Главная » Статьи

Земля Олонхо — Северная Шамбала

19 июля 2012 Просмотров 4 208

Эта статья посвящена сакральному значению проекта “Земля Олонхо”, точнее территории его комплекса.

В чем его сакральная суть?
В геофизических особенностях территории Якутии, позиционирующей себя как Земля Олонхо и площадь которой свыше 3,2 млн. кв. км.
В знании этих особенностей предками якутов как о наличии у этой земли мощной сакральной силы, что собственно и обусловило их прибытие сюда с южных земель еще в древности.
usuakhВ выборе прибывшими трех долин средней Лены как самых подходящих для табунного и отгонного скотоводства, соответственно и поселения на долгие времена людей.

В проведении первоначального обряда освящения этих долин – спрашивании с небес благости алгыс  на долину Сахсары (сакральное название реки Лена), названной так родоначальницей саха в честь родной долины оставленной далеко на юге. Например, в Хакасии, в дельте Енисея лежит прекрасная долина Сахсары. Имя родоначальницы запечатлено в названии озера Сахсары, Сайсары, на берегу которого возводится кластер “Земля Олонхо”. Стойбище далеких предков саха, место их поселения впоследствии стало плацентой, зародышем города Якутск.

Сегодня здесь реализуется проект “Земля Олонхо” – создание внутригородского кластера инновационно-креативной индустрии, mogol urasaоснованной на духовных и материальных ценностях якутской культуры, экософии  Олонхо. Создаваемый на берегу озера Сайсары национальный инновационный  проект “Земля Олонхо” позиционизируется как сакральный центр Северной Шамбалы.

Почему? Ответ на этот вопрос дает сопоставительный анализ материалов якутской истории и культуры, героического эпоса олонхо с цитатами книги «Путь в Шамбалу» современного американского природоохранника и культуролога, знатока религий и мифологий Эдвина Бернбаума, внесшего значимый вклад в исследование религиозных мотивов охраны дикой природы [1].

Вот только некоторые цитаты из этой книги:

1) «…Миф о Шамбале имел тонкое влияние и на Западе. В конце средневековья из Европы отправилось множество католических миссионеров, чтобы обратить китайцев и тибетцев. Два из них, Жуан Кабраль и Эстебан Каселла, искали путь из Индии через Тибет в “Катай”, т. е. Китай, и услышали о Шамбале, которую они называли “Xemba la”.

…Первым из западных ученых, написавших о Шамбале, был венгерский исследователь Чома де Кёрёши. В 1819 г. он отправился из Венгрии с рюкзаком за плечами искать родину предков своего народа, считая, что она должна быть где-то в Центральной KailasАзии. После долгого пешего путешествия через Ближний Восток в Индию он достиг Тибета и провел остаток жизни, изучая тибетский язык и литературу. Хотя он так и не нашел прародину венгров, он нашел тексты о калачакре и Шамбале и пришел к заключению, что это знаменитое царство находится к северу от Сырдарьи, протекающей в Средней Азии. Почти через столетие двое других ученых, Бертольд Лауфер и Альберт Грюнведель, опубликовали переводы на немецкий двух тибетских путеводителей в Шамбалу. Они и работы Чомы де Кёрёши пробудили на западе некоторый интерес к этому царству, главным образом, в узком кругу востоковедов.

…Внимание широкой аудитории Шамбала привлекла благодаря верованиям теософов. Во второй половине XIX в. русская женщина Е. П. Блаватская основала Теософическое Общество, всемирное мистическое движение, которое впервые широко познакомило Запад с восточными религиями, особенно с буддизмом. Она заявляла, что получает телепатические и письменные послания от духовных учителей, живущих где-то за Гималаями. Многие из её последователей верили, что высший из этих учителей, “Господь Мира”, находится в Шамбале, невидимом оазисе в пустыне Гоби. Согласно их взглядам, Шамбала является духовным центром мира и первоначальным источником тайных доктрин теософии.

Rerikh_vesna…Среди множества важных фигур, испытавших влияние теософии, был русский эмигрант Николай Рерих, художник и философ, который в частности разработал костюмы и декорации для знаменитой премьеры балета Стравинского “Весна священная”, состоявшейся в 1913 г. Исследуя тибетскую мифологию, Рерих проявил большой интерес к Шамбале и возглавил научную экспедицию через Центральную Азию, чтобы искать следы скрытого царства. Шамбала стала для него предельным символом, соединявшим пророчества и цели поиска всех религиозных традиций.

…Следующим выступающим был Хенри Уоллес, официальный покровитель съезда и министр сельского хозяйства США. Встретив Рериха и загоревшись его идеями, Уоллес убедил Рузвельта подписать пакт. Письма, которые он писал Рериху как своему духовному наставнику, показывают, что Уоллес глубоко интересовался мистицизмом и знал о Шамбале.

…Пророчество о Шамбале, вдохновившее Рериха и Уоллеса, происходит из истории этого царства. Каждый из Владык Шамбалы, начиная с первого, должен править по сто лет. Всего их должно быть 32, и со сменой их царствований условия во внешнем мире будут становиться всё хуже и хуже. Люди потеряют из виду религию и истину, станут воинственными и будут стремиться к власти ради власти. Нечестность, хитрость и жадность будут преобладать, и по Земле распространится идеология грубого материализма. Сокрушив всех своих противников, варвары-материалисты начнут бороться между собой, пока не появится злой царь, который объединит их и подчинит своей власти весь мир.

