотреть, в какой форме это представлено и что можно познать взрослому. Музей своим появлением обязан Закону о науке и технике, который был принят в Японии в 1995 году. Через шесть лет на Одайбе выросло восьмиэтажное здание, которое представляет собой совершенно новый тип музея.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Первое, что открывается взору – это модель Земли. Она крутится, на ней демонстрируется время, температура воды в океане, и кажется, что сам океан движется. Наша планета выглядит совсем как живая. Наверное, ее единственную невозможно потрогать в музее руками. Но можно смотреть на нее, лежа на специальных креслах-топчанах. Все остальное вступает в прямой контакт с посетителем. И дети с родителями чувствуют себя здесь вольготно. Малыши играют с аппаратами – нажимают на кнопки и на огромных экранах появляются то веселые, то грустные лица… Подхожу и читаю – здесь находится секция, где можно узнать о человеческих эмоциях. Почему этот мультяшный персонаж плачет, смеется, сердится — все это объясняется с помощью интерактивных устройств и напоминает игру.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В эти комнаты стоит очередь, и внутри них возможно кабинки космонавта или устройство,  иллюстрирующее геном человека, а может, принцип работы интернета. Отдельная секция посвящена образу жизни будущего, и туда выстроилась самая длинная очередь. Позже узнаю, что там множество роботов, и билеты надо покупать отдельно. Все восемь этажей – это демонстрация того, как можно рассказывать о достижениях в физике, космонавтике, энергетике, автомобилестроении языком мультимедиа и современных технологий. Причем, все это имеет элемент игры и непосредственного контакта.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Одайба, конечно, впечатляет. И нужно время, чтобы увидеть все его достопримечательности, которые японцы создавали в расчете на уникальность. Колесо обозрения здесь самое большое в мире – 115 метров. Токийский международный выставочный центр Big Sight является крупнейшим в Японии и самым смелым архитектурным творением острова. Здесь можно познакомиться со всеми японскими брендами — от автомобилей до аниме. В Panasonic-Центре представлены новейшие телевизоры, компьютеры, бытовая техника. Но чего-то здесь не хватает. Возможно, место еще не обжито, а огромные здания своим металлическим блеском лишь усиливают ощущение пустынности пространства. Да и день был пасмурный, поэтому даже Радужный мост еле виднелся в тумане Токийского залива.

Отдав дань удивительному творению рук человека, я с удовольствием вернулась в сам Токио, и на следующий день попала в район Харадзюку. Это то место, которое обжито и наполнено особенным духом, потому что здесь укоренилась своя субкультура. Харадзюку с главной улицей Омотэсандо – это район тусовки и променада модной японской молодежи.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Шагая по улице, вдруг услышала русскую речь: «Сегодня народу мало, а в выходные здесь не пробиться». Интонации были разочарованные, я оглянулась и увидела двух парней и девушку. Не я одна пришла сюда, чтобы увидеть это явление японской субкультуры. Но, видимо, самые смелые и сумасшедшие собираются на Сибуе, а здешняя публика выглядела совсем не эпатажно. Допускаю, что их одежда имеет происхождение из всех этих брэндовых и люксовых магазинов.

Глядя на сидящие компании, думала, что это друзья, а оказалось очередь. Из магазина вышла девушка и пригласила крайнего парня зайти.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ловлю себя на том, что уже не сильно удивляюсь. Человек быстро привыкает к новому, а на смену эйфории и восторгу приходит обывательский интерес. Тем более, что токийские улицы учат глаз различать множество деталей и не дают скучать. Когда разглядываешь всю эту архитектуру и дизайн, то видишь, что крупное соседствует с мелким, цветное с монохромным, высотное с низким, японское с европейским… Видимо, это заложено в принцип – избегать монотонности и однообразия, некой серийности, которая обезличивает пространство.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В этом миксе нет и намека на вульгарность и аляповатость. Разнообразие лишь напоминает о высокой конкуренции между торговыми домами, которые привлекают покупателя не только товаром, но и архитектурой зданий и дизайном фасадов. Стекло, металл, зеркала, дерево, камень, плюс реклама и вывески. Все это из области искусства, и я теперь понимаю, ради чего для будущих дизайнеров возвели этот Cocoon-Tower. «Креативно мыслящих бабочек» можно воспитать только в стенах незаурядной архитектуры.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Месяц-другой без мытья и ухода, и взгляд этой улицы потускнеет и состарится. А сейчас этот район напоминает подиум или площадку, где будут проходить съемки для модного журнала. Кажется, стилист уже ждет, облокотившись о перила. За его спиной начинается улочка, напомнившая мне наш Старый город. Тихо, уютно, есть даже деревянный дом. Еще бы три-четыре деревянных здания, и сходство было бы полным. Но я понимаю, что это нарушило бы здешние принципы, и заставило бы задаться вопросом – а почему здесь целый ряд деревянных домов, чем это продиктовано? Но когда напротив здание с розовым фламинго, то и вопросов нет. Потому что нация художников использует любую возможность для самовыражения, и потому что за каждым фасадом свой брэнд и стиль, который тоже имеет авторов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но, думаю, что главный брэнд Японии – это не модные марки, архитектура и дизайн, а океан. Японцы может так не считают, а я по привычке мышления ищу брэнды в природе. Если представить, какой крошечный клочок суши им достался посреди океана, и сколько людей тут живет, то первая мысль – океан не только кормилец, но и нечто из разряда метафизического, формирующего особое сознание и дух. Япония чуть больше Оленекского улуса – 377,915 кв.км. против 318 тысяч кв.км. При населении 127,3 млн. человек.

Конечно, они не забывают, что живут посреди этой огромной стихии, а мне не терпится ее увидеть.

Елена ЯКОВЛЕВА. Фото автора.

Окончание следует.