…В то время как на Западе таинственным и скрытым святилищем считали Тибет, сами тибетцы искали его где-то в другом месте»:

Саха (якуты), как и тибетцы ищут Шамбалу, искали и ищут свою изначальную родину – Землю Олонхо, где-то в другом месте.  Большинство ученых помещают страну, образ которой воспевает олонхо, в горных долинах Центральной Азии. Например основоположник якутской литературы, один из первых государственных деятелей Якутии, автор научных трудов об олонхо, П.А. Слепцов – Ойунский в своей работе “Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание” писал  в 1927 г.: “Древние якуты, прежде чем попасть в нынешнюю Якутию из средней Азии, должны были пройти путь от восточной стороны Аральского моря через древнюю Китайскую империю (Тибет – Монголию) и остановиться на востоке от Байкала”.

shambala.jpg_22) «Их священные тексты указывают на Шамбалу, мистическое царство, скрытое за снежными вершинами где-то к северу от Тибета. Миряне передали множество народных историй о Шамбале — некоторые из них о грядущих войне и золотом веке, а другие — об отправившихся туда мистиках и сокровищах, с которыми они возвращались. В результате у большинства лам нет уверенности в отношении места расположения этого царства, и они придерживаются разным мнений о том, где бы оно могло быть — от Северного Тибета до Северного Полюса. Шамбалу окружает огромное кольцо заснеженных гор, сверкающих льдом, которые не пускают всех, кто не достоин войти. Фактически, тексты обычно описывают Шамбалу как восьмилепестковый лотос, окружённый ожерельем снежных гор»:

Образ эпической страны в олонхо, обустраиваемой родоначальниками саха, воспевается  как прекрасная вечнозеленая округлая горная долина-оазис – “восьмикрайняя-восьмиободная мать-земля” в окружении снежных пиков вечных ледников. Т. е. описывается центральная высокогорная долина, по краю которой расположены восемь меньших долин-ободов. В этой долине и поселяются первопредки саха, обустраивают, окультуривают ее пространства.

3) «…Ламы добавляют, что Шамбала — единственная из чистых земель, которая существует на земле. Когда я небрежно заметил Далай-ламе, что должно быть, это просто нематериальный или воображаемый рай для ума, он сразу же ответил: “Определенно нет — Шамбала обладает материальным существованием в этом мире”.

…Вместо того, чтобы отрекаться от мирской деятельности ради монашеского или отшельнического аскетизма, люди Шамбалы скорее воспользуются всем, даже развлечениями и роскошью семейной жизни, в качестве средства достижения просветления. Они стараются освободиться от иллюзии через те самые вещи, которые привязывают к ней других. Считается, что благодаря своему позитивному отношению к материальному миру жители Шамбалы развили передовую науку и технологию, которую они ставят на службу духовным целям»:

alguschiВ олонхо, как и в эпосах родственных алтайских народов, описывается жизнь племени, главная цель которого обустройство поселения рода, семьи, ее материального благополучия, достижение изысканной роскоши во всем – от утвари, одежды до сооружений и больших комплексов. Для этих целей главами богатых родов даются всему своему народу роскошные обрядовые кумысные праздники Ысыах с вымаливанием небесной благости – алгыс, ритуальными церемониями, веселыми инициациями-состязаниями, всенародным причащением-пиром, коллективными молебными хороводными танцами осуохай для достижения религиозного экстаза. Т. е. описывается использование  в полной мере всего, даже развлечений и роскоши семейной жизни, в качестве средства достижения просветления. Все материальные роскоши достигаются использованием передовых технологий своего времени, носителями которых являются уусы – мастера, кузнецы Кудай бахсы.

4) «Люди Шамбалы не бессмертны, но они живут долгий век около ста лет и умирают с уверенностью, что родятся вновь в условиях, по меньшей мере, таких же хороших, какими они наслаждались в этом царстве. Также не являются они и полностью просветлёнными — они сохраняют некоторые человеческие недостатки и иллюзии, но их гораздо меньше, чем у людей внешнего мира. Все они, однако, стремятся достичь просветления и воспитать своих детей в таком же духе. Их общество ближе всего к тому идеалу, который только может быть достигнут в этом мире»:

Герои олонхо богатыри родоначальники саха, в целом алтайских народов – трикстеры, одновременно наивные и недоверчивые, добрые и гневные, чревоугодники и аскеты, но в целом благородные защитники обиженных и обделенных, руководствующиеся благородными целями по указаниям верховного божества. Персонажам якутского олонхо, как и эпосов других алтайских народов, присущи некоторые человеческие недостатки и иллюзии, но все они стремятся достичь просветления и воспитывают своих детей в таком же духе.

5) «Немногие ламы, говорившие об этом, сказали, что Шамбала существовала с самого начала мира, но о ее ранней истории известно очень мало. Они полагали, что у нее были владыки и религия, которые сделали ее лучшим местом, чем какое-либо иное, но добавляли, что эта религия не была буддизмом»:

Религиозные воззрения древних обитателей эпической страны олонхо основаны на поклонении создателю мироздания небесному Богу Свету – Светлому Господину Благотворцу Үрүҥ Аар-Айыы Тойону.  Тюрков Саяно-Алтая на поклонении Кудаю, Ульгеню и т. д. Универсальные концепты этих небесных религий, в целом тенгрианства, просматриваются в основе небесных религий добуддийских, доисламских религий прапредков всех тюрков, монголов, тибетцев, индо-иранских и других народов Евразии.

6) «Последователи бон, древней добуддийской религии Тибета, заявляют, что в действительности Шамбала — это Олмолунг ринг, источник их учения, невидимое, окруженное снежными горами царство к северо-западу от Тибета»:

В якутской традиции под формулой “Омоллоон олоҕо, дьэргэстэй ыһыаҕа” остались воспоминания о месте некогда счастливейшего проживания предков на земле Омоллоон, где давались веселые кумысные праздники Ысыах. С тибетского Ол-мо-лунг-ринг переводится как длинная долина. Во многих вариантах олонхо средняя долина, заселяемая первопредками называется Уһун Дураар Хочо, т.е. Длинная долина. В разговорной речи тибетцы произносят Олмолунг как Омолюн. Над долиной Омолюн возвышается самая высокая вершина Джмолунгма. Шерпы ее произносят как Чомолун-ла. В якутском языке словосочетание омолун-чомолун означает непроходимый горный перевал. Также одним из предков якутских родов был человек по имени Омоллоон/Омолун/Омолой. По всей Якутии имеются такие гидронимы, топонимы и т. д. Таким образом, речь может идти об одном и том же топониме, привнесенном в древности на север предками саха (якутов).

7) «…Восьмой царь, Манджушрикирти, столкнулся с проблемами. Многие мудрецы сочли учение калачакры слишком длинным и сложным для понимания, и покинули царство, чтобы следовать иному учению. Осознав свою ошибку, Манджушрикирти силой своей медитации вернул этих уклонистов в Шамбалу и дал им сжатую и упрощённую версию калачакры, которую они приняли. По меньшей мере, один западный учёный, Хельмут Хоффман, считает, что этот случай в мифической форме отражает важное столкновение, имевшее место в Центральной Азии между буддизмом и некой чуждой религией. Западные ученые считают, что калачакра попала в Индию откуда-то из Центральной Азии около 960 г. и практиковалась в Бенгалии и Кашмире»:

Якутский эпос в своем архаичном пласте отражает события межплеменных конфликтов, столкновения религиозных воззрений соседних племен, персонажей их пантеонов. В олонхо просматриваются конфликты соседних племен – обитателей нижних, Brakhmamutraсредних, верхних долин одной и той же реки. Возможно Брахмапутры, реки в Китае, Индии и восточном Пакистане (Бангладеш), левого притока Ганга, одной из крупнейших водных артерий в Южной Азии, самой высокогорной в мире реки. На отдельных участках она называется: в Тибете — Мацанг и Ярлунг-Цангпо, в месте прорыва через Гималаи — Сианг и Диханг, в Индии — Брахмапутра, в Бангладеше — Джамуна. Истоками Брахмапутры являются несколько рек, стекающих с северных склонов Гималаев и с южных склонов хребта Кайлас. Отсюда Брахмапутра на протяжении более 1100 км течет параллельно Гималаям по дну продольного грабена широтного направления. Ниже места впадения реки Джамды, Брахмапутра прорывается через отроги хребта Тангла и Гималаи, бурно течет в глубочайших ущельях. В районе села Пасигхат Брахмапутра выходит на Гангскую равнину и течет вдоль южного подножия Гималаев, представляя собой огромную водную артерию, спокойно несущую свои воды по дну широкой долины. Огибая горы Ассама, Брахмапутра образует большую излучину, затем поворачивает на юг и сливается с Гангом.

Таким образом, в верхних, средних, нижних долинах Брахмапутры издревле проживали племена и народы, исповедующие индуизм, буддизм, джайнизм и др. Образы древних божеств их пантеонов, возможно, отражаются и в олонхо. Так в образе девки абаасы нижнего мира Кыыс Хахайдаан (Девка Львица/Девка Кабаниха) угадывается образ популярных женских божеств индуистского и буддистского пантеонов, связанных как с львом, так и дикой свиньей. Например, Дурги.  Образ родоначальника Аджына Баай тойона находит отклик в образе легендарного родоначальника хуннского рода Ашина, в то же время и одного из братьев-близнецов ведийской и индуистской мифологии Ашвинов.

TrimurtiВ образе железного темноликого и трехликого богатыря абаасы нижнего мира со средним глазом на лбу и прыгающего на одной ноге просматривается образ танцующего трехликого божества – тримурти Брахмы-Вишну-Шивы. В образе мифической птицы Хардай/Хородой просматривается образ Гаруды, ездовой птицы Вишну и т. д. Образ главы восьми родов нижнего мира Арсан-Дуолая также связан с образом Вишну-льва. Арслан на древнетюркском – лев.

В результате религиозного конфликта, из-за неприятия чужих богов, племя родоначальников могло быть отвергнуто родичами  и сослано с верхних долин вниз на средние. Во всяком случае, как отмечают Н. В. Емельянов и др., на это указывают сюжеты многих олонхо. Изначальными верхними долинами могли быть долины Памиро-Гиндукуша и Гималайского Каракорума, куда новые религиозные воззрения могли проникнуть из Кашмира с прибывшими с нижних долин Брахмапутры и из Бенгалии. Соответственно, и верхние племена должны были привнести в нижние долины свои воззрения и идеи.

Shiva8) «…Двадцатью годами после, на стыке столетий, сибирский лама Доржиев стал влиятельным наставником далай-ламы и убедил его, что раз и Россия, и Шамбала лежат к северу от Тибета, это должна быть одна и та же страна»:

Бурятский лама, конечно же, имел ввиду районы озера Байкал, где в междуречье сибирских рек Ангары и Илима существуют такие железные руды, которые магнитную стрелку не притягивают, а отталкивают. В местах таких аномалий магнитное поле Земли не усиливается, а ослабляется. И в таких местах, называемых айыы аартыга/путь ангелов и богов, «улететь» душам ушедших обратно в Небо легче, об этом предки алтайских народов знали. Они находили такие места, поселялись и погребались вблизи них. Известно, что племя динлинского князя, одного предков алтайских народов, в т. ч. и бурятских, будучи жреческим племенем, прибыло с юга Гоби на Байкал в незапамятные времена. Древними нашими предками двигали не только поиск пастбищ и угодий, не только исторические  события, но и религиозные цели. Они шли с определенной сакральной миссией. Вместе с тем в районы Байкала прибывали разные племена, все они воевали и роднились с автохтонными племенами. Некоторые уходили дальше, кто на запад, кто на север. Один род, из племени известного как уч курыканы (ус хоро ханы), отправился сплавом на север вниз по Лене, и дошел до территорий современной Якутии. Так, самыми северными тюрками стали их потомки – саха (якуты).

9) «…Поскольку, по всей видимости, вся поверхность земного шара исследована и картографирована современной наукой, естественно, возникает вопрос: как может существовать такое место как Шамбала? Как царство, где полно рек, гор, храмов и городов, может оставаться скрытым от обнаружения со спутников и самолетов?»:

Скорей всего по той простой причине, что храмы и города Северной Шамбалы должны быть возведены осознанно как таковые собственно самими носителями знаний Шамбалы, т. е. современными потомками жреческого племени, прибывшего некогда с Гималайской Шамбалы в Сибирь в поисках Северной Шамбалы. Но сегодня потомки этого племени находятся в разрозненном состоянии, и в состоянии интроверсии – направленности внимания внутрь своего коллектива, причем это проявление коллективного бессознательного. Отсюда у них гипертрофированные желания постоянного самоутверждения, самолюбования, в худшем случае самоедства и самоуничтожения. Чтобы спасти самих себя, вооружиться и вооружить других знаниями своих предков, знаниями Шамбалы, осознать их глубинные смыслы, прежде всего им самим необходимо открыться, оглядеться, стать экстравертами. Т. е. стать любопытными, жаждущими знаний о других, другом, не только себя и своего, открывать суть в сравнительном познании. Полюбить, пожалеть не только себя, но других, общаться с ними, найти общее, восхититься не только своим, но и чужим.

Направленность внимания, собственных знаний у носителей Северной Шамбалы только вовнутрь своего общества и делает пока ее скрытой.

10) «В дополнение к этому, успехи науки и технологии, которые должны бы сделать существование Шамбалы еще менее вероятным, по мнению многих тибетцев, делают ее открытие неминуемым. Кхецун Зангпо, известный ученый, сказал: “Ваши западные ученые летали повсюду и исследовали почти всю поверхность Земли, но и сейчас ищут новые, другие места, так что Шамбала скоро будет найдена”. Согласно пророчеству, варвары, которые захватят мир, в конце концов, разовьют возможности и средства найти скрытое царство»:

Национальный инновационный проект «Земля Олонхо» в Якутии направлен именно на эти цели: успехи науки и технологий  должны открыть миру Северную Шамбалу, ее знания и ценности. Под “варварами” понимаются носители ценностей западной технократической цивилизации, которые разовьют возможности и средства не только промышленного освоения Сибири, но и познания скрытых доселе традиционных духовных ценностей – алтайских народов, обитателей Северной Шамбалы.

11) «Приводя свои доводы в пользу существования Шамбалы, что же думают тибетцы о том, где она может в действительности быть? Здесь они начинают выражаться туманно, неуверенно, и высказывают множество разных мнений. Немногие думают, что она может быть где-то в Тибете, скорей всего, в таинственных горах Куньлуня; больше людей указывают в сторону Монголии и Синцзяна (северо-западная провинция Китая), но большинство верят, что Шамбала находится в Сибири или в какой-то другой части России. Некоторые тибетцы думают, что нужно отправиться еще дальше на север и искать это царство в ледяных пустынях Арктики. Некоторые ламы даже строят догадки, что Шамбала существует вне Земли, на какой-то другой планете.

Тексты, которыми пользуются ламы в качестве основного источника, ставят ту задачу, которая и ответственна за большую часть этой разницы во мнениях. Они описывают местоположение царства в понятиях мистической географии, которые трудно, если не невозможно, соотнести с тем миром, который мы знаем. Эта география начинается с описания мифической горы Меру в тысячи миль высотой, подножие которой находится в аду, а вершина — в раю…»:

Это образ эпической мировой горы,  мирового столпа, мирового древа, подножие которого находится в аду, а вершина в раю. shambalaФизически это явление спирально крутящегося светящегося вихря бурхана в местах геомагнитных аномалий местах стыков плит, изломов земной коры. В основном в предгорных долинах и урочищах. При сильных аномалиях с большими диаметрами воронок. Это явление напоминает прозрачное светящееся торнадо с шаровыми молниями и которое широко описывается в научной литературе о природе  торнадо. Во время религиозных церемоний сакрализации гор, получения алгыс, это явление искусственно вызывается акустическим резонансом при ритмичном синхронном извлечении участниками церемонии звуков определенных частот различными голосовыми приемами, ударными и музыкальными инструментами в состоянии религиозного транса, экстаза. Через эту “воронку” души ушедших, очищаясь резонансом, кратчайшим путем напрямую восходят в Небо, а с Неба, как утверждают ясновидцы, нисходят божественные светящиеся частицы – салгын кут/воздух-души для обретения новой жизни в срединном мире – на земле.

12) «…Большинство лам, отваживающихся строить догадки о местоположении Шамбалы, обращаются за руководством к тем комментариям, которые разделяют континент Джамбудвипа на шесть зон. Если двигаться в целом с юга на север, то тексты перечисляют их как Индию, Тибет, Ли, Китай, Великий Китай и Страну Снегов. В зависимости от конкретного комментария, Шамбала располагается в западной части либо Большого Китая, либо Страны Снегов. Великий Китай в этих описаниях, похоже, включает в себя Маньчжурию, Монголию и часть бывшего СССР. С приходом к власти в России коммунистического режима немногие тибетцы стали верить в это, но многие из них думают, что царство Шамбалы вполне может скрываться где-то среди просторов Сибири. Некоторые тибетцы под Страной Снегов понимают северную Сибирь и Арктику…

…Существует большая вероятность того, что Шамбала скрылась скорее во времени, чем в пространстве, и является древним царством, давно ставшим легендой…»:

Действительно, именно северо-восток Сибири, точнее плато между реками Лена и Енисей, озером Байкал и ледовитым океаном является зоной мировой геомагнитной аномалии северного полушария. В местах положительных локальных аномалий, в местах изломов, где рельеф земли гористый, складчатый, люди добывали руду, возникало кузнечное ремесло, что обуславливало развитие очага цивилизации, культуры – поселения, города. Сначала люди такие места «метили» сакральными сооружениями, комплексами, затем строили поселения.  Эпицентр мировой сибирской геомагнитной аномалии приходится на районы глухой якутской тайги. Там городов и храмов нет. Поблизости только Якутск, Мирный, Ленск. Эти города в последние годы обустраиваются по новому, строятся храмы разных конфессий и  традиционные якутские сакральные комплексы.

13) «…Многие западные ученые соглашаются с Далай-ламой в том, что учения калачакры должны были происходить из какого-то места, и думают, что в Индию эти учения пришли в X в. из какой-то страны в Центральной Азии. Хельмут Хоффман писал: “Страна Шамбалы несомненно находится вне Индии, и по всей вероятности первоначально это была реальная область, но со временем её стали считать чисто мифическим царством”. Сэр Чарлз Элиот в своём “Историческом очерке индуизма и буддизма” писал, что “эта страна видна только сквозь туман мифа: она могла быть в Индии, а могла быть и где-то в Центральной Азии, где буддизм смешался с тюркскими идеями“…

…По этим критериям из наиболее вероятных мест выделяется уйгурское царство Кхочо, находившееся в Турфанской впадине у подножия Тянь-Шаня. Согласно тибетским путеводителям в Шамбалу, Турфан лежит к северу от Ситы, которую большинство западных учёных отождествляют с Таримом. Основанное уйгурами, тюркским народом, около 850 г., царство Кхочо процветало 400 лет и было примечательным оазисом культуры и учёности…

Во время появления калачакры в Индии царство Кхочо, вероятно, обладало самой передовой цивилизацией и самым высоким стандартом жизни из всех стран Центральной Азии»:

khochoДа, действительно, изначально Шамбала находилась в районе Гималайского Каракорума, включающего современные территории Индии, Синьцзян Уйгурии, Пакистана, Афганистана, Тибета. На северо-западе Тибета остались руины Кхочо, города-оазиса древних тюрков, стены пещерных храмов исписаны буддийскими и тюркскими сюжетами. С этих районов и проникла калачакра в Индию. Сегодня в Якутии почти в каждом улусе есть местности и наслега с названием Хочо, т.е. долина. Это древние предки назвали свои новые места поселений в память об оставленных в Центральной Азии.

14) «…Исторически Шамбала могла соответствовать Таримской котловине в целом, или одному из ее основных оазисов, таких как Яркенд, Кашгар или Хотан. Некоторые ученые выделили Хотан, самый большой и плодородный оазис на южном краю котловины. Орошаемый тающими снегами Куньлуня, он поддерживал процветающий центр буддийской учёности, народ, любивший музыку и культуру, и школу живописи, произведшую впечатление на китайцев и повлиявшую на тибетское искусство. Согласно древнему хотанскому преданию, один индийский принц III в., ослеплённый своими соперниками, бежал со своей родины, пересёк горы и основал местную династию Хотана. Археологические находки показывают, что индийцы действительно около этого времени колонизировали этот оазис. Согласно тибетской легенде об основании Шамбалы, представитель рода Будды, Шакья Шамбха, был вынужден бежать от врагов на север от Индии. Преодолев много гор, он пришел в страну, которую покорил, и которая впоследствии по его имени стала известна как Шамбала. В силу этого сходства тибетская легенда могла происходить от хотанской, намекая на возможную связь между скрытым царством и Хотаном…»:

Сюжет ослепления принца братом, родственником лежит в основе и индийского эпоса Махабхарата, и ирано-огузского Кероглы, и якутской легенды об отце Татаар Тайма одного из родоначальников Элляя. Все эти герои вынуждены были бежать к родственному племени, преодолевая в пути много гор, а прибыв на новое место, они устраивали церемонии и праздник в честь высших божеств, возводили поселение, крепость. На якутском, как и на других алтайских языках, слово хотон означает  комплекс жилых построек, совмещенных с помещениями для  скота, хозяйственными постройками, т. е. вполне соответствует значению  ”самая большая и  плодородная часть стойбища, поселения”. В олонхо страна первопредков называется Кун улууhа, т. е. Улус Солнца. Лу, луо также означает великий, большой, дракон.  Кун Лу, Кун Луо, созвучный с Куньлунь, означает Солнечная горная/драконья улус-долина. Как показали исследования китайских генетиков гены найденных в засоленных песках мумий из раскопанного некрополя в пустыне Такла Макан Таримской котловины, соответствует генам сибирских народов и викингов. Значит в целом алтайских народов. Найденные оказались предками хунно-огузских  племен, что вполне логично вписывается в выдвигаемую гипотезу.

15) «…Хельмут Хоффман заявляет, что проследил маршрут, описываемый в путеводителях в Шамбалу, в эту область Памира, где, как он думает, некогда существовало это царство. Согласно указаниям древней тибетской религии бон, бонская версия Шамбалы, Олмолунг ринг, лежит, в общем, в той же области, где-то в горах между Самаркандом и Алма-Атой…»:

KarakorumВысокогорные долины Памиро-Гиндукуша, как часть Гималайского Каракорума были изначальной родиной одного из родов племени, давшей арийскую ветвь родоначальников алтайских, огузских и иранских родов. Название гиндукушской долины Сват, санскритское название которой Удаян, тибетское Оргьен, соответствует по звучанию и содержанию с названием верхней долины Удаҕан –  Кун Оркен, описываемой в олонхо и общем древнетюркском дастане Оргенекон, откуда первопредки освободились от многолетнего заточения путем расширения глубокого узкого дна горного ущелья плавлением его железорудных скал. Об этом выдающемся событии память народов сохранила в своих эпических поэмах. Выйдя из этого ущелья с многочисленными ожогами от хождения по горячим углям, первопредки-кузнецы, племя Кудай Бахсы, а именно они и сплавили скалы, устроили великий кумысный праздник Ысыах, посвященный солнечным лучам свободы. Это случилось в древности в улусе солнечного луча Күн Өркөн/Оргенокон,  Күн Улуhа/Куньлунь.  Об этом остались воспоминания о прекрасной жизни в Омоллоне/Омолуне, великом празднике Ысыах Дьэргэстэй.

16) «…Согласно многочисленным документальным свидетельствам, летом 1908 г. по небу пролетел яркий объект, резко отклонился к западу от прежней траектории и взорвался над малонаселённой областью Сибири к северу от Алтая. Основываясь на высоком уровне радиации, зоны поражения которой были расположены тремя кольцами, генетических изменениях в местных растениях и расположению деревьев, поваленных взрывом, некоторые современные исследователи пришли к заключению, что этот объект мог быть атомным космическим кораблём, незадолго до взрыва совершившим маневр над севером Центральной Азии — тем самым регионом, в котором, по мнению многих тибетцев, может находиться Шамбала. (В России он широко известен как Тунгусский метеорит. — прим. пер.)…»:

tungusskiiЭто событие произошло в конце дней летнего солнцестояния, 30 июня 1908  г. в 7 часов утра по местному времени над бассейном реки Подкаменная Тунгуска, когда по всей Сибири алтайскими народами были проведены кумысные, молочные обряды, во время которых совершались церемонии спрашивания небесной благости алгыс, божественных воздушных душ салгын кут – невидимых невооруженным глазом светящихся частиц плазмоидной природы. По религиозным воззрениям алтайских народов эти частицы – живые души божественного происхождения, входящие через темя в младенцев и творящие человеков разумных. При проведении обряда в благоприятствующем месте с локальной магнитной аномалией, как правило в предгорной местности, достигается резонанс, при котором образовывается живая мерцающая спиралевидная воронка, «связующая» Небо и Землю.

Существуют огромные залежи магнетита, создающие локальные магнитные аномалии, то есть сильные отклонения напряженности и направления земного магнитного поля от нормы. Кроме сильных локальных магнитных аномалий существуют более крупные региональные аномалии и весьма обширные по площади мировые аномалии. Самые большие мировые магнитные аномалии находятся в Северной Америке и Южной Атлантике и Восточной Сибири. Зона магнитной аномалии Восточной Сибири приходится на плато, ограниченное с востока рекой Леной, с Енисеем, с севера Ледовитым океаном, а с юга ареалом озера Байкал.

Сибирские геомагнитные аномалии положительные, эпицентр мировой Восточно-Сибирской аномалии же приходится на стыке границ Якутии и Эвенкии в верховьях притоков Вилюя и Енисея. Возможно, над ним и создалась гигантская воронка, которая и втянула крупный плазмоид или комету в свою орбиту. Он взорвался, не доходя до земли. Если бы взорвался не над безлюдной, а населенной территорией, то последствия были бы катастрофичными. Аналогичное случилось 13 августа 1930 г. в Бразилии, в верховьях реки Куруса. Если Тунгусский метеорит упал в глухой тайге, то Бразильский – в непроходимых джунглях. Он тоже произвел сильные разрушения, напугал местных жителей – рыбаков и сборщиков каучука, которые решили, что наступает конец света.  Южная Атлантическая геомагнитная аномалия в южном полушарии находится у берегов Бразилии и Южной Африки, объединяющая Бразильскую и более слабую Кейптаунскую аномалии. Эта аномалия тоже положительная, т.е. магнитное поле в этом районе увеличено. Таким образом, понятие Шамбала означает районы положительных геомагнитных аномалий земли. Северная Шамбала – зона мировой Восточно-Сибирской геомагнитной аномалии северного полушария. Так как территории центральной и западной Якутии входят в эпицентр этой зоны, комплекс проекта «Земля Олонхо», культивирующий традиционные сакральные знания, использование науки и технологий, станет искомым всеми городом-храмом той самой Северной Шамбалы.

17) «…В ходе исследования этих отношений выявятся самые распространенные и универсальные темы, которые покажут, на чем нам нужно будет сосредоточить свое внимание, когда мы обратимся к раскрытию более глубокого смысла самого этого скрытого царства. Олмолунг ринг (длинная долина), бонский эквивалент Шамбалы. Царство окружено квадратом снежных гор. В центре возвышается девяти ярусная гора, символизирующая девять путей религии бон. Подпись внизу дает разные названия Олмолунг ринга, включая и Шамбалу»:

olmolungРечь идет о шаншунской карте Олмолунг, долины под Кайласом в Тибете. Над Кайласом и озером Манасаровар/Манасарыа наблюдались свечения, ясновидцы утверждают, что там имеется канал, напрямую связующий землю с небом. В олонхо  же в воспевается образ девяти ветвистого, девяти ярусного мирового древа/мировой горы, возвышающегося произрастающего в центре долины. Это символ девяти ярусного мироздания и небесной дороги в виде спиралеобразной воронки к творцу мироздания. В проекте “Земля Олонхо” предусматриваются символичные объекты Мировое Древо — Аал уук Мас, Мировая гора – Могол Юрта.

18) «…Согласно пророчеству, примерно через 12 000 лет, когда религия во всем внешнем мире вымрет, великий царь и учитель бон снова придет из Олмолунг ринга. Однако, в отличие от будущего царя Шамбалы, он не поведет последний бой с силами зла, и не установит золотого века. Он просто принесет человечеству новую форму древних духовных учений, в которые он вдохнёт новую жизнь...»:

Сегодня в Якутске в рамках проекта “Земля Олонхо” создается международный научно-исследовательский центр олонхо и обрядовый комплекс, которые  будут воссоздавать новую форму древних духовных учений, в которые она вдохнет новую жизнь.

19) «…Другой важный тибетский миф, упоминающий Шамбалу, направляет внимание к пророчеству о спасителе, который освободит мир от сил зла. Эпос о Гэсаре рассказывает историю героя, который возвращает принадлежащее ему по праву царство, выиграв в конном состязании, и отправляется уничтожить демонов в Тибете и победить варваров в таких удалtнных странах, как Монголия и Персия. За столетия народные сказители и ламы добавили к первоначальному эпосу новые эпизоды и превратили его в средство распространения буддийских доктрин…»:

Героические эпосы алтайских народов, в том числе олонхо, в отличие от тибетской Гэсериады, не подверглись буддистскому, христианскому, исламскому влиянию, потому в своем ядре сохранили изначальные архаичные пласты. Бурятские версии сказаний об Абай Гэсере сохранили архаичное ядро этого мирового эпоса. Как эсхатология Гесериады тесно связаны с Шамбалой, так и эсхатология олонхо и других алтайских народов также связано с ней.

20) «…В древности миф о блаженной стране на севере не был исключительной принадлежностью Индии. У скифов, кочевавших по степям Азии в первом тысячелетии до н. э., тоже были легенды о месте, подобном Шамбале и Уттаракуру, вероятно, такие же, как у индийцев. Они верили, что к северу от их земель, за странами, населенными сначала известными им народами, а далее — племенами фантастических существ, возвышались Рипейские горы, уединенная область снега и тьмы, которую не может пересечь ни один смертный. По ту ее сторону, ближе к Северному Полюсу, лежит страна, одаренная теплым климатом, где Солнце всходило и садилось раз в году...»:

Речь может идти о территории Заполярного круга, где зимой сравнительно тепло, чем в центральной части Якутии, и где из-за полярной ночи и полярного дня Солнце всходит и садится раз в году.

21) «…Ламы говорят и о других путеводителях в Шамбалу, но их трудно найти, и может быть, их уже не существует. В предисловии к своей версии путешествия, Третий Панчен-лама упоминает путеводитель, написанный неким Мелунг ламой. Согласно его краткому изложению, сделанному этим панчен-ламой, он описывает маршрут, ведущий из западного Тибета на север, через верхний Хор и Сог — возможно, области монголов и уйгуров в районе Таримской котловины. Это путешествие в Шамбалу должно было занять два или три года пути…»:

tarimУчитывая, что гены найденных в Таримской котловине мумий совпадают с генами алтайских народов Сибири, можно сделать вывод, что это мумии предков алтайских народов, в т.ч. и древних уйгуров, и монголов, имеющих восточно-иранские и согдийские, т. е. сакско-огузское происхождение. Они происходят из районов Гималайского Каракорума, Памира и Гиндукуша. Сегодня сохранились топонимы: на Памире, в Таджикистане Хорог, в Иране Хорасан, Тибете Хор и т. д. В Бурятии, Якутии имеются много населенных пунктов Хоро, Хорообут, Хорула и т.д., названных по названию рода одного из якутских родоначальников Улуу Хоро – Великий Хоро.

22) «…Если путешествовать далеко на север, где живёт царица Кхом Кхом, там есть, как говорят, красивые леса и воды. Еще севернее располагается царство Ли, самое большое из шести стран этой области. Нужно шесть дней продвигаться по большой дороге, ведущей вдоль Железных Гор. Там есть река Сита, текущая с запада на восток, по которой живет народ хор. Обычно у них не бывает домов, и живут они просто в войлочных юртах. У юрт важных людей бывает две и даже три крыши. Для передвижения они пользуются верблюдами, 110 верблюдов составляют караван.

saki.…Народ хор, живущий по ее берегам, вероятно, является кочевым народом тюркского происхождения, тогда как согпо, путешествующие по дороге в Шамбалу — это монголы, либо согдийцы из западного Туркестана»:В Якутии, Кобяйском улусе река Ситтэ течет с запада на восток, впадает в Лену. Род куокуй,  проживающий в этом улусе происходит из харганайской группы хоринцев. В якутском языке имеется слово тэбиэн/верблюд, хоринцы знали верблюдов. Хоро – огузский род тюркского кузнечного племени, их родоначальник Великий Хоро известен как обладатель бегового быка и  как великий кузнец. С якутского слово оҕус переводится  бык и ударь, бей по чему-либо. Т. е. это слово имеет отношение к быку и кузнецу.

Согпо относятся и к согдийцам, и монголам, ибо аристократический род древних монголов восходит к древнеуйгурскому роду, который имеет прямое отношение к согдийскому племени, т. е. сакам, которые обитали в районах Гималайского Каракорума, в т. ч. Памиро-Гиндукуша и  западного Туркестана.

23) «…Другой лама, Дардо ринпоче, от своего учителя в Тибете слышал следующее пророчество. После того, как варвары объединятся, злой дух, которому они поклоняются, скажет им, что они еще не самая великая сила на Земле, и что существует царство Шамбалы. Открыв, где она скрывается, они приступят к прорубанию дороги через заснеженные горы, окружающие царство. К тому времени много снега растает, что сделает их задачу намного проще. Когда варвары достигнут Шамбалы, их вторжение не будет беспокоить царя, пока они не попытаются поразить его в сердце копьем, когда он будет прогуливаться по террасе своего дворца. Невредимый, но разгневанный, он обойдет три раза вокруг оскорбившего его оружия, а затем начнет последнюю битву»:

Под злым духом здесь подразумевается дух страстной жажды наживы, говоря современным языком – погони за сверх прибылью. И этот дух сегодня водит теми, кто пренебрегает интересами коренных народов Сибири, их традициями, экологией территорий их проживания. По сути, из-за этого инвестируются строительства дорог, инфраструктурных объектов, новых городов и т. д. Заснеженные горы Якутии, в целом всей Сибири, прорубаются для дорог, а дороги выкладываются для выкачивания из недр сверхприбылей. Наступающее потепление упрощает эту задачу.

24) «…Согласно Самдонгу ринпоче, варвары используют для перелета через внешнее кольцо гор, окружающих Шамбалу, летательные аппараты из железа»:

В Якутии строятся международные аэропорты, открываются авиалинии Якутск-Пекин, Якутск-Сеул, Якутск-Ниигата и т. д. Намечается строительство международного а/п в Тикси и оттуда будут совершаться авиарейсы в США и Канаду.

25) «Поскольку варвары достигнут предела возможного в материальном оружии и силе, Рудрачакрин должен будет победить их духовными средствами. Согласно комментарию к калачакре, “Недвижим, как гора, он войдет в медитацию о Лучшем из Коней”.

…Что касается летающих каменных коней, то ламы склонны интерпретировать их как самолеты. Согласно Чопгье Тричену ринпоче, тут имеется в виду нефтяное топливо, потому что нефть выступает из камней. Другие считают, что тут говорится о металле самолетов. Во всяком случае, духовная сила, происходящая от медитации на Лучшем из Коней, позволит Рудрачакрину материализовать любые виды оружия и транспортных средств, которые варвары построят с помощью науки и технологии»:

В Якутии, в целом Сибири, нефть действительно выступает чуть ли прямо из камней. Что касается медитации на лучшем из коней, то имеется в виду церемония поклонения солнечному конному божеству Джесегей, выспрашивание у него благости алгыс во время летнего кумысного обряда Ысыах.

При этом во время большого обряда алгыс, возможна силой коллективной концентрации духовной энергии материализация желаемого.

26) «…После победы Рудрачакрин распространит свое правление на весь мир и установит золотой век. Всякая борьба закончится, и вся Земля станет мирным продолжением Шамбалы. Людям больше не придется зарабатывать на хлеб: на деревьях появятся фрукты, а зерно будет расти без всякого возделывания. Все будут жить по сто лет, и им не будут угрожать ни войны, ни болезни. zemlya olonkhoВне зависимости от того, приведут ли они людей к освобождению в этой жизни, все сделают большой духовный прогресс и приобретут чудесные силы, такие как способность, проходить за день чрезвычайно большие расстояния. Люди станут также очень сведущи в науке и технологии, но будут использовать их только в мирных целях»:

Олонхо воспевает страну с вечным летом, где всегда солнечно и зелено. В комплексе «Земля Олонхо» планируются и подкупольные дома, улицы, площади, где круглый год под будет +20.  И даже зимой, когда снаружи будет –50 градусов, в комплексе «Земля Олонхо» будет зелено и солнечно, на деревьях будут расти фрукты. В числе научных разработок комплекса в области агробиотехнологий будут и опыты по выращиванию зерна без всякого возделывания. Люди, действительно, станут очень сведущи в науке и технологиях, но будут использовать их только в мирных целях.

Вот теперь, дорогой читатель, Вам стало понятно, почему мы позиционируем инновационный кластер “Земля Олонхо” не больше, не меньше, как таинственный город-храм той самой Северной Шамбалы.

Добро пожаловать в прекрасную духовную страну Земля Олонхо –Северную Шамбалу!

Лена Федорова

[1]  Бернбаум Э. В поисках Шамбалы. – М.: Рипол Классик, 2005. – 352 с.

P.S. Эдвин Бернмбаум преподает в Горном институте США, университете Калифорнии, является членом совета директоров Американской Ассоциации Гималаев, член Комиссии по охраняемым территориям Международного Союза Охраны Природы.